Культура Советского периода

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:23, реферат

Описание работы

Осуществление же культурной революции было связано прежде всего с приобщением многомиллионных масс не только русского, но и других народов России к овладению грамотностью — базой всякой культуры, к основам общей и профессиональной культуры. Этот процесс был особенно сложным и длительным, так как одной из характерных черт культурной жизни дореволюционной России являлось настоящее ограбление масс, по выражению В. И. Ленина, «в смысле образования, света и знания».

Содержание

1) Общая характеристика
советской культуры……………………………………………………...2-3 стр
2) Художественное творчество
Интеллигенция………………..............................................................3-6 стр

3) Народное просвещение………………………………………………..7-8 стр
4) Развитие кинематографа…………………………………………9-11 стр
5) Театральное искусство
в Советский период……………………………………………...11-13 стр
6) Заключение……………………………………………………………14-15 стр

Работа содержит 1 файл

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

       Общая характеристика советской культуры

       Великая Октябрьская социалистическая революция означала перелом в жизни России, в политическом, экономическом, социальном характере бытия ее народов. Особую роль она сыграла в рождении и становлении культуры нового типа - общенародной, массовой, многонациональной. Великий Октябрь создал необходимые общественно-социальные, идеологические и нравственные предпосылки для совершения революции в области культуры.

        Осуществление же культурной революции было связано прежде всего с приобщением многомиллионных масс не только русского, но и других народов России к овладению грамотностью — базой всякой культуры, к основам общей и профессиональной культуры. Этот процесс был особенно сложным и длительным, так как одной из характерных черт культурной жизни дореволюционной России являлось настоящее ограбление масс, по выражению В. И. Ленина, «в смысле образования, света и знания».

       У самых истоков большевизма как идейного течения в России находилась ленинская идея использования культуры в качестве «служанки политики», инструмента воздействия на людей, на их сознание и поведение. Причем литература расценивалась как исходная, начальная форма всестороннего воздействия на общество.

     «Если мы не сумеем и пока мы не сумеем объединить наше воздействие на народ и на правительство посредством печатного слова, — будет утопией мысль об объединении других, более сложных, трудных, но зато и более решительных способов воздействия», — писал В.И. Ленин в исторической своей статье «С чего начать?».1

        В работе «Что делать?» Ленин обосновывает — почти на целый век вперед — принцип нетерпимости к любому инакомыслию (относительно собственной социалистической, а в будущем — прямо большевистской идеологии). «...Буржуазная идеология по происхождению своему гораздо старше, чем социалистическая», «она более всесторонне разработана», «она обладает неизмеримо большими средствами распространения». «И чем моложе социалистическое движение в какой-либо стране, тем энергичнее должна быть поэтому борьба против всех попыток упрочить несоциалистическую идеологию...». «...Наше движение действительно находится в младенческом состоянии, и для того, чтобы скорее возмужать, оно должно именно заразиться нетерпимостью по отношению к людям, задерживающим его рост своим преклонением пред стихийностью»2.

Художественное  творчество. Интеллигенция.

          Отмечая исторические изменения,  происходящие в работе творческой  интеллигенции в связи с Октябрьской революцией, В. И. Ленин говорил: «Подумайте о том влиянии, которое оказывали на развитие нашей живописи, скульптуры и архитектуры мода и прихоти царского двора, равно как вкус и причуды господ аристократов и буржуазии. В обществе, базирующемся на частной собственности, художник производит товары для рынка, он нуждается в покупателях. Наша революция освободила художников от гнета этих весьма прозаических условий, она превратила Советское государство в их защитника и заказчика».

     Новые задачи встали здесь как перед теми художниками старшего поколения, которые сразу приняли революцию и выражали ее в своем творчестве, так и перед мастерами первого, собственно советского поколения художников — создателей искусства эпохи, не имеющей в мировой истории аналогий.

Революция выдвинула перед художником новые задачи – служить народу, отстаивать общее дело борьбы за социализм и коммунизм, нести людям правду, рождать в них творческое начало. Ленин говорил: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».

Большая роль в утверждении новых принципов искусства принадлежала трудам В. И. Ленина, его многочисленным высказываниям по вопросам культуры. Еще в 1905 г. в статье «Партийная организация и партийная литература» он выдвинул понятие партийности литературы, понятие, которое впоследствии вполне закономерно было распространено и на другие виды культуры. Это положение стало руководящим во всей политике партии в области искусства.

