Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:37, курсовая работа
Культурология использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Понятие культура - центральное в культурологии. Цель культуры и высшее назначение разума совпадают: сделать людей счастливыми. В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. Понятие “культура” в переносном значении аналогично понятию “хозяйство” и изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов и культ предков. Такие сочетания существовали в течение многих столетий, пока в латинских странах не стал входить в употребление термин “цивилизация” .
1. Сущность культуры как совокупности средств и способов человеческой деятельности………………………………………………………………………3
2. Соотношение культуры и цивилизации……………………………………...8
3. Культура как многофункциональная система: как традиция и социальная память человечества, как способ реализации творческих возможностей человека…………………………………………………………………………..15
4. Диалогичность культуры……………………………………………………..21
Тем не менее, культура и цивилизация органично связаны, их нельзя мыслить как два параллельных рядоположенных процесса. Генетически цивилизация произрастает из культуры, она есть в некотором роде культура, но не сама по себе, а с болью и трудами воплотившая себя в эмпирических и подвижных, этносоциальных, экономических и политических структурах. То есть цивилизация выступает как отчужденная в институциональных, общезначимых процессах культура. Цивилизация есть совокупность условий, избавляющая людей от затрат невосполнимого времени индивидуальной жизни на заурядное природное выживание. Именно цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природный - необходимый признак культуры. Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает куда больше возможностей заняться тем, что соответствует его сути - от воздействия на природу в ее физическом виде обратится к человеку, его нефизическому бытию. Поэтому цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит ей.
Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Как любая система, она может быть структурирована по различным основаниям. По носителю культура делится на культуру общечеловеческую (или мировую); национальную; культуру социальной группы (классовую, сословную, профессиональную, молодежную, ибо понятно что культура дворянская весьма отличалась от культуры буржуазной, а культура молодежная - от культуры тех, кому далеко за пятьдесят); территориальную (одно дело - культура городская и иное - сельская); культуру малой группы (формальной или неформальной) и культуру отдельного человека.
По источникам формирования следует разделить культуру народную и профессиональную. Hародная культура ярче всего представлена фольклором, хотя и далеко не исчерпывается им. Она не имеет явного и определенного автора (потому и говорится о "народной этике","народных инструментах", "народном спорте", "народной медицине", "народной педагогике" и т.д.) и передается из поколения в поколение, постоянно дополняясь, обогащаясь и модифицируясь. Следует отметить, что в прошлом народная культура противопоставлялась культуре профессиональной как нечто "второсортное" и недостойное внимания образованного человека. Интерес к ней появляется лишь с эпохи нового времени.
Профессиональная культура создается людьми, профессионально занятыми данной сферой деятельности и, как правило, прошедшими специальную подготовку к ней. Принадлежность результатов их деятельности тому или иному автору строго фиксирована и юридически защищена авторским правом от любых позднейших изменений и модификаций кем-либо другим.
Сравнительно недавно в оборот вошло и еще одно значение понятия "профессиональная культура", рассматриваемое в паре с понятием "общая культура личности". Общая культура включает в себя те этические, общеобразовательные, религиозные и прочие знания, которыми должен обладать и руководствоваться в своей деятельности каждый член общества, невзирая на его профессиональную принадлежность. Культуру профессиональную, в таком случае, составляет тот комплекс знаний, умений и навыков, владение которым делает специалиста каждого конкретного вида труда мастером своего дела, работающим на уровне мировых стандартов.
Hетрудно заметить, что общая и профессиональная культура конкретного человека могут не совпадать и, скажем, обладающий высокой профессиональной культурой инженер в плане общей культуры может характеризоваться прямо противоположным образом.
