Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:33, реферат
В задачу моего реферата не входит описание исторических событий, происходивших в России в ХХ - ХХ веках. Одно только перечисление исторических событий займет объем, больший по размеру, чем данный реферат.
Введение
1. Просвещение и наука …………………………………………………………………………...4
1.1 Просвещение ………………………………………………………………………………...4
1.2. М. В. Ломоносов и русская наука………………………………………………………….5
2. Русская литература и искусство………………………………………………………………...8
2.1 Творчество трудового народа……………………………………………………………….8
2.2 Культура правящих классов. Классицизм………………………………………………….9
2.3 Сентиментализм……………………………………………………………………………10
2.4 Реалистические тенденции русской культуры…………………………………………...11
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В.
3. Охранительные идеи господствующего класса……………………………………………….12
3.1 Публицистика М. М. Щербатова………………………………………………………….13
3.2 «Философ на тоне» и его окруже-ние……………………………………………………...14
4. Передовая общественная мысль в России. Формирование русского просветительст-ва…...16
4.1 Общественно-политические взгляды М. В. Ломоносова………………………………..16
4.2 Критика крепостничества………………………………………………………………….17
4.3 Крестьянский вопрос в Уложенной комиссии…………………………………………...18
4.4. Просвещение и передовая русская общественная мысль……………………………….19
Заключение
Литература
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение профессионального высшего образования
РЕФЕРАТ
На тему: «КУЛЬТУРА
В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЕ XVIII В.»
Введение
1. Просвещение
и наука …………………………………………………………………………..
1.1
Просвещение ………………………………………………………………………………
1.2. М. В. Ломоносов и русская наука………………………………………………………….5
2. Русская
литература и искусство……………………
2.1
Творчество трудового народа………………………………………………………………
2.2
Культура правящих классов. Классицизм………………………………………………….
2.3
Сентиментализм…………………………………………
2.4
Реалистические тенденции русской культуры…………………………………………...11
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В.
3. Охранительные
идеи господствующего класса………
3.1
Публицистика М. М. Щербатова………………………………………………………
3.2
«Философ на тоне» и его окружение…………………………………………………….
4. Передовая
общественная мысль в России.
Формирование русского
4.1 Общественно-политические взгляды М. В. Ломоносова………………………………..16
4.2
Критика крепостничества………………………………………
4.3 Крестьянский вопрос в Уложенной комиссии…………………………………………...18
4.4. Просвещение и передовая русская общественная мысль……………………………….19
Заключение
Литература
В задачу
моего реферата не входит
Я не случайно выбрала тему: «Русская культура середины и второй половины18 века».
Нельзя понять настоящее, не зная прошлого. Исторический и культурный опыт прошлого помогает решить проблемы современности.
"Век разума
и просвещения" - так говорили
о своем времени великие
В новый период
вступает и русская культура, пережившая
на рубеже XVII и XVIII столетии знаменательный
перелом. После долгого времени насильственной
культурной изоляции, обусловленной трехвековым
монгольским завоеванием, а также влиянием
православной церкви, старавшейся оградить
Русь от всего "еретического", "западного"
(в том числе образованности, нравов, форм
культурного быта), русское искусство
вступает на путь общеевропейского развития
и постепенно освобождается от оков средневековой
схоластики. Это был первый век развития
светской культуры, век решительной победы
нового, рационалистического мировоззрения
над суровыми, аскетическими, догмами
религиозной морали. "Мирское" искусство
приобретает право на общественное признание
и начинает играть все более важную роль
в системе гражданского образования, в
формировании новых устоев общественной
жизни страны. И вместе с тем русская культура
XVIII века не отвергала своего прошлого.
Приобщаясь к богатому культурному
наследию Европы, русские деятели в то
же время опирались на коренные отечественные
традиции, накопленные за длительный предшествующий.
Целью моей
работы является изучить прошлый период
развития культуры России 18 века, понять
необходимость желания обществом того
времени перемен в жизни, что и его не устраивало,
почему люди стремились к изменению отношений
во всех сферах жизни. Попытаться понять
его, чтобы объяснить настоящее и будущее
русской культуры
Восемнадцатый
век в области культуры и быта
России — век глубоких социальных
контрастов, подъема просвещения и науки.
Недоросль Митрофанушка и гениальный
Ломоносов, лапти с зипунами и роскошь
туалетов императрицы, курная изба и великие
творения русских архитекторов — все
это существовало в одно и то же время,
отражая разный уровень культуры эксплуатируемых
и господствующих классов.
На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в. насчитывалось в одних только воскресных школах более 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи.
Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся — в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.
Общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л. Ф. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии.
Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли так называемые солдатские школы — общеобразовательные училища для солдатских детей, преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. Это — наиболее рано возникшая, самая демократическая по составу начальная школа того времени, обучавшая не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. Не случайно во второй половине XVIII в. отставной солдат наряду с дьячком становится учителем грамоты и в деревне и в городе — вспомним отставного сержанта Цыфиркина, честного и бескорыстного, тщетно пытавшегося обучить Митрофанушку «цифирной мудрости». Солдатские дети составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских принадлежали также национальные военные школы, открытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).
Второй тип школ в России XVIII в.— это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Хотя в шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском, Артиллерийской, Инженерном) готовили главным образом офицеров для армии и флота, они давали широкое по тому времени общее образование. В них учились первые русские актеры братья Волковы и драматург Сумароков; ученики участвовали в спектаклях придворного театра. Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы — частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т. д. Из них выходили хорошо образованные дворяне, воспринявшие идеологию своего класса. Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства: на один Смольный институт отпускалось 100 тыс. руб. в год, в то время как на все народные школы давалось по 10 тыс. руб. на губернию, да и эти деньги шли не только на народное образование, но и на нужды «общественного призрения» — больницы, богадельни и пр.
К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (имеются в виду только православные школы). Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них, как правило, не принимали. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах. Небольшое количество (около двух десятков) специальных школ (горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757 г. Академия художеств, представляли четвертый тип учебных заведений. Хотя в них училось всего около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась.
Наконец, подготовка специалистов велась и через университеты — Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и Виленский, который формально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в. Студенты философского, юридического и медицинского факультетов Московского университета, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки и русскую словесность.
Московский
университет был крупным
Необходимо
трезво оценивать результаты развития
просвещения в России в XVIII в. Дворянская
Россия имела Академию наук, университет,
гимназии и другие учебные заведения,
а крестьянский и мастеровой люд страны
в массе оставался неграмотным. Школьная
реформа 1786 г., так широко афишированная
правительством Екатерины II, была народной
только по имени, а на деле носила сугубо
классовый характер. Нельзя забывать,
что идеи «Просвещения» были «девизом
царизма в Европе»1. Однако гений
народа смог проявиться не благодаря политике
«просвещенного абсолютизма», а вопреки
ей. Это особенно наглядно видно на примере
М. В. Ломоносова.
Информация о работе Культура в середине и второй половине XVIII в.