Культура Руси IX-XIII веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 00:02, реферат

Описание работы

Культура Киевской Руси – исходная точка и первичная основа культуры русских, украинцев и белорусов. Киевская Русь создала единый русский литературный язык; в эту эпоху восточные славяне стали грамотными; эпические сказания о киевских богатырях X-XI веков дожили на русском Севере до XX века. Киевская летопись Нестора о первых веках русской истории (1113 год) переписывалась и при Александре Невском, и при Иване Грозном, дожив в рукописной традиции до XVIII века.

Работа содержит 1 файл

Культура Руси IX.doc

— 619.50 Кб (Скачать)

Читатели продолжали интересоваться многим. Интересно "Хождение" игумена Даниила на Ближний Восток (около 1107 года). Даниил ездил в Иерусалим, центр христианских традиций, и подробно описал свое путешествие, страны и города, которые видел. В Иерусалиме он оказался во время первого крестового похода и вошел в дружбу с предводителем крестоносцев королем Балдуином. Даниил дал очень точное описание Иерусалима и его окрестностей, измеряя расстояние и размеры архитектурных памятников. Его "Хождение" надолго явилось надежным русским путеводителем по "святым местам", которые также привлекали тысячи паломников со всех концов Европы. 

Своеобразным  жанром были "жития святых", являющиеся сильным оружием церковной пропаганды, где сквозь слащавые восхваления  канонизированных церковью образцовых с ее позиций людей ("святых", "праведных", "блаженных") хорошо просматривается реальная жизнь: классовая структура монастырей, стяжательство монахов, жестокость и сребролюбие некоторых князей, использование церковью умственно неполноценных людей и многое другое. 

Особенно интересен  Киево-Печерский патерик, представляющий собою сборник рассказов разного времени о монахах Печерского монастыря. К нему присоединена исключительно интересная переписка епископа Симона и некоего церковного карьериста Поликарпа, стремившегося за взятку (деньги давала княгиня дочь Всеволода Большое Гнездо) получить высокий церковный пост. 

Другим жанром, тоже связанным с церковью, были поучения против язычества, бичевавшие народную религию и веселые празднества. В них также очень много  интересных бытовых черт. 

Излюбленным жанром средневековья были сборники изречений, пословиц и поговорок ("Пчела"). 

Большой интерес  представляют два литературных произведения – "Слово Даниила Заточника" и "Моление Даниила Заточника", иногда ошибочно приписываемые одному лицу. 

"СЛОВО Даниила…" – челобитная, направленная неким Даниилом, заточенным на озере Лаче (отсюда – "Заточник"), князю Ярославу Владимировичу около 1197 года. Это блестящее произведение, характеризующее в излюбленной средневековыми авторами форме афоризмов разные стороны русской жизни конца XII века. Здесь и обличение княжеских тиунов и рядовичей, притесняющих мелких феодалов, и недовольство богатыми, но глупыми людьми, которых слушают только из-за их положения, и насмешки над гонцами и послами, которые вместо исполнения возложенных на них дел проводят время в "дому пировном". 

Автор, начитанный и умный человек, пострадавший в  прошлом за какое-то свое литературное произведение ("художество"), предлагает свои услуги князю, так как он "одеянием оскуден есмь, но разумом обилен". Он, очевидно, не только писатель, но и хороший оратор: "Бысть язык мой яко трость (перо) книжника скорописца и уветлива уста, аки речная быстрость". Возможно, что Даниил вел одно время летопись при дворе Всеволода Большое Гнездо. Под 1192 годом там помещено поучение по поводу пожара во Владимире, бичующее тех богатых людей, которые закабаляли "неправедным написанием" беспомощных погорельцев. 

"Слово Даниила  Заточника" было очень популярно;  его переписывали и читали  на протяжении веков. Уже через  три десятка лет оно вызвало подражание у анонимного автора, укрывавшегося под именем того же Даниила, но честно сообщившего читателям, что сам он "не мудр, но в премудрых ризу (одежду) обла-чихся, а смысленных сапоги носил есмь". Свое произведение (примерно 1229 год) этот псевдо-Даниил назвал "Молением", включив в него почти все "Слово Даниила…" и дополнив его рядом новых интересных афоризмов. Адресовано "Моление" переяславскому князю Ярославу, сыну Всеволода Большое Гнездо. 

Автор – сын  рабыни, брошенный в детстве родителями, сам побывавший "в работном ярме" и не получивший образования ("ползая мыслию, яко змия по камению").

Апостол Матфей. Фреска Дмитровского собора во Владимире. Конец XII в.

Апостол Марк. Фреска Дмитровского собора во Владимире. Конец XII в.

