Культура Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:37, реферат

Описание работы

Археологами были обнаружены первые поселения первобытных людей на огромной территории Китая: первобытный ланьтяньский - Ланьтянь провинция Шэнси, самый древний из известных обитателей Китая;
Юаньмоуский человек - уезд Юаньмоу провинция Юньнань, ему 1,7 млн. лет. ; группа древних людей “пекинский синантроп” - деревня Чжоукоудянь юго-западный пригород Пекина, 500 тыс. лет назад.

Содержание

1.Вступление
2.Исторический очерк
3.Основные черты культуры Китая
4. Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Культура Китая.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

   Культура Китая

    

План реферата:

   1.Вступление

   2.Исторический очерк

   3.Основные черты культуры Китая

   4. Использованная литература 

   

  

   

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Археологами были обнаружены первые поселения первобытных людей на огромной территории Китая: первобытный ланьтяньский - Ланьтянь провинция Шэнси, самый древний из известных обитателей Китая;

Юаньмоуский человек - уезд Юаньмоу провинция Юньнань, ему 1,7 млн. лет. ; группа древних людей  “пекинский синантроп” - деревня Чжоукоудянь юго-западный пригород Пекина, 500 тыс. лет назад.

Представители этой культуры обладали основными характеристиками “человека разумного” : ходили на 2-х  ногах, были способными изготавливать  и использовать простые орудия, умели  добывать и хранить огонь.

   В древнем  Китае существовали матриархальные  и патриархальные общества. Культура  Яньшаю, которая процветала примерно 6000 лет назад, возможно представляла  собою матриархальное общество.

Луньшанская культура, существовавшая приблизительно 5000 лет  назад, являла собою пример патриархального общества. В этот период люди усовершенствовали навыки изготовления каменных орудий и керамики. В дополнение к охоте и рыболовству получило развитие земледелие и

скотоводство.

   Первая  полная история Древнего Китая  “Исторические записки” (“Шнцзи”) была составлена в 104-91 гг. до н.э. Сыма Цянем, “отцом” китайской

историографии. Они стали первой из 24 официальных  династических историй, которые  завершаются “Историей династии Мин” (1368-1644) . Не была составлена официальная история последней династии, Цианской, или

маньчжурской (1644-1911) . В дальнейшем было написано бесчисленное множество трудов по истории Китая.

   История  Китая, зафиксированная в письменных  источниках, насчитывает около 3600 лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в 16 веке до н.э.

    

   Сведения о династии Шан сохранились в надписях на щитах из панцирей черепах и костях животных, предназначавшихся для предсказаний. Тысячи таких реликвий, были найдены в земле начиная с 1899 г.

Обнаружено несколько  бронзовых сосудов с надписями, изготовленных в период династии Шан.

   Однако  первой династией, согласно традиционной  китайской историографии, была  не Шан, а Ся, которая, предположительно, правила с 21 по 16 век до н.э.  Ни археологических, ни документальных свидетельств о ней не имеется, тем не менее, большинство историков считает, что эта династия действительно существовала.

   Предположение это основано на двух доводах.  Во-первых, древние китайские сочинения, высказывая различные точки зрения на те или иные

события, происходившие, как считалось, в период правления  династии Ся, тем самым признавали факт существования такой династии.

   Во-вторых, относительно высокий уровень  экономического и культурного  развития при династии Шан, так же как и зрелость ее политических и социальных институтов, свидетельствовала, по крайней мере, еще одна

династия.

   Во времена  правления династии Ся, были возведены  городские стены, создана армия,  тюрьмы и введен уголовный  кодекс. Династия Ся рассматривается как первое в истории рабовладельческое государство. Из

достижений Китая  в это время следует отметить: создание календаря, заслужившего высокую  оценку последующих поколений как  важный вклад в развитие астрономии.

   При династии Шан-Инь (16-11 века до н.э.) достигли высокого уровня развития шелководство и шелкоткачество, появились гадательные надписи и бронзовые сосуды.

