Культура эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 00:16, контрольная работа

Описание работы

В современной науке существует несколько точек зрения на термин “Возрождение”. В широком понимании этот термин определяет этно-культурный взлёт, взрыв национального сознания, активизацию развития национальной культуры. В узком смысле речь идет об определенном периоде развития мировой, в первую очередь европейской, культуры в период с конца XII века (Италия) до начала XVII века (в некоторых европейских странах, например, в Англии, Португалии, Польше – несколько позже) и преследует цель определить набор черт, позволяющих топологически отнести конкретную национальную культуру к типу ренессансных.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
«Проблема Возрождения» в культурологи………………………………………..4
Истоки и основания культуры Ренессанса……………………………….……......7
Сущность гуманизма эпохи Возрождения………………………………….……..8
Эпоха Возрождения и религия…………………………………………………….10
Особенности искусства и науки Ренессанса……………………………..……….13
Заключение………………………………………………………………………….18
Библиографический список..……………

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки Российской Федерации

    Московский  государственный университет печати

    Факультет издательского дела и редактирования

    Кафедра издательского дела и редактирования 
 
 
 
 

    Контрольная работа

    по  культурологии

    Культура  эпохи Возрождения 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнила: Касикова О.А. 

      Гр. ЗКи 4-1

      № зач. кн. РЗ 003/07

     8-903-554-04-37

                                                                                                                Проверил:  
 
 
 
 

    МГУП

2010/11 уч. год

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение……………………………………………………………………………..3

«Проблема Возрождения» в культурологи………………………………………..4

Истоки и основания  культуры Ренессанса……………………………….……......7

Сущность гуманизма  эпохи Возрождения………………………………….……..8

Эпоха Возрождения  и религия…………………………………………………….10

Особенности искусства и науки Ренессанса……………………………..……….13

Заключение………………………………………………………………………….18

Библиографический список..………………………………………………………19 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Эпоха Возрождения – один из самых ярких  периодов в истории развития европейской  культуры.

     В современной науке существует несколько  точек зрения на термин “Возрождение”. В широком понимании этот термин определяет этно-культурный взлёт, взрыв  национального сознания, активизацию  развития национальной культуры. В  узком смысле речь идет об определенном периоде развития мировой, в первую очередь европейской, культуры в период с конца XII века (Италия) до начала XVII века (в некоторых европейских странах, например, в Англии, Португалии, Польше – несколько позже) и преследует цель определить набор черт, позволяющих топологически отнести конкретную национальную культуру к типу ренессансных. Именно такое значение термина «Возрождение» («Ренессанс») принято в настоящей работе.

     Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением христианства. Возрождение сблизило эти два основополагающих начала европейской культуры.

     Основная  цель моей работы состоит в том, чтобы показать коренные изменения, произошедшие в мировоззрении людей того времени. 
 
 
 
 

 

1. «Проблема Возрождения» в культурологии

      Для каждой культуры или эпохи характерны значительные личности, а их имена выступают как ее знак или символ. Так, для Рима это были консулы, императоры и полководцы. Для эпохи Возрождения, или Ренессанса,– это титаны и гении духовной культуры. –

      В Ренессансе проблематично многое: определение времени его возникновения и существования, пространственные границы, особенности протекания в различных странах, классификация периодов и так далее. Когда речь шла о Средневековье, то все-таки была отправная точка, позволяющая датировать окончание периода античности и начало средневековья. Для Ренессанса такой отправной точки нет, поскольку одни процессы, вылившиеся в торжество духа и мысли, красоты и гармонии, начинались гораздо раньше него, другие заканчивались гораздо позже. Так, Данте и Джотто начали свою деятельность в XIII веке, который определяется, скорее, как Предвозрождение, а Шекспир создавал свой великий театр в конце XVI–начале XVII века.

      Кроме того, Возрождение связано с традициями и ценностями античности, а античная культура существовала лишь на территории Греции и Рима, именно поэтому Ренессанс начался и проявился наиболее ярко в Италии.

