Культура Римской цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – описать основные особенности древнеримской культуры.
В качестве задач поставлены следующие:
Выявить особенности развития Римской цивилизации
Определить особенности культуры Древнего Рима.

Содержание

Введение
Глава1. Особенности Римской цивилизации
§1.1 Истоки Римской цивилизации
§1.2 Путь к республике
§1.3 Становление Римской державы. Социальная и экономическая динамика
Глава2. Культура Римской цивилизации: характеристики и особенности
§2.1 Общие характеристики
§2.2 Архитектура
§2.3 Письменность и язык
§2.4 Наука
§2.5 Быт
§2.6 Праздники
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Культура Римской цивилизации.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение Стр. 3

Глава1. Особенности  Римской цивилизации Стр.5

§1.1 Истоки Римской  цивилизации Стр.5

§1.2 Путь к республике Стр.7

§1.3 Становление  Римской державы. Социальная и экономическая  динамика Стр.12

Глава2. Культура Римской цивилизации: характеристики и особенности Стр.18

§2.1 Общие характеристики Стр.18

§2.2 Архитектура Стр.22

§2.3 Письменность и язык Стр.26

§2.4 Наука Стр.27

§2.5 Быт Стр.29

§2.6 Праздники Стр.32

Заключение Стр. 36

Список используемой литературы Стр. 38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому  прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.

     Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая  и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры, да и других сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение.

     Конечно, изучение древнего мира проводится не из простого любопытства. Исторические события взаимосвязаны и оказывают большое влияние друг на друга. Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима позднее стали основой для возникновения европейской цивилизации, и оказали огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира.  «Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было и современной Европы»1  Исследование культуры и быта этих цивилизаций помогает проследить тенденции развития современной культуры и предсказать её будущее.  Актуальность данной темы  главным образом и обуславливает выбор данной темы курсовой.

     Цель  курсовой работы – описать основные особенности древнеримской культуры.

     В качестве задач поставлены следующие:

  • Выявить особенности развития Римской цивилизации
  • Определить особенности культуры Древнего Рима.

     Революция XVIII в. во Франции пробудила внимание французских ученых и художников к римскому искусству. Тогда же возникло научно-эстетическое отношение к древнему наследию. И.Винкельман, в отличие от деятелей "антикварного" периода, выступил представителем просветительской философии своего времени, создателем истории древнего искусства. Правда, он еще относился к римскому искусству как к продолжению греческого. В конце XVIII - начале XIX в. древнеримским искусством начали заниматься уже не частные лица, а государственные учреждения Европы. Финансировались археологические раскопки, основывались крупные музеи и научные общества, создавались первые научные труды о древнеримских произведениях искусства.

           Попытки философского осмысления сущности и специфики  древнеримского искусства были сделаны  в конце XIX в. Ф.Викгофом и А.Риглем.

           Ценным теоретическим  исследованием явилась также  книга О.Бренделя "Введение в изучение искусства древнего Рима", где  рассмотрены различные точки зрения на древнеримское искусство от Ренессанса до наших дней. 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Особенности Римской цивилизации

     §1.1 ИСТОКИ РИМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

     Римляне гордились тем, что в отличие  от многих других народов знают историю  своей страны до глубокой древности, начиная с того дня, когда, по преданию, был основан Рим — 21 апреля 753 г. до н. э. На самом деле древнейший период римской истории хранит много загадок, которые и по сей день вызывают споры между учеными.

     Апеннинский полуостров

     Римская цивилизация, как и древнегреческая, была морской. Апеннинский полуостров, отгороженный от материка Альпами, омывается с запада Тирренским морем, а с востока — Адриатическим, которые являются частями Средиземного моря. Правда, в отличие от Греции береговая линия Италии изрезана гораздо меньше: там нет большого количества удобных гаваней и островов, которые так облегчали жизнь греческим мореплавателям. Но это не помешало Риму стать крупнейшей морской державой. Самые удобные бухты были в Неаполитанском заливе и в устье Тибра.

