Культура в середине и второй половине XVIII в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:33, реферат

Описание работы

В задачу моего реферата не входит описание исторических событий, происходивших в России в ХХ - ХХ веках. Одно только перечисление исторических событий займет объем, больший по размеру, чем данный реферат.

Содержание

Введение
1. Просвещение и наука …………………………………………………………………………...4
1.1 Просвещение ………………………………………………………………………………...4
1.2. М. В. Ломоносов и русская наука………………………………………………………….5
2. Русская литература и искусство………………………………………………………………...8
2.1 Творчество трудового народа……………………………………………………………….8
2.2 Культура правящих классов. Классицизм………………………………………………….9
2.3 Сентиментализм……………………………………………………………………………10
2.4 Реалистические тенденции русской культуры…………………………………………...11

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В.
3. Охранительные идеи господствующего класса……………………………………………….12
3.1 Публицистика М. М. Щербатова………………………………………………………….13
3.2 «Философ на тоне» и его окруже-ние……………………………………………………...14
4. Передовая общественная мысль в России. Формирование русского просветительст-ва…...16
4.1 Общественно-политические взгляды М. В. Ломоносова………………………………..16
4.2 Критика крепостничества………………………………………………………………….17
4.3 Крестьянский вопрос в Уложенной комиссии…………………………………………...18
4.4. Просвещение и передовая русская общественная мысль……………………………….19
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Культура в середине и второй половине xviii в.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

 Исключительное  значение для русских современников  имели сочинения Вольтера. Изложенные в простой и доходчивой форме, они были особенно понятны рядовому читателю. В последней трети XVIII в. было переведено на русский язык и издано около 60 произведений Вольтера; некоторые из них стали в России почти так же популярны, как и во Франции. Издатель «Словаря исторического» В. И. Окороков объясняет увлечение трудами Вольтера тем, что автор вложил в них «любовь к смертным и ненависть к утеснению».

 Наряду с  сочинениями Вольтера в России выходили и произведения других энциклопедистов. В 60-х — начале 70-х годов на русском языке были изданы: «Дух законов» Монтескье (в переводе протоколиста Сената В. И. Крамаренкова), драматические произведения Дидро (в переводе сенатского канцеляриста И. Яковлева), «Разговоры Фекиона» Мабли (в переводе секретаря Коллегии иностранных дел А. Курбатова) и др. Особое внимание привлекал Руссо; его страстная пропаганда демократических идей, изложенных с подлинным художественным мастерством, нашла отклик у русских читателей. Н. И. Новиков считал Руссо писателем, обретшим «славнейшие в нашем веке человеческие мудрости», а Я. П. Козельский сравнивал его с «высокопарным орлом, который превзошел всех бывших до него философов».

 Крестьянская  война 1773—1775 гг. обострила враждебное отношение правящих кругов к идеологии передовых представителей русской интеллигенции. Возрос надзор за их общественной и научной деятельностью. Под особый контроль были взяты переводы и издания книг. Поэтому со второй половины 70-х годов снизилось количество публикуемых переводов сочинений энциклопедистов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                             Заключение 

 
 
Восемнадцатый век в области культуры и быта России век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки. 
  XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры,для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство,но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии. 
  Русское искусство, как мы увидим ниже, продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе весьма знаменателен.

Однако в отличии  от предыдущего периода времени  на культуру большое влияние оказывало  дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев. 
В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по распространению образования этого требовала эпоха. 
  В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения.

С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.  
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Литература 

 1)“История России”  Ответственный редактор А. Н. Сахаров

 2)Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. – М., ВЛАДОС, 1995.

 3)Вопросы формирования русской народности и нации. Сборник статей. – Изд-во АН СССР, М-Л., 1958; 
 

Информация о работе Культура в середине и второй половине XVIII в.