Культура эпохи Средневековья (Запад и Восток). Теоцентризм и универсализм средневековой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:49, контрольная работа

Описание работы

Критерии для подобных оценочных суждений берут из «высокой» религии просвещенных и именно с их позиции судят о сознании и эмоциональной жизни простолюдинов, не ставя перед собой задачи рассмотреть ее «изнутри», руководствуясь ее собственной логикой. [2, стр. 9]

Таким образом, долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как на «темные века». Основы такой позиции были заложены просветителями. Однако история культуры западноевропейского общества была далеко не столь однозначна.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Общая характеристика социокультурной ситуации. Периодизация и предпосылки формирования средневековой культуры Западной Европы………5
2.Христианство как главный фактор формирования средневековой культуры…………………………………………………………………………….11
3. Клерикальная культура в контексте средневековой ментальности…………..17
Заключение…………………………………………………………………….........31
Список использованной литературы……………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 156.50 Кб (Скачать)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Культурология»

    Тема: «Культура эпохи Средневековья (Запад и Восток). Теоцентризм и универсализм средневековой культуры». 
     

Специальность: 030602  «Связи с общественностью» 

выполнил: Ф.И.О студента, № гр.

                                                                                               Быковская К.И. ГЗСО-11

                                                                                проверил: Ф.И.О. преподавателя

_____________________________

                                                                     № 094421 зачётной книжки

Ростов-на-Дону

2010 г. 

                                                СОДЕРЖАНИЕ 

 

                                                        Введение

 

      Средними  веками культурологи называют  длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым  Временем. Этот период охватывает более  тысячелетия с V по  XV века.

      Внутри  тысячелетия принято выделять по меньшей мере три периода:

     - Раннее Средневековье, от начала эпохи  до 900 или 1000 годов (до X - XI в.в);

    - Высокое (Классическое) Средневековье - от X -XI веков до примерно XIV века;

    - Позднее Средневековье, XIV- XV века.

      Некоторые авторы в контексте Средневековья рассматривают и так называемый переходный период от Средних веков к Новому Времени ( XVI-XVII века), однако представляется более обоснованным рассматривать период Реформации и Контрреформации как отдельный период истории и культуры, оказавший большое влияние на дальнейшее формирование  культурного сознания народных масс.

      Народная  культура этой эпохи - новая и почти  неразведанная еще в науке  тема. Идеологам феодального общества удалось не только оттеснить народ  от средств фиксации его мыслей и настроений, но и лишить исследователей последующих времен возможности восстановить основные черты его духовной жизни. «Великий немой», «великий отсутствующий», «люди без архивов и без лиц» - так именуют современные историки народ в эпоху, когда для него был закрыт непосредственный доступ к средствам письменной фиксации культурных ценностей.

      Народной  культуре средневековья не повезло  в науке. Обычно, когда говорят  о ней, упоминают самое большее  остатки древнего мира и эпоса, пережитки 

      язычества. В тех сравнительно редких случаях, когда современный специалист обращается к народной религиозности средневековья, у него не находится для нее иных характеристик как «наивная», «примитивная», «неотесанная», «грубая», «поверхностная», «паралогическая», «ребяческая2; это религия «народа-ребенка», переполненная суевериями и ориентированная на сказочное и баснословное.

      Критерии  для подобных оценочных суждений берут из «высокой» религии просвещенных и именно с их позиции судят  о сознании и эмоциональной жизни простолюдинов, не ставя перед собой задачи рассмотреть ее «изнутри», руководствуясь ее собственной логикой. [2, стр. 9]

      Таким образом, долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как на «темные  века». Основы такой позиции были заложены просветителями. Однако история культуры западноевропейского общества была далеко не столь однозначна.