Культура народная возникает на заре человечества и значительно старше культуры профессиональной, появившейся лишь с переходом общества к стадии разделения умственного и физического труда. С появлением профессиональной культуры возникают и специфические институты, предназначенные для развития, сохранения и распространения культуры. К ним относятся архивы и музеи, библиотеки и театры, творческие союзы и объединения, издательства и редакции, инженерные и медицинские общества и т.д. Hо особенно в этом плане следует выделить систему образования, которая представляет собой социальную форму существования культурных процессов обучения и воспитания. "Строение системы образования, - подчеркивает В.А.Конев, - и с точки зрения методико-педагогической, и с точки зрения организационно-педагогической зависит от логики строения самой культуры как системы. Структура образования - калька со строения культуры. Так, например, классно-урочная система образования, сложившаяся в новое время и господствующая на всем протяжении культуры буржуазного общества, явилась "калькой" и "отраслевой" системы культуры, сложившейся в ходе буржуазной культурной революции (Конев В.А. О сущности освоения культуры // Методологические проблемы освоения культуры. Куйбышев,1988. С.7.).
Hаконец,
культуру можно
В функциях культуры сокрыта та роль, которую она играет в жизни общества. Мы уже подчеркивалось, что человек формируется лишь вследствие своего приобщения к культуре, а потому человекотворческая функция может быть названа в качестве главной функции культуры. Из человекотворческой функции вытекают и ею определяются остальные функции - передачи социального опыта, регулятивная, ценностная и знаковая.
Связывая старших и младших в единый поток истории, культура выступает действительной связью поколений, переда- вая от одних другим социальный опыт. Ходят ли люди в джинсо- вых костюмах, в сюртуках или в набедренных повязках, едят ли ложкой, палочками или особым образом сложенными пальцами - везде они делают это в соответствии с требованиями традиций, то есть культуры. Из каждого времени культура отбирает те крупицы социального опыта, которые имеют непреходящее значе- ние. Благодаря такому отбору каждое новое поколение получает как бы концентрированный опыт прошлого.
Hо
культура не только приобщает
человека к аккумули- рованным
в опыте достижениям
Однако культура не только ограничивает свободу человека, но и обеспечивает эту свободу. Отказавшись от анархистского понимания свободы как полной и ничем не ограниченной вседозволенности, марксистская литература долгое время упрощенно толковала ее как "осознанную необходимость". Между тем, достаточно одного риторического вопроса (свободен ли в полете выпавший из окна человек, если он осознает необходимость действия закона тяготения?), дабы показать, что познание необходимости есть лишь условие свободы, но еще не сама свобода. Последняя же появляется там и тогда, где и когда у субъекта появляется возможность выбора между различными вариантами поведения. При этом познанием необходимости определяются те границы, в которых может осуществляться свободный выбор.
Культура способна предоставить человеку поистине безграничные возможности для выбора, т.е. для реализации его свободы. В понятиях отдельного человека практически безгранично количество видов деятельности, которым он может себя посвятить. Hо каждый профессиональный вид деятельности - это отдифференцированный опыт предшествующих поколений, т.е. культура.
Овладение общей и профессиональной культурой выступает необходимым условием для перехода человека от репродуктивной деятельности к творческой. Творчество же есть процесс свободной самореализации личности. Hаконец, и в среде досуга культура постоянно заставляет человека выбирать, чему посвятить свое время (театр? кино? телевизор? книга? прогулка? поход в гости?), что именно предпочесть (КВH по первой программе, интервью известного политика по второй или "ужастик" по кабельному каналу?), как реализовать сделанный выбор (смотреть КВH дома, или в гостях, или дома, но в присутствии гостей?). Любая районная библиотека способна предложить столько альтернатив для выбора, что неискушенный читатель может даже растеряться. И это не случайно. Чем меньше знает человек о мире культуры, тем уже его возможности выбора, тем менее он свободен. И наоборот. Hе случайно известный русский философ H.А.Бердяев полагал свободу важнейшей сущностной характеристикой культуры.
Следующая функция культуры - знаковая. Человечество фиксирует, передает накопленный опыт в виде определенных знаков. Так, для физики, химии, математики специфическими знаковыми системами выступают формулы, для музыки - ноты, для языка - слова, буквы и иероглифы. Овладение культурой невозможно без овладения ее знаковыми системами. Культура же, в свою очередь, не может транслировать социальный опыт, не облекая его в специфические знаковые системы, будь то цвета светофора или национальные разговорные языки.
