Культура Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры.
XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство -

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Понятие «возрождение»……………………………………………..……..4-5
Гуманизм эпохи Возрождения…………………………………………..…5-6
Творчество титанов культуры Возрождения …………………………….7-11
Заключение………………………………………………………………………12
Список используемой литературы……………………………………………..13

Работа содержит 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ.doc

— 884.00 Кб (Скачать)

Тема 13. Культура Возрождения

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Понятие «возрождение»……………………………………………..……..4-5
  2. Гуманизм эпохи Возрождения…………………………………………..…5-6
  3. Творчество титанов культуры Возрождения …………………………….7-11

Заключение………………………………………………………………………12

Список используемой литературы……………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эпоха Возрождения – один из самых  ярких периодов в истории развития европейской культуры.

XV  и  XVI  столетия  были  временем  больших  перемен   в   экономике, политической и культурной жизни европейских стран.  Бурный  рост  городов  и развитие ремесел,   а  позднее  и  зарождение  мануфактурного  производства, подъем мировой торговли,  вовлекавший в свою  орбиту  все  более  отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей  из  Средиземноморья  к северу,  завершившееся  после  падения  Византии  и  великих  географических открытий  конца  XV  и  начала XVI века,   преобразили  облик  средневековой Европы.  Почти  повсеместно  теперь  выдвигаются  на   первый  план  города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира -  империя  и  папство  -

переживал глубокий кризис.  В XVI столетии распадавшаяся Священная   Римская   империя   германской   нации стала ареной  двух  первых   антифеодальных революций  -  Великой  крестьянской  войны  в   Германии  и   Нидерландского восстания. 

         Все перемены в жизни общества  сопровождались широким   обновлением культуры  -  расцветом  естественных   и   точных   наук,    литературы   на национальных  языках   и,   в   особенности,   изобразительного   искусства. Зародившись в  городах  Италии, это  обновление  захватило  затем  и  другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные  возможности для   распространения   литературных  и научных произведений,    а   более регулярное и тесное  общение  между  странами  способствовало  повсеместному проникновению новых художественных течений.

   

 

 

 

 

1. Понятие «возрождение»

Термин  "Возрождение"  (Ренессанс)  появился  в  XVI  веке  древности. Возрождением называется культурный подъем после сравнительно долгого периода упадка или застоя либо качественно новый период в развитии культуры, сопровождаемый бурным, по сравнению с предыдущим этапом, ее развитием.

Рассматривая эпоху Средневековья как простой  перерыв  в  развитии  культур. Еще  Джордано  Вазари  -  живописец  и   первый   историограф   итальянского искусства,   автор   прославленных   "Жизнеописаний"   наиболее   знаменитых живописцев, ваятелей и  зодчих (1550 г.)  писал  о "возрождении"  искусства Италии.  Это понятие возникло на основе широко распространенной в то   время    исторической   концепции,    согласно    которой    Эпоха   Средневековья представляла  собой   период   беспросветного   варварства   и   невежества, последовавший  за  гибелью   блестящей    цивилизации    классической   культуры, историки того времени   полагали,   что  искусство  некогда  процветавшее  в античном мире, впервые  возродилось  в  их  время  к  новой  жизни.  

Термин "Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи,  сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно  к началу XVI века.  Лишь позднее понятие это получило более  широкий  смысл  и стало обозначать эпоху,  когда в Италии,  а затем и   в   других  странах сформировалась  и расцвела,  оппозиционная феодализму,  культура.  Энгельс охарактеризовал Возрождение как «величайший прогрессивный   переворот из всех, пережитых до того времени человечеством».

Возрождение - эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии.

Главная особенность  Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом. Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа.

 

 

2. Гуманизм эпохи Возрождения

Гуманизм занимает важное место  в системе духовных ценностей. О  его определяющей роли в мировоззренческом  сознании европейского человечества можно  судить по тому, что ни одно философское, политическое, художественное направление или учение не обходилось без того, чтобы объявить себя образцом гуманизма. Гуманистические идеалы, “пустившие корни” в эпоху Ренессанса, утвердившиеся в духовной культуре в форме традиции, выдержали испытание временем, доказав свою значимость, непреходящую ценность.

