Культура Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:10, реферат

Описание работы

Культура Китая восходит к очень глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................2
II. РЕЛИГИОЗНО – ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ:
1. КУЛЬТЫ.......................................................................................3
2. КОНФУЦИАНСТВО...................................................................5
3. ДАОСИЗМ.....................................................................................6
4. ЛЕГИЗМ…………………………………………………………7
III. ЗОЛОТОЙ ВЕК КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ……………………….....8
IV. ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………….9
V. ЖИВОПИСЬ …………………………………………………… ……….10
VI. ВИРТУОЗЫ ФАРФОРА ……………………………………………….. 10
VII. АРХИТЕКТУРА ……………………………………………………….. .. 11
VIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... 12
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.......................................................... ….. 13

Работа содержит 1 файл

Культурология реферат.doc

— 81.50 Кб (Скачать)


 

 

 

ПЛАН

 

 

I.                   ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................2

II.                 РЕЛИГИОЗНО – ФИЛОСОФСКИЕ  ВЗГЛЯДЫ:

1.      КУЛЬТЫ.......................................................................................3

2.      КОНФУЦИАНСТВО...................................................................5

3.      ДАОСИЗМ.....................................................................................6

4.      ЛЕГИЗМ…………………………………………………………7

III.              ЗОЛОТОЙ ВЕК КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ……………………….....8

IV.             ЛИТЕРАТУРА  …………………………………………………………….9

V.                ЖИВОПИСЬ  …………………………………………………… ……….10

VI.             ВИРТУОЗЫ ФАРФОРА  ……………………………………………….. 10

VII.           АРХИТЕКТУРА  ……………………………………………………….. .. 11

VIII.        ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... 12

  ИСПОЛЬЗУЕМАЯ   ЛИТЕРАТУРА.......................................................... ….. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I ВВЕДЕНИЕ

 

         Культура  Китая  восходит  к  очень  глубокой  древности  и  отличается  не  только  богатством  своих  материальных  и  духовных  ценностей, но  и  огромной  жизнестойкостью. Несмотря  на  бесчисленные  войны, мятежи, разрушения, производимые  завоевателями  страны, культура  Китая  не  только  не  ослабевала, а  наоборот, всегда  побеждала  культуру  завоевателей.

        В  течение  всей  истории  китайская культура  не  утрачивала  своей  активности, сохраняя  монолитность. Каждая  из  культурных  эпох  оставляла  для  потомков  неповторимые  по  красоте, самобытности  и  разнообразию  ценности. Произведения  зодчества, скульптуры, живописи  и  ремёсел  представляют  собой  бесценные  памятники  культурного  наследия  Китая.

Каждая  из  культурных  эпох  тесно  связана  с  социально-политическими, экономическими  и  другими   особенностями  данного  исторического  периода  и  представляет  собой  определённый  этап  развития  культуры.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II РЕЛИГИОЗНО – ФИЛОСОФСКИЕ  ВЗГЛЯДЫ

 

КУЛЬТЫ

      

Сохранившиеся  литературные  источники, по  большей  части  произведения  так  называемой  классической  литературы  древнего  Китая, позволяют  проследить  процесс  возникновения  и  развития  китайской  религии,  философии,  права  и  возникновение  очень  древних  социально-политических  систем. Этот  процесс  мы  можем  наблюдать  на  протяжении  целого  тысячелетия.

       Китайская  религия,  так  же  как  и  религиозные  воззрения  всех  народов  древности, восходит  к  фетишизму, к  другим  формам  культа  природы, культа  предков  и  тотемизма,  тесно  связанного  с  магией.

       Специфика  религиозной  структуры  и  психологических  особенностей  мышления  всей  духовной  ориентации  в  Китае  видна  во  многом.