 

       1. Общая характеристика социокультурной  ситуации. Периодизация и предпосылки  формирования средневековой культуры  Западной Европы

      Термин "средневековье" возник в эпоху  Ренессанса. Мыслители итальянского Возрождения понимали его как  мрачные "срединные" века в развитии европейской культуры, время всеобщего  упадка, лежащее посередине между  блестящей эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом европейской культуры, возрождением античных идеалов. И хотя позже, в эпоху романтизма, возник "светлый образ" средневековья, обе эти оценки средневековья создавали крайне односторонние и ложные образы этого важнейшего этапа развития западноевропейской культуры.

      На  самом деле все обстояло гораздо  сложнее. Это была сложная, многообразная, противоречивая культура, как и сложным  иерархическим образованием было средневековое  общество.

      Западноевропейская  средневековая культура представляет собой качественно новую ступень развития европейской культуры, следующую после античности и охватывающую более чем тысячелетний период ( V - XV вв.).

      Переход от античной цивилизации к средневековью  был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры. Глубинный кризис римской цивилизации, выразившийся в кризисе всего социально-экономического строя, лежащего в ее основе, обозначился уже в III в. Остановить процесс начавшегося распада было невозможно. Не помогла и духовная реформа императора Константина, превратившая христианскую религию в дозволенную, а затем и господствующую. Варварские народы охотно принимали крещение, но это отнюдь не уменьшало силу их натиска на одряхлевшую империю.

      Во-вторых - Великим переселением народов (с IV по VII вв.), в ходе которого десятки  племен устремились к завоеванию новых земель. С 375 г., когда первые отряды вестготов пересекли дунайскую границу империи, и до 455 г. (взятие вандалами Рима) продолжался мучительный процесс угасания величайшей цивилизации. Переживающая глубокий внутренний кризис Западная Римская империя не смогла противостоять волнам варварских нашествий и в 476 г. прекратила свое существование. В результате варварских завоеваний на ее территории возникли десятки варварских королевств.

      С падением Римской империи начинается история западноевропейского средневековья (Восточная Римская империя - Византия - существовала еще 1000 лет - до сер. XV в.)

      Становление средневековой культуры происходило  в результате драматического и противоречивого  процесса столкновения двух культур - античной и варварской, сопровождавшегося, с одной стороны, насилием, разрушением  античных городов, утратой выдающихся достижений античной культуры (так, взятие Рима вандалами в 455 г. стало символом уничтожения культурных ценностей - "вандализмом"), с другой стороны, - взаимодействием и постепенным слиянием римской и варварской культур.

      Культурное  взаимодействие между варварскими племенами и Римом существовало и до гибели империи. После падения Рима культурное влияние античности происходило в форме освоения ее наследия (особенно способствовало этому освоение латыни, ставшей языком общеевропейского общения и правовых актов). Знание латыни позволило осмыслить не только античное право, но и науку, философию, искусство и т.д.

      Таким образом, становление средневековой  культуры происходило в результате взаимодействия двух начал: культуры варварских племен (германское начало) и античной культуры (романское начало). Третьим и важнейшим фактором, определившим процесс становления европейской культуры, стало христианство. Христианство стало не только ее духовной основой, но и тем интегрирующим началом, которое позволяет говорить о западноевропейской культуре как о единой целостной культуре.

      Таким образом, средневековая культура - это  результат сложного, противоречивого  синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства.

      Однако  влияние этих трех начал средневековой культуры на ее характер не было, да и не могло быть равнозначным. Доминантой средневековой культуры, ее духовным стержнем стало христианство. Оно выступало в качестве новой мировоззренческой опоры мировосприятия и мироощущения человека той эпохи.

      Социальной  основой средневековой культуры были феодальные отношения, для которых  характерны:

      Отчужденность от основного производителя (земля, на которой трудился крестьянин, являлась собственностью феодала).

      Условность (феод считался пожалованным за службу и, хотя позже он превратился в наследственное владение, формально за несоблюдение договора он мог быть отчужден у вассала).

