Культура Советского периода

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:23, реферат

Описание работы

Осуществление же культурной революции было связано прежде всего с приобщением многомиллионных масс не только русского, но и других народов России к овладению грамотностью — базой всякой культуры, к основам общей и профессиональной культуры. Этот процесс был особенно сложным и длительным, так как одной из характерных черт культурной жизни дореволюционной России являлось настоящее ограбление масс, по выражению В. И. Ленина, «в смысле образования, света и знания».

Содержание

1) Общая характеристика
советской культуры……………………………………………………...2-3 стр
2) Художественное творчество
Интеллигенция………………..............................................................3-6 стр

3) Народное просвещение………………………………………………..7-8 стр
4) Развитие кинематографа…………………………………………9-11 стр
5) Театральное искусство
в Советский период……………………………………………...11-13 стр
6) Заключение……………………………………………………………14-15 стр

Работа содержит 1 файл

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Развитие  кинематографа

Становление советского кино — беспрецедентное явление в истории искусства. Декрет СНК о национализации частной кинопромышленности, принятый в августе 1919 года, вызвал издевательскую критику буржуазной печати и некоторых представителей старой интеллигенции. Критики заявляли, что из этого ничего не выйдет. Государственное кино, утверждали они, означает не что иное, как то, что художники становятся государственными служащими. Дескать, искусство при этом погибнет. Но практика показала, что именно в советских условиях появилось не просто кино, а большое киноискусство.

Происходила небывалая  переоценка ценностей. Впрочем, легче  всего со старым: либо его отрицать, либо ему подражать.

Великая Октябрьская  социалистическая революция впервые открыла реальные возможности для планового и всестороннего использования кинематографа на благо народа.

В принятой VIII съездом  весной 1919 года новой Программе партии кинематограф был поставлен в  один ряд с библиотеками, школами для взрослых, народными университетами и другими учреждениями внешкольного просвещения, призванными служить самообразованию и саморазвитию рабочих и крестьян.

В созданные  по инициативе В. И. Ленина агитационно - инструкторские поезда ВЦИКа включались киновагоны и автокинопередвижки, обеспечивающие бесплатную демонстрацию фильмов для населения.

Уже на первых порах  развития советской кинематографии ею решаются новые, социальные по своей  сути задачи. «Дело идет о создании совершенно нового духа в этой отрасли  искусства и просвещения...— писал А. В. Луначарский, возглавлявший тогда Народный комиссариат просвещения.— Мы должны помнить, что социалистическое государство должно придать социалистический дух и кинозрелищам».

Луначарский предлагает прежде всего сосредоточить внимание на кинохронике и на создании пропагандистских научных и художественных фильмов. Среди последних он выдвигает на первый план фильмы, названные им культурно-историческими.

Для конкретизации  этой программы и подготовки сценариев при Московском и Петроградском кинокомитетах создаются литературно-художественные отделы, к работе в которых привлекаются крупнейшие писатели того времени: Алексей Толстой, Александр Серафимович, Валерий Брюсов, Андрей Белый — в Москве, Максим Горький, Александр Блок, Корней Чуковский — в Петрограде.

В этом проявилось великое доверие новой власти, партии большевиков к молодому, еще не сформировавшемуся до конца, многими авторитетами не признаваемому за искусство кинематографу.

Вряд ли можно  было рассчитывать на немедленный результат от привлечения к работе в кино крупнейших литераторов, величайших эрудитов своего времени. Но пройдет не более десятилетия, как окрепшее советское киноискусство откроет счет блестящему ряду киноэкранизаций — «Мать» режиссера Вс. Пудовкина, «Тихий Дон» О. Преображенской и И. Правова, «Чапаев» братьев Васильевых, «Гроза» и «Петр Первый» В. Петрова и многие, многие другие замечательные картины, созданные на основе великолепных романов, повестей, драматических произведений.

 

А тогда в 1919 году, в самом начале пути, Алексей  Максимович Горький, увлеченный идеей культурно-просветительской функции кино, составляет обширный, детально разработанный тематический план киноинсценировок по истории культуры, начиная с ранних этапов развития человеческого общества и кончая новейшим временем. Сам он пишет сценарий из жизни первобытного общества.

