Культура средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:24, реферат

Описание работы

В данной работе описывается художественная культура средневековья

Содержание

Содержание.
Введение 3
1. Шедевры романского искусства. 5
Архитектура романского стиля. 6
Романская скульптура. 8
Романский стиль в живописи. 10
2. Готическое искусство. 11
2.1 Архитектура. 12
2.2 Скульптура и живопись. 13
Заключение. 14
Список литературы. 15
Дополнительные материалы. 16

Работа содержит 1 файл

реферат по культурологии.docx

— 198.43 Кб (Скачать)
  1. Готическое  искусство.

Слова «готика», «готический» произошли от названия воинственного варварского  племени готов, нанёсших смертельный  удар великой Римской империи. Впервые  в эпоху Возрождения средневековое  искусство стали называть готикой, потому что людям тогда это  искусство казалось грубым, варварским.

Готика  — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Архитектура.

В средние  века власть церкви была так велика, что даже короли вынуждены были подчиняться  ей. Религия требовала от человека отрешения от всего земного, он должен был думать только о боге. И люди стали возводить храмы невиданной раньше архитектуры. Высокие своды  соборов, цветные витражи, сквозь которые  лились лучи света, торжественные звуки  органа – всё это поражало воображение  людей, внушало им мысль о святости божественной власти, обращало к религии. 

Всё готическое искусство берет своё начало из готической архитектуры. С конца XII века в городах, сооружались торговые помещения, ратуши, соборы. Главным украшением города был собор, который сооружали десятки, а иногда даже сотни лет. Готические соборы кажутся лёгкими и прозрачными от множества огромных окон. Они словно сотканы из каменных кружев. Крутые скаты крыш, стрельчатые арки, высокие башни, увенчанные тонкими шпилями, - все создаёт впечатление стремительного порыва ввысь. Высота башен самых больших готических соборов достигает 150 метров. Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра. И с каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Если даже сейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены. Готическое искусство в разных странах было развито совсем не одинаково. Его наибольший расцвет был во Франции и Германии. Но и в Италии есть соборы, поражающие великолепием и совершенством.

2.2 Скульптура и живопись.

Скульптура  в средние века была неотделима от церковного строительства. 
Соборы украшались множеством статуй «святых», епископов, королей. В скульптуре очень тонко прорабатываются черты лица и руки. По мнению духовенства, искусство должно было служить «библией для неграмотных». Стены храмов были расписаны картинами, с которых на молящихся смотрели суровые лица святых и самого бога. Изображения страшных мук грешников в аду должны были приводить верующих в трепет.

Статуи  и живописные изображения «святых» были непомерно вытянуты или сильно укорочены. В то время художникам ещё не были известны законы перспективы, и поэтому фигуры на их картинах кажутся плоскими. 
Средневековые мастера часто придавали фигурам неестественные позы и жесты для того, чтобы сильнее передать такие религиозные чувства, как вера в бога или раскаяние в грехах. И действительно, многие статуи и живописные изображения поражают своей выразительностью. Талантливым мастерам нередко удавалось отразить в них то, что они наблюдали в жизни.

Сохранились картины-иконы, написанные на деревянных досках в технике темперы, отличаются яркими красками и обилием золота. Обычно главный персонаж картины  находился в центре, и по размерам превосходил фигуры стоящие рядом.

Во многих случаях уникальные образцы Искусства  Готического стиля созданы средневековыми мастерами, имена которых до нас  не дошли.  
 
 

Заключение. 

« Особенности стилей средневекового искусства »

  Романский стиль Готический стиль
Церковная архитектура. Здания соборов тяжеловесны и приземисты. Это были огромные сооружения, т.к. их главной задачей было вместить большое количество людей. Готический собор имеет более лёгкую конструкцию, устремлён ввысь. Новшество архитектуры – система арок.
Живопись. Как правило, на сводах и стенах храма изображали библейские сюжеты. Росписи романского периода имели назидательный характер. В готическом соборе роспись уступила место витражу – изображению, составленному из стекол, которое помещали в проем окна.
Скульптура. Впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались на порталах церквей. Рельефы обычно раскрашивали - это придавало им большую выразительность и убедительность. Внутри и  снаружи собор украшало множество статуй. Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на религиозные и светские сюжеты, несло в себе систему взглядов и представлений Средневековья.

 
 
 

Список  литературы.

1. Бахтин М.М.  Творчество Франсуа Рабле и  народная культура Средневековья и Ренессанса. - М., 1965 г.

2.   Беспятов Е. Театр под открытым небом. - Народный театр, 1948 г.

3.   Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1987 г.

4.  Гуревич А.Я. Культура и общество Средневековой Европы глазами современников. - М., 1989 г.

5.  Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990 г.

6.   Добиаш-Рождественская.О.А.Культура западноевропейского средневековья. - М., 1989 г.

. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Архитектура романского стиля, замок в Виртбурге. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Замок Сюлли, строители неизвестны. X-XIвв., Франция. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кентерберийский собор (англ. Canterbury Cathedral) — готический собор в Кентербери. 


Информация о работе Культура средневековья