Культура Казахстана в эпоху Кунаева

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей культуры Казахстана в 60-80-х годах ХХ века.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи работы:
- исследовать образовательную систему в Казахстане в 1960-1980-х годах
- изучить духовную жизнь общества, включая литературу, кино и театр
- выявить роль Д.А. Кунаева в развитии литературы и искусства Казахстана
- исследовать культурное наследие Д.А. Кунаева.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 70.76 Кб (Скачать)

В апреле 1961 года на страницах «Комсомольской правды» было опубликовано стихотворение Олжаса Сулейменова «Земля, поклонись человеку!», написанное в честь полета в космос Юрия Гагарина, переросшее позже в поэму. Произведения О. Сулейменова «Аргамаки», «Солнечные ночи», «Доброе время восхода», «Ночь-парижанка», «Глиняная книга» получили высокую оценку читателей. Философские проблемы бытия были подняты в поэме Жубана Молдагалиева «Я — казах». Для творчества обоих поэтов характерны яркая образность, смелая символика и масштабность обобщений.

Тема Великой  Отечественной войны нашла свое отражение в произведениях Т. Ахтанова, Б. Момышулы, А. Нурпеисова, С. Бакбергенова, У. Канахина. Тема интернационализма освещалась в работах К. Исабаева, Ж. Тлекова. В эти годы были созданы историко-биографические романы о Ч. Валиханове, о композиторе Д. Нурпеисовой, о С. Торайгырове. 3. Шашкин в романах «Токаш Бокин», «Темиртау», «Доктор Дарханов» поднял вопросы истории, формирования казахской научно-технической интеллигенции, движения за обновление всех сфер жизни.

В 1967 году Г. Мусрепов закончил работу над лирической повестью «Образ, так и не встретившийся», сюжетную основу которой составили события первых лет Советской власти в Казахстане, судьба поэта-коммуниста Сакена Сейфуллина в революции. Роман Н. Анова «Выборгская сторона» о первых шагах социалистической революции в стране, о встречах, совместной работе с деятелями партии и Советского государства. Тему современности освещали в своих произведениях Т. Алимкулов в романе «Белый конь», Т. Ахтанов «Сауле», «Печаль любви», «Буран», А. Тажибаев в пьесе «Приятели», X. Бекхожин в поэме «Устойчивая судьба». И. Есенберлин в романе «Золотая птица» и многие другие.

Для детей были созданы более двух десятков повестей. Среди них - «Меня зовут Кожа» Б. Сокпакбаева, «Детство Чокана» С. Бегалина. В это время в литературе появились имена А. Кекилбаева, Ш. Муртазаева, А. Тарази, А. Нурманова, Исхакова и другие.

Вмешательства в  научное и художественное творчество в 1960-е годы приобрели характер ненавязчивых, в то же время настойчивых «советов», корректировок со стороны партийных  работников. Интеллигенции ясно давалось понять, что с оттепелью покончено, что повторений ее ни в какой форме ожидать не следует. Поэтому полной неожиданностью для партийно-идеологического аппарата было выступление видных ученых-филологов с требованием полной реабилитации выдающегося казахского поэта Магжана Жумабаева и издания его произведений. Инициатором смелого выступления казахстанских ученых стал заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы КазГУ X. Махмудов. В конце 1967 года он направил письмо министру культуры Казахской ССР И. Омарову с предложением о переиздании сборника «Соколиные песни», впервые изданного в 1924 году и содержащего переводы произведений М. Горького, сделанные М. Жумабаевым. С просьбой о поддержке своих предложений X. Махмудов обратился к председателю Союза писателей РСФСР Л. Соболеву и известному литературоведу З.С. Кедриной.[3, C. 642-643].

В 1970—1980-е годы в жизни литературы произошло  много важных общественных и политических событий. Проходили съезды писателей  СССР и Казахстана, издавались постановления  ЦК КПСС о литературно-художественной критике, работе с творческой молодежью. Все эти события оказывали свое влияние на творчество казахстанских писателей. В стихах С. Мауленова, X. Ергалиева, Г. Орманова, А. Тажибаева получила дальнейшее развитие ленинская тематика. В творчестве X. Бекхожина, А. Сарсенбаева, Ж. Молдагалиева, М. Алимбаева звучала тема патриотизма и интернационализма. Вечные вопросы бытия, места человека в мире, историческим судьбам народа были посвящены произведения М. Макатаева, А. Тажибаева, К. Мырзалиева, О. Сулейменова, К. Салыкова. В 1974 году Ж. Молдагалиев за поэмы «Орлиная степь» и «Сель» был удостоен Государственной премии СССР. В этот период жанр романа обогатился содержательным разнообразием, значительно поднялся художественный уровень романов. Много романов было посвящено исторической теме. Это романы И. Есенберлина «Ярость», «Алмазный клинок», А. Кекилбаева «Плеяды», А. Алимжанова «Стрела Махамбета», А. Абишева «Молния», М. Магауина «Вешние снега» и другие. Трилогия И. Есенберлина «Кочевники» показывает жизнь казахов XV-XVIII веков. А. Кекилбаев в произведении «Плеяды» повествует о присоединении Казахстана к России. Трилогия А. Нурпеисова «Кровь и пот» рассказывающая о жизни аральских рыбаков до октября 1917 года, в 1974 году была удостоена Государственной премии СССР.

