Культура Казахстана в эпоху Кунаева

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей культуры Казахстана в 60-80-х годах ХХ века.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи работы:
- исследовать образовательную систему в Казахстане в 1960-1980-х годах
- изучить духовную жизнь общества, включая литературу, кино и театр
- выявить роль Д.А. Кунаева в развитии литературы и искусства Казахстана
- исследовать культурное наследие Д.А. Кунаева.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 70.76 Кб (Скачать)

Введение

 

Начало 50-х г. нашего столетия ознаменовалось попытками реформирования тоталитарной системы, либерализацией политической жизни, отказом от репрессивной политики.

В 1961 году руководителем Казахстана стал Д. Кунаев, работавший до этого Председателем  Совета Министров республики и бессменно  руководивший Казахстаном четверть века.

Период, когда Д.А. Кунаев был первым секретарем ЦК Компартии Казахской ССР, можно  смело назвать золотой эпохой национального искусства и литературы. Он поддерживал дружественные отношения  с Мухтаром Ауэзовым, Олжасом Сулейменовым, Канышем Сатпаевым и другими видными деятелями казахской литературы и искусства, питал глубокое уважение к легендарному Бауыржану Момышулы.

Вклад Д.А. Кунаева в политическую, культурную и общественную жизнь Казахстана трудно переоценить. Характер, ум, психологический склад, интеллект и глубокая образованность выделяют Д. Кунаева в ряду политических руководителей того времени.

Несмотря  на обширный круг хозяйственных дел, связанных со становлением Казахстана как одной из сильных аграрно-индустриальных республик бывшего СССР, Динмухамед Ахметович огромное внимание уделял вопросам духовности.

Д.А. Кунаевым было издано более 100 научных  трудов и две широко известные  книги: «О моём времени» и «От Сталина  до Горбачёва», которые также были использованы в данной курсовой работе[1,2].

Вопросы, касающиеся культуры Казахстана 60-80-х  годов ХХ века и вклада  Д.А. Кунаева в развитие всех аспектов культурной жизни страны в тот период являются очень актуальными, так как показывают значение наследия выдающихся представителей науки и культуры ХХ века для восстановления и развития культурно-исторической преемственности. 

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей культуры Казахстана в 60-80-х  годах ХХ века.

Исходя  из поставленной  цели, определены следующие  задачи работы:

- исследовать образовательную систему  в Казахстане в 1960-1980-х годах

- изучить духовную жизнь общества, включая литературу, кино и театр

- выявить роль Д.А. Кунаева в  развитии литературы и искусства  Казахстана

- исследовать культурное наследие  Д.А. Кунаева.

При написании  данной курсовой работы в основном  были использованы такие  учебные пособия как «История Казахстана» в 5-ти томах, том 4-й[3] и  «История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк)»[4]. Кроме того определенный материал был взят из специальной литературы, в частности  из работ Р.М. Жумашева[5], Б Габдуллина[6] и М. Машан[7]. Также использовался энциклопедический справочник Казахстана[8]. Наряду с ними использовались статьи из периодических изданий[9,10,11,12] и другие источники содержащие интересные сведения того времени.

Данная  работа выполнена на основе следующих  методов исторического исследования, комплексное применение которых  позволяют рассмотреть проблему Культуры Казахстана в период правления  Д.А. Кунаева с различных точек зрения.

  Базовыми из них являются принципы  историзма и объективности. А  также хронологический метод  (описание явлений и событий  во временной последовательности), историко-генетический метод (установление  казуальных связей между происходящими  явлениями), структурно-функциональный  анализ для изучения деятельности Д.А. Кунаева и историко-сравнительный метод, заключающийся  в сравнении исследуемых событий и явлений в процессе их развития.

Данная  курсовая работа состоит из введения, двух глав с подразделами, заключения и списка использованной литературы.

Введение  раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе подробно рассматриваются  уровень и качество образования  в Казахстане в период 1960-1980-х  годов и культурная жизнь общества, включающая  литературу, кино и театр.

  Вторая глава посвящена рассмотрению  вклада Д.А. Кунаева в развитие  культуры Казахстана в 1960-1980-х  годах, а также содержит отрывки из воспоминаний современников и соратников Динмухамеда Ахмедовича о его личности.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

 

 

 

1. Развитие культуры Казахстана в 1960-1980-е годы

 

1.1. Образовательная система Казахстана: общая характеристика

 

Из всех элементов культурной политики в 1960-1980-е годы приоритет был отдан  образованию.

