Культура Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:13, доклад

Описание работы

Истоки искусства этой очень древней страны восходят к 8 тысячелетию до н.э.. Но наиболее значительным этапом во всех областях её художественной жизни явился период феодализма, начавшийся в 6-7 веках и затянувшийся вплоть до середины 19 века. Конечно, развитие японского средневекового искусства протекало неравномерно на протяжении этого грандиозного отрезка времени. И всё же оно не знало слишком крутых переломов или резких спадов.

Работа содержит 1 файл

Семинар япония.doc

— 101.50 Кб (Скачать)


Культура Японии

 

1. Истоки искусства этой очень древней страны восходят к 8 тысячелетию до н.э.. Но наиболее значительным этапом во всех областях её художественной жизни явился период феодализма, начавшийся в 6-7 веках и затянувшийся вплоть до середины 19 века. Конечно, развитие японского средневекового искусства протекало неравномерно на протяжении этого грандиозного отрезка времени. И всё же оно не знало слишком крутых переломов или резких спадов. Ни один из этапов японской средневековой культуры, включая этап позднего средневековья, нельзя назвать временем упадка, так как каждый из них отмечен своими достижениями.

 

Японское искусство складывалось и развивалось в особых природных и исторических условиях. Япония – самая окраинная из восточных стран. Она расположена на четырех крупных островах (Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку) и многих мелких, со всех сторон омываемых морями. Это островное положение в древности было выгодным для Японии. Долгое время она была неприступной и не знала внешних войн. Её миновало даже опустошительное для многих стран монгольское нашествие. Монгольский флот, подступавший к её берегам, был уничтожен тайфуном и затонул. И хотя в самой Японии то и дело вспыхивали внутренние междоусобицы, они не так губительно отзывались на её культурном развитии. Близость Японии к азиатскому материку вместе с тем сказалась в установлении Японией уже в древние времена контактов с Китаем и Кореей. Это облегчило и ускорило развитие её собственной культуры.

 

Японское средневековое искусство выросло под сильным воздействием корейской и особенно китайской культур. Японией была усвоена китайская письменность и многие черты китайского мировосприятия. Буддизм с 7-го века стал государственной религией Японии. Произведения китайского и корейского искусства ввозились в Японию, японские писатели подражали китайским писателям. Но всё это нисколько не мешало японцам по-своему преломлять китайские идеи и приспосабливать их к образу своей жизни, своему бытовому укладу. Я считаю, что уклад этот сложился под влиянием уже чисто местных исторических и климатических особенностей.

 

Природа Японии разнообразна и красива. Сравнительно с китайской она выглядит камерной, миниатюрной. Климат на большей части островов мягкий, зима продолжается недолго. Но эта природа не спокойна. Япония – страна гор, морей и многих действующих вулканов. Пригодной для земледелия почвы здесь мало, а творения человеческих рук часто беспощадно уничтожаются землетрясениями и тайфунами, которые разрушают дома и смывают посевы. Недолговечности вещей способствует и сильная тропическая влажность, подвергающая их быстрому гниению. Все эти обстоятельства, в которых складывалась жизнь японского народа, научили его обходиться небольшим количеством вещей, легких и удобных для переноски.

 

Японцы с древности приучили себя к скромности домашнего обихода. Необходимость частых перестроек зданий и заботы о предохранении их от разрушений заставили очень рано выработать рациональные конструктивные приемы, как для жилой, так и для храмовой архитектуры. Но при этом сохранялась неповторимая выразительность каждого здания, дополнявшаяся красотой живой природы.

 

Средневековая японская архитектура проста и отчетлива по своим линиям. Она соответствует масштабам человека, размерам самой страны. Главным строительным материалом служило дерево. Из него возводились дворцы и храмы, разнообразные жилые и хозяйственные постройки. Они создавались по единому принципу. Основой являлся каркас из столбов и поперечных балок. Столбы, на которые опиралось здание, не уходили глубоко в землю. При землетрясении они колебались, но выдерживали подземные толчки. Между домом и землей оставлялось пространство для изоляции от влажности. Стены в условиях теплого климата не были капитальными и не имели опорного значения. Они могли быть раздвинуты очень легко, заменены более прочными на холодное время или же в теплое время сняты вовсе. Окон также не было. На решетчатый каркас вместо стекол натягивалась белая бумага, пропускающая в помещение неяркий рассеянный свет. Широкий карниз крыши предохранял стены от сырости и палящих солнечных лучей. Внутреннее помещение, лишенное постоянной мебели, имело скользящие стены-перегородки, благодаря которым можно было по желанию создавать то зал, то несколько небольших изолированных комнат.