И, наконец, последняя из основных функций культуры - ценностная. Она тесно связана с регулятивной, ибо формирует у человека определенные установки и ценностные ориентации, в соответствии с которыми он либо принимает, либо отвергает вновь познанное, увиденное и услышанное. Именно ценностная функция культуры дает человеку возможность самостоятельной оценки всего того, с чем он сталкивается в жизни, то есть делает его личность неповторимой.
Разумеется, все эти функции культуры не существуют как рядом положенные. Они активно взаимодействуют, и нет более ошибочного представления о культуре, чем представление ее в статичности и неизменности. Культура - всегда процесс. Она находится в вечном изменении, в динамике, в развитии. В этом сложности ее изучения, и в этом ее великая жизненная сила
Диалог
– это не только вопросно-ответная
форма мышления, не только авторский
прием, но и само реальное бытие культуры,
ее имманентная сущность, способ реализации
ее функций. Идея диалога как бытия культур
появилась в ХХ веке. Она принадлежит М.М.
Бахтину (1895-1975), русскому философу, теоретику
культуры, литературоведу. Он исходит
из представления о культурах как «личностях»
(под влиянием работ О. Шпенглера), которые
ведут между собой нескончаемый, длящийся
в веках «диалог».
Культура есть там, где есть две культуры.
«Где одна «культура», - пишет В.С. Библер,
исследователь творчества М.М. Бахтина,-
я с ней срастаюсь, - и тогда уже культуры
нет, есть цивилизация» (Библер В.С. Замыслы.
М., 2002. С. 377). Цивилизация, как и человек,
продолжает существовать и развиваться
после своей «физической смерти», после
своего исчезновения с земной поверхности.
В какой форме? В форме культуры, форме
культурного общения, т.е. общения, осуществляемого
через посредство произведений культуры.
Именно так - из себя – культура как таковая
растет (трансформируется), прирастает
(становится «вещью», произведением, т.е.
искусством, запечатлевшим общение) и
прорастает в своих субъектах, носителях
культуры, собеседниках, участниках диалога
(становясь их знанием и умением). Поэтому
культура – это всегда и диалог культуры
и внекультурности, культуры и варварства,
космоса (порядка) и хаоса.
Здесь следует заметить, что в прошлых
цивилизациях и эпохах культура (прежде
всего как образование и воспитание) занимала
«периферийное» место, в «производстве»
культуры и в общении культур непосредственное
участие принимало лишь меньшинство человечества.
По словам В.С. Библера, социокультурная
жизнь современных людей изменилась: произошел
«переход от идеи «человека образованного
и просвещенного» к идее «человека культурного»»
(Библер В.С. Замыслы. М., 2002. С. 384). Произошел
сдвиг в сторону понимания культуры как
диалога культур, для которого значим
каждый субъект, каждый момент бытия. Более
того, человек современной культуры «не
имеет своего прочного культурного места,
он современно культурен лишь в той мере,
в какой способен каждый раз заново решать
и перерешать все смыслы…» (Библер, там
же, с.388), т.е способен жить на грани, на
пересечениях, «между» разными возможностями,
в горизонте разных культур одновременно.
Человечество создает различные культуры,
и само является продуктом взаимодействия
различных культур, в диалоге и посредством
диалога творящих себя, и, одновременно,
создающих единую и многообразную общечеловеческую
культуру. Каждая культура, вовлеченная
в диалог, раскрывает заключенные в ней
многообразные смыслы, становится культурой,
западной или восточной, античной или
средневековой и т.д. Диалогичность,
таким образом, является, во-первых,
неотъемлемым свойством самой культуры,
сущностной характеристикой бытия культуры.
И, во-вторых, диалогичность – это
возникшее в конкретном историческом
пространстве и времени отношение культур,
обусловленное развитием связей этих
культур. До определенного момента в истории
культур их отношения строились по иной,
монологической схеме взаимодействия.
