Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:54, реферат
Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры.
Возрождение — целая культурная эпоха в процессе перехода от средних веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот
(перелом, сдвиг).
мастерскую знаменитого скульптора и живописца Верроккьо, где сблизил-
ся с Леонардо, который также был учеником Верроккьо.
Его имя стало известно благодаря картине «Поклонение волхвов»
(1476 г.), которая привлекла к себе внимание семьи Медичи. На картине
были изображены
три поколения этих некоронованных
правителей Флоренции.
Боттичелли стал работать при дворе Медичи.
Изысканное искусство
Боттичелли с элементами стилизации,
т. е. обобщения изображений с
помощью условных приёмов — упрощения
формы, цвета и объёма, пользовалось
большим успехом в кругу
Его знаменитые
картины зрелого периода «
1478 гг.) и «Рождение
Венеры» (1483—1484 гг.) навеяны стихами
выдающегося гуманиста Анджело
Полициано, придворного поэта
Медичи. Аллегорическая картина
«Весна», написанная для
На фоне тёмной
зелени фантастического сада выступают
изящными силуэтами гибкие стройные
фигуры. Цветущий луг под их ногами
напоминает яркий ковёр.
В глубине композиции Венера в нарядном
платье стоит в меланхолической задумчивости.
Её окружает обязательная свита: амур
с луком парит над её головой, три юные
грации ведут хоровод, из рощи бежит нимфа,
преследуемая фавном. На переднем плане
Весна, или богиня Флора, в
венке и затканном цветами платье шествует стремительно и так легко,
что еле касается босыми ногами земли. В левом углу — фигура юноши, которого обычно называют Меркурием. Ритм струящихся линий
объединяет композицию
в единое целое, создаёт утончённую
цветовую гармонию.
Художник применил архаичный для своего
времени при- ём — тончайшую штриховку
золотом некоторых деталей, среди них
— цветы, плоды, лучи, венцы, рисунок тканей.
Восхитительны отдельные фигуры и группы,
особенно три танцующие грации. Покоряет
прелесть очертаний их фигур, одежд, словно
сотканных из воздуха, движений рук, касаний
пальцев.
Пронизанный музыкальным ритмом танца, трепетом линий, образ трёх граций прославляет наступающую Весну, праздник природы, человеческих чувств. Но в картине Боттичелли чувствуется свойственный его искусству оттенок грусти, холодноватой отрешённости. Персонажи погружены в себя, внутренне одиноки.
Более непосредственно
воспринимается картина «Рождение
Венеры», не столь сильно связанная
с аллегорическим подтекстом. Это
одно из самых пленительных созданий
мировой живописи. Картина изображает
Венеру, богиню любви и красоты, плывущую
на большой раковине. «Лодку» подгоняют
к берегу летящие, сплетённые в объятиях
бог и богиня ветра. На берегу Венеру
поджидает нимфа, которая спешит накинуть
на её плечи светло-малиновое покрывало,
затканное цветами. Мастер золотит развеваемые
ветром волосы
Венеры, и это придаёт её женственному
облику что-то неземное. Явление божества,
далёкого от реальности, отражено и в гамме
холодных, прозрачных, светлых красок.
В живописи раннего Возрождения среди множества лиц — прекрасных и почти уродливых, но всегда значительных — образы женщин, девушек, юношей и детей, принадлежащие кисти Боттичелли, узнаются сразу. Их отличает не классическая правильность черт, не миловидность, а обаяние безгрешной чистоты, беззащитности, невысказанной грусти. Образ Венеры — высшее воплощение этого идеала. Через четыре столетия люди всматриваются в её ясные черты и находят в них нечто волнующее
и притягательное. В начале 90-х гг. XV столетия в творчестве Боттичелли произошёл решительный перелом. На него оказали сильнейшее влияние страстные проповеди доминиканского монаха Савонаролы, обличавшего папство, аристократию, богатых и гуманистическую культуру.
