Культура Китая.Общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:04, доклад

Описание работы

Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся около 5 тыс. лет до н. э. в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы. В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской цивилизацией. С XXII в. до н. э. (династия Ся) вся дальнейшая история Китая была связана с правлением династий императоров. Династии, оставившие наибольший след в истории Китая, это: Чжоу (около XI—III вв. до н. э.), Цинъ (с 221 по 207 г. до н. э.), Тан (с начала VII по начало X в.), Сун (X—XIII вв.), Цин (просуществовавшая до 1911 г.)

Работа содержит 1 файл

китай.docx

— 38.83 Кб (Скачать)

Дворцовый ансамбль Гугун, служивший императорской резиденцией при династиях Мин и Цин. Эта резиденция, известная также под названием "Пурпуровый запретный город" ("Цзы цзинь чэн"), была построена в 4-18 годах правления минского императора Чэн Цзу, что соответствует 1406-1420 гг. Весь дворцовый комплекс занимает площадь 72 гектара, с четырех сторон обнесен стеной высотой около 10 м, рвом шириной 50 м. На территории дворцового комплекса имеется несколько десятков дворцовых ансамблей различной величины, всего около 9 тыс. комнат общей площадью 15 тыс. кв. м.

Храмы Пекина также располагались большими комплексами. Величественный Тяньтань («Храм неба»), возведенный в 1420–1530 годах во «Внешнем городе», состоит из ряда зданий, выстроившихся друг за другом на обширном пространстве и окруженных кольцом зелени. Это два храма и беломраморный ступенчатый алтарь, на котором совершались жертвоприношения. Грандиозный храмовый ансамбль был связан с древнейшими религиозными обрядами китайцев, почитавших небо и землю как дарителей урожая. Круглые террасы алтаря и синие конические крыши храмов символизировали небо, тогда как квадратная в плане территория ансамбля – землю. Несмотря на иную форму сооружений, чем в «Запретном городе», и здесь господствовал тот же анфиладный принцип их расположения. Зритель, проходя весь долгий путь от ворот к храмам сквозь строй белых резных арок, постепенно вживался в ритм ансамбля, постигая красоту каждого сооружения.

Самое высокое  здание Циняньдянь («Храм молитвы за богатый урожай»), увенчанное густо-синей трехъярусной конусообразной крышей, вознесено на тройную беломраморную террасу. Малый храм с одноярусной крышей как бы вторит этому сооружению, повторяя его форму.

Небывалый пространственный размах ощущается и в погребальном комплексе минских императоров  Шисаньлин («13 гробниц»), сооруженное близ Пекина в 15–17 веках. Путь к этим погребениям оформлялся с особой торжественностью. Он начинался издалека и был отмечен рядом ворот и арок, которые, в свою очередь, подводили к огромной Аллее Духов длиной 800 метров, обрамленной с двух сторон монументальными каменными статуями стражей покоя усопших – двадцатью четырьмя фигурами животных и двенадцатью фигурами чиновников и воинов. Сами погребения включали в себя множество сооружений: могильный курган с подземным дворцом, полным сокровищ, храмы, башни, арки. Расположенные у подножия гор суровые и монументальные здания живописно включались в окружающий ландшафт.

Искусство возведения стен достигло своего совершенства на севере, наиболее часто подвергавшемся нападениям кочевников. Стены Пекина, построенные в начале XV века при  династии Мин, вполне заслуженно пользуются всеобщей известностью . Такие же высокие и крепкие стены можно встретить повсюду в северо-западных провинциях, а особенно в Шэньси, где они окружали каждый уездный город. Современные стены большей частью построены при Мин. После изгнания монголов китайские императоры этой династии сочли необходимым восстановить городские укрепления в северных провинциях, пришедшие в упадок за время господства на севере кочевников. В планировке городов и фортификаций также можно проследить два стиля: северный и южный. На севере, где у строителей было много свободного пространства и ровных площадей, города строились в форме прямоугольника. Город делился на четыре части двумя прямыми, пересекающимися в центре улицами. За исключением самых больших городов, в стенах было лишь четверо ворот, по одним с каждой стороны. На пересечении двух главных улиц находилась смотровая башня с четырьмя воротами, чтобы в случае бунта или беспорядков каждую улицу можно было изолировать от остальных. В венчавшей ворота трехэтажной, наподобие пагоды, башне располагались воины, здесь же находился и огромный барабан, выполнявший роль городских часов. В него ударяли через определенные промежутки времени.