Важным событием в литературной жизни второй половины 1980-х годов стало возвращение  в научный и читательский оборот творческого наследия репрессированных писателей. В духовную жизнь современников были возвращены произведения Ш. Кудайбердиева, Ж. Аймаутова, М. Жумабаева, А. Байтурсынова, М. Дулатова.

В общественно-политической и культурной жизни тех лет  книга О. Сулейменова «АЗ и Я» вызвала неоднозначную реакцию. В журналах «Звезда», «Москва», «Молодая гвардия» была высказана резкая критика. Книгу назвали националистической. М.А. Суслов, контролировавший идеологические вопросы в ЦК КПСС, назвал ее книгой «с явно антирусской и националистической направленностью». Суслов долгие годы держал на контроле всю литературу, искусство, общественные науки, периодическую печать. Он неусыпно следил, чтобы в этих сферах не были допущены к публикации художественные произведения и научные труды, а также театральные спектакли, кинофильмы, содержащие что-либо, идущее вразрез с официальной идеологией.[3, С. 645].

Советское государство  и Компартия за годы осуществления  культурной революции накопили «богатый опыт борьбы с пережитками прошлого в сознании людей». В арсенале средств были различные отработанные на практике меры воспитания: от убеждения и общественного воздействия до принуждения и уголовной ответственности.

История с книгой «АЗ и Я» в те годы благополучно разрешилась, а О. Сулейменов был избран членом ЦК Компартии Казахстана.

В 60-80-е годы XX в. неоднократно рассматривался вопрос о журнале «Простор». На «серьезные» ошибки журнала обращалось внимание в Постановлении ЦК КП Казахстана «О работе журнала «Простор» в 1966 году, на Пленуме ЦК КП Казахстана в 1972 году, 26 февраля 1974 года вышло Постановление ЦК КП Казахстана «О некоторых публикациях журнала «Простор»», в котором говорилось: «Редколлегии журнала и его главному редактору Шухову И.П. не раз указывалось на отсутствие четких идейных и художественных позиций в отборе и публикации материалов. Редакция журнала увлекается публикацией материалов, отвергнутых в московских редакциях, как это, в частности, было с публикацией отдельных произведений Б. Пастернака, О. Мандельштама, М. Цветаевой, И. Эренбурга, В. Каверина и других. О неправильной позиции редакции журнала «Простор» говорит публикация произведений И. Щеголихина «Другие зори» (№ 1-2, 1971 г.) и «Пятый угол» (№9, 1972 г.), И. Шухова «Трава в чистом поле» (№11, 1971 г.) и др.». В упрек известным в республике авторам — А. Кекилбаеву, М. Симашко, П. Косенко, М. Магауину и др. ставилось то, что их произведения «обращены в прошлое». Тем самым якобы «проявляется тенденция тематического перекоса в журнале, что в свою очередь способствует искажению межнациональных отношений». [3, С. 646].

Кино. В 1958 году постановлением Совета Министров Казахской ССР № 458 от 9 июня было образовано Оргбюро Союза работников кинематографии, которое в 1958-1963 годах проводило огромную работу по вовлечению творческой интеллигенции в кинопроцесс и общественно-политическую работу по пропаганде достижений советского и казахского кинематографа, оказанию практической помощи в реализации творческих замыслов кинодеятелей. В состав Оргбюро Союза кинематографистов входило 9 человек: Айманов Ш.К. — председатель, Семенов Р.А. - заместитель председателя, Саввин И.М., Бегалин М.С., Сатыбалдин К., Смирнов Я.К., Брусиловский Е.Г., Аранышев М.Ф., Федулин А.С.