Не надо забывать, что кино в ту пору было немым. Для  него не жалел своего красноречия  Горький, с интересом снимался в немом кино великий Толстой, в качестве актера в нем выступал талантливейший поэт революции Владимир Маяковский.

Конечно, внимание правительства, участие деятелей культуры поднимало авторитет кинематографа.

Организованный  при Московском кинокомитете научный отдел привлекает ведущих ученых к разработке тематических планов производства научных и учебных картин. В Москве и Петрограде объявляются конкурсы сценариев на темы: «К первой годовщине Красной Армии», «И. С. Тургенев» (со столетием со дня рождения), на темы социальноно-революционного характера.

Строительство советской кинем; гражданской войны. В условиях саботажа бывших предпринимателей, острого недостатка производство фильмов, силы были сосредоточены на решении трех актуальнейших задач: информирования трудящихся о событиях на фронтах гражданской войны и строительстве Советского государства, разъяснения текущих лозунгов большевистской партии и Советской власти, популяризация среди трудящихся научных и технических знаний, а также произведений классической литературы.6

Театральное искусство в советский период

 

       Москва постановлением Первого Всесоюзного съезда Советов была признана столицей СССР. Материальная скудость и небывалый подъем духовной жизни. Выразительные, бьющие прямо в сердце плакаты — они встречали всюду — зримо рассказывали о том, чем живет страна, какие сегодня у нее заботы. Начала свои передачи первая Московская радиостанция имени Коминтерна. Люди по очереди прислоняли ухо к устройству, воспроизводящему звук, с восторгом слушали голос Москвы. Одно за другим открывались новые высшие учебные заведения и курсы. Работало великое множество клубов, театральных и художественных студий. Стремительно рос интерес к книге. Книжные ларьки и развалы, тянувшиеся вдоль стены Китай-города от Лубянской площади до Зарядья, привлекали к себе рабфаковскую молодежь, многочисленную и многоликую московскую научную и художественную интеллигенцию. В любое время года здесь толпился народ. Москва — огнедышащий вулкан науки и искусства, магнит, притягивавший к себе молодые сердца искателей.

Велик был интерес  к театрам. Примечательно, что театральные залы заполнила новая публика. Рабочие с заводов, с семьями, целыми коллективами организованно приходили в театры, и часто талантливые юноши и девушки из их среды становились самоотверженными студийцами, первыми сформированными уже при новой власти советскими актерами. В Политехническом музее шумно проходили поэтические вечера и публицистические диспуты на самые острые темы.

            Осуществляя решения X съезда, партия возглавила интенсивную культурную деятельность во всех советских республиках. Начало 20-х годов почти повсеместно было ознаменовано бурным театральным строительством. Возникли новые театры в Москве: Театр РСФСР 1-й, Театр Революции, Театр им. МГСПС, Театр им. Вахтангова, Театр им. Мейерхольда; в Ленинграде - - Красный театр; на периферии появились такие сильные коллективы, как «Красный факел». На Украине, где уже существовали театры им. Ив. Франко и им. Т. Шевченко, создаются Театр им. М. Заньковецкой и театр «Березиль».

Важно отметить, что в процессе театрального строительства закладывались прочно основы театральных организмов, которым предстояла длительная и интенсивная творческая жизнь. Почти все они впоследствии стали центрами развития национальных сценических культур, в них сконцентрировались лучшие творческие силы республик. Почти эти театры существуют поныне, достигли, зрелости, стали академическими, главные события истории театра народов СССР в дальнейшем происходили по преимуществу в стенах именно этих театров, созданных в трудные для молодой Советской республики годы.

         Отчетливо наметился переход от любительских и самодеятельных к полупрофессиональным формам театра в Таджикистане, Туркмении, Киргизии, республике Коми, в Бурятии, в республиках Северного Кавказа, сценические формы, близкие к профессиональным, сложились в Казахстане.

       Наконец, стихийное возникновение в годы гражданской войны форм самодеятельного агитационного театра и совсем уже не стихийное, весьма энергичное развитие этих форм режиссерами-профессионалами, приверженцами условного и «левого» театра довершало сложность и запутанность всей этой проблематики. Ибо в том явлении, которое принято обозначать достаточно расплывчатым и широким термином «левый» театр, были весьма причудливо смешаны по меньшей мере три основных эстетических пласта:

    Во-первых, подлинно народное, уходившее своими корнями к площадному сатирическому театру разных наций и вбиравшее в себя элементы театрального фольклора боевое революционное искусство, изливавшееся в формы «театрального плаката», представления «на злобу дня».