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Высокое Возрождение,
которое дало человечеству таких
великих мастеров, как Леонардо да
Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне,
Тициан, Браманте, охватывает сравнительно
короткий период — от конца XV в. до конца
второго десятилетия XVI в. Только в
Венеции расцвет искусства
Коренные сдвиги,
связанные с решающими
Возрождения представляет собой живой
и сложный художественный процесс с ослепительно
яркими взлётами и последующим кризисом.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную
личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо
да Винчи (1452—1519). Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника и учёного стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия. Леонардо посвящена колоссальная литература. подробнейшим образом изучена его жизнь. И тем не менее многое в его творчестве остаётся загадочным и продолжает будоражить умы людей.
Среди его ранних работ картина «Мадонна с цветком» (1472 г.). В отличие от мастеров XV в. Леонардо отказывался от повествовательности, использования деталей, которые отвлекают внимание зрителя, насыщенного изображениями фона. Картина воспринимается как простая, безыскусная сцена радостного материнства юной Марии. Две крупные фигуры заполняют всё пространство картины, лишь за окном в тёмной стене видно чистое холодное голубое небо. Запечатлен конкретный момент: мать, сама ещё ласковая и живая девочка, протягивает, улыбаясь, своему ребёнку цветок и наблюдает, как серьезный малыш внимательно рассматривает незнакомый предмет. Цветок связывает обе фигуры между собой.
Донателло и Верроккьо монумент прозвали Великим Колоссом.
До нашего времени
дошли живописные работы Леонардо миланского
периода.
Первой алтарной композицией Высокого
Возрождения стала «Мадонна в гроте»
(1483—1494 гг.). Живописец отошёл от традиций
XV столетия, в религиозных картинах которого
преобладала торжественная скованность,
В алтарной картине
Леонардо мало фигур: женственная Мария,
Младенец Христос, благословляющий маленького
Иоанна Крестителя, и коленопреклонённый
ангел, словно выглядывающий из картины.
Образы идеально прекрасны, естественно
связаны с окружающей их средой. Это подобие
грота среди тёмных базальтовых скал с
просветом в глубине — типичный для Леонардо
пейзаж: в целом фантастически таинственный,
но в частностях — в изображении каждого
растения, каждого цветка среди густой
травы — выполненный с точным знанием
природных форм.
Фигуры и лица окутаны воздушной дымкой,
придающей им особую мягкость.
Итальянцы этот приём Леонардо называли
сфумато.
В Милане, по-видимому,
мастер создал полотно «Мадонна с
Младенцем»
(«Мадонна Литта»). Здесь в отличие от «Мадонны
с цветком» он
стремился к
большей обобщенности и идеальности
образа. Изображён не определённый
момент, а некое длительное состояние
спокойной радости, в которое
погружена молодая прекрасная женщина,
кормящая грудью ребенка.
Выразительна чёткость уравновешенной
композиции с двумя симметрично расположенными
окнами, между которыми вписан живой и
гибкий силуэт женской полуфигуры. Холодный
ясный свет озаряет её тонкое, мягко вылепленное
лицо и лёгкой, еле уловимой улыбкой. Картина
написана темперой, придающей звучность
тонам голубого плаща и красного платья
Марии. Удивительно написаны пушистые
темно-золотистые вьющиеся волосы Младенца,
не по-детски серьёзен его внимательный
взгляд, устремлённый на зрителя.
Иной, драматический
настрой отличает монументальную роспись
Леонардо
«Тайная вечеря», исполненную им в 1495—1497
гг. по заказу Лодовико Моро для трапезной
церкви Санта-Мария делла Грацие в Милане.
Судьба этого прославленного произведения
Леонардо трагична. Еще при жизни мастера
краски начали осыпаться. В ХУЛ в. в стене
трапезной пробили дверь, уничтожившую
часть композиции, а в XVIII в. помещение
превратили в склад сена. Большой вред
фреске нанесли неумелые реставрации.