    
 

   На рубеже ІІ-І тыс. до н.э. государство Шан было завоевано чжоусцами, пришедшими с запада. Созданная ими цивилизация носит название “Западного Чжоу” , это было не единое государство, а совокупность отдельных, более или менее крупных государств. Династия “Западная

Чжоу” (11 век - 770 г до н.э.) была сравнительно развитым обществом. Процветало сельское хозяйство, были усовершенствованы земледельческие орудия труда, появилось множество сельскохозяйственных культур.

Создано много  высокохудожественных памятников литературы и искусства, а также трудов по философии политике и истории (“Книга песен” ) . Регулярная хроника событий не велась вплоть до 841 г до н.э., когда правящий дом Западной Чжоу стал вести и сохранять ежегодные

записи событий.

   Из-за  частых военных конфликтов с  полукочевыми племенами жунов  (родственных чжоусцам) , которые  особенно обострились в начале VIII в. до н.э., правитель Пин-ван переносит столицу государства в 770 г. до н.э. на

восток, и этот период получил название - “Восточное Чжоу” . Период правления династии “Восточная Чжоу” (770-221 гг до н.э.) был  отмечен упадком рабовладельческого строя. В это время были изобретены

технологии выплавки железа (топоры, плуги и др. орудия труда). Зародился обычай использовать рогатый скот при обработке земли. На смену рабовладельческому пришел феодальный строй.

   В IV-III вв. до н.э. обостряется борьба  за власть между различными царствами. В результате в 230 г. до н.э. царство Цинь наносит сначала серьезное поражение царству Хань и захватывает его территорию, а в 228 221 гг. до н.э. захватывает и другие царства (Чжао, Вэй, Чу и т.д.).

Государство Цинь было первой централизованной империей на территории Китая. В его эпоху были осуществлены многочисленные реформы: деление страны на административно-территориальные округа,  
 

создание централизованных органов управления, унификация монет,

мер и весов, упорядочение письменности и многие другие.

В этот же период начинается строительство Великой  китайской стены.

   Империя  Цинь просуществовала только 14 лет,  а затем пала в результате  народного восстания. Один из  отрядов повстанцев возглавлял  мелкий чиновник Лю Ба. В 207 г. до н.э. его отряд захватил столицу, Циньская

династия была свергнута. В междоусобной борьбе между  руководителями повстанцев в конечном итоге одержал победу Лю Ба, в 206 г. до н.э. он получил титул “вана  Хань” и стал основателем новой  династии Хань,

просуществовавшей до 220 г. н.э.

   До VI в.  длится период раздробленности,  называемый обычно Южные и  Северные династии. На Севере  наиболее сильным государственным  образованием было царство Северная  Вэй (386-535 гг.), а на юге - экономическим  и духовным центром стал город Цзянькан.

   В конце  VI в. происходит объединение Севера  и Юга под властью

династии Суй (589-628 гг.).

   В VII в.  возникает могущественная Танская  империя 

(618-907 гг.).

   За падением  Танской династии последовала  новая 50-летняя эпоха раздробленности, затем произошло еще одно объединение - уже при династии Сун (960-1279 гг.).

Эпохи Тан и  Сун - это время наиболее яркого расцвета средневековой китайской культуры.

   В конце  XIII в. Китай был завоеван монголами,  основавшими династию Юань (1280-1368 гг.), впервые в истории Китая он оказался подчиненным чужеземцам.  
 
 
 

  Однако китайцам удалось “китаизировать” своих захватчиков, которые в значительной степени переняли не только нравы и обычаи, но и систему государственного управления, законодательство. Столицей Юаньской

империи стал Пекин (Дада).

   В конце  XIV в. китайцам удалось освободиться  от иностранного владычества,  начинается период Мин (1368-1644 гг.) . В XVI - XVII вв. ситуация в стране  была очень сложной, одно за  другим следовали массовые крестьянские восстания. После того, как одним из восставших удалось

захватить столицу, правители были вынуждены обратиться за помощью к маньчжурам, признав  свою вассальную зависимость от них.

