Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:35, курсовая работа
Цель курсовой работы – описать основные особенности древнеримской культуры.
В качестве задач поставлены следующие:
Выявить особенности развития Римской цивилизации
Определить особенности культуры Древнего Рима.
Введение
Глава1. Особенности Римской цивилизации
§1.1 Истоки Римской цивилизации
§1.2 Путь к республике
§1.3 Становление Римской державы. Социальная и экономическая динамика
Глава2. Культура Римской цивилизации: характеристики и особенности
§2.1 Общие характеристики
§2.2 Архитектура
§2.3 Письменность и язык
§2.4 Наука
§2.5 Быт
§2.6 Праздники
Заключение
Список используемой литературы
С
раннего времени различные
Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. И течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н. э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают плебейские игры. Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, лизанные с культом земледельческих богов, — цереалии в честь Цереры, виналии — праздник виноградного сбора, консуалин — праздник жатвы, сатурналии — праздник посевов, терминалии — праздник межевых камней, луперкалии — праздник пастухов. Будучи празднествами древнейших обитателей Рима, земледельцев и пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особенно почитаемы среди сельского населения.
В конце III — начале II в. до п. э. были учреждены также аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов — мегаленские игры и флоралии в честь богини Флоры. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры, в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.
Игры длились от 14—15 дней (римские и плебейские игры) до 6—7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр (ординарных) достигала 76 дней в году.
Каждое празднество состояло из нескольких отделении: 1) торжественное шествие во главе с магистратом — устроителем игр, называвшееся помпой. 2) непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т.д.. 3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов. Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Как правило, денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство игр магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму.
Из 76 праздничных дней около 50 дней отводилось на театральные представления. Некоторые из празднеств, например флоралии, аполлоповы игры, почти целиком состояли из сценических представлений. Большое число сценических дней в системе публичных представлений говорит о значительной роли театра в общественной жизни Рима II—1 вв. до II. э. Видимо, это объясняется влиянием прекрасного греческого театра и греческой литературы, общим культурным ростом римской публики, увеличением городского населения, которое обычно посещало театральные представления. Интерес римской публики, с другой стороны, обеспечивал высокий уровень римской драматургии, появление хороших пьес Плавта, Теренция, Пакувия и Акция. Несмотря на популярность театральных постановок, в Риме долгое время не было постоянного театрального здания. Обычно временное театральное сооружение возводилось па площади и было деревянным. Сначала воздвигались только сцена и подмостки, а публика стоя смотрела спектакль. Сенаторы и знатные лица сидели в креслах, принесенных из дому их рабами. В середине II в. до н. э. стали строить и скамейки для всех зрителей. И только в 55 г. до н.э. Помпей построил постоянное каменное здание театра. В отличие от греческого театра, римский театр не имел орхестры, она была отведена под кресла сенаторов (позднейший партер), сцена была ниже, но шире греческой и соединялась боковыми проходами с орхестрой. Места для зрителей возвышались над орхестрой полукругом — амфитеатром. Римский театр был оснащен различными механическими приспособлениями и механизмами, необходимыми для подъема и опускания тяжестей, смены декорации.
Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские бои устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н. э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет.
В
105 г. до н. э. гладиаторские бои были
объявлены частью публичных зрелищ
и об их устройстве стали заботиться магистраты,
Наряду с магистратами имели право давать
бои и частные лица, Дать представление
гладиаторского боя — значило приобрести
популярность у римских граждан и быть
избранным на государственную должность.
А так как желающих получить магистратскую
должность было много, то число гладиаторских
боев растет. На арену уже выходят по несколько
десятков, по несколько сотен пар гладиаторов.
Гладиаторские бои становятся излюбленным
зрелищем не только в городе Риме, но и
во всех итальянских городах. Они стали
настолько популярны, что был создан специальный
тип здания – амфитеатр, где устраивались
гладиаторские бои.
Заключение
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
Не
только природные условия
Современные историки называют Рим аристократической республикой, т. е. республикой, в которой большая власть принадлежала аристократическому сенату. Но все-таки власть сената, как и власть консулов, не была безграничной. Римляне создали государственную систему, в которой различные органы могли контролировать друг друга, а это ставило преграду самовластию.
Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют ввиду, когда говорят об "античном искусстве". Искусство Рима считают завершением художественного творчества античного общества.
В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали символика и аллегория. Соответственно пластические образы эллионов уступили у римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорность пространства и формы -- не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах.
В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм - фреска, мозаика, станковая живопись, слабо распространенные у греков.
Система
римских архитектурно-
Важный фактор, воздействовавший на характер древнеримского искусства, -- огромное пространство его поля действия. Динамичность и постоянное расширение территориальных рамок древнеримского искусства со включением в его сферу уже в V веке до н.э. этрусских, италийских, галльских, египетских и других форм, с особенным значением греческих, - не может быть объяснено только свойствами римского художественного потенциала.
При завоевании Римом италийских племен латинский язык распространился по всей Италии, вытесняя местные языки и наречия. Из всех языков только греческий язык оказал упорное сопротивление латинскому языку и в конце Республики был равноправным с латинским и довольно употребительным во многих итальянских и сицилийских городах.
Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь не к теоретическим, а к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня развития достигла в Риме агрономия.
В 1 в. до н.э. зародилась и римская филология. Появились специальные исследования по грамматике, об употреблении букв, возникновении латинского языка.
Как
огромное римское государство состояло
из многих разнородных частей, еще механически
связанных между собой и не слипшихся
в органическое единство, так и римская
культура позднереспубликанской эпохи
представляла собой соединение многих
начал - этрусского, исконно римского,
италийского и греческого.
Список использованной литературы