В 1960 году Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов приказом Министерства культуры Казахской ССР №8 от 9 января 1960 года была переименована в киностудию «Казахфильм». С этого года «Казахфильм» ежегодно выпускал 7 художественных, более 50 документальных фильмов и 24 номера киножурнала «Советский Казахстан», дублировал на казахский язык до 70 фильмов.[12]

На объединенном пленуме писателей и кинематографистов  выступил известный казахский писатель И. Есенберлин, который в своем выступлении отметил: «Я казахский автор, и еще не привлечен к работе в киностудии. Сценарии для фильмов должны писать казахи. Есть два пути — либо «Казахфильм» будет студией национальной республики, либо она превратится в филиал, придаток, дополнительную съемочную базу «Мосфильма». Хорошо будем делать фильмы о русских, украинцах, узбеках, а кто же будет снимать картины о казахском народе? Может Одесская или Свердловская киностудии?»

Творческой удачей казахского кинематографа стали  детские фильмы «Меня зовут Кожа», «Безбородый обманщик». Фильмы «Сказ о матери», «Земля отцов», «Ангел в тюбетейке» свидетельствовали о росте и зрелости кинематографа. Блистательная игра Амины Умурзаковой, Алимгазы Райымбекова, Шолпан Алтайбаевой способствовали огромному успеху этого фильма, который смотрится с интересом и по сей день. В фильме «Ангел в тюбетейке» в кинематографическую жизнь включились выпускники ВГИКа М. Бегалин, А. Карпов, А. Карсакбаев, Ф. Абсалямов, А. Нугманов, С. Ходжиков и другие. Были созданы документальные кинопортреты Махамбета, Абая, Жамбыла, Мухтара Ауэзова, Дины Нурпеисовой, Курмангазы К. Байсеитовой, К. Сатпаева. Музыку к фильмам писали Е. Брусиловский, А.К. Жубанов, Е. Рахмадиев, М. Тулебаев, Н. Тлендиев, Л. Хамиди и др.

В 1963 году на экраны страны вышла картина киностудии «Казах-фильм» «Сказ о матери». Главную роль исполнила Амина Умурзакова, которая создала образ казахской матери не только в отдельно взятом фильме, но и в целом в кинематографе. «Эта роль мне дороже всего. Вот после фильма «Ангел в тюбетейке» меня узнавали на улицах, бежали вслед. В фильме «Песнь Абая» я сыграла красавицу Ажар. Были и другие очень интересные роли. И каждая из них мне по-своему дорога. Но вот мать - особенно. И картина эта особенная. В ней очень остро передаются все чувства героев, даже оттенки чувств, хотя сюжетная линия довольна простая, незакрученная. Но все мы вложили столько души в «Сказ о матери», что зрители это сразу почувствовали и картину полюбили»[12]. В фильме играли такие звезды казахского кино, как Серке Кожамкулов, Мухтар Бахтыгереев, Канабек Байсеитов, Бикен Римова.

В истории казахского киноискусства особое место принадлежит  талантливому актеру и режиссеру  Ш. Айманову. С его именем связано как становление казахского театра, так и национальной кинематографии. У Шакена Айманова был особый дар открывать актеров. В его фильмах сыграли свои первые главные роли Ф. Шарипова, А. Ашимов, Р. Мухамедьярова. К историко-революционной теме Ш. Айманов впервые обратился в фильме «Конец атамана» (1970 год). Лучшие роли Айманова-актера — Шарип в фильме «Песни Абая»; Джамбул в одноименном фильме; лучшие фильмы Айманова-режиссера — «Мы здесь живем», «Наш милый доктор», «Земля отцов», «Конец атамана» — все они вошли в сокровищницу национальной культуры. Творческой удачей Ш. Айманова как кинорежиссера стала музыкальная комедия «Наш милый доктор» — фильм светлый, добрый, феерический, богатый на юмор. Создание этого фильма связано у режиссера не только с безграничной любовью к музыке, но и с пониманием ее огромной выразительной силы в кино, а также особым отношением Шакена к острому слову, веселой шутке. Первый опыт экранизации эпоса на «Казахфильме» - «Кыз Жибек» (писатель Г. Мусрепов, режиссер С. Ходжиков, оператор А. Ашрапов, композитор Н. Тлендиев). Автор сценария гармонично соединил драму, поэзию, исконно казахское искусство импровизации, бережно отнесся к образному миру эпоса. В фильме собрана целая плеяда звезд - Канабек Байсеитов, Идрис Ногайбаев, Ануар Молдабеков, Камал Кармысов, Сейфулла Тельгараев, Сабира Майканова, Мантай Сыздыков, Кененбай Кожабеков. Художественным оформлением фильма занималась Гульфайрус Исмаилова. Каждый костюм - Тулегена, Жибек, Каршиги или Айгоз был сшит ею собственноручно, они содержали глубоко национальные мотивы, отражали эпоху и характеры героев. Автор сценария Габит Мусрепов после просмотра уже готовой картины признался: «Я был противником Султана, не принимал многие его взгляды и творческие принципы, не верил в успех снимаемой им картины, но сегодня признаю, что был не прав - фильм получился ярким и убедительным. Я искренне поздравляю режиссера Ходжикова с победой».[6, C. 298]

 8—9 января 1963 года состоялся 1-й учредительный съезд Союза кинематографистов Казахстана. На этот период на учете состояло 87 человек. Съезд избрал правление в составе 17 человек. Первым секретарем был избран Ш.К. Айманов.