Уже в первые месяцы после революции  Советское правительство принимает  ряд важных для развития культуры постановлений: 17 июня 1918 г. был опубликован декрет «Об охране библиотек и книгохранилищ»; 5 октября 1918 г.— декрет «О регистрации, приеме на учет и хранении памятников искусства и старины»; 26 ноября 1918 г. — декрет «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием»; в январе 1919 г. при Наркомпросе было создано издательство «Всемирная литература».

В самое  трудное время — в годы революции и гражданской войны партия и государство уделяли внимание развитию литературы и искусства.

Одним из важных и актуальных мероприятий в первые годы Советской власти была национализация художественных музеев, частных собраний и коллекций. 3 июня 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет о национализации Третьяковской галереи. 3

В Москве были также национализированы частные галереи Щукина, Морозова, Остроухова, в Петрограде Эрмитаж, Русский музей и многие частные собрания и коллекции. Зимний дворец был превращен во Дворец искусств, а несколько позднее передан в ведение Эрмитажа.

Был национализирован Кремль, его соборы превращены в музеи. Были также приняты меры к охране архитектурных сооружений и произведений искусства и старины в Звенигороде, Дмитрове, Коломне, Серпухове, Можайске, Новгороде, Пскове и других городах.

Многочисленные царские дворцы в Петрограде, а также дворцы и особняки в Гатчине, Петергофе, Царском Селе, Павловске и других местах были превращены в музеи. Музеями стали также подмосковные помещичьи усадьбы, представляющие историко-художественный интерес: Останкино, Кусково, Мураново, Абрамцево и многие другие. Уже в 1919 г. в революционной России насчитывалось 87 народных музеев, а в 1921 г. их стало 210.

Чтобы изучить и систематизировать  художественные материалы, был учрежден «Государственный музейный фонд», в котором сосредоточивались музейные ценности. После того как эти ценности были учтены, систематизированы и изучены, начался этап комплектования музеев: равномерное распределение художественных произведений по различным музеям Москвы, Петрограда и всей страны. Одновременно в стране развернулось музейное строительство, какого еще не знала история культуры.

Важным  событием в истории искусства  стала перестройка художественного  образования. В 1918 г. Училище живописи,

ваяния  и зодчества, школа станкового искусства и Строгановское училище школа производственного (прикладного) искусства были слиты и реорганизованы в Первые и Вторые свободные художественные мастерские. В 1920 г. путем их слияния были созданы единые Высшие художественно-технические мастерские – ВХУТЕМАС.

В конце  ноября 1920 г. декрет Совета Народных Комиссаров, подписанный В. Ульяновым (Лениным), провозгласил, что «Московские Высшие государствен

ные художественно-технические мастерские есть специальное художественное высшее техническо-промышленное учебное заведение, имеющее целью подготовить художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования». О жизненной для республики важности нового высшего учебного заведения говорит 11-й пункт декрета: «Студенты призывных возрастов считаются военнообязанными, откомандированными для выполнения учебной повинности. Лица, получившие откомандирование и не явившиеся в учебное заведение, считаются дезертирами и подлежат ответственности по законам военного времени».

В 1930 г. при реорганизации ВХУТЕИНа на его базе созданы: Московский архитектурный институт, художественный факультет Московского текстильного института и Московский полиграфический институт, один из факультетов которого в 1934 г. был преобразован в Московский художественный институт (позднее — МГХИ им. В. И. Сурикова).

Особое  место среди первых мероприятий  Советской власти занимал ленинский  план монументальной пропаганды, осуществление которого началось вслед за опубликованием 12 апреля 1918 г. Советом Народных Комиссаров за подписью В. И. Ленина декрета «О памятниках республики»:

«В  ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет:

  1. Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению

         Возвращаясь неоднократно к вопросу об интеллигенции, Ленин пришел к выводу, что это социальная прослойка, обслуживающая интересы разных классов и выступающая на их стороне: есть пролетарская интеллигенция, мелкобуржуазная и буржуазная. В силу классовой неоднородности интеллигенции Ленин считал необходимым проводить различную тактику по отношению к отдельным ее слоям: в пролетарской интеллигенции целиком и полностью видеть составную часть движущей силы социалистической революции; мелкобуржуазную интеллигенцию, как и все мелкобуржуазные элементы, колеблющуюся массу — нейтрализовать; против буржуазной интеллигенции, сплоченной вокруг крупного капитала и поддерживающей капитализм,— бороться, сломить ее сопротивление.

