Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 10:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей культуры Казахстана в 60-80-х годах ХХ века.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи работы:
- исследовать образовательную систему в Казахстане в 1960-1980-х годах
- изучить духовную жизнь общества, включая литературу, кино и театр
- выявить роль Д.А. Кунаева в развитии литературы и искусства Казахстана
- исследовать культурное наследие Д.А. Кунаева.
Введение
Начало 50-х г. нашего столетия ознаменовалось попытками реформирования тоталитарной системы, либерализацией политической жизни, отказом от репрессивной политики.
В 1961 году руководителем Казахстана стал Д. Кунаев, работавший до этого Председателем Совета Министров республики и бессменно руководивший Казахстаном четверть века.
Период,
когда Д.А. Кунаев был первым секретарем
ЦК Компартии Казахской ССР, можно
смело назвать золотой эпохой
национального искусства и
Вклад Д.А. Кунаева в политическую, культурную и общественную жизнь Казахстана трудно переоценить. Характер, ум, психологический склад, интеллект и глубокая образованность выделяют Д. Кунаева в ряду политических руководителей того времени.
Несмотря на обширный круг хозяйственных дел, связанных со становлением Казахстана как одной из сильных аграрно-индустриальных республик бывшего СССР, Динмухамед Ахметович огромное внимание уделял вопросам духовности.
Д.А. Кунаевым было издано более 100 научных трудов и две широко известные книги: «О моём времени» и «От Сталина до Горбачёва», которые также были использованы в данной курсовой работе[1,2].
Вопросы, касающиеся культуры Казахстана 60-80-х годов ХХ века и вклада Д.А. Кунаева в развитие всех аспектов культурной жизни страны в тот период являются очень актуальными, так как показывают значение наследия выдающихся представителей науки и культуры ХХ века для восстановления и развития культурно-исторической преемственности.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей культуры Казахстана в 60-80-х годах ХХ века.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи работы:
-
исследовать образовательную
-
изучить духовную жизнь
-
выявить роль Д.А. Кунаева в
развитии литературы и
-
исследовать культурное
При написании данной курсовой работы в основном были использованы такие учебные пособия как «История Казахстана» в 5-ти томах, том 4-й[3] и «История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк)»[4]. Кроме того определенный материал был взят из специальной литературы, в частности из работ Р.М. Жумашева[5], Б Габдуллина[6] и М. Машан[7]. Также использовался энциклопедический справочник Казахстана[8]. Наряду с ними использовались статьи из периодических изданий[9,10,11,12] и другие источники содержащие интересные сведения того времени.
Данная
работа выполнена на основе следующих
методов исторического
Базовыми из них являются
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав с подразделами, заключения и списка использованной литературы.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе подробно рассматриваются уровень и качество образования в Казахстане в период 1960-1980-х годов и культурная жизнь общества, включающая литературу, кино и театр.
Вторая глава посвящена
В
заключении подводятся итоги исследования,
формируются окончательные
1. Развитие культуры Казахстана в 1960-1980-е годы
1.1. Образовательная система Казахстана: общая характеристика
Из всех элементов культурной политики в 1960-1980-е годы приоритет был отдан образованию.
В истории развития народного образования в 1960-е гг. были временем принятия 10 ноября 1966 года постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». В соответствии с ним был осуществлён перевод школ на новые учебные планы и программы. Были созданы новые учебники на казахском и уйгурском языках, методические руководства к новым учебникам. Росло число школ со смешанным языком обучения. 20 июня 1972 года было принято постановление центральных органов «О завершении перехода к всеобщему обязательному среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы». В ходе выполнения этой работы педагогические коллективы провели большую организационно-педагогическую работу. Была проведена новая кампания по рационализации сети школ, развитию материально-технической базы школ. Главным итогом всей этой работы стало завершение перехода к всеобщему среднему образованию к концу 9-й пятилетки. В 1976 году по итогам Всесоюзного смотра «Каждому молодому труженику – среднее образование» республике было передано на вечное хранение Красное знамя ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и Министерства просвещения СССР. За этой символической наградой стоял многодневный созидательный труд многотысячного казахстанского учительства. В эти годы с целью развития индивидуальных склонностей учащихся были введены факультативы. Вместе с тем работало 58 школ с углубленным изучением отдельных учебных предметов.
В 1977 году в Казахстане действовало 7606 общеобразовательных школ, из них 3747 – средние, 2110 – восьмилетние, 1749 – начальные. Сельским школам уделялось особое внимание: они составляли 80% от общего числа школ.
В годы 11–й пятилетки (1981-1985 года) работали 4079 средних, 2076 восьмилетних, 1838 начальных школ. В них обучалось 3 млн. 89 тыс. человек. К 1987-1988 учебному году в республике работало 7900 школ. Среди них 4179 школ с русским, 2540 с казахским, 1094 со смешанным, 73 с узбекским, 11 с уйгурским языком обучения. В школах работало 232 тысячи педагогов, вожатых, воспитателей. Из них более 91% имели высшее или незаконченное высшее образование. 64 тысячи педагогов имели различные правительственные награды, 7 человек были удостоены звания Героя Социалистического труда. [5, C. 87-88]
Но в то же время экстенсивное развитие промышленности набирало обороты и требовало значительных капиталовложений, что не могло не сказаться на качестве образовательной инфраструктуры.