 

Японский дом был и внутри так же ясен и прост, как и снаружи. В нем поддерживалась постоянная чистота. Отшлифованный до блеска пол покрывали светлыми соломенными циновками – татами, разделявшими комнату на ровные прямоугольники. Обувь снимали у порога, все необходимые вещи содержали в стенных шкафах, кухня находилась отдельно от жилого помещения. В комнатах, как правило, не было постоянных вещей. Их вносили и уносило по мере надобности. Но каждая вещь в пустом помещении, будь то цветок в вазе, картина или лаковый столик, притягивала внимание и приобретала особую выразительность.

 

Значительным становился и пейзаж, который можно было увидеть сквозь раздвинутые перегородки дома. Как правило, при японском доме устраивался небольшой сад, который как - бы расширял границы дома или храма. Пространство его строилось с таким расчетом, чтобы зритель мог чувствовать себя окруженным природой. Поэтому оно должно было казаться глубже, чем на самом деле. С разных углов зрения открывались для глаза новые перспективы, и каждое растение, каждый камень занимали в нем глубоко продуманное и точно найденное место. Садово-парковое искусство японцы переняли у китайцев, но придали ему другой смысл. Китайские сады предназначались для прогулок, японские больше подчинялись законам живописи, служили главным образом для созерцания и сами напоминали картину. Пейзажный свиток, росписи на ширмах и скользящих дверях вместе с садом при японском храме взаимно дополняли друг друга, выражая особенность японской культуры – стремление к гармонии с природой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Первые письменные упоминания о древней Японии содержатся в китайских исторических хрониках «Двадцать четыре истории» I века. Однако, согласно результатам археологических исследований Японский архипелаг был заселен людьми в период позднего палеолита.

 

В истории Японии периоды изоляции страны чередуются с периодами активных взаимоотношений с внешним миром.

 

       Японский палеолит – В период палеолита территория современной Японии составляла одно целое с материком. Только в 11 тысячелетии до н. э. после ледникового периода Японский архипелаг отделился от материка. Согласно данным археологических исследований первые люди переселились на территорию Японии примерно 40 тысяч лет назад. Население древней Японии занималось охотой и собирательством, изготавливало первые каменные орудия труда грубой обработки. Археологами обнаружены одноручные орудия труда — копья, пики, ножи, скребки.

 

       Дзёмон (10 тыс. лет до н. э. — 300 до н. э.) — Изменение климата повлекло за собой изменения в хозяйственном укладе первобытного человека. Его основу составляли охота, собирательство и морской промысел. Появились поселения на морском побережье, отсутствовавшие ранее.[1] С III века до н. э. развивается примитивное рисоводство. Первые образцы керамики, украшения и женские фигурки догу.

 

       Яёй (300 до н. э. — 300 н. э.) — Интенсивно распространяется земледелие, поливное рисоводство, начинается применение железных и бронзовых изделий, колокола дотаку, возникает натуральный товарообмен.

 

       Ямато:

 

— Кофун (IV века н. э. — VI век н. э.) — распространение культуры курганов, скульптуры ханива, зарождение древнего синтоизма и связанных с ним культов

 

— Асука (593—710) — заимствование образцов китайской культуры, реформы Тайка, создание кодексов законов.

 

       Нара (710—794) — проникновение в страну конфуцианства, даосизма и буддизма, создание литературных произведений «Кодзики», «Нихон Сёки», «Манъёсю», «Кайфусо»

 

       Хэйан (794—1185) — начало использования слоговых азбук хираганы и катаканы, строительство святилища Ицукусима, создание «Повести о Гэндзи», возникновение стиля в живописи ямато-э

 

       Камакура (1185—1333) — формирование самурайского сословия

 

       Муромати (1333—1568) — возникновение театра но

 

— Сэнгоку Дзидай (1467—1568) — проникновение в страну христианства

 

       Адзути-Момояма (1568—1600)

 

       Эдо (1600—1868) — установление диктатуры Токугава, политика сакоку, подавление христианства и падение сёгуната, зарождение театра кабуки и стиля укиё-э

 

       Мэйдзи (1868—1912) — конец периода самоизоляции, начало капиталистического пути развития, зарождение японского кинематографа

 

       Тайсё (1912—1926)

 

       Сёва (1926—1989)

 

3. С древности и по сей день в Японии правит одна императорская династия, восходящая к легендарному правителю Дзымму. Но историческая хронология ведется по названию столиц, мест пребывания правящих кланов, осуществляющих реальное руководство страны. Так, например, клан Фудзивара имел сильные позиции в 7 веке и осуществил целый ряд реформ под названием Тайка "Великие перемены". Эти реформы превратили Японию в сильное, централизованное государство. При этом сохранилось главенство императорской власти. Политическая система Японии этого периода развивалось по китайскому образцу: наделение крестьян государственными земельными наделами, бюрократический аппарат, четкая система налогов и повинностей.

