Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 00:16, контрольная работа
В современной науке существует несколько точек зрения на термин “Возрождение”. В широком понимании этот термин определяет этно-культурный взлёт, взрыв национального сознания, активизацию развития национальной культуры. В узком смысле речь идет об определенном периоде развития мировой, в первую очередь европейской, культуры в период с конца XII века (Италия) до начала XVII века (в некоторых европейских странах, например, в Англии, Португалии, Польше – несколько позже) и преследует цель определить набор черт, позволяющих топологически отнести конкретную национальную культуру к типу ренессансных.
Введение……………………………………………………………………………..3
«Проблема Возрождения» в культурологи………………………………………..4
Истоки и основания культуры Ренессанса……………………………….……......7
Сущность гуманизма эпохи Возрождения………………………………….……..8
Эпоха Возрождения и религия…………………………………………………….10
Особенности искусства и науки Ренессанса……………………………..……….13
Заключение………………………………………………………………………….18
Библиографический список..……………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Московский
государственный университет
Факультет издательского дела и редактирования
Кафедра
издательского дела и редактирования
Контрольная работа
по культурологии
Культура
эпохи Возрождения
Выполнила: Касикова О.А.
Гр. ЗКи 4-1
№ зач. кн. РЗ 003/07
8-903-554-04-37
МГУП
2010/11 уч. год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
«Проблема Возрождения» в культурологи………………………………………..4
Истоки и основания
культуры Ренессанса……………………………….…….....
Сущность гуманизма
эпохи Возрождения…………………………………
Эпоха Возрождения
и религия…………………………………………………….
Особенности искусства и науки Ренессанса……………………………..……….13
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список..………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры.
В современной науке существует несколько точек зрения на термин “Возрождение”. В широком понимании этот термин определяет этно-культурный взлёт, взрыв национального сознания, активизацию развития национальной культуры. В узком смысле речь идет об определенном периоде развития мировой, в первую очередь европейской, культуры в период с конца XII века (Италия) до начала XVII века (в некоторых европейских странах, например, в Англии, Португалии, Польше – несколько позже) и преследует цель определить набор черт, позволяющих топологически отнести конкретную национальную культуру к типу ренессансных. Именно такое значение термина «Возрождение» («Ренессанс») принято в настоящей работе.
Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением христианства. Возрождение сблизило эти два основополагающих начала европейской культуры.
Основная
цель моей работы состоит в том, чтобы
показать коренные изменения, произошедшие
в мировоззрении людей того времени.
Для каждой культуры или эпохи характерны значительные личности, а их имена выступают как ее знак или символ. Так, для Рима это были консулы, императоры и полководцы. Для эпохи Возрождения, или Ренессанса,– это титаны и гении духовной культуры. –
В Ренессансе проблематично многое: определение времени его возникновения и существования, пространственные границы, особенности протекания в различных странах, классификация периодов и так далее. Когда речь шла о Средневековье, то все-таки была отправная точка, позволяющая датировать окончание периода античности и начало средневековья. Для Ренессанса такой отправной точки нет, поскольку одни процессы, вылившиеся в торжество духа и мысли, красоты и гармонии, начинались гораздо раньше него, другие заканчивались гораздо позже. Так, Данте и Джотто начали свою деятельность в XIII веке, который определяется, скорее, как Предвозрождение, а Шекспир создавал свой великий театр в конце XVI–начале XVII века.
Кроме
того, Возрождение связано с
Существуют
стойкие представления о
Главное противоречие эпохи Возрождения – столкновение необъятного нового с еще крепким, хорошо устоявшимся и привычным старым.
Тем не менее, при всей пестроте противоречий, при всей жестокости и грубости нравов эпоха Возрождения подняла общество на качественно новый уровень осознания себя, своей деятельности и ее целей. Основные особенности этого времени:
1.
Сам термин “Возрождение”
2. Возрождение “открыло” миру индивидуальность человека и показало путь к личностному состоянию. До этого времени отдельного человека воспринимали как биологическую особь, отделенную от других на том основании, что человечество состоит из людей. Термина “индивидуальность” в его современном значении тогда практически не было. И только Ренессанс увидел человека в его неповторимости и способности к творческой деятельности, сделал значимыми его эмоциональный мир. Ренессанс пришел к мысли о богоподобии человека и вывел из этого идею о беспредельности его возможностей. Она же составляет одну из основных черт Возрождения – гуманизм. Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
3. Гуманизм Возрождения рождает стремление к бунту. Стремление к бунту не порывает с религией и церковью, но создает светскую культуру, отходящую от религиозного влияния.
4.