Народное  просвещение

История культурного  строительства в СССР убедительно свидетельствует о том, что ее достижения стали возможны благодаря широкому участию народных масс в культурном преобразовании страны. Советское общество историческим опытом своего развития подтвердило правильность ленинской теории о том, что главным элементом культурной революции является творческая созидательная активность народных масс. В статье «О работе Наркомпроса» В. И. Ленин писал: «...Советская республика идет вперед в деле народного просвещения, это несомненно. „Снизу", т. е. из той массы трудящихся, которую капитализм отстранял — и путем открытым, путем насилия, и средствами лицемерия и обмана — отстранял от образования, идет могучий подъем к свету и знанию» '. Подъем миллионных масс к культуре народа В. И. Ленин считал характернейшей чертой нашей культурной революции. В. И. Ленин говорил и о второй стороне процесса развития культуры: «Мы вправе гордиться тем, что мы помогаем этому подъему и служим ему»4.

Решено было построить в селах к 50-летию Октября 500 клубов «Спутник». Молодежь, откликнувшись на решение съезда ВЛКСМ сделать культурно-воспитательную работу ударной задачей комсомола, назвала строительство бригадных клубов своим долгом и обязанностью. Была создана 281 строительная бригада. Более полутора тысяч студентов строили «Спутники», художественно их оформляли, осуществили озеленение и благоустройство. В массовом сооружении бригадных клубов участвовали промышленные предприятия, рабочие городов и поселков, школьники. Строительство клубов «Спутник» стало в Курской области поистине всенародным делом. Опыт строительства был обсужден в ЦК ВЛКСМ, который отметил активность молодежи в культурно-бытовом строительстве на селе, улучшение на этой основе политической и культурно-массовой работы среди сельского населения.

Опыт народной массовой стройки клубов в бригадных  поселках заинтересовал многих: только «Курсграждан - проект» отправил в различные области и края РСФСР и других союзных республик более пяти тысяч проектов и чертежей клуба «Спутник».

За счет строительства  культурно-просветительных учреждений в отдаленных селах и на производственных участках колхозов и совхозов область получила дополнительно к 50-летию Октября 500 клубов с 80 тыс. посадочных мест.

Не менее  важно участие трудящихся в сфере  управления культурным строительством в целом, работа в органах общественного управления отдельными учреждениями и их комплексами. Деятельность в органах общественного самоуправления выступает при этом как одна из форм проявления общественно-политической активности. Именно это направление общественной деятельности в культурно-просветительной области неоднократно подчеркивал В. И. Ленин в своих статьях и выступлениях. Говоря о библиотечном деле, он ставил вопрос о «привлечении к работе самого населения». Известно и высказывание Н. К. Крупской по этому вопросу: «Необходимо, чтобы население пошире принимало участие в обсуждении всех мероприятий по политпросветработе, чтобы не только „обслуживалось", по принимало участие в созидании того, что ему нужно». И далее: «Надо, чтобы каждое учреждение политпросвета состояло под контролем населения, работало при его поддержке».

Сельские учреждения культуры накопили значительный опыт в этом деле. Прежде всего следует назвать советы или правления клубов, библиотек, киноустановок, многообразные комиссии и секции, координационные сонеты по управлению сельскими культурными комплексами и централизованными клубными системами и т. п. Советы по культуре направляют свои усилия на укрепление материальной базы учреждений культуры, повышение уровня культурно-просветительных работников. Нрава и обязаппостп этих общественных советов закреплены соответствующими документами. Так, в Положении о государственных клубных учреждениях РСФСР, утвержденном приказом министра культуры республики в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР 6 марта 1966 г., имеется специальная глава «Участие общественности в деятельности клубных учреждений». Коллективным органом управления клубной работой, говорится в ней, является общественный совет Дома культуры (клуба), в который па добровольных началах привлекаются широкие массы трудящихся с целью повышения уровня культурно-просветительной работы и наиболее полного удовлетворения запросов различных групп населения.

Нередко органы общественного управления берут  па себя функции руководства учреждениями, не имеющими платных работников. В таком случае деятельность последних построена на началах самоуправления. Такие ситуации возникают, как правило, при создании народных музеев и картинных галерей, клубов, красных уголков, библиотек на производственных участках.5

Информация о работе Культура Советского периода