Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:40, реферат
Цель данного реферата: сделать анализ по развитию культуры Киевской Руси.
Задачи:
- выяснить как зарождала культура в Киевской Руси;
- узнать какие изменения произошли с появлением христианства
- выявить особенности христианской ментальной революции в культуре Киевской Руси.
4.
Проблески язычества
в Христианской Руси
Это только, кажется, что можно до белого листа стереть память народную. Образ язычества, казалось умершего много столетий назад, воссоздавался по "обрывкам узора" Как ни странно, яростно борясь с прежними верованиями, и само христианство сохраняло в своих обрядах отблеск языческой старины.
На месте уничтоженных капищ нередко воздвигались церкви, которые в сознании людей не редко отождествлялись с издревне привычными божествами. Священные, почитавшиеся язычниками горы, леса, назывались именами христианских святых, сближая для простого человека образы вновь обретённые с привычными. А и многие христианские праздники, очевидно, не случайно совпадают с языческими. Так, Рождество естественно для многих слилось с чествованием языческого божества торжеств и мира Коляды. И никогда не удивляет, что и ныне в рождественскую ночь по домам ходят ряженые дети и молодёжь и колядуют – желают хозяевам счастья и добра, получают гостинцы. И самый светлый праздник пасхи вобрал в себя языческую Ралоницу – день памяти по умершим, когда ушедших родных и близких поминают едой, что не принято в христианстве. А масленица, когда мы, как и наши предки, едим золотистые жаркие блины, олицетворяющие солнце?! Многие христианские обряды впрямую сходятся со стародавними. Наши предки-язычники окропляли новорожденного водой. Для многих из них этот обряд естественно претворился в крещение. Сохранились на долго и присяги-клятвы, божьи суды, благословения, издавна знакомые людям древности. Срослись с жизнью народа, остались в повседневном обиходе и многие слова дохристианских времён, сосуществующие с вновь пришедшими греческими и латинскими. Сохранился и обычай встречать гостей или невесту с женихом хлебом и солью.
Языческие
боги вопреки ожиданиям, всё-таки не
умерли с приходом христианства, не смотря
на все гонения Владимира. Они спрятались
в ещё одной неотъемлемой части русской
культуры, в сказках.
5.
Христианская ментальная
революция в культуре
Киевской Руси в XI веке
Крещение
Руси князем Владимиром положило начало
формированию специфической ценностно-
Разделение универсума на два мира, чувственный и сверхчувственный, стало наиболее фундаментальной и всеобщей характеристикой средневекового мировосприятия в эпоху Киевской Руси. Митрополит Киевский Никифор в "Послании" к Владимиру Мономаху пишет: "От того двойственно бытие наше: разумное и неразумное /"словесное и бессловесное"/, и духовное /"бесплотное"/, и телесное. Ведь разумное и духовное это нечто божественное и чудное, подобное бесплотному естеству, а неразумное подобно страстному и сластолюбивому. И поэтому борьбы в нас много, и противится плоть духу, а дух плоти". Во всех текстах без исключения этого периода трансцендентный, божественный мир выступает средством объяснения происходящих природных и социальных событий, законообразной посылкой ("экспланансом") в структуре объяснения. "Размышляй, милый, размышлять надлежит и знать, пишет в своем "Послании" Климент Смолятич, как все существует, и управляется, и совершенствуется силой божьей: никакой нет силы, кроме силы божьей, никакой нет помощи, кроме помощи божьей, ибо все, как сказано, что пожелал он, все создал на небесах, и на земле, и в море, во всех безднах и прочее". Владимир Мономах в своем "Поучении" замечает: "Господь наш не человек, но бог всей вселенной, что захочет, во мгновение ока все сотворит…". Чувственный мир теряет всякую самостоятельность. Так, все победы и поражения в битвах объясняются только божественной причиной. "В том же году, читаем в Ипатьевской летописи, побудил бог Святослава, князя Киевского и великого князя Рюрика Ростиславича пойти войной на половцев.… А половцы, увидев отряд Владимира, смело идущий им навстречу, побежали, гонимые гневом божьим и святой богородицы.… А великий князь Святослав Всеволодович и Рюрик Ростиславович, получив от бога победу над погаными, возвратились по домам со славой и честью великой". Объясняя нашествие половцев, летописец поучает: "Это бог напустил.
В 988 г. языческому идолопоклонству пришел конец. Ко времени принятия Христианства Русь вступила в полосу своего расцвета, вырос ее международный авторитет, сложилась самобытная культура. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства; складывался эпос. Синтез славянской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который поступил на Русь с принятием Христианства из Византии, а также Болгарии (уже в течение столетия к этому времени являвшейся христианским государством), приобщил страну к византийской и славянской христианской культурам, а через них - к культурам античной и ближневосточной, создал феномен русской средневековой культуры. Византийское влияние на древнерусскую культуру очевидно и в доказательствах не нуждается. Несомненно и его большое положительное значение для Руси. Оно не было ни всеобъемлющим, ни постоянным. Наиболее интенсивными культурные связи Руси с Византией были в период с конца Х в. до середины ХII в. Значительным было воздействие византийской культуры на высшие слои общества, гораздо меньше его испытывали широкие слои населения. Особенно сильно это воздействие проявлялось в области церковной идеологии, канонического права, культового изобразительного искусства [4.с.37].
Иной
характер имели культурные контакты
Киевской Руси со странами Центральной
и Западной Европы. В домонгольский
период Русь не уступала в своем
культурном развитии большинству стран
Европы, причем культурное взаимодействие
ее со странами Европы было обоюдным и
равноправным. Важнейшее место в культуре
Киевской Руси занимала литература. Создание
славянской азбуки связывается с именами
византийских миссионеров Константина
(Кирилла) (827-869) и его брата Мефодия (815-885)
Это событие связано с принятием христианства,
но дохристианская культура уже имела
зачатки систем письма.
Заключение
В целом юная Киевская Русь, восприняв византийские, болгарские и другие православные традиции, сумела создать искусство с высокими критериями творчества, чуждое внешним эффектам, глубокое по духовной христианской сути. Тем самым был заложен прочный фундамент для дальнейшего развития национальной художественной культуры. Дальнейшее влияние на свою культуру получила Русь с приходом татаро-монгольского ига, когда она стала пополнятся восточной культурой.
Слиянием Киева и Новгорода завершается образование Древнерусского государства.
Слово "культура" происходит от слова "культ" – вера, обычаи и традиции предков
Крещение Руси князем Владимиром положило начало формированию специфической ценностно-тематической системы, которую будем называть христианской субкультурой.
Иной
характер имели культурные контакты
Киевской Руси со странами Центральной
и Западной Европы. В домонгольский
период Русь не уступала в своем культурном
развитии большинству стран Европы, причем
культурное взаимодействие ее со странами
Европы было обоюдным и равноправным.
Список
литературы
1. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.
2. Булгакова С. В. Культурология / Булгакова С. В. – М.: Эксмо, 2009.
3. Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.
4. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана – Мн.: Высшее образование, 2005, 566 с.
5.
Культурология. Учебное