Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 22:48, реферат
Цель работы: рассмотреть культуру России XVII века. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сегодня, когда наше общество впервые по-настоящему столкнулось с проблемой существования культуры в условиях рынка, необходимо оглянуться назад чтобы понять нашу отечественную культуру с ее более чем тысячелетней историей.
Введение 2
1. Школа , просвещение и научные знания. 4
2. Архитектура и живопись 11
3. Музыка и театр 17
Заключение 20
Список использованной литературы 22
В деревянном церковном
здания. Строили также ярусные церкви.
В целом деревянное
зодчество испытывало обратное влияние
каменной
архитектуры.
Несмотря на попытку патриарха
Никона запретить
строительство каменных шатровых храмов,
этот тип стал
преобладающим в церковной архитектуре.
В Москве возводятся
церковь Рождества в Путинках, церковь
Троицы в Никитниках,
в Алексеевском монастыре в Угличе - "дивная"
Успенская
церковь, имеющая три шатра, в Троице-Сергиевом
монастыре -
церковь Зосимы и Савватия, а также храмы
в Вязьме, в селе
Остров (под Москвой), в Муроме и Устюге.
Все они
отличались, как правило, богатым архитектурным
убранством
и орнаментикой, придающим зданиям нарядность.
Вместе с тем, под влиянием
Никона в середине - второй
половине XVII в. осуществляется строительство
ряда
монументальных построек, выполненных
в традиционном стиле
предыдущих периодов и имеющих цель показать
силу церкви.
Таков величественный Воскресенский собор
московского
Ново-Иерусалимского монастыря, для постройки
которого были
использованы модель храма над "гробом
господнем" в
Иерусалиме - главной христианской святыни.
Еще ранее
возводятся здания Валдайского Иверского
монастыря. В
70-80-х годах строится ансамбль построек
ростовского
митрополичьего двора - Ростовский кремль.
Жилой комплекс
здесь сочетался с храмовым. Все постройки
окружали
массивные стены с башнями.
Заказчиками церквей выступали
не только "власть
предержащие", но и прихожане - жители
посадов и сел.
Поэтому говорят даже о посадском направлении
в зодчестве.
Характерным здесь является культовое
строительство в
Ярославле, одном из крупных ремесленноторговых
центров.
Примеры этого: храмы Ильи Пророка, Иоанна
Златоуста,
Николы "Мокрого", грандиозная церковь
Иоанна Предтечи в
Толчкове. Примечательны церковные постройки
и в других
городах: Костроме, Романове-Борисоглебске.
В конце XVII в. в храмовой архитектуре
возникает новый
стиль - нарышкинское (московское) барокко.
Самым
значительным памятником его является
московская церковь
Покрова в Филях, отличающаяся изяществом,
безукоризненными
пропорциями, применением во внешней отделке
таких
декоративных украшений, как колонны,
капители, раковины, а
также своим "двуцветием"; использованием
только красного и
белого цветов.
Наряду с церковными в XVII в.
строятся значительные
гражданские сооружения. Существенной
перестройке
подвергается Московский Кремль. Надстраиваются
Кремлевские
башни, Спасская возводится (в ее теперешнем
виде),
создавая парадный въезд в Кремль. На всех
башнях
появляются шатровые навершия вместо
прежних четырехскатных
крыш. Все это придает Московскому Кремлю
новый вид:
оборонно-крепостной его облик уступает
место
торжественному ансамблю.
В XVII в. получает дальнейшее развитие
торговопромышленное
строительство. Так, гостиные дворы сооружаются
в
Китай-городе в Москве и в Архангельске.
Архангельский
гостиный двор, вытянувшийся вдоль Северной
Двины на 400м,
окружали высокие каменные стены с боевыми
башнями. Внутри
его размещалось более двухсот торговых
помещений.
В живописи в большей степени сохранились
установившиеся
традиции письма. Церковный собор 1667г.
строго
регламентировал темы и образы, того же
требовала
придерживаться грамота царя Алексея
Михайловича. Рьяно
осуждал всякие отклонения от канонов
в изображении святых
идеолог старообрядцев Аввакум.
Деятельностью живописцев руководила
Оружейная палата
Кремля, ставшая в XVII в. художественным
центром страны,
куда привлекались лучшие мастера. В течение
30 лет
живописное дело возглавлял Симон Ушаков
(1626-1686).
Характерной чертой его творчества был
пристальный интерес
к изображению человеческого лица. Под
его рукой
аскетические лица приобретали живые
черты. Такова икона
"Спас нерукотворный". Широко известно
другое его
произведение - "Насаждение древа государства
Всероссийского". На фоне Успенского
собора помещены фигуры
Ивана Калиты и митрополита Петра, поливающих
большое
древо, на ветвях которого укреплены медальоны
с портретами
князей и царей. С левой стороны на картине
стоит Алексей
Михайлович, с правой - его супруга с детьми.
Все
изображения портретны. Кисти Ушакова
принадлежит также
икона "Троица", на которой появляются
реалистические
детали. Симон Ушаков оказал большое влияние
на развитие
русской живописи5.
Замечательным явлением в
школа ярославских мастеров. Традиционные
церковно-библейские сюжеты на их фресках
начинают
изображаться в образах привычной русской
жизни. Чудеса
святых отходят на второй план перед обыденными
явлениями.
Особенно характерна композиция "Жатва"
в церкви Ильи
Пророка, а также фресковые изображения
в церкви Иоанна
Предтечи. Ярославские живописцы являлись
также одними из
"пионеров" в разработке пейзажа.
