Культура Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:40, реферат

Описание работы

Цель данного реферата: сделать анализ по развитию культуры Киевской Руси.
Задачи:
- выяснить как зарождала культура в Киевской Руси;
- узнать какие изменения произошли с появлением христианства
- выявить особенности христианской ментальной революции в культуре Киевской Руси.

Работа содержит 1 файл

к.р. кул.раролия.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

     4. Проблески язычества в Христианской Руси 

     Это только, кажется, что можно до белого листа стереть память народную. Образ язычества, казалось умершего много столетий назад, воссоздавался по "обрывкам узора" Как ни странно, яростно борясь с прежними верованиями, и само христианство сохраняло в своих обрядах отблеск языческой старины.

     На  месте уничтоженных капищ нередко  воздвигались церкви, которые в сознании людей не редко отождествлялись  с издревне привычными божествами. Священные, почитавшиеся язычниками горы, леса, назывались именами христианских святых, сближая для простого человека образы вновь обретённые с привычными. А и многие христианские праздники, очевидно, не случайно совпадают с языческими. Так, Рождество естественно для многих слилось с чествованием языческого божества торжеств и мира Коляды. И никогда не удивляет, что и ныне в рождественскую ночь по домам ходят ряженые дети и молодёжь и колядуют – желают хозяевам счастья и добра, получают гостинцы. И самый светлый праздник пасхи вобрал в себя языческую Ралоницу – день памяти по умершим, когда ушедших родных и близких поминают едой, что не принято в христианстве. А масленица, когда мы, как и наши предки, едим золотистые жаркие блины, олицетворяющие солнце?! Многие христианские обряды впрямую сходятся со стародавними. Наши предки-язычники окропляли новорожденного водой. Для многих из них этот обряд естественно претворился в крещение. Сохранились на долго и присяги-клятвы, божьи суды, благословения, издавна знакомые людям древности. Срослись с жизнью народа, остались в повседневном обиходе и многие слова дохристианских времён, сосуществующие с вновь пришедшими греческими и латинскими. Сохранился и обычай встречать гостей или невесту с женихом хлебом и солью.

     Языческие боги вопреки ожиданиям, всё-таки не умерли с приходом христианства, не смотря на все гонения Владимира. Они спрятались в ещё одной неотъемлемой части русской культуры, в сказках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5. Христианская ментальная революция в культуре Киевской Руси в XI веке 

     Крещение  Руси князем Владимиром положило начало формированию специфической ценностно-тематической системы, которую будем называть христианской субкультурой. Появление  христианской субпространственной  конфигурации в недрах самодовлеющего языческого ценностно-мыслительного пространства и быстрое её расширение в первой половине XI в. (рост христианских общин, количества монахов и монастырей, церковное строительство и т.д.) было подобно вспышке сверхновой звезды на темном языческом небосклоне, которая взорвала устоявшиеся структуры натуралистически-мифологического духа. Суть этого глубокого духовного переворота заключается в разрушении синкретического натуралистически-мифологического единства языческого пространства древнерусской культуры, в открытии восхитившей прозелитов, чисто духовной божественной реальности (Троица, Царство небесное и т.д.) и творении ценностно-мыслительного пространства на другой фундаментальной онтологической основе: сознании несовместимости и противостоянии, прежде всего, двух реальностей, высшей, духовной, божественной и низшей, материальной, тварной, поскольку своеобразие субъективной реальности в XI XII вв. ещё в полной мере не осознавалось. Вероятно, учение о чисто духовном божественном мире производило одно из самых сильных впечатлений на язычников. Выслушав проповеди представителей различных религий, князь Владимир в частности заметил боярам: "Мудро говорят они, и чудно слушать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете…" [5.с.28].

