Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 22:48, реферат
Цель работы: рассмотреть культуру России XVII века. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сегодня, когда наше общество впервые по-настоящему столкнулось с проблемой существования культуры в условиях рынка, необходимо оглянуться назад чтобы понять нашу отечественную культуру с ее более чем тысячелетней историей.
Введение 2
1. Школа , просвещение и научные знания. 4
2. Архитектура и живопись 11
3. Музыка и театр 17
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Культура России XVII века
Оглавление
Введение 2
1. Школа , просвещение и научные знания. 4
2. Архитектура и живопись 11
3. Музыка и театр 17
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Прилож ение 1«Дивная» Успенская церковь в Угличе………………23
Приложение
2 Царский дворец в селе
Приложение 3 Насаждение древа государства Всероссийского……25
Культура-это не только
Целый комплекс противоречивых факторов определял условия развития русской культуры XVII в.: иностранная интервенция, крестьянские войны и городские восстания; образование всероссийского рынка, разрушавшего патриархальную изолированностей областей; формирование абсолютизма, завершившего централизацию государства; юридическое закрепощение крестьян и посадского люда (1649),осуществленное в интересах главной опоры абсолютизма – дворянства, никонианская реформа церкви и вызванное ею широкое движение (Раскол), наконец, значительное расширение связей с странами Западной Европы, - все это меняло образ жизни, традиционное общественное мировоззрение и вызывало весьма существенные перемены в историко-культурном процессе.
В XVII в. завершалась история древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением, и зарождались элементы культуры нового времени, для которой характерен процесс всестороннего «обмирщения». В науке это проявилось в росте интереса к изучению и обобщению опыта с целью применения его в жизни; в литературе – в формировании демократического, светского направления; в архитектуре – в сближении облика культовых и гражданских построек; в живописи – в постепенном разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций.
Цель
работы: рассмотреть культуру России
XVII века. Актуальность выбранной темы
обусловлена тем, что сегодня, когда наше
общество впервые по-настоящему столкнулось
с проблемой существования культуры в
условиях рынка, необходимо оглянуться
назад чтобы понять нашу отечественную
культуру с ее более чем тысячелетней
историей.
1.Школа , просвещение и научные знания.
Усложнение городской жизни с ее ремеслом и торговлей, рост государственного аппарата, развитие связей с зарубежными странами предъявляли новые требования к образованию. Уровень грамотности в XVII веке значительно вырос и в различных слоях составил: среди помещиков – 65%,купечества – 96%,посадских людей – около 40%, крестьян – 15%,стрельцов,пушарей,казаков – 1%1.
По-прежнему грамоте чаще всего обучали в семье, поэтому особенно популярными были пособия по домашнему воспитанию и обучению. Одним из основных методов педагогики, как и в 16 в., признавалось телесное наказание («розга», «сокрушение ребер», «жезл».) Весьма показательно сочинение по педагогике «Гражданство обычаев детских», представлявшее собой свод правил поведения детей и определявшее все внешние проявления их жизни: поведение в школе, за столом и при встрече с людьми; прическу, одежду, и даже выражение лица. Касался автор нравственного и эстетического воспитания. Основными учебными пособиями оставались книги религиозного содержания, но вышло в свет и несколько светских изданий: буквари, которые по содержанию были шире своего названия и включали статьи по вероучению, краткие словари, статьи педагогического содержания (Буквари Василия Бурцева,1633; Симеона Полоцкого, 1679 и Кариона Истомина, 1694); азбуковники – словари иностранных слов, дополненные сведениями о фонетике, правописании, падежах и склонениях. Кроме того, азбуковники знакомили с философскими понятиями ( существо, качество и т.п.), сообщали краткие сведения об античных философах и писателях, содержали пространные географические материалы и краткие сведения по отечественной истории. Это были, скорее, справочники-пособия энциклопедического характера, обеспечивающие уже в начальной школе знакомство с довольно широким кругом проблем.