В качестве общего для всего
Возрождения в его временном
и пространственном отношениях
следует считать и особое
Итак, Возрождение – переходный этап истории человечества, культуры, политической и экономической жизни. В его истории выделяются три периода:
В период Треченто в Италии появляются первые мануфактуры и связанные с ними новые формы эксплуатации, вспыхивают бурные столкновения зарождающегося рабочего класса с молодой буржуазией. Процветали свободные города-государства, города-коммуны, где не было крепостной зависимости, и главную роль в них играли торговцы и ремесленники. В искусстве – это эпоха Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо, создавших новую литературу, центральной фигурой которой становится человек во всех его проявлениях.
В эпоху Кватроченто разгорается жестокая война между сторонниками римского папства и императорской власти, в городах-коммунах к власти приходят олигархи, жестоко подавляя выступления народа. Но в это же время расцветает живопись, давшая мощный толчок следующему периоду – высокому Возрождению. В XV веке начинает работать Леонардо да Винчи, его продолжателями станут Рафаэль и Микеланджело. Именно в это время Иоганном Гутенбергом изобретено книгопечатание.
Самым трагическим был период Чинквеченто: невиданный расцвет искусства наряду с самыми страшными потрясениями экономического, социального и религиозного характера2.
Всем трем этапам предшествовал краткий период кануна Возрождения, предвозрождение (вторая половина XIII века) – Дученто, когда только складывались антифеодальные настроения и появлялись свободные города, а в искусстве работали Данте и Джотто.
Впервые термин “Возрождение” употребил итальянский историк искусств Джорджа Вазари, оставивший жизнеописания великих художников этого времени.
Основа ренессансного переворота – переход от религиозного сознания к сознанию эмпирическому и рациональному, связанному с земными, а не “небесными” интересами людей. Стремительное развитие материального производства потребовало для своего осуществления человека активного, располагающего личной свободой, гармонически развитого и стремящегося к интеллектуальному совершенствованию3. Уже в средние века наметился прогресс естественнонаучного знания, тогда же появились университеты. Все это и возродило интерес к античности, ее идеям, идеалам, исканиям и искусству. Но на мировую арену вышли не только гуманисты, а совершенно противоположные им по духу и морали персонажи действительности, такие, как жестокие завоеватели Мексики или хищники-ростовщики, их легендарные или реальные образы запечатлели Данте в начале периода и Шекспир – в конце эпохи. Серьезное значение приобрел вопрос о смысле жизни, личной ответственности, свободе.
Среди истоков и предпосылок становления Ренессанса нужно отметить и постепенное освобождение общества от власти феодалов, независимо от того, каким путем оно происходило: либо монарх, объединившись с городским населением, изгонял феодалов и устанавливал свою власть, либо восставшее крестьянство, объединившись с тем же городским населением, устанавливало республику. Это освобождение сопровождалось усилением городской культуры, ибо именно в ней концентрировались торгово-купеческие капиталы. Возрождение – это сложное взаимодействие всех факторов периода раннего капитализма – экономических, политических, культурно-идеологических.
Если главным основанием культуры Возрождения можно считать гуманизм, то все ее другие стороны строятся именно вокруг него. С гуманизмом связаны новые политические идеи. В политической культуре огромное значение придается личности правителя. Политические цели правителя утратили религиозные ограничения и поэтому с присущим эпохе размахом, яркостью и остротой проявились худшие черты власть имущих. Политический расчет и измена открыто заняли главное место. Пышность и блеск придворной жизни, увлечение античной мифологией приобрели небывалый размах и действительно резко отделили «ренессансный» двор от века предшествовавшего.
И
все же гуманизм Возрождения с
особой силой реализуется именно в интеллектуальной,
духовной сфере и особенно в искусстве.
Центральной идеей средневековья была идея Бога – Бога-создателя, Бога-судьи, Бога-носителя справедливости, и все, чем было заполнено сознание и обывателя, и ученого, было в различной форме связано с религиозным началом. Любовь толковалась лишь как любовь к Богу и его – всеобъемлющая и всепрощающая – к людям. Любовь земная выглядела не иначе как греховным помыслом. Познанию представало только Священное писание, а ученостью считалось точное воспроизведение и толкование священных текстов и умение постигать величие Бога в общих понятиях. Но, как ни странно это покажется, именно в средневековье вызревали элементы нового понимания мира и особенно нового отношения к человеку.
Кроме
религиозных философов, свою роль в
становлении гуманизма сыграло
и появление куртуазии, придавшей
чувственности всеобъемлющую
Не
последнее место в
Наиболее
значимыми для