   Минская  династия пала, воцарилась маньчжурская

династия Цин (1644-1911 гг.).

     Сведения  о религии китайцев эпохи династии  Шан и более древнего периода  очень скудны. Сохранилось большое  количество лопаток жиотных и  черепашьих панцирей с гадательными  надписями. На основании 

задаваемых вопросов можно считать, что уже в это время сложились представления о богах (по видимому, племенных). В названиях племен прослеживаются и следы тотемизма, так как встречаются названия “племя лошади”, “племя собаки” и т.п. В шанскую и чжоускую эпоху

совершались массовые человеческие жертвоприношения богам, духам предков и природы, в жертву в основном приносились пленные. Богатые захоронения знатных людей позволяют сделать вывод о существовании веры в загробную жизнь: помимо различного инвентаря, одежды,

пищи и т.п. в погребениях людей даже среднего достатка обнаружены и останки похороненных вместе с ними их слуг или рабов, которые должны были сопровождать своего господина на тот свет.

    
 
 

   В чжоускую эпоху складываются религиозно-философские учения - даосизм и конфуцианство, которые довольно быстро трансформировались в религии.

     Конфуцианство

   Известный  философ того времени Конфуций (551-479 гг до н.э.) - основатель конфуцианства.  Характерной чертой учения Конфуция  является антропоцентризм. Его  почти не интересуют проблемы космогонии, он уделяет мало внимания духам и потустороннему миру, хотя и считает небо не только частью природы, но и высшей духовной силой в мире, а жертвоприношения предкам - важнейшим выражением почтения к ним. Однако в центре его внимания - проблемы человека, его умственного и

нравственного облика. Кофуций первым разработал концепцию идеального человека (цзюнь-цзы) , благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и 

культуры, - который прежде всего должен обладать жэнь - гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь - справедливость, верность, искренность и т.д. Особое место заняла концепция сяо - сыновней

почтительности, уважения к родителям и старшим вообще.

Конфуций считал сяо основой жэнь и других добродетелей и самым эффективным методом управления страной (ибо страна - это большая семья). Наконец, Конфуций придавал большое значение юе музыке, лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ли - этикету, т.е. правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения Конфуция о четком иерархическом разделении обязанностей в обществе была концепция чжен мин - выпрямления (исправления) имен, т.е. приведения вещей в соответствие с их названием Даосизм.

    
 

   Основателем даосизма был Лао Цзы, собственное

его имя Ли Эр (Ли Боян, Лао Дань). По преданию родился в 604 г. до н.э., однако историчность его личности вызывает сомнения. К основным идеям даосизма относятся следующие: Дао - это невидимый вездесущий закон

природы. Дао  бездействует, тем самым, порождая все, оно вечно и безымянно, пусто  и неисчерпаемо. В соответствии с  Дао взаимодействуют два противоположных  начала - инь и янь, достигая своего предела. они переходят друг в друга.

Во II в. даосизм  оформляется организационно, начало ему положила школа “Путь небесных наставников” , основанная полулегендарным  Чжан Лином. В начале V в. оформляются  ритуал и вероучение, даосизм становится государственной религией, затем распадается на множество сект и

направлений. Исходя из учения о Дао, даосизм предложил  оригинальную концепцию наилучшего государственного управления - недеяния: если правитель пребывает в бездействии, то в силу Дао дела сами наладятся. И, так же как и другие философские учения, даосизм осуждает войну.

     Моизм

   Моизм  - этико-политическое учение, основатель  которого Мо цзы (Мо Ди) (около 486 - 376 гг. до н.э.). Для учения Мо цзы характерен призыв ко всеобщей любви, требование решать все конфликты мирными средствами и

Информация о работе Культура Китая