Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:50, контрольная работа
Несовершенными были также трудовые навыки и производственный опыт первобытных людей. Плохо оснащенный технически, плохо знавший свои собственные силы, первобытный человек в одиночку был беззащитен перед лицом природы. Отсюда вытекала неизбежность особенно тесного объединения первобытных людей для совместной борьбы за существование, необходимость коллективного труда и коллективной собственности на средства и продукты труда. Первобытное общество не знало частной собственности, эксплуатации человека человеком и отделенной от народа принудительной власти. Оно было доклассовым, догосударственным.
Введение.
Начало истории человечества. Особенности жизни и деятельности первобытных людей. Роль труда и общения в возникновении и становлении культуры.
Синкретизм как главный признак первобытной культуры. Проявление синкретизма в материальной культуре и первобытноммышлении.
Генезис духовной культуры:
а) архаические формы религиозных верований (магия, фетишизм, анимизм, тотемизм);
б) зарождение морали (табу и их социальный смысл);
в) зарождение искусства (первые формы художественного
творчества в живописи, музыке, скульптуре);
г) мифотворчество первобытных людей (миф как первая форма мировоззрения).
Список литературы
Разгадка необычайных черт в фигурках „венер” кроется в том, что они были, как думает большинство исследователей, культовыми изображениями. Это не что иное, как идолы, или амулеты Богини-Матери. Изображения „венер” обильны и в исторических слоях. Они найдены и в доарийской Индии, и в доизраильской Палестине, и в Финикии, и в Шумере. Сходство их сразу бросается в глаза. Создаётся впечатление, что культ Матери носил почти универсальный характер. Это подтверждает и этнография. У народов, сохранивших пережитки отдалённых неолитических времён, практически повсеместно встречается культ всеобщей Матери. У маори она именуется Пэпа, Мать-земля, супруга Бога Небесного. У эвенков Подкаменной Тунгуски — Бу-гады Энинитын. Она мыслится хозяйкой вселенной и одновременно — матерью зверей и людей. Кетское женское божество Томам („ам” — дословно „мать”) подобно эвенкийской - Бугады Энинитын. В Индии она известна под именами Шакти и Пракрити. В одном древнем индийском тексте она прямо связывается с ростом и рождением. А на одной печати из Хараппы (доарийский период) можно рассмотреть изображение женщины, из лона которой поднимается растение.
В
Передней Азии и Африке
Богиня-Мать
правит всеми природными
Имеем
ли мы право считать эту
веру древних лишь плодом
Теперь
становится понятным тот факт,
что в глубокой древности (у
некоторых народов) жреческие
функции принадлежали
Да и кто как не женщина — живое воплощение мировой Матери — должна держать в руках тайны культа? Не носит ли она в своём теле тайну рождения? Главенство женщин в религии было у галлов, древних германцев и многих других народов. Культ плодородия, который стоял у истоков религии Диониса, также возглавлялся жрицами...
Многочисленные народные поверья о колдуньях, ворожеях и ведьмах есть лишь отголосок тех древних времён, когда жертвоприношение, заклятия и магия были в руках у женщин. Вполне естественно, что при таком важном культовом значении женщин они часто оказывались в роли вождей и руководителей племени. Все женские божественные лики — разновидность единой богини, и эта богиня — женское начало мира, один пол, возведённый в абсолют.
Богиня-Мать — всеобщая прародительница. Из её лона вышли растения, животные, люди. Поэтому в мышлении первобытного человека живёт чувство родства, которое связывает все живые существа. Для охотников каменного века зубры и медведи, орлы и бобры — это такие же дети природы, как и они сами. Даже опасные звери, даже объекты промысла представлялись им таковыми. Следы этого чувства мы находим у многих примитивных народов.
Фетишизм.
Когда
первые португальские
До
наших дней дошло множество
фетишей в форме амулетов-
Фетишем
иногда становилась часть чего-
Особая
группа фетишей связана с
Ярким
примером фетиша, связанного с
культом предков, являются
Тотеизм.
Фетишизм тесно переплетается с другими формами верований, в первую очередь с тотемизмом.
Тотемизм («от-отем» на языке североамериканских индейцев означает «его род») — система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом — мифическим предком, чаще всего каким-либо животным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей — своих родственников — от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считались только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было их более или менее реалистического изображения, а позже тотем мог обозначаться любым символом, словом или звуком.
Каждый
род носил имя своего тотема,
но могли быть и более «
Выбор тотемов часто связан
с физико-географическим
Тотемизм — это религия ранне-родового общества, где кровнородственные связи являются самыми важными между людьми. Подобные же связи человек усматривает и в окружающем мире, он наделяет всю природу родственными отношениями, Животные и растения, составляющие основу жизни охотника и собирателя, становятся предметом его религиозных чувств.
По
мере исторического развития
большинство народов утратило
тотемические представления.
Вера
в абсолютную связь чуринги
с судьбой человека настолько
сильна, что в случае её разрушения
человек нередко заболевал, а
иногда и умирал. Это в свою
очередь служило новым
В
настоящее время многие
Когда-то
тотемизм был широко
Тотемические
черты ясно видны в образах
богов и героев в верованиях
коренных жителей Центральной
и Южной Америки. Таковы
В
религиозных представлениях
Анимизм.
Кроме
тотемизма и фетишизма к
Поклонение
духам не только в древности,
но и в наше время является
важным элементом верований
У жителей Андаманских островов распространена вера в духов, олицетворяющих различные силы и явления природы (ветры, морские течения, месяц, солнце). Чаще всего эти духи представляются андаманцам злыми и опасными, они олицетворяют враждебные человеку силы природы. Так, дух леса Эрем-чаугала ранит или убивает невидимыми стрелами; злой дух моря Джу-ру-вин поражает внезапной болезнью и поедает утопленников; духи Чол убивают невидимыми копьями во время дневного зноя (по-видимому, имеется в виду солнечный удар). Из сонма духов особенно выделяется Пулугу, олицетворяющий разрушительный муссон. Он насылает на людей бурю, если те не соблюдают некоторые запреты, особенно связанные с пищей.
Таково же происхождение
и ещё одной обязательной составляющей
первобытного менталитета — так
называемой магии .Синкретическое мироощущение
не может не быть магическим: если силы,
явления и процессы природы воспринимаются
как своеобразные люди, значит, с ними
можно договариваться и использовать,
применяя соответствующие процедуры.
б)зарождение морали(табу и их социальный смысл)
Табу были первыми границами между можно и нельзя , в свое время они выполняли не только какую-то обучающую функцию , а так же выражали мировоззрение, определяли менталитет первобытного общества.
Системы табу — запретов на определённые действия, формы поведения, виды пищи и т.п. и ритуалов. Они определяли основные формы общественного бытия, социальных отношений, они связывали человека с окружающим миром.