 

Достаточно сильным  было влияние китайской и корейской цивилизаций на Японию, но полного подражания не произошло, так как японцы не в полном объеме внедряли китайские институты. Главным упущением подражательной политики стало формирование своей бюрократии не через конкурсную систему, а за счет своей родовой аристократии, которая получала служебные наделы. Губернаторы не сменялись, переделу у крестьян подлежали лишь поливные рисовые поля. Все это создавало благотворную почву для развития в недрах государства тенденции к приватизации, возрастанию роли частного владения. С 9-10 вв. государственные наделы стали превращаться фактически в наследственные владения крестьянских семей, совокупность нескольких деревень оказывалась владением (сеэн) знатного дома, господствующего в данном уезде, Крестьяне бежали в сеэн, спасаясь от центральной власти, или пополняли ряды разбойников.

 

"Живая жизнь" переместилась из столицы с императором (правители Ямато приняли со временем титул тэнно - император) и его регентами в провинции. Владельцы сеэн же, боясь друг друга, и для защиты своих владений, создавали отряды воинов-дружинников из своих крестьян, мелких землевладельцев или беглых. Так, в Японии появилось сословие профессиональных воинов-самураев, вассалов сильных домов и императора. Самурайство отличалось от других вариантов служилого сословия на Востоке тем, что находилось на службе не у государства, а у знатных домов, за что вначале и получало лены (с 14 в. постепенно перешло на натуральный паек). Все эти явления в развитии японской цивилизации приближают ее к европейскому средневековому эталону.

 

С 12 в. в японской истории начнется новый период - власть окажется в р уках военной силы - сегунов (Минамото, Асикага и Токугава) - до середины 19в. Параллельно будет существовать и основной символ государственности, объект почитания подданными - императорская власть, освященная идеями синтоизма. В этом кроется один из феноменов японской цивилизации - основу самосознания в развитом обществе составила фактически языческая религия.

 

В 13 - 14 вв. начался расцвет японских городов. Они возникли около укрепленных резиденций феодалов, около многочисленных буддийских монастырей. Вместе с городами - центрами ремесла и торговли - в стране стали быстро развиваться товарно-денежные отношения. Города в основном были независимы от государства, а некоторые из них даже добились самоуправления. Япония быстро вышла на внешний рынок, успешно торгуя с Китаем, Кореей и странами Южной Азии. Из страны вывозились медь, золото, серебро, веера; особенно ценились за границей японское оружие.

 

Эти процессы шли в обстановке феодальной раздробленности, борьбы различных кланов, которая на рубеже 15 -16 вв. привела к тому, что Япония распалась на несколько самостоятельных частей. Междоусобные войны в конце концов вызвали экономический кризис и породили социальную нестабильность; год от года росло число крестьянских восстаний, к которым примыкали разорившиеся самураи и городская беднота. Перед Японией остро встала проблема объединения страны и усиления центральной власти.

 

С 16в. Япония превратилась в одну из самых закрытых, изолированных цивилизаций: под страхом смертной казни японцам было запрещено покидать пределы своей страны, строить большие суда, пригодные для дальних плаваний. Страна была практически закрыта и для иностранцев - исключение было сделано только для голландцев и китайцев, которым разрешалось (с ограничениями) вести торговлю. Правительство изгнало из страны всех католических миссионеров, так как христианство приобрело большую популярность, особенно в народных массах. Но даже в ту эпоху искусственной изоляции, длившейся почти два века, Япония продолжала усваивать достижения других культур; через голландских купцов в Японию попадали европейские книги. Ученая элита, пользуясь плодами западной культуры и науки, полезнее, в 19 в., смогла применить их для преобразования своей страны.

 

В результате в Японии сформировалась почти уникальная способность ревностно сохранять неповторимые традиции своей культуры и продуктивно осваивать опыт других цивилизаций - способность, которая на современном этапе развития глобальной цивилизации дает этой стране огромные преимущества.

 

4. На раннем этапе развития японского общества был широко распространён тотемизм. Из древних японских религиозных верований сформировались представления синто — основной религии Японии. Синтоизм (или синто) дословно можно перевести как «путь множества ками (богов)»).

 

Ками (от яп. «бог», «богиня», «божество») — сверхъестественные сущности; понятие включает как богов-творцов, так и безымянных духов. Ками в широком смысле — живое начало, присущее всему в природе, особая энергия. В таком значении всё, что нас окружает — ками. В текстах утверждается существование "восьми мириад" ками.

Информация о работе Культура Японии