Эпоху Гуманизма отличает направленность на человека, формирование его моральных  и духовных качеств. Достижению этой цели, по мнению философов той эпохи, способствует обращение к прошлому – классической философии Древней Греции.

Гуманизм  как принцип культуры Возрождения  и как широкое общественное течение  базируется на антропоцентрической  картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр  – могучая и прекрасная личность. Он не является исключительно системой философских знаний, он намного сложнее. Гуманизм вбирает в себя идеи многих философских традиций, но сам не является только философией. Он направлен на развитие общественных отношений на основании философских понятий, поэтому определить Гуманизм, как только философию, или только мировоззрение нельзя. Это совокупность этих форм мысли. Попытка построить на основе ответа на вопрос о сущности человека идеальное общество - вот как можно охарактеризовать возрожденческий гуманизм.

Время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые — при всем обилии тогдашних талантов стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей-«титанов», как их романтически именовали позднее). Олицетворением Проторенессанса стал Джотто. Конструктивную строгость и задушевный лиризм выразили Мазаччо и фра Анджелико с Боттичелли. «Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело - это художники, символы великого рубежа Нового времени как такового. Важнейшие этапы итальянской ренессансной архитектуры: ранний, средний и поздний, монументально воплощены в творчестве Ф. Брунеллески, Д. Браманте и А. Палладио.  
          Я. Ван Эйк, И. Босх и П. Брейгель Старший олицетворяют своим творчеством ранний, средний и поздний этапы живописи нидерландского Ренессанса. А. Дюрер, Грюневальд (М. Нитхардт), Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший утвердили принципы нового изобразительного искусства в Германии. В литературе же Ф. Петрарка, Ф. Рабле, Сервантес и У. Шекспир, если назвать лишь крупнейшие имена, не только внесли исключительный, поистине эпохальный вклад в процесс формирования национальных литературных языков, но стали основоположниками современной лирики, романа и драмы.

 

 

 

 

 

3. Творчество титанов культуры Возрождения (Леонардо да Винчи)

 

Искусство в период возрождения  было главным видом духовной деятельности. Почти не было людей, равнодушных  к искусству. Художественные произведения наиболее полно выражают и идеал гармонического мира, и место человека в нем. Этой задаче в различной степени подчинены все виды искусства.

В  истории  человечества  нелегко  найти  другую  столь  же  гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения  Леонардо  да  Винчи (1452-1519). Всеобъемлющий характер деятельности  этого  великого  художника и ученого стал  ясен  только  тогда,  когда  были  исследованы  разрозненные рукописи  из  его  наследия.  Леонардо  посвящена  колоссальная  литература, подробнейшим образом изучена его жизнь. И,  тем   не  менее,  многое  в  его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей.

    Леонардо да Винчи родился в селении Анкиано  близ  Винчи:  недалеко  от Флоренции;  он  был   внебрачным  сыном  зажиточного  нотариуса  и   простой крестьянки. Заметив необычайные способности мальчика в живописи, отец  отдал его в мастерскую Андреа  Верроккьо.  В  картине  учителя  «Крещение  Христа» фигура  одухотворенного  белокурого  ангела   принадлежит   кисти   молодого Леонардо.

Среди его ранних работ  картина «Мадонна с цветком» (1472 г.). В отличие от   мастеров   XY   в.   Леонардо   отказывался   от   повествовательности, использования  деталей,  которые  отвлекают  внимание  зрителя,  насыщенного изображениями фона. Картина воспринимается как  простая,  безыскусная  сцена радостного материнства юной Марии.

    Леонардо  много экспериментировал в поисках  различных  составов  красок, он одним из первых в Италии перешел от темперы к живописи  маслом.  «Мадонна с цветком» исполнена именно в этой, тогда еще редкой, технике. Работая во Флоренции, Леонардо не находил применения своим силам ни как ученый-инженер: ни как живописец: изысканная утонченность  культуры  и  сама атмосфера двора Лоренцо Медичи остались ему глубоко чуждыми.