Однако не все  снятые фильмы доходили до большого экрана. В Казахстане, например, фильмом, который  в свое время замалчивали, был  фильм «Тревожное утро», снятый замечательным режиссером Абдоллой Карсакбаевым в 1966 году. В нем прозвучала не просто историко-революционная тема, была попытка показать, что происходящие в ту эпоху социальные, классовые размежевания резали по живому. Появись оно в широком прокате в свое время, это стало бы точкой отсчета для нашего кино и в художественном смысле и в концептуальном. Хотя судьба других его фильмов сложилась удачно — «Меня зовут Кожа» — призер Каннского фестиваля, «Алпамыс идет в школу», «Путешествие в детство» — это фильмы, высоко оцененные и зрителями и критиками. Любой фильм в условиях партийного руководства мог оказаться «полочным», живая жизнь с ее массой непредвиденных и удивительных подробностей вносила хаос даже в условиях партийного государства. Как отмечает в своей статье «Будем считать, что такого фильма не было» Е. Марголит, количество запрещенных картин сталинской эпохи приближается к 100, и трудно назвать кого-либо из общепризнанных классиков эпохи, в чьей биографии не обнаружилась бы запрещенная картина, поскольку все, что не совпадало с каноном, официальным мифом, отсекалось. Откровенно антисоветских картин не могло быть создано по определению - такова была организация произведения. Отсечение вариантов — вот главная функция «полки».

В 1970-е годы были созданы ленты «Конец атамана», «Кровь и пот», «Погоня в степи», «Транссибирский  экспресс», «Вкус хлеба».

 Вопросы развития кино поднимались на совместном заседании Государственного Комитета Совета Министров Казахской ССР по кинематографии и правления Союза кинематографистов с участием ведущих писателей-драматургов, режиссеров, операторов, киноведов, которое состоялось 12 января 1968 года.[3, С. 651]

Театр. 20 февраля 1969 года вышло постановление коллегии Министерства культуры Казахской ССР «О серьезных недостатках в деятельности театров и концертных организаций республики». Совет Министров Казахской ССР постановлением от 31 января 1969 года № 57 «О серьезных недостатках в деятельности театров и концертных организаций республики», отметил, что Министерство культуры Казахской ССР и его органы на местах неудовлетворительно выполняют постановление Совета Министров КазССР от 4 июня 1966 года «О работе Министерства культуры Казахской ССР в части улучшения руководства деятельностью театрально-зрелищных предприятий, устранения безхозяйственности, незаконных расходов государственных средств, выделяемых на содержание театров и концертных организаций, и улучшение их производственно-финансовой деятельности». В постановлении отмечалось, что театрами республики в 1967 и 1968 годах не выполнен план по количеству постановок спектаклей и по охвату зрителей; допущен перерасход государственных средств против сметных назначений в сумме 431 тысяча рублей. Из 23 театров допустили сверхплановые убытки в 1967 году - 14, а в 1968 году — 15 театров. Недостаток собственных оборотных средств театров на 1 января 1968 года составлял 150 тысяч рублей, а к концу 1968 года — 120 тысяч рублей. План загрузки зрительных залов на стационаре многими театрами ежегодно не выполняется. Далее в постановлении говорилось, что руководители театров не обеспечивают равномерной загрузки творческих работников, вследствие чего многие артисты и работники художественно-руководящего состава систематически не выполняют установленные нормы выступлений в спектаклях, концертах и выпуске новых постановок. В то же время другим артистам, режиссерам и художникам за переработку установленных норм выплачиваются большие суммы денег. «В Казахском государственном драматическом театре им. М. Ауэзова, республиканском русском драматическом театре им. М. Лермонтова, Уральском областном драмтеатре им. Островского и ряде других театров при незагруженности штатных режиссеров и художников для постановки и оформления спектаклей приглашались творческие работники со стороны, которым выплачивались вознаграждения в завышенных размерах».

Информация о работе Культура Казахстана в эпоху Кунаева