       В  Китае  тоже  есть  высшее  божественное  начало - Небо. Но  китайское  Небо - это  не  Яхве,  не  Иисус, не  Аллах, не  Брахман  и  не  Будда. Это  высшая  верховная  всеобщность, абстрактная  и  холодная,  строгая  и  безразличная  к  человеку. Её  нельзя  любить, с  ней  нельзя  слиться, ей  невозможно  подражать, как  и  нет  смысла  ею  восхищаться. Но  в  системе  китайской   религиозно-философской  мысли  существует,  кроме  Неба, и Будда (представление  о  нём  проникло  в  Китай  вместе  с  буддизмом  из  Индии  в  начале  нашей  эры), и  Дао (основная  категория  религиозного  и  философского  даосизма). Причём  Дао  в  его  даосской  трактовке (существует  и  иная  трактовка, конфуцианская, воспринимавшая  Дао  в  виде  Великого  Пути  Истины  и  Добродетели) близко  к  индийскому  Брахману.  Однако  именно  Небо,  всегда  было  центральной  категорией  верховной  всеобщности  в  Китае.

       Специфике  религиозной  структуры  Китая  свойствен  и  ещё  один  существующий  для  характеристики  всей  китайской  цивилизации  момент - незначительная  и  социально  не  существующая  роль  духовенства, жречество.    

       Все  эти  и  многие  другие  важнейшие  особенности  религиозной  структуры  Китая  были  заложены  в  глубокой  древности, начиная  с  эпохи  Шан-Инь. У иньцев  был  немалый  пантеон  богов  и  духов,  который  они  почитали  и  которому  приносили  жертвы, чаще  всего  кровавые, в  том  числе  человеческие. Но  с  течением  времени  на  передний  план  среди  этих  богов  и  духов  всё  более  отчётливо  выходил  Шанди, верховное  божество  и  легендарный  родоначальник  иньцев, их предок - тотем. Шанди  воспринимался  как  первопредок, заботившийся  о  благосостоянии  своего  народа. Шанди определялся как великий, вечный, жестокий, грозный.

             У  Чжоусцев  было такое  религиозное  представление, как  почитание  Неба.  С  течением  времени  культ  Неба  в  Чжоу  окончательно  вытеснил  Шанди  в  главной  функции  верховного  божества. При  этом  на  Небо  перешло  представление  о  прямой  генетической  связи  божественных  сил  с  правителем: Чжоуский  Ван  стал  считаться  сыном  Неба, и  этот  титул  сохранился  за  правителем  Китая  до  XX  века. Девиз Вана был следующий: «Я – единственный среди людей». Вану принадлежала вся земля. Начиная  с  эпохи  Чжоу  Небо  в  его  основной  функции  верховного  контролирующего  и  регулирующего  начала  стало  главным  всекитайским  божеством, причём  культу  этого  божества  был  придан  не  только  сакрально-теистический, сколько  морально-этический  акцент. Считалось, что  великое  Небо  карает  недостойных  и  вознаграждает  добродетельных.

       Культ  Неба  стал  главным  в  Китае, а  полное  его  отправление  - прерогативой  лишь  самого  правителя, сына  Неба.

       Также  существует  в  Китае  культ  умерших  предков, культ  Земли, тесно  связанный  с  магией  и  ритуальной  символикой, с  колдовством  и  шаманством.

       Все  отмеченные  системы  верования  и  культов  в  древнем  Китае  сыграли  огромную  роль  в  становлении  основной  традиционной  китайской  цивилизации: не  мистика  и  метафизические  абстракции, но  строгий  рационализм  и  конкретная  государственная  польза; не  эмоциональный  накал  страстей  и  личная  связь  индивида  с  божеством,  но  разум  и  умеренность, отказ  от  личностного  в  пользу  общественного; не  духовенство,  направляющее  эмоции  верующих  в  русло, возвеличивающее  бога  и  усиливающее  значение  религии, но  жрецы-чиновники, исполняющие  свои  административные  функции, частью  которых  были  регулярные  религиозные  отправления. Все  эти  специфические  особенности, складывавшиеся  в  иньско-чжоуской  китайской  системе  ценностей  за  тысячелетие, предшествовавшие  эпохе  Конфуция,  подготовили  страну  к  восприятию  тех  принципов  и  норм  жизни, которые  навсегда  вошли  в  историю  под  наименованием  конфуцианства.