Псевдо-Даниил –  сторонник княжеской власти (князь  – кормчий своей земли); боярство признается как умное окружение  власти. Интересно резко отрицательное  отношение автора к монашеству и  к "похабным обычаям" "ласкосердых  псов" – монахов. Оба произведения – и "Слово" и "Моление" – знакомят нас с общественной мыслью нижних слоев русского феодального общества конца XII – начала XIII века. 

Самым главным, всемирно знаменитым произведением  древнерусской литературы является "Слово о полку Игореве", написанное в 1185 году в Киеве. Этой поэме подражали современники и писатели начала XIII века, ее цитировали псковичи в начале XIV века, а после Куликовской битвы в подражание "Слову" в Москве была написана поэма о победе над Мамаем "Задонщина". 

"Слово о  полку Игореве" можно было бы назвать политическим трактатом, настолько мудро и широко затронуты в нем важные исторические вопросы. Автор углубляется и в далекие "Трояновы века" (II-IV века нашей эры), и в печальное для славян "время Бусово" (375 год), но главное его внимание устремлено на выяснение корней усобиц, помогавших половцам громить и грабить Русскую землю. Одним из первых виновников оказывается князь Олег "Гориславич" (умер в 1115 году), дед побежденного Игоря. Ему противопоставлены опоэтизированный князь-колдун Всеслав Полоцкий, герой киевского народного восстания 1068 года, и Владимир Мономах. Историческая концепция автора "Слова" поражает четкостью и глубиной. 

Главной частью поэмы-трактата является "златое слово", обращение ко всем князьям с горячим  патриотическим призывом "вступить в стремя за Русскую землю", помочь обездоленному Игорю. Бессмертие поэме обеспечил высокий уровень поэтического мастерства. Любимый образ поэта – сокол, высоко летающий и зорко видящий даль. Сам автор все время как бы приподнимает читателей над уровнем земли, над видимым на ней (конные воины, деревья, реки, необъятная степь, лебеди, волки, лисицы, города с их дворцами) и показывает всю Русь, от Карпат до Волги, от Новгорода и Полоцка до далекой Тмутаракани у Черного моря.

Способ плетения кольчуги

Поэтические образы взяты прежде всего из природы: встревоженные  звери и стаи птиц, не вовремя  спадающий с деревьев лист, синий  туман, серебряные струи рек. В словесной  орнаментике этой рыцарской поэмы  много золота, жемчуга, серебра, всевозможного оружия, шелка и парчи. 

Подобно будущим (по отношению к нему) поэтам Ренессанса, воскресившим античную мифологию, автор "Слова о полку Игореве" широко использует образы славянского язычества: Стрибог – повелитель ветров, Велес  – покровитель поэтов, загадочный Див, Солнце-Хоре. Следует отметить, что у автора почти нет церковной фразеологии, а язычеству отведено видное место, что, быть может, и содействовало уничтожению духовенством рукописей поэмы в XIV-XVII веках. 

При всем патриотизме  русской литературы мы не найдем в ней и следа проповеди агрессивных действий. Борьба с половцами рассматривается лишь как оборона русского народа от неожиданных грабительских набегов. Характерной чертой является и отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям различных национальностей: "Милуй не токмо своея веры, но и чужия… аще то буде жидовин или сарацин, или болгарин, или еретик, или латинянин, или ото всех поганых – всякого помилуй и от беды избави" (Послание к князю Изяславу). 

Интереснейшим отражением общерусской культуры является Владимирский летописный свод 1206 года, созданный, возможно, при участии старшего сына Всеволода – Константина Мудрого, о котором современники говорили, что он "великий был охотник к чи-танию книг и научен был многим наукам… многие дела древних князей собрал и сам писал, також и другие с ним трудилися". 

Подлинник свода  не дошел до нас, но сохранилась его  копия, выполненная в XV веке в Смоленске  и впервые введенная в научный  оборот Петром Великим (Радзивилловская, или Кенигсбергская, летопись). В своде представлены "дела древних князей" от Кия до Всеволода Большое Гнездо.

Рукояти русских мечей

Драгоценной особенностью Радзивилловской летописи является наличие 618 красочных миниатюр, удачно названных "окнами в исчезнувший  мир". 