     Климат  в Италии мягкий и теплый, только на севере бывают суровые зимы. Самыми плодородными были долины рек По, Тибра, Арно. Условия для земледелия были не так благодатны, как, например, в Египте или в Междуречье, хотя многие античные историки с похвалой отзывались об изобильной растительности и Других природных богатствах Италии.

     Римляне и их соседи

     В древнейшие времена Апеннинский полуостров населяло множество племен: среди них были лигуры, умбры, венеты, а также латины, жившие в нижнем течении Тибра. Эта область, отделенная от соседей невысокими горами, называлась Лаций. Именно здесь возник центр будущей римской цивилизации.

     В VIII в. до н. э., т. е. в эпоху зарождения римской цивилизации, все эти племена еще не вышли окончательно из состояния первобытности. Но рядом с ними жили и другие народы, стоявшие на более высокой ступени развития, — греческие, карфагенские поселенцы и племя этрусков.

     В VIII—VI вв. до н. э. греческие колонисты расселялись по берегам Южной и Средней Италии, а также в Сицилии. Там возникли города, среди них Неаполь и Сиракузы — крупные торговые и культурные центры. Это сыграло большую роль для развития будущей римской цивилизации. Ведь в городах-колониях устанавливались те же формы управления государством, что и в самой Греции, расцветали философия, литература и искусство. Греческая техника, мифология, алфавит, навыки ведения сельского хозяйства, политическое устройство — все это в той или иной степени оказывало влияние на племена, населявшие Италию.

     Западная  часть Сицилии была колонизирована карфагенянами. Карфаген — в будущем главный враг Рима — был самой крупной североафриканской колонией финикийцев. Он находился на территории современного   Туниса.   Карфаген   —   важнейший   центр посреднической торговли, был фактически самостоятелен и сам рассылал колонистов по берегам Средиземного моря. Карфагеняне были грозными противниками греков: в VII—VI вв. до н. э. они вели с ними упорную борьбу за Сицилию и сумели покорить значительную часть острова.

     С племенем этрусков связано много загадок: неизвестно его происхождение, хотя большинство историков считают, что этруски пришли в Италию откуда-то с Востока. Этруски пользовались греческим алфавитом, но расшифровать их язык до сих пор не удалось. И все-таки от культуры этрусков сохранилось достаточно много, чтобы судить о ее высоком уровне. Этруски были ближайшими соседями римлян: они занимали область, которая называлась Этрурией (в районе современной Тосканы). Там воздвигались города с правильной прямоугольной планировкой и каменными домами и храмами. Этруски занимались земледелием, торговлей и морским пиратством, ремеслом.

     Этруски оказали сильное влияние на римлян: это проявилось в искусстве, религии, в планировке городов, в особой архитектуре домов — с внутренним двориком. От этрусков римляне взяли знаки царской власти — пучки прутьев с вложенными в них топориками. Через этрусков перенималась греческая культура. Связи с Этрурией были сильны: туда посылали учиться юношей из знатных семей, в VI в. до н. э. цари этрусской династии правили римлянами, а в самом Риме даже возник особый квартал, где жили переселенцы из Этрурии.

     По  мере того как возрастало могущество римлян, этруски утрачивали свое значение. К середине I в. до н« э., потерпев ряд поражений от римлян, они уже не играли никакой роли в истории древней Италии, и их язык вскоре был забыт. Похожая судьба постигла и греческие города-колонии: они стали терять силу в вв. до н. э. Среди соседей римлян самыми грозными противниками вплоть до середины II в. до н. э. давались только карфагеняне. 

     §1.2 ПУТЬ К РЕСПУБЛИКЕ

     Мы  знаем, что с основанием Рима связана легенда о братьях Ромуле и Реме, которых по приказу жестокого дяди бросили в Тибр, а потом их вскормила волчица. Они заложили город Рим, но Ромул, поссорившись с братом, убил его и стал первым царем и законодателем римлян.

     Кое-что  из этой легенды подтверждается историками: раскопки показывают, что уже в VIII в. до н. э. на месте сегодняшнего Рима действительно были поселения. 

