Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 18:53, контрольная работа
Вся культура держится на нормах, которые человек сначала от имени Бога, а затем от имени общества формирует для себя и следит за их выполнением. Поэтому культура-это ценностно-нормативное, смысловое основание общественной жизни. Следование членов общества этим нормам поддерживает целостность и специфику данного общества. Системы социальных целей, идеалов, норм, правил передаются из поколения в поколение и обеспечивают воспитание человека, его социализацию.
Проблематика теории культуры сформировалась как часть философского знания или же под сильным его воздействием. Работы В. Виндельбанда, Г. Риккерта, Э. Кассирера, М. Вебера, К. Ясперса, Т. Лессинга, Н. Бердяева, Л. Шестова, А. Белого, В. Розанова и многих других заложили фундамент культурологии — ин-тегративной области знания, возникшей на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, теологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры. Эти основные блоки культурологии входят в нее под определенным углом зрения и активно питают своими методами, теоретическими и эмпирическими достижениями.
Культурология принадлежит одновременно области социального знания, использующего количественные методы сбора данных, и гуманитарному знанию, которое строится на ценностях и качественных методах исследования.
Как считает А.Я. Флиер, в любой области социального и гуманитарного знания может иметь место культурологический подход к определенным социально-нормативным функциям изучаемой сферы жизнедеятельности, к процессам формирования специализированных «профессиональных» культур и специфической символики «языка форм» этого вида деятельности, выраженной в таких направлениях исследований, как «культурология политики», «культурология религии», «культурология искусства» и т.п. Собственно культурология представляет самостоятельную область знания, изучающую тот же комплекс ценностно-нормативных и семантико-коммуникативных механизмов в социальной организации, регуляции и информационной деятельности людей, но уже не в ракурсе выявления их роли в осуществлении той или иной деятельности, а с целями определения наиболее фундаментальных характеристик и закономерностей становления и функционирования этого комплекса во всей социальной практике человека как некой целостности, как одной из наиважнейших подсистем мотивации и регуляции поведения людей и рефлексии ими мотивов и форм собственного поведения, а также исследующую систему институциональных органов («культурных институтов»), занимающихся производством, хранением и внедрением необходимых для такой деятельности «культурных текстов», с помощью которых осуществляется социализация и инкультурация человеческой личности и практическая регуляция ее социальной активности .
В культурологии принято выделять два больших раздела: фундаментальное и прикладное. Цель фундаментальной культурологии — изучение культурных процессов и явлений, возникающих и функционирующих по преимуществу стихийно, на основании общих закономерностей социокультурной жизни людей. Прикладная же культурология изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики, осуществляемой специализированными культурными институтами и общественными организациями.
Культурология представляет собой комплекс отраслей или разделов научного знания. Принято выделять следующие подразделы:
* теория и методология культуры (философия культуры, история культурологической мысли);
* история культуры (мировая художественная культура);
* прикладная и эмпирическая культурология (социология культуры, антропология, культура массовых коммуникаций и т.д.).
Первый
подраздел изучает процесс
Учитывая новые запросы к общественной значимости науки, самые серьезные требования возникают перед науками о культуре. И первый из этих императивов — это признание реальности, а не выявление идеала, действительного процесса, а не только духовного феномена, насколько значимым тот бы не представал в сфере «собственно» культурной. Культуру в ее сущностном бытии невозможно понять без ее соотнесенности с обществом, взятым как целостность. Сложившаяся дифференциация научных дисциплин делает необходимым более широкое рассмотрение культуры, соотношения духовных факторов (норм, ценностей, смыслов и идей) с социальной регуляцией и социальным действием в разных культурно-исторических типах, существовавших в человеческой истории и продолжающих оказывать воздействие на социальные процессы.
Жизнь исторических сообществ состоит не только из символических рефлексий, но, прежде всего, — из социальных реалий: труда, быта, межличностных отношений, войн, торговли, воспитания детей, социальных противоречий и поиска способов их разрешения, а также иных форм практической жизнедеятельности и выработки общепринятых в данном сообществе правил и норм, в соответствии с которыми все делается. Реальная жизненная практика, являясь основой социального бытия людей, порождает социальный опыт организации и регуляции этого бытия, и лишь затем происходит интеллектуальная рефлексия и интерпретация этого опыта.
Современное
человечество представляет собой совокупность
различных социальных коллективов, исторической
максимой которых до сих пор является
государство-нация. Народы, этносы, нации
рассматриваются как главные действующие
лица всемирной истории, как субъекты
исторического процесса. С такой точки
зрения вся история человечества представляет
собой историю возникновения, развития
и взаимодействия народов, этносов, наций.
(Существуют и иные взгляды на данную проблему.
Одни считают субъектом исторического
процесса общество, для других таким субъектом
являются страны. В качестве субъектов
называют государства, цивилизации, культуры,
а иногда — расы.)
Содержание.
Информация о работе Культура как специфически человеческий мир: общая характеристика