Расположение  ворот и двух главных улиц отличали правильность и симметричность, чего нельзя сказать об улочках, пересекающих жилые кварталы, извивающихся и изгибающихся между домами. В китайском городе редко можно встретить разделение на богатые и бедные кварталы. Рядом  с богатыми домами, с множеством дворов и садов, на той же линии  теснятся бедные лачуги с одним двором. Если какая-то часть города больше подвержена наводнениям после летних дождей, чем другая, естественно, что состоятельные  люди будут избегать низкой части  города, хотя и здесь можно встретить  большие дома рядом с жилищами нищих.

На севере городские стены возводили, чтобы  спасаться не только от врагов, но и  от наводнений. В основе стены лежал толстый слой твердой глины, который с внешней и внутренней сторон обкладывался очень большими кирпичами, в толщину достигавшими 4–5 дюймов. Верх стены также выкладывался кирпичами. Стены строились усеченными кверху; если в основании толщина достигала 40 футов, то наверху она была не более 20–25 футов. Высота стен была различной, но в городах Шаньси, Пекине и Чанъани они достигали 60 футов. На расстоянии 50–100 ярдов от стены строились бастионы, периметр верхней части которых доходил до 40 футов. У подножия бастионов проходил ров; между рвом, стеной и башнями оставалась полоска незанятой земли.

По всем четырем  углам стены и над воротами сооружались башни. Угловые башни  укреплялись с внешней стороны  кирпичами и имели бойницы  для стрельбы. Башни над воротами, похожие на трехъярусные пагоды, только прямоугольной формы, чаще всего  строились из дерева и покрывались  черепицей. В этих башнях, весьма ярко характеризовавших городскую архитектуру, жили солдаты, сторожившие ворота, а  во время войны они служили  постом для стрелков и лучников. Башни над воротами Пекина имеют  высоту 99 китайских футов. Согласно китайским верованиям, на высоте ста  футов обычно летают духи, поэтому  башни специально были спроектированы так, чтобы достигать максимальной высоты и при этом избегать встречи с потусторонними силами. Ворота главных городов обычно защищали полукруглые внешние укрепления, в которых под прямым углом к открытым главным воротам находились внешние ворота. Таким образом, если на внешние ворота нападали, главный проход оставался защищенным. Предместья за внешними воротами также окружались насыпной, не укрепленной кирпичами стеной, скорее для того, чтобы уберечься от грабителей, чем чтобы оборонять город. До появления современной артиллерии стены оставались практически неразрушимыми. Их толщина обрекала на неудачу любую попытку подорвать или разбомбардировать их. Взобраться на такие высокие стены также было делом очень трудным и опасным.

Городские стены  на севере и северо-западе Китая  во всех отношениях превосходили укрепления южных городов. На юге лишь немногие города могли строиться симметрично  и с размахом, что обусловливалось  как высокой ценностью земли, на которой можно было сеять рис, так и неровной, отличной от северных равнин поверхностью. Улицы узкие  и петляющие, стены низкие, хотя нередко  каменные, ворота неширокие. Колесный транспорт на юге не был распространен. На улицах было полно навьюченных  мулов, паланкинов, носильщиков и  тачек, поэтому необходимости строить  широкие проходы не существовало. В Кантоне, например, по многим улицам могли пройти рядом лишь два человека. Основным транспортным средством на юге была лодка, и по суше в город  приезжали лишь из предместий. Кроме  того, юг не столь часто подвергался  нападениям, поэтому и укреплениям  уделяли меньше внимания.

Великое произведение человеческих рук, строившееся с IV - III веков до н.э., и являющееся одним  из самых величественных памятников мирового зодчества – Великая  китайская стена. Выстроенная по северной границе Китая для защиты страны от кочевников и прикрытия  полей от песков пустыни, стена первоначально  простиралась на 750 км, затем, после  многовековых достроек она превысила 3000 км. Китайские зодчие строили  стену лишь только по самым крутым хребтам. Поэтому в некоторых  местах стена описывает настолько  резкие повороты, что стены почти  соприкасаются. Стена имеет в  ширину от 5 до 8 метров, а в высоту от 5 до 10 метров. По поверхности стены  идут зубцы и дорога, по которой  солдаты могли передвигаться. По всему периметру проставлены  башенки, через каждые 100 - 150 метров, для светового оповещения о приближении  врага. Стена сначала была собрана  из утрамбованного леса и камыша, затем  её облицевали серым кирпичом.

 

 

 

История мировой культуры – ред. Драч Г.В.

История мировой культуры – А.И. Чернокозов

Конфуций и конфуцианство с  древности по настоящее время  – Переломов Л.С.

История религий Востока – Васильев В.С.


Информация о работе Культура Китая.Общая характеристика