      Существуют  стойкие представления о Ренессансе как об идеально прекрасном мире, где  жили титаны духа, а человек был  гармоничным и свободным. Но Ренессанс, как и другие эпохи, насыщен кровавыми столкновениями и разорительными войнами, монархи, тщеславные и жадные, преследовали тех, кем сейчас восхищается мир. Это же время ознаменовалось кровопролитной борьбой протестантов и католиков, расколом христианской церкви в Европе, жестоким искоренением свободомыслия. Недаром во многих исследованиях Ренессанса официальной датой, завершающей эту эпоху, считается 1600 год – год сожжения на костре Джордано Бруно за проявленное им инакомыслие по отношению к официальным церковным установлениям.

      Главное противоречие эпохи Возрождения  – столкновение необъятного нового с еще крепким, хорошо устоявшимся  и привычным старым.

      Тем не менее, при всей пестроте противоречий, при всей жестокости и грубости нравов эпоха Возрождения подняла общество на качественно новый уровень осознания себя, своей деятельности и ее целей. Основные особенности этого времени:

      1. Сам термин “Возрождение” означает  стремление общества понять и  переосмыслить свое прошлое, возродить  его былую славу и отмести его ошибки. Одна из главных идей Возрождения – связь времен, возобновление всего, что не успела завершить античность1.

      2. Возрождение “открыло” миру  индивидуальность человека и  показало путь к личностному  состоянию. До этого времени отдельного человека воспринимали как биологическую особь, отделенную от других на том основании, что человечество состоит из людей. Термина “индивидуальность” в его современном значении тогда практически не было. И только Ренессанс увидел человека в его неповторимости и способности к творческой деятельности, сделал значимыми его эмоциональный мир. Ренессанс пришел к мысли о богоподобии человека и вывел из этого идею о беспредельности его возможностей. Она же составляет одну из основных черт Возрождения – гуманизм. Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

      3. Гуманизм Возрождения рождает  стремление к бунту. Стремление к бунту не порывает с религией и церковью, но создает светскую культуру, отходящую от религиозного влияния.

      4. В качестве общего для всего  Возрождения в его временном  и пространственном отношениях  следует считать и особое ощущение  того, что эта эпоха – “золотой  век” в жизни человечества.

      Итак, Возрождение – переходный этап истории  человечества, культуры, политической и экономической жизни. В его  истории выделяются три периода:

  1. раннее Возрождение – Треченто (XIV век);
  2. высокое Возрождение, период его расцвета – Кватроченто (XV век);
  3. позднее Возрождение – Чинквеченто (XVI век).

      В период Треченто в Италии появляются первые мануфактуры и связанные с ними новые формы эксплуатации, вспыхивают бурные столкновения зарождающегося рабочего класса с молодой буржуазией. Процветали свободные города-государства, города-коммуны, где не было крепостной зависимости, и главную роль в них играли торговцы и ремесленники. В искусстве – это эпоха Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо, создавших новую литературу, центральной фигурой которой становится человек во всех его проявлениях.

      В эпоху Кватроченто разгорается жестокая война между сторонниками римского папства и императорской власти, в городах-коммунах к власти приходят олигархи, жестоко подавляя выступления народа. Но в это же время расцветает живопись, давшая мощный толчок следующему периоду – высокому Возрождению. В XV веке начинает работать Леонардо да Винчи, его продолжателями станут Рафаэль и Микеланджело. Именно в это время Иоганном Гутенбергом изобретено книгопечатание.

      Самым трагическим был период Чинквеченто: невиданный расцвет искусства наряду с самыми страшными потрясениями экономического, социального и религиозного характера2.

      Всем  трем этапам предшествовал краткий  период кануна Возрождения, предвозрождение (вторая половина XIII века) – Дученто, когда только складывались антифеодальные настроения и появлялись свободные города, а в искусстве работали Данте и Джотто.