В истории развития народного образования  в 1960-е гг. были временем принятия 10 ноября 1966 года постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». В соответствии с ним был осуществлён перевод школ на новые учебные планы и программы. Были созданы новые учебники на казахском и уйгурском языках, методические руководства к новым учебникам. Росло число школ со смешанным языком обучения.  20 июня 1972 года было принято постановление центральных органов «О завершении перехода к всеобщему обязательному среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы». В ходе выполнения этой работы педагогические коллективы провели большую организационно-педагогическую работу. Была проведена новая кампания по рационализации сети школ, развитию материально-технической базы школ. Главным итогом всей этой работы стало завершение перехода к всеобщему среднему образованию к концу 9-й пятилетки. В 1976 году по итогам Всесоюзного смотра «Каждому молодому труженику – среднее образование» республике было передано на вечное хранение Красное знамя ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и Министерства просвещения СССР. За этой символической наградой стоял многодневный созидательный труд многотысячного казахстанского учительства. В эти годы с целью развития индивидуальных склонностей учащихся были введены факультативы. Вместе с тем работало 58 школ с углубленным изучением отдельных учебных предметов.

В 1977 году в Казахстане действовало 7606 общеобразовательных школ, из них 3747 – средние, 2110 – восьмилетние, 1749 – начальные. Сельским школам уделялось особое внимание: они составляли 80% от общего числа школ.

В годы 11–й пятилетки (1981-1985 года) работали 4079 средних, 2076 восьмилетних, 1838 начальных школ. В них обучалось 3 млн. 89 тыс. человек. К 1987-1988 учебному году в республике работало 7900 школ. Среди них 4179 школ с русским, 2540 с казахским, 1094 со смешанным, 73 с узбекским, 11 с уйгурским языком обучения. В школах работало 232 тысячи педагогов, вожатых, воспитателей. Из них более 91% имели высшее или незаконченное высшее образование. 64 тысячи педагогов имели различные правительственные награды, 7 человек были удостоены звания Героя Социалистического труда. [5, C. 87-88]

Но в то же время экстенсивное развитие промышленности набирало обороты и требовало значительных капиталовложений, что не могло не сказаться на качестве образовательной инфраструктуры.

Детское дошкольное образование оставалось в плачевном состоянии. Обеспеченность детскими садами не могла угнаться за возраставшими из года в год потребностями населения. В Казахстане лишь половина детей соответствующих возрастов была охвачена детскими дошкольными учреждениями.[14, С. 542]

Стагнацию переживала сфера и сфера школьного образования. Классы были переполнены, что, естественно, сказывалось на качестве учебно-воспитательного процесса. Неудовлетворительной оставалась школьная материальная база. Здесь доходило буквально до парадоксов. В Казахстане, почти сто процентов средних школ были охвачены курсом «Основы информатики и вычислительной техники». Однако из них около одного процента имели электронно-вычислительную технику. [15]

Заметно ухудшились условия труда учителей. Марксистская установка на то, что  производительным трудом следует считать  только труд, создающий материальные ценности, предопределяла  «классово  высокомерное» отношение к труду  интеллектуальному. В то время как  на западе давно поняли, что труд, обеспечивающий здоровье или интеллект  нации, знание общества, должен цениться гораздо выше элементарного физического  или малоквалифицированного, советская  политика оплаты труда продолжала оставаться в плену идеологических догм. Рабочий  завода или водитель троллейбуса, получавшие кратно больше, чем врач или инженер, сочувственно посматривали на них как  на неудачников.

Несмотря  на известное ленинское обещание, что советский народный учитель  будет поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял  и стоять не может в буржуазном обществе, школьный педагог имел крайне низкий статус. Учитель затрачивал невероятное количество умственной и нервно-физической энергии на обучение и воспитание детей, был, как никто завален различными общественными поручениями, нёс административную и моральную ответственность за всё и вся, но его зарплата была одной из самых низких  в народном хозяйстве. Коэффициент отношения среднемесячной  денежной заработной платы учителей к средней по народному хозяйству был самым высоким в 1960 году – 0,897. Но после этого постоянно снижался: в 1970 году - 0,886, 1980 году - 0,805, 1985 году – 0,789. [16, С. 177]

Что касается высшей школы, то здесь тоже шло не очень гладко. На протяжении всего  послевоенного периода наиболее уязвимым участком в жизни высшей школы оставалась слабость учебно-материальной базы. Долгое время не хватало буквально всего: учебных помещений, общежитий, учебников, стипендиального фонда, парт, стульев, тумбочек, постельных принадлежностей. В учебных заведениях использовалось морально и физически устаревшее оборудование, приборы, механизмы, средства обучения.

