Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 00:16, контрольная работа
В современной науке существует несколько точек зрения на термин “Возрождение”. В широком понимании этот термин определяет этно-культурный взлёт, взрыв национального сознания, активизацию развития национальной культуры. В узком смысле речь идет об определенном периоде развития мировой, в первую очередь европейской, культуры в период с конца XII века (Италия) до начала XVII века (в некоторых европейских странах, например, в Англии, Португалии, Польше – несколько позже) и преследует цель определить набор черт, позволяющих топологически отнести конкретную национальную культуру к типу ренессансных.
Введение……………………………………………………………………………..3
«Проблема Возрождения» в культурологи………………………………………..4
Истоки и основания культуры Ренессанса……………………………….……......7
Сущность гуманизма эпохи Возрождения………………………………….……..8
Эпоха Возрождения и религия…………………………………………………….10
Особенности искусства и науки Ренессанса……………………………..……….13
Заключение………………………………………………………………………….18
Библиографический список..……………
Одним из самых главных проявлений свободы называли любовь, полагая ее высшей формой осуществления человеческих возможностей. Появляется множество трактатов о любви, любовь для человека этой эпохи – не только чувство, страсть, но и красота, на которой основывается искусство. В любви объединяются эстетическое и нравственное. Рассуждая о красоте, итальянский мыслитель, прозванный “вторым Платоном”, Марсилио Фичино писал: “Когда мы говорим о любви, ее надо понимать как желание красоты...»5.
Таким образом, величайшим открытием Возрождения был сам человек: его внешний облик, его внутренний мир, его разум, его деяния.
Гуманисты считали, что свою земную жизнь каждый человек должен построить сам, изучая природу и весь предшествующий человеческий опыт через философию и искусство, преодолевая все случайности и превратности мира в процессе самосовершенствования. В отличие от восточных теорий самосовершенствования, предполагавших пассивное, созерцательное медитирование, человек Ренессанса должен строить себя сам. Любое найденное им в активной деятельности знание должно стать руководством к действию.
Ренессансный человек, согласно взглядам гуманистов, связывает себя с окружающим миром. Он видит себя и частью природы, и частью общества, обращая свои достоинства на благо мира.
В начале XVI века перед гуманистами встает вопрос о познании мира. Географические открытия, новые системы в астрономии, развитие инженерного дела и другие моменты движения общества к появлению нового в практической деятельности людей потребовали от личности, чтобы ее гармоничность заключалась не только в этике, но и в интеллектуальности.
Для ренессансного человека знание – добродетель, стремление человека к счастью – это его стремление к знаниям. Знания нужно добывать в окружающем мире, как полагал Томас Мюнцер, доверяя не авторитетам, а лишь собственному разуму. Вырабатывается новый способ мышления, в центре которого стоит человек, и равной ему видится природа6.
В своих проявлениях гуманизм эпохи Возрождения выступал как свободомыслие. Он возвеличил человека в единстве его природного и духовного, в богатстве его мышления и чувственности.
Страстность
эпохи Возрождения отразилась во взаимоотношениях
новой культуры с религией и церковью.
Как бы сильна ни была струя атеизма в
этот период, как бы ни бунтовал ренессансный
человек против ограничения свободы религией,
он все же оставался в рамках христианского
взгляда на природу, на ее сотворенность
Богом. Одни мыслители горячо защищали
идеи божественной предписанности каждого
явления, другие также горячо отвергали,
но все они признавали человеческий разум
единственным хозяином человеческой жизни,
и религия виделась как религия разума7.
Уже средние века привели философа и богослова
Пьера Абеляра к поискам разумного в
религии. И Абеляр, и Фома Аквинский стремились
соединить вероучение со здравым смыслом.
Но для мыслителей Возрождения разум опережает
веру. И эта идея, постепенно расширяющая
свое влияние, ложится в основу реформации
церкви.
В любой философской системе, даже очень радикально настроенных теоретиков, нельзя было обойтись без Бога. Поэтому теория мироздания ищет компромиссы: Бог выступал как создатель благ, но большинство гуманистов поет гимн гению человека, которого считают почти равным гению творца небесных светил. Так расчищается путь к тому, что Богом станет считаться природа, а гармония – первоначалом самой природы8.