      Иерархичность - собственность была как бы распределена между всеми феодалами сверху вниз, таким образом, полной частной собственностью не обладал никто. Это обусловило характерную для средневековья сословно-иерархическую структуру общества, так называемую феодальную лестницу - иерархию светских феодалов, где почти каждый мог быть и вассалом, и сюзереном одновременно с четкими взаимными обязательствами.

      На  основе феодальной земельной собственности  сформировались два основных полюса социокультурного поля средневековой  культуры - феодалы (светские и духовные) и феодально-зависимые производители - крестьяне, что, в свою очередь, обусловило существование двух полюсов средневековья: 1) ученой культуры духовной и интеллектуальной элиты, 2) культуры "безмолвствующего большинства", т.е. культуры простонародья, в массе своей безграмотного.

      Средневековая культура формировалась в условиях:

      - господства натурального хозяйства, существовавшего примерно до XIII в., когда оно начало превращаться в товарно-денежное в результате роста и усиления городов;

      - замкнутой феодальной вотчины - сеньории, являющейся основной хозяйственной, судебной и политической единицей;

      - слабой центральной власти,

      -феодальной раздробленности, порождавшей нескончаемые войны, смерть, разрушение.

      В основе периодизации средневековой  культуры - этапы развития ее социально-экономического фундамента - феодализма (его зарождения, развития и кризиса). Соответственно выделяют раннее Средневековье - V-IX вв., зрелое или высокое (классическое) Средневековье - X-XIII вв. и позднее Средневековье - XIV-XV вв.

      Раннее  Средневековье (V-IX вв.) - это период трагического, драматического перехода от античности к собственно средневековью. Христианство медленно входило в мир варварского бытия. Варвары раннего Средневековья несли своеобразное видение и ощущение мира, основанное на родовых связях человека и общности, к которой он принадлежал, дух воинственной энергии, чувство неотделимости от природы. В процессе становления средневековой культуры важнейшей задачей было разрушение "силового мышления" мифологического варварского сознания, уничтожение древних корней языческого культа силы.

      Становление раннесредневековой культуры представляет собой сложный, болезненный процесс  синтеза христианских и варварских традиций. Драматизм этого процесса был обусловлен противоположностью, разнонаправленностью христианских ценностно-мыслительных ориентаций и основанного на "силовом мышлении" варварского сознания. Лишь постепенно главная роль в формирующейся культуре начинает принадлежать христианской религии и церкви.

      Возникшие в VI веке варварские государства - вестготов (Испания), франков (Франция), остготов (Северная Италия), англо-саксонское (Англия) были слабыми и недолговечными. Наиболее заметные явления в культуре VI-первой половине VII вв. связаны с усвоением античного наследия в остготской Италии и вестготской Испании. Магистр остготского короля Теодориха Северин Боэций (ок. 480-524 гг.) стал одним из почитаемых средневековых ученых. Его труды по музыке, арифметике, теологические сочинения, переводы Аристотеля, Евклида стали основой средневекового образования и науки.

      Таким образом, раннее средневековье, с одной стороны, это эпоха упадка, варварства, постоянных завоеваний, бесконечных войн, драматического столкновения языческой и христианской культур, с другой - это время постепенного укрепления христианства, усвоения античного наследия (даже в этот трагический для Западной Европы период не пресекалась античная школьная традиция). В конце VI-начале VII вв. против языческой мудрости резко выступила церковь. Однако античная культура была достаточно сильно представлена в культуре раннего средневековья. Интерес к ней особенно усилился во времена так называемого Каролингского Возрождения. При дворе Карла Великого (742-814 гг.), восстановившего Западную Римскую империю, была создана "Академия" по примеру античной (члены которой даже называли себя римскими именами). В империи Карла Великого были открыты начальные школы при монастырях. Придворный императора Флакк Альбин Алкуин (ок. 735-804 гг.) и его ученики собирали античные рукописи, занимались их реставрацией, многое сделав для сохранения античного наследия для последующих поколений.

Информация о работе Культура эпохи Средневековья (Запад и Восток). Теоцентризм и универсализм средневековой культуры