     Во-вторых, получившие новое осмысление и развитие в духе подлинной революционной тенденциозности формы профессионального, достаточно изощренного условного театра.

      И в-третьих, те же формы условного театра, но – эстетизированные, проникнутые отнють не революционным, а скорее напротив, упадочным духом.

Стремительно  осваивая новое содержание жизни, преобразившейся после Октября, советская литература и искусство концентрировали все более пристальное внимание на фигуре нового героя, человека нового типа — революционера, коммуниста, сознательного и самоотверженного борца за свободу и счастье народа. С открытием и художественным познанием этого героя связано было неизбежное обращение к реализму и столь же неизбежное его обновление.

      В умении видеть новое, различать его в гуще жизни, воссоздавать во всей их индивидуальной конкретности характеры, сложившиеся среди героических событий революции и гражданской войны, молодой социалистический реализм обнаруживал свою жизненность, свою силу, свою связь с великими традициями правдивого искусства.

 

         В Советской стране в эти годы была открыта особая страница в истории мирового сценического искусства: стал реальностью, получил широкое распространений в России, на Украине, возник в Грузии, Азербайджане, Татарии, Якутии, Карелии театр для детей. Число детских театров увеличивалось год от года. Их творческие принципы только еще вырабатывались. Эти театры осуществляли первые попытки создания искусства, которое активно способствовало бы воспитанию детей в коммунистическом духе, приобщению их к высоким достижениям художественного творчества.7

 

 

 

Заключение

 

        Советский период - это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и всей отечественной культуры. С позиции сегодняшнего дня достаточно трудно дать объективный анализ истории культуры СССР - явления, еще не раскрывшего в полной мере свои первоисточники и движущие силы развития. Отсюда неоднозначность и полярность научных оценок сущности истории культуры СССР: то негативная - это примитивная культура тоталитаризма, то положительная - это культура единения и развития советского народа и государства.8 
        XX в. дал Отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. Однако именно в XX в. в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции.

         Культура советского периода - сложное и неоднозначное явление. Ее нельзя показывать только как процесс бездумного воспевания коммунизма и руководящей роли                 Коммунистической партии.

        Духовная культура советского периода - это и "официально" признанная культура, и культура, находившаяся как бы "в тени", это культура диссидентства, наконец, это культура русского зарубежья. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом. 

        Возрождение культуры является важнейшим условием обновления нашего общества. Определение путей дальнейшего культурного развития стало предметом острых дискуссий в обществе, государство перестало диктовать культуре свои требования, исчезли централизованная система управления и единая культурная политика, но вместе с тем исчезло желание русского народа участвовать в социо - культурной жизни общества, воспевая общечеловеческие нравственные нормы и правила.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Алленов, М. М.»История русского и советского искусства»/ М. М. Алленов, О. С. Евангулова, В. А. Плугин. – М.: Высш. Шк., 1989.- 448 С.
  1. Александров, Г. В. Эпоха и кино/ Г. В. Александров.-М.:Политиздат,1976.-287 С.
  1. Данилова, А. А. Россия и мир: Учебная книга по истории/ А. А. Данилова.-М.: Владос,1994.-352 С.
  1. Кондаков, И. В. Введение в историю русской культуры: Учеб. Пособие/ И. В. Кондаков.-М.: Аспект Пресс, 1997.- 687 С.
  1. Пиотровский, Б. Б. Советская культура: история и современность/ Б. Б. Пиотровский, Ю. С. Борисов, Л. В. Иванова.-М.: Наука, 1983.-418 С.
  1. Рудницкий, К. Л. История советского драматического театра/ К. Л. Рудницкий, А. Анастасьев.-М.:Наука,1966.-471 С.

Содержание

1)  Общая характеристика

 советской  культуры……………………………………………………...2-3 стр

2)   Художественное творчество

Интеллигенция………………..............................................................3-6 стр

     

3)  Народное просвещение………………………………………………..7-8 стр

4) Развитие кинематографа…………………………………………9-11 стр

5) Театральное искусство

Информация о работе Культура Советского периода