И все-таки Возрождение было христианским, правда, само христианство претерпело изменения, вступив в отношения с новой культурой, приведшие к Реформации и новому направлению в христианстве – протестантизму. Возрождение впервые обнажило противоположность не только между религией и научным знанием, но и между религией и институтом церкви.
Таким образом, в процессе логических построений, из которых складывалась новая картина мира, совершался отход от привычных взглядов официальной церкви.
С другой стороны, и в самой церкви складывались новые формы мировосприятия. Свойственный Возрождению взгляд на природу, богатую яркими красками, проник в церковные обряды и оживил их. Церковь украсилась великолепной живописью, декор храмов стал менее суровым и более светским. Так что и церковь, если можно так выразиться, была не чужда некоторого свободомыслия, которое имело свою оборотную сторону: папы участвовали в заговорах и убийствах, несмотря на обет безбрачия, имели любовниц, раздавали должности родственникам и клевретам – приспешникам, не брезгающим никакими средствами, чтобы угодить своему патрону9.
Власть пап распространялась так далеко и требовала так много, что в Европе складывается мысль об ограничении этой власти, а заодно – и ее поборов с разных стран. Расхождение религиозных догм и норм с деятельностью церковных должностных лиц и особенно торговля индульгенциями – отпущением грехов – привели к серьезным последствиям. Гуситы требовали отказа от церковной роскоши, от некоторых церковных догматов (например, о заступничестве святых, о чистилище и других).
Все
это вызвало к жизни мощное
явление европейской
Второй
момент учения Лютера касался того,
что в Евангелии нет идеи о неравенстве
людей, о выделении особого положения
священников в мире. По представлениям
Лютера, любой верующий может быть пастором,
и община может выбирать пастора из своей
среды. Эти взгляды Лютера заложили основы
протестантизма
– нового направления христианства. Отказ
от католической традиции вызвал к жизни
и отказ от поклонения иконам, мощам, кресту.
Был и еще один момент, который способствовал
развитию реформаторских идей в Европе.
Католическая церковь претендовала не
только на непререкаемый авторитет в области
веры, но и на самое Священное писание.
Богослужение совершалось на латинском
языке, а в то время, когда уже вполне оформились
национальные языки народов Европы, довлеющая
сила церковной латыни представлялась
посягательством на свободу не только
отдельного человека, но и государства.
Другими словами, Реформация стремилась
устранить посредников между человеком
и Богом, делая тем самым только самого
человека ответственным за все свои деяния11.
Естественно, что церковь не могла оставаться безучастной к Реформации и к отходу от католичества многих государей и верующих. Ее действия, направленные на то, чтобы укрепить свои позиции, вылились в противоположное идеологическое течение – Контрреформацию. Начало ему было положено Тридентским собором, на котором все направления Реформации были названы еретическими, критикуемые Лютером и другими представителями Реформации догматы объявлены священными, а папа утвержден главным религиозным авторитетом. Со времени Тридентского собора начинается беспощадная борьба со всем, что противоречит церковным установлениям.
Это
направление многократно
Противостояние гуманизма Ренессанса и Реформации католической церкви постепенно превращалось в трагедию. Духовные противоречия протестантизма и католичества вылились в 1572 году в ужас Варфоломеевской ночи и резню во Франции, когда в течение одной недели было уничтожено почти 30 тысяч протестантов.
Эпоха Возрождения стала временем глубокого перелома в общей картине мира. Новую картину мира создавали гуманисты своим обращением к ценностям античности, она задевает и религиозное сознание, вызывая мощные процессы реформаторства и не менее мощные процессы противодействия ему. Все эти тенденции не могли не быть взаимосвязанными с художественной и научной жизнью эпохи12.