В XVII веке в Москве появились средние школы, где изучались иностранные языки и некоторые предметы, связанные с более широким характером образования ( 1621 г. – лютеранская школа в Немецкой слободе; 1640 – е гг. – частная школа боярина Ф. Ртищева для молодых дворян, где их учили греческому и латыни, риторике и философии; 1650 г. – школа в кремлевском Чудовом монастыре, открытая на средства патриаршего двора; 1664 г. – государственная школа для обучения подъячих Приказа тайных дел и др.). Наконец, в 1687 г. В Заиконоспасском монастыре в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия – для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Первыми учителями здесь стали братья Лихуды - греки, закончившие Падуанский университет в Италии. Любопытно, что социальный состав учеников академии был неоднородным, здесь учились представители всех сословий: от сыновей конюха и кабального человека до родственников патриарха и князей древнейших российских родов. Пестрым был и национальный состав. Кроме русских, были украинцы и белорусы, крещеные татары, молдаване, грузины, греки. Академия сыграла большую роль в развитии русского просвещения в конце XVII века и первой половине XVIII в.
Таким образом, в XVII в. просвещение в России выросло вширь и вглубь, но оставалось духовным, средневековым по типу.
В XVII в. научное знание сохраняло в России преимущественно практический, прикладной характер. Интенсификация торговли вызывала возрастание потребностей в прикладной математике, что привело к появление рукописных учебников типа «цифирной счетной мудрости» - пособия по арифметике, которое можно было использовать в качестве самоучителя; с первых печатных книг по математике, приближенных к торговой практике (пособие для облегчения расчета торговых сделок «Считание удобное, которым всякий человек, купающий или продающий зело удобно изыскати может число всякия вещи». В нем содержалось 50 страниц таблиц умножения, которые обеспечивали торговые расчеты на суммы до 10 тысяч рублей ). В торговой практике, в приказной системе и в быту использовался инструментальный счет, который отличался от вычислительных способов, употребляемых в Западной Европе. Для этого использовался «прибор» с костяшками или бусами, нанизанными на прутья, закрепленные в раме.
Накопление геометрических знаний происходило при землемерных работах и в строительстве. Соответствующие практические знания передавались чаще в устной форме ( «Книга сошного письма» - о применении геометрии при измерении земельных площадей).
Практические знания в области механики, накопленные ранее, широко использовались в XVII в., при строительных работах применяли разнообразные механизмы (водолейные колеса, вороты, блоки, полиспасты, винтовые деревянные домкраты и т.п.). Механические приспособления были распространены и на первых русских павильонных мануфактурах (мельничные водяные колеса приводили в движение молоты, сверлильные станки, циркулярную механическую пилу, подъемные механизмы и т.п.). Многие русские заводы того времени были оснащены передовой для своего времени техникой. В связи с этим появилась потребность в пособиях, обобщавших практический опят и содержавших теоретические сведения по физике, химии, механики, и другим наукам. Первой попыткой соединения теории и практики явился рукописный «Устав ратных, пушечных и других дел» (1620).
В русской медицине XVII в. произошли значительные изменения. Продолжало развиваться народное целительство, народные врачеватели («лечцы»), обладая рациональными медицинскими навыками, передавали их по наследству. Широкой популярностью пользовались рукописные «Лечебники» и «Травники», обобщающие вековой опыт народной медицины. Одновременно в России закладывались основы государственной медицины: открывались первые аптеки, больницы. В 1682 г. Царь Федор Алексеевич предписал Аптекарскому приказу устроить две постоянные «шпитальни» - больницы для лечения на полном пансионе «бедных, ученых и старых людей…служилых чинов, которые тяжелыми ранами на государственных службах изувечены»2.В 1654 г. При Аптекарском приказе была открыта «Школа русских лекарей» со сроком обучения 5-7 лет. Для продолжения образования некоторых лекарей направляли в университеты Англии, Франции, Италии. По возвращению на родину, получившие ученую степень доктора занимались не только практической медициной, но и создавали первые научные труды по медицине (Степан Кириллов, Петр Постников и др.).
