Культура речи и коммуникационная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

Язык возник с появлением человеческого общества естественным путем. Он выполняет ряд функций и представляет собой систему, которая необходима одновременно отдельному человеку и обществу в целом. Посредством языка мы изучаем мир, выражаем свои чувства, поддерживаем связь с коллективом. Без языка жизнь, на сегодняшний день, кажется невозможной. Но как изменяется мир, так и язык претерпевает изменения.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....2
1. Функции языка…………………………………………………………. 3
2. Функциональные стили литературного языка………………………...5
3. Изобразительно-выразительные средства языка…………………….19
 Антитеза…………………………………………………………...…20
 Риторический вопрос………………………………………………..23
 Риторическое обращение…………………………………………....24
Заключение………………………………………………………………….25
Список используемой литературы………………………………………...27
Словарь ……………………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Вариант 4.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

Преимущественно как изобразительный приём используется в художественных текстах прямая речь, поскольку она передаёт реплики героя буквально, со всеми присущими им языковыми особенностями.

В языкознании изобразительные приёмы обычно делятся на тропы и фигуры речи (или стилистические фигуры).

Троп (от греч. tropos — поворот, оборот речи) — изобразительный приём, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении. В основе тропа во многом лежат те же смысловые механизмы, которые создают переносное значение слова. Но цель тропа не в том, чтобы просто создать новое значение, а в том, чтобы украсить речь, сделать её более выразительной. Из перечисленных выше приёмов к тропам относятся сравнение, метафора, гипербола, олицетворение, эпитет и перифраза.

Фигура речи — это особое синтаксическое построение, служащее для усиления выразительности речи. Из перечисленных выше приёмов к фигурам речи относятся антитеза, градация, оксюморон, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, лексический повтор, синтаксический параллелизм и эллипсис.

Остановимся подробнее на антитезе, риторическом вопросе и риторическом обращении.

 

Антитеза (от греч. antithesis — противоположение) — изобразительный приём создания контраста, противопоставления. Основным средством построения антитезы являются лексические антонимы, так как они обладают противоположным значением, например:

Мягкo стелет, да жёстко спать;

Умный научит, дурак наскучит;

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви (М. Лермонтов).

Вспомогательным средством создания антитезы является синтаксический параллелизм, поскольку тождественное или схожее построение конструкций оттеняет противоположные по значению слова.

Антитеза может также строиться на речевых антонимах, например:

Они сошлись.

Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой (А. Пушкин);

На языке мёд, под языком лёд.

Иногда антитеза может выражаться стилистическими синонимами. В этих случаях на первый план выступают смысловые и стилистические различия между синонимами, например:

У неё были не глаза, а очи;

Он не спит, а именно дрыхнет!

Фигура антитезы может служить принципом построения для целых поэтических пьес или отдельных частей художественных произведений в стихах и прозе. Например у Петрарки Ф. имеется сонет (перевод Верховского Ю. Н.), целиком построенный на антитезе:

И мира нет — и нет нигде врагов;

Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю;

В пыли влачусь — и в небесах витаю;

Всем в мире чужд — и мир обнять готов.

 

У ней в плену неволи я не знаю;

Мной не хотят владеть, а гнёт суров;

Амур не губит и не рвёт оков;

И жизни нет конца и мукам — краю.

 

Я зряч — без глаз; нем — вопли испускаю;

И жажду гибели — спасти молю;

Себе постыл — и всех других люблю;

Страданьем — жив; со смехом я — рыдаю;

 

И смерть и жизнь — с тоскою прокляты;

И этому виной, о донна, — ты!

Описания, характеристики, особенно так называемые сравнительные, часто строятся антитетически.

Например, характеристика Петра Великого в «Стансах» Пушкина А. С.:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник…

— Пушкин А. С. Стансы

Резко оттеняя контрастные черты сопоставляемых членов, антитеза именно благодаря своей резкости отличается слишком настойчивой убедительностью и яркостью (за что эту фигуру так любили романтики). Многие стилисты поэтому относились к антитезе отрицательно, а с другой стороны, заметно пристрастие к ней у поэтов с риторическим пафосом, как например у Гюго или Маяковского:

Наша сила — правда,

ваша — лаврьи звоны.

Ваша — дым кадильный,

наша — фабрик дым.

Ваша мощь — червонец,

наша — стяг червонный.

Мы возьмём,

займём

и победим.

Симметричность и аналитический характер антитезы делают её весьма уместной в некоторых строгих формах, как, например, в александрийском стихе, с его ясным членением на две части.