А. А. Шахматовым и А. В. Арциховским установлено, что рисунки, как и текст, повторяют оригинал – свод 1206 года. Дальнейший анализ позволил определить, что и составители Владимирского свода не были первыми авторами и художниками – в их распоряжении имелась целая библиотека иллюстрированных ("лицевых") летописей, включавших и свод 997 года, и свод Никона 1076 года, и "Повесть временных лет" Нестора, и киевское летописание эпохи Мономаха и его сыновей, и разное летописание второй половины XII века. В руках владимирских сводчиков были даже такие лицевые летописи, из которых они брали рисунков больше, чем текста. Мы можем судить о том, что Киевская летопись Петра Бориславича была иллюстрированной, так как в Радзивилловской есть миниатюры, изображающие события, описание которых в тексте этой летописи отсутствует и имеется только в Киевском своде 1198 года (Ипатьевская летопись): совещание Изяслава Мстиславича с венгерским королем, посольство боярина Петра Бориславича к Владимиру Галицкому (1152 год) и др. Нигде в тексте Радзивилловской летописи не говорится об участии княгини в убийстве Андрея Боголюбского, а на рисунке мы видим, помимо бояр-убийц, княгиню, несущую отрубленную руку своего мужа. Другие источники подтверждают участие княгини в заговоре. 

Наличие иллюстраций  в своде 997 года доказывается формой мечей, характерной для середины X века, и формой корчаг тоже X века, сохраненной при всех перерисовках. 

Большой интерес  представляют зарисовки первоначального  вида древней архитектуры Киева, Переяслав-ля, Владимира. Десятинная церковь в Киеве (996 год) разрушена Батыем в 1240 году и копиистам XV века была неизвестна, а на миниатюре она изображена такой, какой ее удалось восстановить только по результатам раскопок XX века. 

Исходные иллюстративные материалы свода 1206 года, относящиеся к разным летописям XI и XII веков, вводят нас в область литературно-политической борьбы того времени, может быть, даже в большей степени, чем летописный текст, так как отбор сюжетов для иллюстрирования особенно рельефно выражал субъективную тенденцию иллюстратора. В миниатюрах Никона Тмутараканского (1076 год) четко прослеживается симпатия к Мстиславу Тмутараканскому и враждебность к Ярославу Мудрому и его старшему сыну Изяславу. Художник же, рисовавший миниатюры к летописанию Изяслава, проявил неслыханную дерзость – он отомстил Никону, изобразив его в виде осла (!) на игуменском месте в церкви. 

Редакторская  обработка труда Нестора князем Мстиславом сказалась в обильном иллюстрировании всех (даже мелких) эпизодов из раннего периода жизни  самого Мстислава. Любопытную особенность художественной школы эпохи Мономаха и Мстислава представляют иронические пририсовки на полях: змея (победа над половцами), собака (свары князей), кот и мышь (удачный поход 1227 года), обезьяна (испуганные торки), лев, которого бьют дубиной (поражение Юрия Долгорукого, имевшего в гербе льва), и т. п. Одна из таких пририсовок представляет особый интерес: когда в 1136 году черниговские Ольговичи начали одну из тех кровавых усобиц, по поводу которых говорили тогда: "Почто сами ся губим?" – художник-киевлянин пририсовал на полях глубоко символичную фигуру воина-самоубийцы, вонзающего кинжал себе в грудь. Это был как бы эпиграф к повествованию о распаде Киевской Руси. 

Владимирский  летописный свод 1206 года был не только образцом роскошной государственной летописи одного княжества – он отразил в себе художественную культуру Руси за несколько столетий. 

Важным показателем  уровня культуры является архитектура. Большинство жилых построек в  городах, укреплений, дворцов и даже церквей строилось из дерева. Археологические раскопки показали многообразие деревянного строительства и существование в XI – XIII веках трех – и четырехэтажных зданий ("вежи"-донжоны, терема). Многие деревянные формы – башни, двускатное покрытие – повлияли впоследствии на каменное зодчество. 

Квинтэссенцией  средневековой архитектурной мысли  и на христианском Западе, и на мусульманском  Востоке были храмовые постройки. Так  было и у нас. Постройка церкви была рассчитана как на то, чтобы  поразить воображение современников, сделать церковное здание и местом театрализованного богослужения, и школой познания новой религии, так и на то, чтобы быть долговечным памятником, связывающим строителей с далекими потомками. 

Исследователи образно называют средневековый  собор "глубинной книгой" эпохи: зодчий организует архитектурную форму, которая должна вписываться городской пейзаж, а в своем интерьере отвечать задачам богослужения; живописцы расписывают в несколько рядов все стены и своды здания; мастера золотых и серебряных дел куют, отливают и чеканят паникадила и церковную утварь; художники пишут иконы; вышивальщицы украшают тканые завесы; писцы и миниатюристы готовят библиотеку необходимых книг. Поэтому действительно каждый такой церковный комплекс является показателем уровня мудрости и мастерства в том или ином городе.

Информация о работе Культура Руси IX-XIII веков