     Разделение универсума на два мира, чувственный и сверхчувственный, стало наиболее фундаментальной и всеобщей характеристикой средневекового мировосприятия в эпоху Киевской Руси. Митрополит Киевский Никифор в "Послании" к Владимиру Мономаху пишет: "От того двойственно бытие наше: разумное и неразумное /"словесное и бессловесное"/, и духовное /"бесплотное"/, и телесное. Ведь разумное и духовное это нечто божественное и чудное, подобное бесплотному естеству, а неразумное подобно страстному и сластолюбивому. И поэтому борьбы в нас много, и противится плоть духу, а дух плоти". Во всех текстах без исключения этого периода трансцендентный, божественный мир выступает средством объяснения происходящих природных и социальных событий, законообразной посылкой ("экспланансом") в структуре объяснения. "Размышляй, милый, размышлять надлежит и знать, пишет в своем "Послании" Климент Смолятич, как все существует, и управляется, и совершенствуется силой божьей: никакой нет силы, кроме силы божьей, никакой нет помощи, кроме помощи божьей, ибо все, как сказано, что пожелал он, все создал на небесах, и на земле, и в море, во всех безднах и прочее". Владимир Мономах в своем "Поучении" замечает: "Господь наш не человек, но бог всей вселенной, что захочет, во мгновение ока все сотворит…". Чувственный мир теряет всякую самостоятельность. Так, все победы и поражения в битвах объясняются только божественной причиной. "В том же году, читаем в Ипатьевской летописи, побудил бог Святослава, князя Киевского и великого князя Рюрика Ростиславича пойти войной на половцев.… А половцы, увидев отряд Владимира, смело идущий им навстречу, побежали, гонимые гневом божьим и святой богородицы.… А великий князь Святослав Всеволодович и Рюрик Ростиславович, получив от бога победу над погаными, возвратились по домам со славой и честью великой". Объясняя нашествие половцев, летописец поучает: "Это бог напустил.

     В 988 г. языческому идолопоклонству пришел конец. Ко времени принятия Христианства Русь вступила в полосу своего расцвета, вырос ее международный авторитет, сложилась самобытная культура. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства; складывался эпос. Синтез славянской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который поступил на Русь с принятием Христианства из Византии, а также Болгарии (уже в течение столетия к этому времени являвшейся христианским государством), приобщил страну к византийской и славянской христианской культурам, а через них - к культурам античной и ближневосточной, создал феномен русской средневековой культуры. Византийское влияние на древнерусскую культуру очевидно и в доказательствах не нуждается. Несомненно и его большое положительное значение для Руси. Оно не было ни всеобъемлющим, ни постоянным. Наиболее интенсивными культурные связи Руси с Византией были в период с конца Х в. до середины ХII в. Значительным было воздействие византийской культуры на высшие слои общества, гораздо меньше его испытывали широкие слои населения. Особенно сильно это воздействие проявлялось в области церковной идеологии, канонического права, культового изобразительного искусства [4.с.37].

     Иной  характер имели культурные контакты Киевской Руси со странами Центральной  и Западной Европы. В домонгольский  период Русь не уступала в своем  культурном развитии большинству стран  Европы, причем культурное взаимодействие ее со странами Европы было обоюдным и равноправным. Важнейшее место в культуре Киевской Руси занимала литература. Создание славянской азбуки связывается с именами византийских миссионеров Константина (Кирилла) (827-869) и его брата Мефодия (815-885) Это событие связано с принятием христианства, но дохристианская культура уже имела зачатки систем письма. 

 

      Заключение 

     В целом юная Киевская Русь, восприняв  византийские, болгарские и другие православные традиции, сумела создать  искусство с высокими критериями творчества, чуждое внешним эффектам, глубокое по духовной христианской сути. Тем самым был заложен прочный фундамент для дальнейшего развития национальной художественной культуры. Дальнейшее влияние на свою культуру получила Русь с приходом татаро-монгольского ига, когда она стала пополнятся восточной культурой.

     Слиянием  Киева и Новгорода завершается  образование Древнерусского государства.

     Слово "культура" происходит от слова "культ" – вера, обычаи и традиции  предков

     Крещение  Руси князем Владимиром положило начало формированию специфической ценностно-тематической системы, которую будем называть христианской субкультурой.

     Иной  характер имели культурные контакты Киевской Руси со странами Центральной  и Западной Европы. В домонгольский период Русь не уступала в своем культурном развитии большинству стран Европы, причем культурное взаимодействие ее со странами Европы было обоюдным и равноправным. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 
 

       1. Эренгросс Б.А. Культурология.  Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.

       2. Булгакова С. В. Культурология  / Булгакова С. В. – М.: Эксмо, 2009.

       3. Ширшов И.Е. Культурология –  теория и история культуры: учебное  пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.

       4. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана – Мн.: Высшее образование, 2005, 566 с.

       5. Культурология. Учебное пособие  Под редакцией А. А. Радугина  – М., 2001.

Информация о работе Культура Киевской Руси