Резкая ясность антитезы делает её также весьма пригодной для стиля произведений, которые стремятся к непосредственной убедительности, как, например, в произведениях декларативно-политических, с социальной тенденцией, агитационных или имеющих моралистическую заданность и т. п. Примерами могут служить:

Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

— Манифест коммунистической партии

Кто был никем, тот станет всем!

— Интернационал

Антитетическая композиция часто наблюдается в социальных романах и пьесах при контрастном сопоставлении жизни различных классов (например: «Железная пята» Дж. Лондона, «Принц и нищий» Марка Твена и т. п.); антитеза может лежать в основе произведений, рисующих нравственную трагедию (например: «Идиот» Достоевского) и т. п.

В этом социальном ключе приём антитезы весьма своеобразно использовал Некрасов Н. А. в первом стихотворении из цикла «Песни»:

У людей-то для щей — с солонинкою чан,

А у нас-то во щах — таракан, таракан!

У людей кумовья — ребятишек дарят,

А у нас кумовья наш же хлеб приедят!

У людей на уме — погутарить с кумой,

А у нас на уме — не пойти бы с сумой?

В качестве примера использования антитезы в современной поэзии приведём восьмистишие Айдына Ханмагомедова:

Вновь пернатый вожак заскучает о лете

и, скликая, поднимет подруг.

Словно двух разобщённых родителей дети,

то на север они, то на юг.

Им, наверное, нравится жизнь кочевая,

раз ни там не сидится, ни здесь.

Словно есть на земле и чужбина родная,

и чужбинная родина есть.

 

Риторический вопрос, риторическое восклицание и риторическое обращение ( от греч. rhetorike — ораторское искусство) — это изобразительные приёмы, создающие впечатление диалога в речи (устной или письменной) одного человека. Эти приёмы используются не с целью получения ответа от собеседника, тем более что собеседник может в данный момент отсутствовать, а с целью усиления выразительности речи.

Ритори́ческий вопро́с — риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. По сути, риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности. В любом случае вопросительное высказывание подразумевает вполне определённый, всем известный ответ, так что риторический вопрос, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме. Например, задающий вопрос «Сколько еще мы будем терпеть эту несправедливость?» не ожидает ответа, а хочет подчеркнуть, что «Мы терпим несправедливость, причём слишком долго.» и как бы намекает что «Пора уже перестать её терпеть и предпринять что-то по этому поводу.»

Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) той или иной фразы. Характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют. Например:

Могу ль узреть во блеске новом

Мечты увядшей красоту?

Могу ль опять одеть покровом

Знакомой жизни наготу?

— Жуковский В. А.

Очевидно, что смысл этих фраз в утверждении невозможности вернуть «мечты увядшей красоту» и т. д.; вопрос является условным риторическим оборотом. Но благодаря форме вопроса отношение автора к явлению, о котором идёт речь, становится гораздо более выразительным и эмоционально окрашенным.

 

А судьи кто? — За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима… (А. Грибоедов);

 

Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы? (А. Грибоедов).

 

Риторическое обращение — стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторическое обращение никогда не требует ответа и не несет в себе вопрос.

Риторическое обращение, так же как риторический вопрос, — своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность. Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной или восклицательной интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность.

Риторическое обращение — это высказывание в виде обращения, направленное не к реальному, а к предполагаемому лицу или предмету, часто — к предмету художественного изображения (в этом случае оно также называется поэтическим обращением), например: Прости, о слава! обманувший друг. Опасный ты, но чудный, мощный звук… (М. Лермонтов); — Что ты делаешь, птичка, на чёрной ветке, оглядываясь тревожно? Хочешь сказать, что рогатки метки, но жизнь возможна? (И. Бродский).

Пример риторического обращения:

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных рабов!

— «Смерть Поэта», М. Ю. Лермонтов

 

Знаете ли вы украинскую ночь?

О, вы не знаете украинской ночи! (Н. Гоголь);

Сколько он пролил крови солдатской в землю чужую! (И. Бродский).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проделав эту работу, я изучила функции языка, такие как коммуникативная, познавательная, аккумулятивная, эмоциональная, магическая, поэтическая. И пришла к выводу, что наиболее важные из них это коммуникативная и познавательная, но при этом не следует недооценивать роль остальных функции, потому что все они взаимосвязаны и находят отражение в нашей жизни.