«Проблема диалога культур могла, казалось
бы, возникнуть перед римлянами, но они
попросту завоевали мир, присоединяя к
себе все чужое и охотно перекраивая для
себя, ставя в родных храмах статуи иноземных
богов, синтезируя действием..» (Баткин
Л.М. Итальянский гуманистический диалог
ХV века // Из истории культуры средних
веков и Возрождения. М., 1976. С. 220).
Исходя из сказанного, посмотрим пристальнее
на межкультурный
диалог.
Прежде всего - на уровне отдельно взятой
культуры. Формой диалога культур
здесь оказываются связи, обусловленные
собственной морфологией культуры: связи
между светской и религиозной культурами,
между художественной и научной культурами,
массовой и элитарной, профессиональной
и народной и т.д.
Другими словами, речь идет о связи субкультур,
образующих данную конкретную культуру,
или о диалоге внутри одной культурной
эпохи. В рамках средневековой культуры,
к примеру, в диалог вступали такие субъекты,
как монархия, дворянство-рыцарство, монашество
и народ. Результатом диалога между ними
была официальная культура, замковая культура,
рыцарская культура, народная культура,
карнавальная культура и др.
Межкультурный диалог на уровне разных
культур. В этом смысле диалог осуществляется
и рассматривается, с одной стороны, как
диалог синхронический и диахронический,
т.е. «в веках и между веками» (хронологический
аспект рассмотрения), и каждая культура
здесь – это определенная культурная
эпоха, этап в общей истории культуры.
В этом плане можно говорить о диалоге
прошлого и настоящего, о культуре отцов
и детей.
«В каждой культуре прошлого заложены
огромные смысловые возможности, которые
остались не раскрытыми, не осознанными
и не использованными на протяжении всей
исторической жизни данной культуры. Античность
сама не знала той античности, которую
мы теперь знаем… При такой диалогической
встрече двух культур они не сливаются
и не смешиваются, каждая сохраняет свое
единство и открытую целостность, но они
взаимно обогащаются» (Бахтин М.М. Ответ
на вопрос редакции «Нового мира» // Эстетика
словесного творчества. М., 1986. С. 352, 354).
С другой стороны, диалогическими выступают
связи между различными национальными
культурами, культурами разных регионов,
между качественно определенными культурными
ценностями. Яркой иллюстрацией этой формы
диалога выступает диалог культур Запада
и Востока, Севера и Юга и др. (регионально-географический
аспект рассмотрения).
«Человек, не произносящий слов, для европейцев
не может быть живым человеком. У них не
существует такого "диалога" в японском
стиле, когда собеседники пытаются взаимно
проникнуться душой и понять друг друга
посредством чувств. "Диалог" в японском
стиле – это, в конце концов, не что иное,
как средство ублажения настроения и смягчения
атмосферы двух обращенных друг к другу
лицом людей; "диалог" европейцев
для каждого из говорящих, которые ныне,
как никогда, живут по принципу "полагайся
на собственные силы и средства", - это
почти единственная возможность для самоутверждения
и самозащиты. ...
Европейцы считают, что поскольку живешь
во взаимозависимых общественных отношениях,
то нельзя молчать перед другим и не высказываться.
Если не будешь произносить слов и самоутверждаться,
то никто тебя не поймет, все будут игнорировать,
и, в конце концов, потерпишь поражение.
...
Различие между японцами и европейцами
можно назвать различием между "людьми
зрения" и "людьми голоса". ...
"Человек зрения" не любит посредством
"диалога" признавать различия или
общность между собой и другим. ... У японцев
глаз, являясь органом зрения, одновременно
является и органом речи; встретив взгляд
другого, японец понимает движение его
души, его чувства; для него "глаза говорят
в такой же мере, как и язык" (Кимура
Сёдзабуро. "Люди зрения" и "люди
голоса" // Человек и мир в японской культуре.
М., 1985. С. 248-251).