Искусство Ренессанса, так же, как и другие сферы культуры, проникнуто главной идеей времени – идеей гуманизма. Человек, его место в мире, его отношения с природой, его взгляд на природу, его величие и низменность, его особенности – главное в работах великих мастеров изобразительных искусств и литературы. Достаточно вспомнить работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, или поэтические произведения Петрарки, Боккаччо и Данте, прозу Рабле, драматургию Шекспира, как огромное количество персонажей окружит нас. Потрясает разнообразие характеров, социальных типов, темпераментов, показанных в этом потоке искусства. Здесь практически нет стандартов, каждый персонаж значителен, глубок и может выступать как явление, характеризующее эпоху в целом. Обращает на себя внимание и то, что именно в эпоху Ренессанса искусство достигло значительных высот в передаче состояния, психологии своих героев. Если античность чаще всего шла от внешнего к внутреннему, считая, что лишь в прекрасном теле возможна прекрасная душа, а средние века полагали, что важна лишь душа, но не тело, то художники Возрождения в ключе общей концепции всесторонне развитого человека не делали доминантой что-либо одно. Важно все – телесное совершенство, нравственное и интеллектуальное величие человека13.
Создавая новое искусство, Ренессанс сохраняет прежние традиции: использует известные сюжеты в большинстве произведений различных видов и жанров искусства – библейские или мифологические персонажи и их истории, бытовые сцены, характерные для любого времени, хотя каждое явление наполнено новым содержанием. Человек теперь не просто описывается или изображается – он оценивается исходя из идеалов своего времени. Значимыми становятся его чувства, особенности переживаний. Поэтому много места в искусстве занимает чувство любви, наиболее ярко демонстрирующее неповторимость, значительность человека. Поэзия Петрарки и Боккаччо полностью посвящена этому сильному и всеохватывающему чувству, которое делает человека, его испытывающего, благороднее, чище и выше14.
Поэзия Возрождения вырабатывает новый стиль – dolce slil Nuova (“сладостный новый стиль”), где язык новой формы стихосложения – сонет. Сонет, в котором соединились глубина поэтического чувства и высокое мастерство литератора, состоит из 14 строк. Они располагаются в стихе двумя четверостишиями и двумя трехстишиями. Рифма должна строиться по схеме абаб, абба, сдс, дcд – для “итальянской” системы. Во Франции и Англии строй рифмы отличался незначительно. Первый катрен начинал тему, второй – нес в себе противопоставление (антитезис), далее шло развитие действия и вывод. В сонете не должно было повторяться ни одно значимое слово, в нем непременно присутствовал некий подтекст, обращенный к восприятию читателя15.
Непременным
атрибутом искусства эпохи
И еще одно завоевание культуры эпохи Возрождения, воистину перевернувшее мир культуры, наложившее отпечаток на культуру всего мира, – это великое изобретение Иоганном Гутенбергом книгопечатания. В середине XV века в Майнце он напечатал Библию – первое полнообъемное печатное издание в Европе, признанное шедевром в ранней Европе. Но Гутенберг использовал готовые металлические знаки – литеры, которые по образцу детских кубиков можно было легко собрать каждый раз, когда это необходимо, и изобрел простейший печатный станок по типу пресса. Все это позволило выпускать книги каким угодно тиражом, сделав книгу доступной более широким кругам населения.
За короткий срок своего существования книгопечатание стало практически единственной формой распространения знаний, оружием политической борьбы, многократно увеличило силу литературы в обществе, в значительной степени обусловило многие особенности пути культуры последующих эпох.
В Италии были широко распространены карнавальные маски, где каждый веселился, как умел, но там же выступали и профессиональные «забавники».
Такие забавники, как-то пародировали известных людей, птиц, животных – становились профессионалами. Они переезжали из города в город, т.к. карнавалы устраивались в разных местах. В 60-х г. XV в. они стали организовываться в группы, в актерские коллективы. Так возникла «профессиональная комедия». У этого театра были свои своеобразные черты: каждый актер «выполнял одну маску». Эта народная комедия не имела писаного текста, у нее не было своей драматургии. У актеров был только сценарий, где излагался вход и выход на сцену и общий ход событий. В- третьих, для придания большего комизма эта комедия пользовалась диалектами – венецианских, падуанских. Обязательной принадлежностью спектакля были трюки – акробатические номера, мизансцены.