Жизнь разнообразна, так и наш язык многолик. От чего зависит это разнообразие? Этому способствуют огромный словарный запас,  средства художественной выразительности, а также стили речи. Для разных ситауций предусмотрены разные функциональные стили речи, и для каждого функционального стиля речи характерны свои особенности. Так для научного стиля присуще использование специальной научной и терминологической лексики, графической информации, четкое определение понятий и явлений, строгая логичность и последовательность изложения, усложненный синтаксис. Деловому стилю свойственны профессиональная терминология, точность определения применяемых слов и выражений, клишированность языковых средств. Главнейшим свойством газетно-публицистического стиля его информативность и экспрессивность. Художественная речь использует все разнообразие и все богатства национального языка, чтобы создать яркий, запоминающийся образ. Понимание особенностей художественного стиля речи помогает более глубокому прочтению литературных произведений, обогащает нашу практическую речь. Главной особенностью разговорной речи является ее непринужденность, неподготовленность. Для нее характерны лексическая разнородность, использование разговорных и просторечных слов, упрощенного синтаксиса, эмоционально-экспрессивной оценочности, мимики, жестов.

Но при всем при этом нельзя провести четкую границу между стилями и употреблять их обособленно. Так некоторые публицистические тексты отличаются от текстов художественной литературы только тем, что используют документальный материал, не преобразуя его в художественный образ, но по стилю автора не уступают произведениям художественной литературы. Один и тот же жанр может быть использован в разных стилях. Жанры официально-делового и научного имеют общую форму - перечень вопросов и предполагаемых ответов, но разное содержание, т.к. цели, преследуемые данными стилями разные. Целью научного стиля является донесение информации до широкого круга слушателей, читателей, а официально-делового - до отдельно взятого человека или группы людей, занимающихся общим делом. Но оба этих стиля объединяет то, что они являются основным средством общения между представителями современного образованного и высокоразвитого общества.

И наконец, что касается изобразительно-выразительных средств. Ключевыми понятиями для языкового выражения сегодня признаются понятия изобразительности и выразительности. Изобразительно-выразительные средства при их уместном использовании придают речи яркость и образность. Выразительность речи, гармонично сочетающаяся с точностью и лаконичностью, есть одно из важнейших требований к автору устного или письменного текста.

Итак, в завершении своей работы мне хотелось бы отметить, что наш язык многолик, и необычайно красив! При нынешней занятости и вечной нехватке времени мы забываем об этом и утрачиваем его. Язык – наша гордость, богатство поколений, которое нужно беречь!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

 

1.Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М.: Логос, 2011.

2.Лаптева, М. А. Русский язык и культура речи / М. А. Лаптева, О. А. Рехлова, М. В. Румянцев. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. - 216 с.

3.Мазнёва, О. Русский язык 9-11 выпускные классы / О. Мазнёва. - Москва: “АСТ - ПРЕСС ШКОЛА”, 2002. - 400 с.

4. http://worldreferat.ru/view/figury-rechi/15

 

5. http://ru.wikipedia.org/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь

 

Апперцепция (от лат. ad и perceptio — восприятие) — понятие, означающее зависимость восприятия от прошлого опыта субъекта и личностных особенностей его психики.

Архетипы (от греч. arche —начало и typos — образ) — предшествующие опыту индивида формы психики человеческого рода, возникающие спонтанно из коллективного бессознательного и передающиеся по наследству вместе с мозговой структурой. На личностном уровне проявляются как некие знаки, символы, образы, мотивы, лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в том числе художественной.

Бессознательное — скрытая, неосознанная субъектом информация, действующая в контексте его скрытых представлений, составляющих глубинную сферу его психики. Согласно учению 3. Фрейда, бессознательное есть вытесненное, формирующееся без участия сознания. Оно — несловесное (невербальное), обладает значительной динамической силой и энергией, проявляется как внутренняя стихия психических процессов, «кипящий котел»инстинктов, аффектов, врожденных эмоций, влечений, на основе которых формируются разрозненные группы эмоциональных переживаний и даже целостные их группы-комплексы.

Вербальное общение (от лат. verbalis — словесный) — словесное, речевое общение.

Воля — динамическая направленность психической активности человека, диапазон которой — от слабого желания до непоколебимой решительности в достижении поставленной цели. Воля проявляется как психическое переживание человека типа «Я должен», «Надо» и т.п. Волевое поведение включает в себя такие факторы, как осознание своих интересов, постановку целей и принятие решений.

Информация о работе Культура речи и коммуникационная культура