Детское дошкольное образование оставалось в плачевном состоянии. Обеспеченность детскими садами не могла угнаться за возраставшими из года в год потребностями населения. В Казахстане лишь половина детей соответствующих возрастов была охвачена детскими дошкольными учреждениями.[14, С. 542]
Стагнацию переживала сфера и сфера школьного образования. Классы были переполнены, что, естественно, сказывалось на качестве учебно-воспитательного процесса. Неудовлетворительной оставалась школьная материальная база. Здесь доходило буквально до парадоксов. В Казахстане, почти сто процентов средних школ были охвачены курсом «Основы информатики и вычислительной техники». Однако из них около одного процента имели электронно-вычислительную технику. [15]
Заметно
ухудшились условия труда учителей.
Марксистская установка на то, что
производительным трудом следует считать
только труд, создающий материальные
ценности, предопределяла «классово
высокомерное» отношение к
Несмотря на известное ленинское обещание, что советский народный учитель будет поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и стоять не может в буржуазном обществе, школьный педагог имел крайне низкий статус. Учитель затрачивал невероятное количество умственной и нервно-физической энергии на обучение и воспитание детей, был, как никто завален различными общественными поручениями, нёс административную и моральную ответственность за всё и вся, но его зарплата была одной из самых низких в народном хозяйстве. Коэффициент отношения среднемесячной денежной заработной платы учителей к средней по народному хозяйству был самым высоким в 1960 году – 0,897. Но после этого постоянно снижался: в 1970 году - 0,886, 1980 году - 0,805, 1985 году – 0,789. [16, С. 177]
Что касается высшей школы, то здесь тоже шло не очень гладко. На протяжении всего послевоенного периода наиболее уязвимым участком в жизни высшей школы оставалась слабость учебно-материальной базы. Долгое время не хватало буквально всего: учебных помещений, общежитий, учебников, стипендиального фонда, парт, стульев, тумбочек, постельных принадлежностей. В учебных заведениях использовалось морально и физически устаревшее оборудование, приборы, механизмы, средства обучения.
Квалификационный
состав профессорско-преподавательских
кадров не соответствовал предъявляемым
требованиям. В 1960 году лишь 99 человек,
или 2,2% штатных преподавателей вузов имели
звание профессора или степень доктора
наук. Доцентов, кандидатов наук насчитывалось
921 человек – 20.3% всего профессорско-
Изъяны
в материально-техническом
В то же время численность высших и средних учебных заведений росла. В 60-е – 80-е годы открылось 27 высших и свыше 100 средних специальных учебных заведений, почти столько же, сколько за весь предыдущий период. Увеличился и перечень специальностей, по которым готовились кадры. [19, C. 268]. Масштабы перемен хорошо видны на сравнительно-сопоставительном фоне: всего за два года (1978-1979) вузы и техникумы выпустили столько специалистов, сколько в течение 50-х годов. [4, C. 390].
В 1972 году
в Караганде был открыт второй
в Казахстане университет. Первым ректором
стал известный ученый-химик
В 1986-1987 учебном году в 55 вузах обучалось 274 тысячи студентов, в том числе 151 тысяча по дневной, 21,4 тысячи по вечерней, 101,4 тысячи по заочной форме обучения. В 1986 году они выпустили 43.2 тысячи специалистов по различным специальностям. [5, C. 89].
Следует отметить, что уровень образования в 60-80-х годах ХХ века сделал качественный скачок вверх, во многом благодаря энтузиазму простых работников образовательной сферы, но идеологические, материальные и другие проблемы не давали полностью раскрыть заложенные в него ресурсы.
1.2. Духовная жизнь общества: развитие литературы, кино и театра
Кратковременное проявление демократических тенденций в конце 1950-х - начале 1960-х годов не могло не изменить к лучшему состояние культуры. Элементы демократизации имели место, но это нельзя признать системой, устойчивой тенденцией общественного развития.
Гонения и преследование интеллигенции прекратились после политических перемен в стране, последовавших с марта 1953 года, и смены руководства Казахстана в феврале 1954 года Решения XX съезда КПСС, состоявшегося в феврале 1956 года, Пленума ЦК КПСС от 30 июня 1956 года положили начало процессу десталинизации общества и имели большое общественно-политическое значение.
Литература. После XX съезда КПСС, а также в начале 1960-х годов были отвергнуты надуманные теоретические положения вроде «теории бесконфликтности» в советской литературе и искусстве. Несмотря на ограниченные пределы «культурной оттепели», в Казахстане начали издаваться новые журналы. В 1956 году вышел первый номер сатирического журнала Союза писателей «Шмель» («Ара») на казахском и русском языках. С 1958 года стал издаваться детский журнал «Балдырган».
В декабре 1956 года вышло постановление ЦК Компартии Казахстана «Об ошибках газеты «Казак әдебиетi» в освещении некоторых вопросов развития культуры в республике». Недовольство партийного руководства вызвали опубликованные газетой в течение 1956 года статьи «Самое большое богатство культуры», «Уважать родной язык», «Вопрос, требующий пересмотра», «Культура языка» и другие. Критикуя их содержание, ЦК сформулировал ряд концептуальных установок, которыми в дальнейшем следовало руководствоваться.[3, C. 639-640].
В 1961 году был организован Институт литературы и искусства, которому было присвоено имя М. Ауэзова.
В поэзии напряженные
нравственные поиски, острота рассмотрения
и анализа моральных и