Культура Северного Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:50, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в том, что говоря об Эпохе Возрождения, чаще всего имеют ввиду только Итальянское Возрождение, упуская из виду не менее интересную его часть, такую как Северное Возрождение.
В контрольной работе будут рассмотрены хронология, признаки и отличия Северного Возрождения от Итальянского Ренессанса, а так же движение Реформации и его воздействие на культуру.

Содержание

1. Введение
2. Особенности культуры Северного Возрождения
3. Движение Реформации и его влияние на развитие культуры
4. Тест
5. Заключение
6. Список литературы

Работа содержит 1 файл

кр по культур..docx

— 34.63 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 

Контрольная работа по культурологии 
 

На  тему «Культура Северного  Возрождения»

Вариант 16 
 
 
 

                   
 
 
 

Ярославль 2011 
 
 
 

План

  1. Введение
  2. Особенности культуры Северного Возрождения
  3. Движение Реформации и его влияние на развитие культуры
  4. Тест
  5. Заключение
  6. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Актуальность  данной темы состоит в том, что  говоря об Эпохе Возрождения, чаще всего  имеют ввиду только Итальянское  Возрождение, упуская из виду не менее  интересную его часть, такую как  Северное Возрождение.

     В  контрольной работе будут рассмотрены  хронология, признаки и отличия Северного  Возрождения от Итальянского Ренессанса, а так же  движение Реформации и его воздействие на культуру.

     Северное  Возрождение — эпоха Возрождения в северной Европе, точнее во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп.

      Как таковое, Северное Возрождение не было монотонным. То есть, во всех странах имелись некоторые различия. Так, культурология разделяет Немецкое, Нидерландское, Французское, Испанское, Английское Возрождение и др. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.

      Ренессанс эпоха, ознаменовавшая приход Нового времени  – укрепление экономических и  общественных вольностей городов, духовные поиски, приведшие в итоге к  Реформации и Крестьянской войне  в Германии, формирование абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий и др. 

Особенности культуры Северного  Возрождения

      Итальянский Ренессанс практически не имел влияния  на другие страны до 1450 г. Только после 1500 г. влияние распространилось по континенту, но многие позднеготические влияния  сохранялись даже до наступления  эпохи барокко.

     С XIV века на территории Северной Европы происходили перемены культурно-социологического характера: на смену церкви в качестве главного заказчика произведений искусства  пришли светские меценаты.

     В XV веке при дворах герцогов бургундских  в Дижоне, Брюгге и Турне появилась  собственная художественная школа, сочетавшая готику и Ренессанс.

     Эти произведения живописи резко отличаются от своих готических предшественников почти фотографическим реализмом. Толчок, полученный от раннего и зрелого итальянского Возрождения, в соединении с местными традициями привёл к формированию самостоятельного, абсолютно нового художественного языка. Например, Нидерландское внимание к природе выразилось в пейзажной живописи. Сначала золотой фон средневековых картин сменили реалистичные ландшафты, а затем пейзаж стал самостоятельным жанром в искусстве. Так же, точность в живописи передалась и человеческому телу.

     Новизна ранней нидерландской живописи заключалась  в детализированном описании поверхностей предметов и в пластичности, достигаемой  за счёт световых эффектов. В основу нового стиля легла новая живописная техника — масло.

     Но  при всем этом,  долгое время мастера  не могли полностью освободиться от  влияния более древних живописных традиций: вытянутые фигуры и богатые  складками одеяния

     В общем ранней нидерландской живописи до XV века в настоящее время достаётся  мало внимания. Картины считаются  провинциальными и второразрядными, во многих публикациях по истории  искусства ранняя нидерландская  живопись рассматривается, только начиная  с Флемальского мастера.

     Хронологически  старонидерландская живопись развивалась  приблизительно в одно время с  итальянским Ренессансом.