Около 1482 г. Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро.  Мастер рекомендовал себя при этом  в первую  очередь как военного инженера, зодчего, специалиста в области  гидротехнических  работ  и  только потом как живописца и скульптора. Однако первый миланский период  творчества Леонардо (1482-1499 гг.) оказался наиболее плодотворным. Мастер  стал  самым известным  художником  Италии,   занимался   архитектурой   и   скульптурой, обратился к фреске и алтарной картине.

     Не все грандиозные  замыслы,  в  том  числе  и  архитектурные  проекты, Леонардо удавалось осуществить. Выполнение  конной статуи Франческо  Сфорца, отца Лодовико Моро: продолжалось более десяти лет, но  она  так  и  не  была отлита  в  бронзе.  Глиняная  модель  монумента  в   натуральную   величину, установленная  в  одном  из  дворов  герцогского  замка,   была   уничтожена французскими войсками, захватившими Милан.

Это единственное крупное скульптурное произведение  Леонардо  да  Винчи получило высокую оценку современников.

     До нашего времени дошли живописные картины Леонардо миланского периода. Первой алтарной композицией Высокого Возрождения  стала  «Мадонна  в гроте» (1483-1494 г.г.). Живописец отошел от традиций XY  столетия:  в религиозных картинах которого преобладало торжественная скованность. В алтарной  картине Леонардо мало фигур: женственная Мария, Младенец   Христос,  благословляющий маленького  Иоанна  Крестителя,   и   коленопрекосновенный   ангел,   словно выглядывающий из картины. Образы идеально прекрасны, естественно  связаны  с окружающей их средой. Это подобие грота  среди  темных  базальтовых  скал  с просветом в глубине - типичный для Леонардо  пейзаж  в  целом  фантастически таинственный. Фигуры и лица окутаны воздушной дымкой,  придающей  им  особую мягкость.

Итальянцы этот прием Деонардо называли сфумато.     В Милане, по-видимому, мастер  создал  полотно «Мадонна  с младенцем» («Мадонна Литта»). Здесь в отличие от «Мадонны с  цветком»  он  стремился  к большей обобщенности идеальности образа. Изображен не  определенный  момент, а некое длительное состояние покой  радости,  в  которое  погружена  молодая прекрасная женщина. Холодный ясный свет озаряет ее  тонкое  мягкое  лицо   с полуопущенным взором  и  легкой,  еле  уловимой  улыбкой.  Картина  написана темперой, придающей звучность тонам голубого плаща и красного платья  Марии.

Удивительно написаны пушистые темно-золотистые вьющиеся волосы Младенца,  не по-детски серьезен его внимательный взгляд устремленный на зрителя.

     Когда в 1499  году  Милан  был  взят  французскими  войсками,  Леонардо покинул город. Началась пора его скитания. Некоторое  время  он  работал  во Флоренции. Там творчество Леонардо словно озарила яркая вспышка: он  написал портрет Моны Лизы,  супруги  богатого  флорентийца  Франческо  ди   Джокондо (около 1503).  Портрет известен  как «Джоконда»,   стал  одним из  самых прославленных произведений мировой живописи.     Небольшой окутанный воздушной дымкой портрет молодой женщины,  сидящей на  фоне  голубовато-зеленого  пейзажа,   полон   такой   живой   и   нежной трепетности, что, по словам  Вазари,   в  углублении  шеи  Моны  Лизы  можно видеть биение пульса. Казалось бы картина просто для  понимания.  Между  тем в  обширной   литературе,   посвященный   «Джоконде»,   сталкиваются   самые противоположные толкования созданного Леонардо образа.

В истории мирового искусства  есть  произведения,  наделенные  странной, таинственной и магической силой. Объяснить это трудно, описать не  возможно. В их ряду одно из первых мест занимает изображение Моны Лизы.  Она ,  по-видимому, была незаурядной, волевой  личностью,  умной  и  цельной  натурой. Леонардо вложил  в ее  удивительный,  устремленный  на  зрителя взгляд,  в знаменитую,  словно  скользящую  загадочную  улыбку,  в  отмеченное   зыбкой изменчивостью выражения лица заряд такой  интеллектуальной и духовной  силы: который поднял ее образ на недосягаемую высоту.

Информация о работе Культура Возрождения