Очевидный перелом наметился в гуманитарном знании. Накопление качественных перемен в исторической мысли заметно уже в историко-публицистических произведениях первых десятилетий XVII в., посвященных событиям «смутного времени». Авторы этих сочинений особое внимание уделяли характерам исторических деятелей и их роли в ходе событий. Так, князь И.М. Катырев-Ростовский в «Повести книги сея от прежних лет» (1626) впервые дал словесные портреты и и психологические характеристики правителей России конца 16-начала XVII в., существенно отличавшиеся от одноплановых, статичных описаний персонажей, свойственных исторической литературе раннего средневековья. Кроме того, авторы начала века уже ясно осознавали общественное значение исторического знания – служить поучениям потомкам. Не случайно келарь (монах-эконом) Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын свой фундаментальный труд о событиях «смутного времени» назвал « Историей в память предыдущим родам» (1620). В этом сочинении предпринята одна из первых в русской историографии попыток найти реальные причинно-следственные связи между событиями, хотя он и не избежал традиционных религиозно-провиденциалистских рассуждений о божьем наказании за грехи.
XVII век был временем заката древней формы исторических произведений – летописей. Последним сочинением этого жанра относятся «Новый Летописец», содержавший официальное толкование событий Смуты; «Летопись о многих мятежах», освещавшая роль церкви в событиях последнего столетия; « Раскольничая летопись», ставшая идеологическим оружием в руках противников церковной реформы; Сибирские летописи («Есиповская», «Строгановская»), центральными героями которых являлись Ерамак и Строгановы. С возрастанием роли городов и казачества в социально-экономической и политической жизни страны в XVII в. расширился слой как создателей, так и потребителей исторических сочинений. С этим связано и появление первого печатного исторического труда «Синопсиса» в 1678 г. Его автор, киевский монах Иннокентий Дизель, излагал историю Руси с древнейших времен с упором на единство судеб России и Украины, что было как бы ответом на воссоединение Украины с Россией. «Синопсис» долгое время был единственным учебником русской истории.
Переходным в развитии исторической мысли явился обширный труд Андрея Лызлова «Скифская история» (90-е гг XVII века), посвященные борьбе русского народа и его соседей против монголо-татар и турок. Сочинение демонстрирует отход от традиционных форм и попытку создания широких картин исторического прошлого. Перемены в состоянии исторической мысли отражали изменения в духовной культуре того времени, ее «обмищрение», усиление демократических элементов, зарождение рационализма. Но при этом зачатки научности уживались с теологическим представлением об истории.
В XVII веке общение с Западной Европой отразилось на жизни России. Влияние церкви на мировоззрение людей ослабевает. Формирование общерусских рыночных отношений отразилось на росте городов, их развитии за счет новых слобод. В середине столетия количество городов достигло 2543.
Архитектуру в России XVII в. можно условно разделить на три этапа: 20-30-е гг. – период сложения нового стиля; 40-80-е гг. – период расцвета строительства, 90-е гг. – период обращения к новым идеям, формам, элементам.
В конце XVII в. уже больше чувствуется светское начало. Разрабатываются новые типы гражданских общественных зданий. Однако традиции русского зодчества, сложившиеся в процессе его многовекового развития, не могли быть полностью прерваны. Сохраняется национальный колорит, тяга к архитектурным затеям и выдумкам, вызов строгости и порядку. Нигде в мире нет такого радостного и веселого религиозного сознания, такого необычного церковного искусства, как в Москве.
В конце XVII в. заканчивается долгий этап древнерусской культуры. С начала нового века страна все активней будет принимать формы Запада. Но творческий подход к новому приведет к созданию уникальных сооружений и в камне, и в дереве.
Хотя основным строительным
строительных материалов: многоцветные
изразцы, фигурный
кирпич, белокаменные детали. Многие постройки
возводились
мастерами Приказа каменных дел (образован
в конце XVI в.).
К выдающимся произведениям
царский дворец в подмосковном селе Коломенское,
построенный в 1667-1678гг. Это был целый городок
с
башенками, чешуйчатыми крышами, гульбищами,
крылечками с
витыми "колоннами". Различные постройки
- хоромы,
выполненные в индивидуальной манере,
не похожие друг на
друга, связывались между собой переходами
и насчитывали
270 комнат и 3000 окон. Современники называли
его "восьмым
чудом света4".