     С появлением портрета светская, индивидуализированная  тема стала впервые главным мотивом  живописи. Жанровые картины и натюрморты совершили свой прорыв в искусстве  лишь в период нидерландского барокко XVII века. Буржуазный характер ранней нидерландской  живописи говорит о наступлении  Нового времени. Человек на картинах больше не идеализировался.

     При наличии в странах ярко выраженной национальной специфики, художественное развитие Нидерландов, Германии и Франции  в момент перехода от средневековья  к Новому времени обладает общими чертами, которые особенно четко  видны при сопоставлении их с  Италией. Готические традиции Средних  веков здесь влияли сильнее, а  в архитектуре и скульптуре преобладали  долгое время. Вообще, процессы обновления культуры в странах севернее Альп шли иначе, относительно Италии. В них знания о линейной перспективе, анатомии, поиск идеальных пропорций человеческого тела накапливались путем эмпирического познания, не становясь предметом систематического научного изучения. Так же, обновление протекало неравномерно – быстрее оно происходило в живописи, медленнее в других видах искусства. Столь характерная для Италии ориентация на античные образцы в изобразительном искусстве и архитектуре Северной Европы дает о себе знать не раньше 16 века и зачастую выступает в причудливых "готизированных" формах.

     Эти отличия от итальянского Возрождения  имеют в основе причины, основанные на различиях в мировоззрении. «Ренессансный "гуманизм" — рационалистическая антропоцентрическая философия, аппелирующая к примеру древних — сравнительно поздно, лишь в 16 веке, обрел приверженцев в североевропейских странах»

     Жан Мелье – священник-атеист, который  подверг радикальной критике  устои французского общества начала 18 века. Он первым соединил идею создания нового социального строя, основанного на равенстве, с идей революционной борьбы трудящихся масс за свое освобождение.

     «Жан  Мелье – один из самых своеобразных представителей французского утопического коммунизма и французского материализма XVIII века. Среди французских мыслителей XVIII века немало сторонников идей социального  равенства и общности имущества. Но только у Мелье эти идеи сочетались с призывом объединению угнетенных для борьбы с угнетателями. Среди  французских мыслителей XVIII века немало решительных противников христианской церкви и религиозного миросозерцания. Но только у Мелье воинствующий атеизм служит прямым орудием борьбы против принципов классового общества.»(2)

Мысль гуманистов идет не от божественного к личному, а в обратном направлении —  от личного к божественному. Личность становится отправным пунктом и основой мировоззрения. Сквозь призму личности рассматриваются все темы и вопросы, начиная от социально-этических и кончая религиозными. Гуманизм открывает перспективу безграничных возможностей человека. Это открытие производит на самих гуманистов окрыляющее и воодушевляющее действие. Самореализация личности видится гуманистами в первую очередь на путях духовного творчества, художественного оформления жизни и своей личности. Всякая деятельность, независимо от ее характера, окрашивается гуманистами в эстетические тона. Жизнь гуманистов — это свободное от внешних авторитетов, напряженное эстетическое самоутверждение, не лишенное самолюбования. Однако в ряде случаев жизненная практика эпохи находилась в острейшем противоречии с возвышенностью гуманистических идеалов. Негативные примеры этой обратной стороны широко известны из трудов многих исследователей Возрождения. Обратная сторона «титанизма» была прямым следствием установки на индивидуалистическое самоутверждение личности.

     Центр гуманистического движения — Флоренция  раздирается борьбой партий. Казни, убийства, пытки, заговоры являются здесь  нормой. Активными участниками жестокой борьбы выступают сторонники гуманистических  идей. Честолюбие, корыстолюбие и развращенность этих людей сочетаются с блестящими дарованиями и энергией.