Другим примером светского
человеческой личности, стало распространение
"парсунного"
письма - портретных изображений. Если
в первой половине
века "парсуны" выполнялись еще в
сугубо иконописной
традиции (изображения Ивана IV, М.Скопина-Шуйского),
то во
второй они стали принимать более реалистический
характер
("парсуны" царей Алексея Михайловича,
Федора Алексеевича,
стольника Г.П.Годунова).
До XVII века на Руси не было театра. На протяжении веков театр заменяли народные обряды - свадьбы, праздники, такие, как проводы масленицы, колядование с участием ряженых. На этих праздниках выступали скоморохи - плясуны, акробаты, музыканты, канатоходцы, кукольники и другие. Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром. Актеры этих народных театров (скоморохи - в Белоруссии, казыкчи и масхарабозы - у узбеков и таджиков, берики - у грузин) высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, цирковые номера. Исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.
По- настоящему театр появился в XVII веке
- придворный и школьный театр. Возникновение
придворного театра было вызвано интересом
придворной знати к западной культуре.
Этот театр появился в Москве при царе
Алексее Михайловиче. Первое представление
пьесы "Артаксерксово действо" (история
библейской Эсфири) состоялось 17 октября
1672 года. Царю так понравилось представление,
что он смотрел его десять часов подряд.
Ставились и другие пьесы на библейские
сюжеты.
Вначале придворный
театр не имел своего помещения, декорации
и костюмы переносились с места на место.
Первые спектакли ставил пастор Грегори
из Немецкой слободы, актерами тоже были
иноземцы. Позже стали в принудительном
порядке привлекать и обучать русских
"отроков". В 1673 году 26 жителей Новомещанской
слободы были определены к "комедиальному
делу", потом число их увеличилось. Жалованье
им платили нерегулярно, но не скупились
на декорации и костюмы. Спектакли отличались
большой пышностью, иногда сопровождались
игрой на музыкальных инструментах и танцами.
После смерти царя Алексея Михайловича
придворный театр был закрыт, и представления
возобновились только при Петре.
Кроме придворного, в
России в XVII веке сложился и школьный театр
при Славяно - Греко - латинской академии.
Пьесы писались преподавателями и ставились
учащимися по праздникам. В пьесах использовались
как евангельские сюжеты, так и житейские
предания. Писались они в стихах на основе
монологов. Кроме реальных лиц, вводились
и аллегорические персонажи. Появление
придворного и школьного театров расширило
сферу духовной жизни русского общества.
Романтические драмы раскрывали
пробуждение национального самосознания,
в них звучали освободительные идеи, протест
против социальной несправедливости,
унижения человеческого достоинства.
Развитие Драмы в России
шло иными путями, чем в Западной Европе.
Русская классическая драматургия росла
на основе незатухавших народно-освободительных
движений. Ей присущи воинствующий демократизм,
глубокий гуманизм и восходящая линия
развития даже в то время, когда западноевропейская
драматургия шла к распаду.
Русская драматургия начала
Литературная драматургия возникла в
России в связи с прогрессивными реформами
петровского времени, давшими толчок развитию
русской национальной культуры.
Русская литература XVII
века медленно начала освобождаться от
средневековых традиций. Господство религиозного
мировоззрения сменялось более реалистическим
видением действительности поиском закономерностей
мирового развития. Становление сатирико-бытовых
и автобиографических жанров положило
начало собственно художественной литературе.
Появились новые области литературного
творчества - стихосложение и драматургия.
К XVII в. русская музыкальная
культура имела устойчивые многовековые
традиции. Как и другие области народного
творчества, она была безымянна. Существовали
местные певческие школы со своими особенностями
"распевов". Но повсюду господствовало
хоровое многоголосье, столь характерное
для русской народной музыки. Народные
песни были богаты и жанровым разнообразием,
и мелодичностью, и глубокой выразительностью,
с огромной силой, передающей самые различные
психологические состояния человека.
Особенности народного хорового творчества
были восприняты в немалой степени и церковной
музыкой.
Изучив культуру России XVII века, можно
сделать следующие выводы. Культурная
жизнь XVII в., как, впрочем, и вся общественная
жизнь этого времени, находилась как бы
на перепутье,
когда, по словам современников, "старина
и новизна
перемешалися". Некоторые исследователи
приходят к выводу, что в это
время происходит культурный переворот,
означающий переход
от древнерусской культуры к культуре
"нового времени"6.Но на самом
деле возникли лишь предпосылки, переворот
же произошел в XVIII в при Петре I.
Культура народа проникнута
Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь сыграла определенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являясь тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства.
И, тем не менее, русская культура развивалась не изолированно от мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие.
Культурные достижения семнадцатого века
вошли в круг непреходящих художественных
ценностей нашей страны, они - части нашего
национального богатства, славы и величия
нашего народа.
1.Балакина
Т.И. История русской культуры/
2. История русского искусства. Т.I. - М.: Изобразительное искусство,1991. – С.-231.
3. История
русской культуры IX - XX вв./ под ред. Л. В.
Кошмана. – М.: Дрофа, 2006. – С.-425.
4. Каверин,
Б. И. Культурология/ Б. И. Каверин. – М.:
Юнити, 2005. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
– С. 197.
5.Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX - XVII веков. – М., 1984.-С.-98.
6.Пастухова З.И. Шедевры русского зодчества/З.И. Пастухова – Смоленск «РУСИЧ» – С.-39
7. Рапацкая Л.А. Художественная культура Древней Руси. – М., 1995.-С.-135.
8.Сахаров
А. М. Очерки истории русской культуры
X – XVII вв/ А. М. Сахаров. – М.: Просвещение,
2007. – С.-234.
«Дивная» Успенская церковь в Угличе
Царский дворец в подмосковном
селе Коломенское
Насаждение древа государства Всероссийского