 

КОНФУЦИАНСТВО

     

Конфуций (Кун-цзы, 551-479  до  н.э.) родился  и  жил  в  эпоху  больших  социалистических  и  политических  потрясений,  когда  чжоуский  Китай  находился  в состоянии  тяжёлого  внутреннего  кризиса. Предметом его учения: управление государством. Это искусство Конфуций считал равным искусству справедливости. Он ввел три категории долга: по отношению к родственникам, к общине, к государству. Основными нравственными принципами Конфуций считал «золотую середину», «человеколюбие», «взаимность». Высокоморальный  Цзюнь-цзы, сконструированный  философом  в  качестве  модели, эталона  для  подражания,  должно  было  обладать  двумя  важнейшими  в  его  представлении  достоинствами: гуманностью  и  чувством  долга. Конфуций  разработал  и  ряд  других  понятий, включая  верность  и  искренность (чжен), благопристойность  и  соблюдение  церемоний  и  обрядов (ли). Следование  всем  этим  принципам  будет  обязанностью  благородного  Цзюнь-цзы. “Благородный  человек”  Конфуция - это  умозрительный  социальный  идеал, назидательный  комплекс  добродетелей. Конфуций  сформулировал  основы  того  социального  идеала,  который  хотел  бы  видеть  в  Поднебесной: «Пусть  отец  будет  отцом, сын - сыном, государь - государем, чиновник – чиновником», то  есть  пусть  всё  в  этом  мире  хаоса  и  сумятиц  станет  на  свои  места, все  будут  знать  свои  права  и  обязанности  и  делать  то, что  им  положено. И  общество  должно  состоять  из  тех, кто  думает  и  управляет - верхов, и  тех, кто  трудится  и  повинуется - низов.  Одной  из  важных  основ  социального  порядка, по  Конфуцию, было  строгое  повиновение  старшим.  Любой  старший, будь  то  отец, чиновник, наконец,  государь - это  беспрекословный  авторитет  для  младшего, подчинённого, подданного. Слепое  повиновение  его  воле, слову,  желанию - это  элементарная  норма  для  младших  и  подчинённых, как  в  рамках  государства  в  целом,  так  и  в  рядах  клана, корпорации  или  семьи.

        Успехам  конфуцианства  в  немалой  степени  способствовало  и  то,  что  это  учение  базировалось  на  слегка  изменённых  древних  традициях, на  привычных  нормах  этики  и  культа.  Апеллируя  к  самым  тонким  и  отзывчивым  струнам  души  китайца, конфуцианцы  завоёвывали  его  доверие  тем,  что  выступали  за  милый  его  сердцу  консервативный  традиционализм,  за  возврат  к  «доброму  старому  времени», когда  и  налогов  было  меньше, и  люди  жили  лучше, и  чиновники  были  справедливее, и  правители  мудрее...

 

ДАОСИЗМ

Основателем даосизма был Лао Цзы , собственное его имя Ли Эр (Ли Боян, Лао Дань). По преданию родился в 604 г. до н.э., однако историчность его личности вызывает сомнения. К основным идеям даосизма относятся следующие: Дао - это невидимый вездесущий закон природы. Дао бездействует, тем самым, порождая все, оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. В соответствии с Дао взаимодействуют два противоположных начала - Инь и Ян, достигая своего предела. они переходят друг в друга. Ян представляет собой мужское начало, которое ассоциировалось со светом, теплом и упорством, а Инь – женское начало, связываемое с тенью, холодом и податливостью. Во II в. даосизм оформляется организационно, начало ему положила школа «Путь небесных наставников», основанная полулегендарным Чжан Лином. В начале V в. оформляются ритуал и вероучение, даосизм становится государственной религией, затем распадается на множество сект и направлений. Исходя из учения о Дао, даосизм предложил оригинальную концепцию наилучшего государственного управления - недеяние: если правитель пребывает в бездействии, то в силу Дао дела сами наладятся. «Лучший правитель, - гласит «Даодэцзин»,- тот о котором народ знает лишь то, что он существует». И, так же как и другие философские учения, даосизм осуждает войну.

 

ЛЕГИЗМ

В  условиях  эпохи  Чжаньго  (V – III  вв. до  н.э.), когда  в  Китае  ожесточённо  соперничали  различные  философские  школы, конфуцианство  по  своему  значению  и  влиянию  стояло  на  первом  месте. Но,  несмотря  на  это,  предлагавшиеся  конфуцианцами  методы  управления  страной  тогда  не  получили  признания. Этому  помешали  соперники  конфуцианцев – легисты.