     Проявления  эпохи не могут быть сведены до уровня обывательских потребностей, бытовой пошлости. В самом деле, люди, о которых идет речь, с обывательских  позиций, обладали всем, что требуется  для нормальной жизни: материальным достатком, положением, комфортом. Но они  не довольствовались этим. Они нуждались  в самоутверждении, выходящем за рамки рутинного течения сытой  жизни. Потребность утвердить себя среди других стала тем импульсом, который создал неповторимый колорит  эпохи, породил ее негативные и позитивные стороны.  
 Иероним Босх – один из самых загадочных художников своего времени. Его картины, как сейчас говорят некоторые ученые, сюрреалистичны, говоря о нем, вспоминают Дали. Но ранее считалось, что Босх писал лишь для развлечения, забавления, щекотания нервов своим зрителям «подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты».(3)

     Босх  писал в стиле «а ля прима» - техника, в которой первые мазки создают  окончательную фактуру.

     «Исследователи  до сих пор не могут уверенно говорить о творческой эволюции и хронологии произведений Босха, так как ни на одном из них нет даты, а формальное развитие творческого метода не представляет собой поступательного движения, и подчинено собственной логике, предполагающей приливы и отливы». (3)

     Большинство произведений после завершения были перевезены в Испанию. В общей  сложности, на данный момент, известно о 25 картинах и 8 рисунках, лишь 7 из которых  подписаны.

     Движение  Реформации и его  влияние на развитие культуры

     Термин  «реформация» выражает ту существенную сторону движения, центром которой  является революционная критика  и атака на монопольное положение  католической папской церкви и ее учения в политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества.

     Началом реформации принято считать выступление  М. Лютера 31 октября 1517 года: он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви.

     Лютер выступал против церкви как единственного  посредника между богом и человеком. Его первое публичное выступление  касалось именно этой проблемы, оно  было направлено против выдачи отпущения  грехов. В свою очередь оно стало  сигналом к всеобщему выступлению  против моральной нечистоплотности римской церкви и против католического  духовенства вообще. Лютер становится во главе стихийно нарастающего антицерковного движения.

     Реформа Лютера, несмотря на относительно прогрессивные  черты, имела классовый и исторически  ограниченный характер. В сущности, она выражала интересы только князей и городского богатого патрициата, а не интересы широких масс.

     В первой половине XVI в. Лютеранство распространилось по Австрии, Скандинавским странам, Прибалтике, частично по Польше, Венгрии  и Франции. Но сильнее лютеранство  распространилось в Швейцарии, где с XV в. начали распадаться старые феодальные отношения, начало развиваться мануфактурное производство. Швейцарское мещанство, нарождающаяся буржуазия были в отличие от немецкой более последовательными и решительными. Здесь возникают новые направления Реформации: цвинглианство и кальвинизм.

     Реформатор  Ульрих Цвингли проводит радикальную реформу церкви: был уничтожен статус священников как особого сословия, церковное имущество передано государству, ликвидированы церковные обряды.

     После спада первой волны Реформации (1531) подымается вторая волна, связанная  с личностью французского теолога Жана Кальвина, который большую часть своей жизни провел в Швейцарии, где написал свой главный трактат «Наставления в христианской вере». Его догмы выражали интересы самой смелой части тогдашней буржуазии.

     Кальвин поддерживает теорию Лютера, т е. земная жизнь — это путь к спасению, в этой жизни нужно терпеть  и т. д. Он, однако, подчеркивает большую  возможность активного включения  христианина в земные дела. Приобщение к светским благам связано с владением  имуществом и его умножением, необходимо лишь умеренное пользование богатством в согласии с божьей волей. Учение Кальвина о предопределении также  было на руку молодой буржуазии Согласно этому учению, бог сам определяет, кто будет спасен, а кто —  нет.

     Протестантская  Реформация вызвала отклики в  католицизме. Начиная с 40-х годов XVI в. католики ведут борьбу за возвращение  потерянных позиций; в Западной Европе начинается период контрреформации. Участники  движения остро ставят вопрос об укреплении единства в самой организации  католической церкви, об усилении внутренней дисциплины и папской централизации, но главной была открытая борьба католицизма  против протестантов.

Информация о работе Культура Северного Возрождения