В
1908 г. были проведены работы по расчистке и укреплению росписи.
Во время Второй
мировой войны потолок и южную
стену трапезной разрушила
Нельзя себе
представить, что Леонардо да Винчи
мог жить и творить в другую
эпоху. И тем не менее его личность
выходила за пределы своего времени,
поднималась над ним. Творчество
Леонардо до Винчи неисчерпаемо. О
масштабе и уникальности его дарования
позволяют судить рисунки мастера,
занимающие в истории мирового искусства
одно из почётных мест. С рисунками
Леонардо да Винчи, зарисовками, набросками,
схемами неразрывно связаны не только
рукописи, посвящённые точным наукам,
но и работы по теории искусства.
Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследования, уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры, оказали на неё огромное влияние.
РАФАЭЛЬ
С творчеством
Рафаэля (1483—1520) в истории мирового
искусства связывается
Принято считать,
что в созвездии гениальных мастеров
Высокого Воз- рождения, в котором
Леонардо олицетворял интеллект, а
Микеланджело — мощь, именно Рафаэль
был главным носителем
Рафаэль первоначально учился в Урбино у своего отца, затем у мест-
ного живописца
Тимотео Вите. В 1500 г. он переехал в
столицу Умбрии
Перуджу, чтобы продолжить образование
в мастерской известно-
го живописца, главы умбрийской школы Пьетро Перуджино. Молодой мастер быстро превзошел своего учителя.
Излюбленный образ
Рафаэля - Мадонна с Младенцем. В
истории искусства
«Сикстинская Мадонна» — образ совершенной
красоты. Эта
большая алтарная картина изображает не просто Божественную Мать
с Божественным Младенцем, а чудо явления Небесной Царицы, несу-
щей людям своего Сына как искупительную жертву. В обрамлении зелё-
ных занавесей
на светлых облаках стоит Мария
с Младенцем на руках. Взгляд
Ее тёмных без блеска глаз устремлён мимо
и как бы сквозь зрителя. Этому взору доступно
то. что скрыто от других. В образе Христа,
крупного красивого ребёнка, угадывается
что-то не по-детски напряжённое и провидческое.
Художник достиг здесь редкого динамического
равновесия: кажущаяся ясная простота,
черты отвлечённой идеальности, божественность
чуда и реальная весомость форм сплетаются,
дополняют и обогащают друг
друга. Слева от Мадонны папа Сикст IV в молитвенном умилении
созерцает чудо. Благоговейно потупившая взор Святая Варвара, принадлежащая, как и Мария, небесам, легко парит в облаках. Два ангелочка, облокотившиеся на парапет, смотрят вверх и возвращают внимание зрителя к центральному образу.
МИКЕЛАНДЖЕЛО
Микеланджело
Боунарроти (1475-1564) – величайший мастер
Высокого
Возрождения, создавший выдающиеся произведения
скульптуры, Живописи, архитектуры. Микеланджело
исполнил колоссальную мраморную статую
Давида.
Статуя достигает пяти с половиной метров
высоты. Она олицетворяет безграничную
мощь человека. Давид только готовится
нанести противнику удар камнем, пущенным
из пращи, но уже ощущается, что это будущий
победитель, полный сознания своей физической
и духовной силы. Лицо героя выражает несокрушимую
волю.
Изготовленная
по заказу Флорентийской республики,
статуя была установлена у входа
в Талаццо Всккьо. Открытие монумента
в 1504 г. превратилось во всенародное
торжество. «Давид» украшал площадь
более трех с половиной столетий.
В 1873 г. монумент был установлен в
Галерее Академии изящных искусств
во Флоренции. На старом месте, где поместил
статую сам
Микеланджело, теперь находится мраморная
копия.
ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Таким образом, стремясь познать культуру Возрождения, тайны его искусства, необходимо анализировать традиции не только Италии, но и других западных стран, ибо только такое объединение, связанное одними идеями и воззрениями, даст полную картину Ренессанса.