       Легисты порвали с наивными представлением о государстве как о большой семье. Между людьми, считали они, вообще не должно существовать личных отношений, допустимы же только отношения правовые. Учение  законников - легистов  резко  отличалось  от  конфуцианского. В  основе  легистской  доктрины  лежал  безусловный  примат  писаного  закона. Сила  и  авторитет  которого  должен  держаться  на  палочной  дисциплине  и  жестоких  наказаниях. По  легистским  канонам, законы  разрабатывают  мудрецы – реформаторы, издаёт  их  государь, а  осуществляют  на  практике  специально  отобранные  чиновники  и  министры,  опирающиеся  на  мощный  административно-бюрократический  аппарат.

              Первым крупным теоретиком и практиком легизма был Гунсунь Ян (390-338 до н.э.). Получив в качестве награды правление области Шан, стал именоваться Гунсунь Ян стал именоваться Шан Яном. Были проведены реформы: вводилась частная собственность на пахотные земли, создавалась система круговой поруки и взаимных доносов. Шан Ян и другие легисты говорили о неизменно злой природе человека, которым может управлять только с помощью страха и наказаний. В древности, когда люди были просты и бесхитростны, существовала возможность управлять ими на основе добродетели, теперь же, когда люди стали умны и коварны, правитель должен опираться только на силу.

       Грубые  методы  легизма  для  правителей  были  более  приемлемыми  и  эффективными, ибо  они  позволяли  твёрже  держать  в  руках  централизованный  контроль  над  частным  собственником, что  имело  огромное  значение  для  усиления  царств  и  успехов  в  их  ожесточённой  борьбе  за  объединение  Китая.

       Синтез  конфуцианства  и  легизма  оказался  не  столь уж  сложным  делом.  Во-первых, несмотря  на  многие  различия, легизм  и  конфуцианство  имели  немало  общего: сторонники  обеих  доктрин  мыслили  рационалистически,  для  тех  и  других  государь  был  высшей  инстанцией, министры  и  чиновники – его  основными  помощниками  в  управлении, а  народ – невежественной  массой, которой  следовало  руководить  должным  образом  для  её  же  блага.  Во-вторых, синтез  этот  был  необходим: введённые  легизмом  методы  и  инструкции                (централизация  администрации  и  фиска, суда, аппарата  власти  и  т.п.), без  которого  нельзя  было  управлять  империей,  в  интересах  той  же  империи  следовало  сочетать  с  уважением  к  традициям  и  патриархально-клановым  связям. Это  и  было  сделано.

       Превращение  конфуцианства  в  официальную  идеологию  явилось  поворотным  пунктом,  как  в  истории  этого  учения, так  и  в  истории  Китая.  Если  ранее  конфуцианство, призывая  учиться  у  других,  предполагало  за  каждым  право  самому  размышлять, то  теперь  входила  в  силу  доктрина  абсолютной  святости  и  непреложности  других  канонов  и  мудрецов, каждого  их  слова. Конфуцианство  сумело  занять  ведущие  позиции  в  китайском  обществе, приобрести  структурную  прочность  и  идеологически  обосновать  свой  крайний  консерватизм, нашедший  наивысшее  выражение  в  культе  неизменной  формы.

 

III ЗОЛОТОЙ ВЕК КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Золотой век китайской культуры относится к периоду VII-VIII вв. Высочайшему взлету китайской культуры – поэзии и новеллы, живописи и архитектуры, музыки и скульптуры соответствует период, когда существовали два крупных государства – Тан (618-907) и Сун (960-1279). Эти государства поддерживали широкие торговые и культурные связи с другими державами, особенно в этом плане прославилась империя Тан. К VII в. Китай, расширивший свой пределы завоевательными походами, стал одной из самых сильных и передовых держав Востока. Морские и караванные дороги пролегли между Китаем и далекой Индией. Великий шелковый путь связал восточные и западные земли с многообразием их культур.

Информация о работе Культура Китая