Квалификационный состав профессорско-преподавательских кадров не соответствовал предъявляемым требованиям. В 1960 году лишь 99 человек, или 2,2% штатных преподавателей вузов имели звание профессора или степень доктора наук. Доцентов, кандидатов наук насчитывалось 921 человек – 20.3% всего профессорско-преподавательского состава вузов. [17, C. 169]. Ситуация менялась медленно. К 80—м годам более половины профессорско-преподавательского состава вузов не имели ученых званий и степеней. Количество докторов наук, профессоров не превышало 2% общей численности вузовских педагогов. В шести высших учебных заведениях докторов наук вовсе не было. [18, C. 81]

Изъяны  в материально-техническом обеспечении  и кадровом потенциале высшей школы  отражались на качестве подготовки специалистов. Но наибольший ущерб делу нанесла идеологизированная политика партийно-государственных структур  в отношении профессиональных учебных заведений. И в дальнейшем жизнь высшей школы строилась на принципах партийности и классовости. Поэтому контакты и связи университетов, институтов и техникумов с аналогичными учебными заведениями стран несоциалистического лагеря носили символический характер. Содержание многих учебных программ, пособий и учебников не было ориентировано на выработку самостоятельного творческого мышления, на изучение новейших достижений науки, техники и технологий. [4, C. 390]

В то же время численность высших и средних  учебных заведений росла. В 60-е  – 80-е годы открылось 27 высших  и  свыше 100 средних специальных учебных  заведений,  почти столько же, сколько за весь предыдущий период. Увеличился и перечень специальностей, по которым готовились кадры. [19, C. 268]. Масштабы перемен хорошо видны на сравнительно-сопоставительном фоне: всего за два года (1978-1979) вузы и техникумы выпустили столько специалистов, сколько в течение  50-х годов. [4, C. 390].

В 1972 году в Караганде был открыт второй в Казахстане университет. Первым ректором стал известный ученый-химик организатор  образования и науки Е.А. Букетов, чье имя ныне носит Карагандинский университет. В том же году были открыты  Аркалыкский и Талды-Курганский институты.

В 1986-1987 учебном году в 55 вузах  обучалось 274 тысячи  студентов, в том числе 151 тысяча по дневной, 21,4 тысячи по вечерней, 101,4 тысячи по заочной форме обучения. В 1986 году они выпустили 43.2 тысячи специалистов по различным специальностям. [5, C. 89].

Следует отметить, что уровень образования  в 60-80-х годах ХХ века сделал качественный скачок вверх, во многом благодаря энтузиазму простых работников образовательной сферы, но идеологические, материальные и другие проблемы не давали полностью раскрыть заложенные в него ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Духовная жизнь общества: развитие  литературы, кино и театра

          

Кратковременное проявление демократических тенденций в конце 1950-х - начале 1960-х годов не могло не изменить к лучшему состояние культуры. Элементы демократизации имели место, но это нельзя признать системой, устойчивой тенденцией общественного развития.

Гонения и преследование  интеллигенции прекратились после  политических перемен в стране, последовавших с марта 1953 года, и смены руководства Казахстана в феврале 1954 года Решения XX съезда КПСС, состоявшегося в феврале 1956 года, Пленума ЦК КПСС от 30 июня 1956 года положили начало процессу десталинизации общества и имели большое общественно-политическое значение.

Литература. После XX съезда КПСС, а также в начале 1960-х годов были отвергнуты надуманные теоретические положения вроде «теории бесконфликтности» в советской литературе и искусстве. Несмотря на ограниченные пределы «культурной оттепели», в Казахстане начали издаваться новые журналы. В 1956 году вышел первый номер сатирического журнала Союза писателей «Шмель» («Ара») на казахском и русском языках. С 1958 года стал издаваться детский журнал «Балдырган».

В декабре 1956 года вышло постановление ЦК Компартии Казахстана «Об ошибках газеты «Казак әдебиетi» в освещении некоторых вопросов развития культуры в республике». Недовольство партийного руководства вызвали опубликованные газетой в течение 1956 года статьи «Самое большое богатство культуры», «Уважать родной язык», «Вопрос, требующий пересмотра», «Культура языка» и другие. Критикуя их содержание, ЦК сформулировал ряд концептуальных установок, которыми в дальнейшем следовало руководствоваться.[3, C. 639-640].

В 1961 году был организован Институт литературы и искусства, которому было присвоено имя М. Ауэзова.

В поэзии напряженные  нравственные поиски, острота рассмотрения и анализа моральных и этических  вопросов были характерны для творчества А. Тажибаева, А. Токмагамбетова, Т. Жарокова, Г. Орманова, Д. Абилева, К. Мырзалиева, М. Макатаева, С. Жиенбаева, Ж. Кадырова. Они не ограничивались лишь лирикой, все острые проблемы того времени находили отклик в их произведениях.

Информация о работе Культура Казахстана в эпоху Кунаева