Культура Московской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:35, реферат

Описание работы

Наконец, существует еще один взгляд на культуру Московской Руси, согласно которому культура эта есть нечто иррациональное, изначально не поддающееся пониманию, что-то такое, в чем вязнет логика и глохнет мысль. Эта концепция непроницаемости России для любого усилия мысли и акта познания породила стойкий миф о «русском сфинксе» или «загадочной русской душе» и обрела классическую формулировку в знаменитых тютчевских строках: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить».

Содержание

Введение 2
Литература и книгопечатание 5
Зодчество 8
Архитектура 12
Наука 15
Живопись 16
Заключение 19
Список используемой литературы 20

Работа содержит 1 файл

Мой реферат.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

      Псковская иконопись отличалась от новгородской трактовкой сюжета, типами лиц, смелостью композиции. Фигуры на псковских иконах более тяжелы и неподвижны.

      Широкое распространение наряду с иконописью получила фреска (от итал. fresco — свежесть) — живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В XIV в. фрески получают новые черты: композицию, пространственный характер, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения. Особенно проявились эти новшества в знаменитых новгородских фресках церкви Федора Стратилата на Ручье и церкви Успения на Волотовом поле — «Благовещенье», «Исцеление слепого» и др.

      Среди художников XIV — XV вв. особое место занимает гениальный Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405), родом из Византии. В скитаниях он обошел города Византии, Крыма, а затем Руси. На Руси его талант проявился с наибольшей силой. Произведения Феофана Грека — фрески, иконы — отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.

      В творчестве Феофана Грека на Руси выделяются два периода: новгородский и московский. В первом он выступает  смелым новатором, бунтарем, создает  редкие по одухотворенности произведения. В московском периоде Феофан Грек выступает уже как человек, обретший спокойствие и уравновешенность.

      В Новгороде Феофан Грек расписал церковь  Спаса Преображения на Ильине улице (1378). Эти росписи сохранились фрагментарно. Характеристика изображенных святых отмечена строгой индивидуальностью, каждая фигура живет обособленной жизнью, наполнена внутренним движением. Мастер воплотил в своих персонажах одухотворенность человека, его внутреннюю силу.

      В Москве Феофан Грек расписывает церковь  Рождества Богородицы (1395 —1396). Расписывает также Архангельский собор в Московском Кремле (1399). В 1405 г. вместе со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым — Благовещенский собор в Кремле. Сохранилась работа Феофана Грека — часть иконостаса Благовещенского собора, где он использовал доски высотой более двух метров, шириной один метр.

      Искусство Феофана Грека определило в эти  годы развитие московской школы живописи.

      Другим  известнейшим мастером этого времени  был великий русский художник Андрей Рублев (ок. 1360/70 — ок. 1430), канонизированный Русской Православной Церковью. Вначале он был монахом Троице-Сергиева монастыря, а затем монахом Андроникова монастыря1 (тогда под Москвой), в котором умер и похоронен. Его творчество знаменовало подъем русской культуры периода создания централизованного Русского государства и возвышения Москвы. При нем московская школа живописи достигает своего расцвета. Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом, совершенство художественной формы. Современники так писали о Рублеве: «Иконописец преизрядный и всех превосходящий в мудрости».

      Андрей  Рублев участвовал в создании росписи  и икон соборов Благовещенского  в Московском Кремле (1405), Успенского во Владимире (1408), Троицкого в Троице-Сергиевой лавре (1425—1427), Спасского в Андрониковом монастыре (1420). Среди сохранившихся произведений Андрея Рублева — фрески на тему «Страшный суд» в Успенском соборе во Владимире (1408). В отличие от традиционного изображения образы Андрея Рублева полны человечности, отсутствует присущая этой теме суровость. Сохранился также иконостас в Троице-Сергиевом монастыре (1424—1426), который Рублев расписывал с Даниилом Черным. Кисти Рублева принадлежат некоторые иконы — «Апостол Павел», «Архангел Гавриил».

      Искусство Андрея Рублева проникнуто возвышенно-светлыми настроениями, состоянием душевной гармонии, оно отражает радостное отношение  к миру, спокойствие, безмятежность. Характерная черта стиля Андрея Рублева — лирическая умиротворенность, его персонажи мягче, человечнее, чем у Феофана Грека.

      Наиболее  известное его произведение, совершенное  по исполнению, — икона «Троица» (хранится в Государственной Третьяковской галерее). Она была написана для иконостаса Троицкого собора в Сергиевом монастыре. На иконе с редкой художественной силой выражена гуманистическая идея согласия и человеколюбия, дан обобщенный идеал нравственного совершенства и чистоты. Образ Бога в трех лицах представлен в изображении трех ангелов, все три фигуры составляют круговую композицию вокруг чаши. Душевная чистота, ясность, выразительность, золотистый колорит, единый ритм линии с большой силой воплощают идею гармонии, согласия. Именно эта идея отвечала стремлениям русских людей той эпохи. Великое искусство Андрея Рублева оказало воздействие на всю русскую культуру в целом. А XV век на Руси стал золотым веком русской живописи.

      Культурное  развитие русских земель в XIV—XV вв. активно продолжалось, оно стало чрезвычайно важным этапом в дальнейшем формировании общерусской культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Культура  Московской Руси XIV—XVI вв переживала подъем, связанный с разгромом Золотой Орды и созданием единого Русского государства с центром в Москве. Это нашло свое отражение в развитии всех направлений культуры — в литературе, зодчестве, живописи, декоративно-прикладном искусстве, а также в росте грамотности и просвящении, чему способствовало появление книгопечатания.

      Рост  значения Москвы как центра объединенных Русских земель нашел воплощение в строительстве нового кирпичного Кремля — с его стенами, башнями, соборами и гражданскими постройками Московский Кремль стал символом Русской земли, выдающимся памятником не только русского, но и мирового значения, как и собор Василия Блаженного, старинные русские монастыри. Свою страницу в историю русского искусства вписали выдающиеся живописцы Феофан Грек, Андрей Рублев, мастер Дионисий Сложились новые оригинальные направления в русском зодчестве

      Завершение  формирования русской народности положило начало созданию общерусской культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы 

  1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов.— 3-е изд. М: Академический Проект, 2002.— с. 404-405
  2. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. — с. 199-211
  3. Мартынов В.И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М.: Прогресс – Традиция, русский путь, 2000.
  4. http://www.studentu.ru/zodchestvo_na_ryci/24350.html

Информация о работе Культура Московской Руси