2. Истоки и основания культуры Ренессанса

      Впервые термин “Возрождение” употребил  итальянский историк искусств Джорджа Вазари, оставивший жизнеописания великих художников этого времени.

      Основа  ренессансного переворота – переход  от религиозного сознания к сознанию эмпирическому и рациональному, связанному с земными, а не “небесными”  интересами людей. Стремительное развитие материального производства потребовало для своего осуществления человека активного, располагающего личной свободой, гармонически развитого и стремящегося к интеллектуальному совершенствованию3. Уже в средние века наметился прогресс естественнонаучного знания, тогда же появились университеты. Все это и возродило интерес к античности, ее идеям, идеалам, исканиям и искусству. Но на мировую арену вышли не только гуманисты, а совершенно противоположные им по духу и морали персонажи действительности, такие, как жестокие завоеватели Мексики или хищники-ростовщики, их легендарные или реальные образы запечатлели Данте в начале периода и Шекспир – в конце эпохи. Серьезное значение приобрел вопрос о смысле жизни, личной ответственности, свободе.

      Среди истоков и предпосылок становления Ренессанса нужно отметить и постепенное освобождение общества от власти феодалов, независимо от того, каким путем оно происходило: либо монарх, объединившись с городским населением, изгонял феодалов и устанавливал свою власть, либо восставшее крестьянство, объединившись с тем же городским населением, устанавливало республику. Это освобождение сопровождалось усилением городской культуры, ибо именно в ней концентрировались торгово-купеческие капиталы. Возрождение – это сложное взаимодействие всех факторов периода раннего капитализма – экономических, политических, культурно-идеологических.

      Если  главным основанием культуры Возрождения  можно считать гуманизм, то все  ее другие стороны строятся именно вокруг него. С гуманизмом связаны  новые политические идеи. В политической культуре огромное значение придается личности правителя. Политические цели правителя утратили религиозные ограничения и поэтому с присущим эпохе размахом, яркостью и остротой проявились худшие черты власть имущих. Политический расчет и измена открыто заняли главное место. Пышность и блеск придворной жизни,  увлечение античной мифологией приобрели небывалый размах и действительно резко отделили «ренессансный» двор от века предшествовавшего.

      И все же гуманизм Возрождения с  особой силой реализуется именно в интеллектуальной, духовной сфере и особенно в искусстве. 

3. Сущность гуманизма эпохи Возрождения

 
 

      Центральной идеей средневековья была идея Бога – Бога-создателя, Бога-судьи, Бога-носителя справедливости, и все, чем было заполнено сознание и обывателя, и ученого, было в различной форме связано с религиозным началом. Любовь толковалась лишь как любовь к Богу и его – всеобъемлющая и всепрощающая – к людям. Любовь земная выглядела не иначе как греховным помыслом. Познанию представало только Священное писание, а ученостью считалось точное воспроизведение и толкование священных текстов и умение постигать величие Бога в общих понятиях. Но, как ни странно это покажется, именно в средневековье вызревали элементы нового понимания мира и особенно нового отношения к человеку.

      Кроме религиозных философов, свою роль в  становлении гуманизма сыграло  и появление куртуазии, придавшей  чувственности всеобъемлющую значимость в жизни человека.

      Не  последнее место в возникновении  нового взгляда на человека имело возникновение университетов, постепенное движение к экспериментальной науке, которая уже более твердо стоит на земле, не столь пристрастно обращена к небу; науке, которой мало словесных построений, поскольку нужна чувственная предметность реального мира4.

      Наиболее  значимыми для совершенствования  земного человека считались в  XIV–XV веках гуманитарные науки, в которых воплотился весь опыт человеческой культуры. Они изучались в разных городах, особенно во Флоренции, – в кружках, призванных формировать нового человека, обладающего высоким свойством гуманизма, сочетающим добродетель, ученость и практический опыт.

Информация о работе Культура эпохи Возрождения