     Римская община в древнейший период

     Древнейший  период истории Рима получил название царского (VIII—VI вв. до н. э.). В те времена жители Лация разделились на роды, каждый из которых занимал свою территорию, т. е. представлял собой территориальную общину. Из объединения таких общин и возник Рим. Древние римляне занимались скотоводством и земледелием, которое в этом районе требовало осушения болот.

     Во  главе общества стоял выборный царь, выполнявший обязанности жреца, военачальника, законодателя и судьи. Высшими органами власти были также сенат, т. е. совет старейшин, и народное собрание. Когда род начал распадаться, основной ячейкой общества стала семья — фамилия, в которую входили родители, их дети и внуки, рабы. Фамилия напоминала общину в миниатюре: отец (на латыни pater familias) полностью распоряжался своими домочадцами. Его решения никто не мог оспорить, даже власти. Глава фамилии владел всем имуществом, имел право казнить, наказывать или продавать в рабство своих родственников. И этот жестокий обычай сохранялся долго. «Патер фамилиас» был и верховным жрецом фамильного культа предков — Ларов, охраняющих дом. После смерти отца сыновья наследовали имущество и становились главами своих фамилий. 

     Каждая  фамилия имела свою собственную  землю, нечто вроде приусадебного участка (примерно 0,5 га). Остальная земля считалась общественной (ager publi-cus) и находилась в коллективном пользовании. Каждый член общины мог занять участок на общественной земле и начать его обрабатывать. Заброшенные участки возвращались в общий фонд, и у них появлялся новый владелец; этот закон действовал на протяжении всей истории Древнего Рима.

     Полноправными членами римской общины считались только те, кто принадлежал к старинным родам. Из них образовалась привилегированная часть римского общества — патриции; первоначально только они и считались римским народом.

     В ином положении находилась другая большая  прослойка общества — плебеи. Плебеи были лично свободны, но не входили в роды, а потому не были и членами общины. Откуда появились плебеи? Это еще одна неразгаданная тайна римской истории. Скорее всего, население Рима возрастало за счет поселенцев и жителей покоренных областей, из которых и образовался этот социальный слой. Первоначально плебеи не имели никаких прав: они не допускались в народные собрания, не участвовали в религиозных обрядах, не могли вступать в браки с патрициями. Началась их борьба за право гражданства. В VI в. до н. э. плебеев допустили к военной службе и в народные собрания. И все-таки плебеи остались неполноправными, и в дальнейшем это станет источником длительных социальных битв в Риме.

     На  протяжении VIII—VI вв. до н. э. Рим отстраивался и расширялся, возрастало его влияние: в VI в. до н. э. он возглавил Латинский союз, в который входили 47 племен. За это время в Риме сменилось семь царей. Последним из них был Тарквинии Гордый, из этрусской династии, которого римские историки изображали жестоким тираном. В 509 г. до н. э. Тарквинии был изгнан сторонниками верховной власти сената и в Риме установилась республика. 

     Гражданская община Рима

     Что же представляла собой римская община в III в. по н. э. — в эпоху своего расцвета? В чем она была похожа на древнегреческую и чем от нее отличалась?

     В римской общине, как и в греческой, сочеталось коллективное и частное  землевладение; все граждане имели равные права и являлись не только земледельцами, но и воинами. Понятия «хороший земледелец», «хороший воин» и «хороший гражданин» долго сливались в одно целое в сознании римлян.

     Жизнь общины была организована так, чтобы  поддерживалось равновесие между личной и общественной пользой. В Риме не было налогов, за счет которых содержался бы государственный аппарат. Люди, занимавшие высшие должности, не получали жалованья и должны были за свой счет устраивать пиры, игры, строить храмы, обеспечивать бедных граждан наделами земли. Путь наверх был открыт прежде всего для нобилитета, в который входили патриции и плебейская верхушка. С другой стороны, чем богаче был гражданин, тем больше средств он был обязан тратить на общую пользу.

Информация о работе Культура Римской цивилизации