Культура эпохи Просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 05:37, контрольная работа

Описание работы

Первая половина XIX в. с точки зрения истории – историческая эпоха, начавшаяся Великой французской революцией 1789-1793 гг. и завершившаяся в Европе в конце 1840-х г., а в ряде стран, в том числе в России, США, Индии, Китае, даже в конце 1580-х годов. С точки зрения литературного движения, периодизация которого вследствие относительно самостоятельного развития не совпадает или частично совпадает с исторической, новая эпоха литературы началась в последнее десятилетие XVIII в. и закончилась примерно в 1852 г. – год смерти В.А. Жуковского и Н.В. Гоголя. Первый из них «открыл» литературу XIX в., второй завершил ее первый этап.

Содержание

Отличительные черты Просвещения
Искусство в XVIII в. Рококо и сентиментализм.
Тест.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 36.01 Кб (Скачать)

    Сентименталисты были убеждены, что стремление к  добру не зависит от отвлеченных  требований просвещенного разума, а  заложено в природе человека. Когда  человек совершает добрые поступки, он вовсе не вспоминает о каком-либо долге или внимает велениям разума. Он слушает голос своей совести, им владеют чувства.

    Изобразительное искусство. В архитектуре, здесь русский национальный стиль вырабатывает новые черты, формы. Дальнейшее развитие получает Строгановская школа с ее мелким, кариграфическим письмом, тончайшей прорисовкой деталей. Прокопий Чирин, Никифор Савин, Емельян Москвитин – наиболее замечательные представители этой школы, работавшие в Москве, часто писавшие иконы о заказу Строгановых. Утонченность исполнения, красочных икон восхищали современников.

    В творчестве Симона Федоровича Ушакова( 1626-1686),мастера царской оружейной  палаты, крупнейшего русского художника  XVIIв., и других мастеров намечается стремление к реализму. Ушаков имел учеников – Ивана Максимова, Михаила Милютина и многих.

    Реалистические  тенденции в сочетании с яркими, жизнерадостными мотивами и красками русские мастера проявляли и при росписи церквей. Фрески церквей троицы в никитниках Москве (возможно, их авторы Владимиров и Ушаков),Ильи Пророка в Ярославле(Гурий Никитин, сила Савин «со дружиною») и многие другие поражают красочностью и богатством композиции, изобретательностью и оптимизмом, народным духом и обилием бытовых деталей.

    Черты реализма заметны и в портретном жанре. Если парсуны (портреты) царя Федора Ивановича(1600),М.В.Скопина-Шуйского(1610) сделаны в обычной иконописной манере, то изображение середины и второй половины XVIIв. Говорят о стремлении к портретномуискуству, реалистическому письму. Таковы портреты царей – Алексея Михаиловича(СюЛопутский),ФедораАлександровича(И.Богданова), патриарха Никона (И.Детерсон и Д.Вухтерс). на иконах появляются реалистические пейзажи(например, у Тихона Филатьева, конецXVIIв.), изображение зданий.

    Классицизм. литературное направление европейского масштаба, характеризующиеся рационализмом (разум – «верховный судья» над окружающим миром) и жанровым мышлением (жанровая система классицизма строго регламентирована и разделена на высокие, средние и низкие жанры). В качестве образца идеальной нормы классицизм выдвинул а центр изображения человека, наделенного высоким общественно-нравственным сознанием и чувствами, способного преобразовывать жизнь по законам разума.

      Барокко (итал. barocco - причудливый) - художественный стиль, преобладающий с конца XVI до середины XVIII вв. в искусстве Европы. Этот стиль зародился в Италии и распространился в других странах после эпохи Ренессанса. Основные черты барокко - парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств - основополагающая черта барокко.

      Стиль барокко был призван  прославлять и пропагандировать  могущество власти, знати и церкви, но вместе с тем он выразил  прогрессивные идеи о сложности  мироздания, безграничности и многообразии  мира, его изменчивости. Человек  в искусстве барокко воспринимается  как часть мира, как сложная  личность, переживающая драматические  конфликты.

    Особенность барокко - не соблюдение ренессансной гармонии ради более эмоционального контакта со зрителем. Архитектура  барокко отличается пространственным размахом, текучестью криволинейных  форм, слиянием объемов в динамическую массу, богатым скульптурным декором, связью с окружающим пространством.

    В живописи преобладали монументальные декоративные композиции на религиозные  или мифологические темы, парадные портреты, предназначенные для украшения  интерьеров.

    Типичная  для барокко религиозная композиция показывает святых или Мадонну в  окружении ангелов в вихре  взметнувшихся драпировок и курчавых облаков. Популярные в эту эпоху  сюжеты из классической мифологии изображались в столь же преувеличенной манере. Не все искусство барокко было, однако, пышным и лучезарным - мрачный  драматизм художников, подобных Караваджо, также принадлежит этому стилю.

    Рококо – стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей XVIII в.

    Он  представлял собой не столько  самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко. Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в.: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины,— его главный признак. Искусство рококо — это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу — они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на смену камерная хрупкая декоративность. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо.

    Самой распространенной формой живописного  произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой  или причудливо-изогнутой формы; в основе композиции и рисунка  лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и  нарядность. В своих колористических  исканиях рокайльные мастера шли  от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный  становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные  — вроде «цвета бедра испуганной нимфы». Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый  Антуан Ватто, давший наиболее совершенное  воплощение принципам этого стиля. Эмоциональность и меланхолическая  мечтательность придают характерам образов Ватто особую утонченность, которой уже не достигают непосредственные последователи мастера, превратившие его мотивы и манеру в изысканную и поверхностную моду (Ланкре, Патер, Кийар).

    Крупнейшим  мастером собственно рокайльного искусства  стал ученик Франсуа Лемуана Франсуа  Буше, мастер занимательных любовных сюжетов, великолепный колорист и рисовальщик. Живопись Буше диктовала законы целой  плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др.) и это  влияние продержалось во Франции  вплоть до Революции 1789. Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к  самым разным жанрам живописи: Ж. М. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Последним крупным  живописцем рококо был Жан Оноре  Фрагонар, тонкий портретист и пейзажист, как и Ватто, не вписывающийся  в рамки просто модного стиля.

    Скульптура  рококо менее значительна и своеобразна, чем живопись. Большое распространение  в искусстве рококо и всего 18 века получили портретные бюсты и маленькие  скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион.

    Для архитектуры рококо характерно то, что главное внимание зодчего  сосредоточивалось на интерьере. Во Франции в трактовке фасада продолжал  господствовать классицизм 17 в. Только ряд незначительных изменений смягчал  строгость архитектурного образа. Скульптурная деталь, применяемая для украшения  фасада, делается более выпуклой, приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям. Плоские пилястры большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид. Планы зданий рококо большей частью асимметричны и строятся часто на круглых, овальных и восьмиугольных комнатах; резкий прямой угол избегается даже между стеной и потолком, а линия соединения маскируется рельефным орнаментом, неподвижная плоскость стены дробится, углубляется, комнаты тем самым получают еще более нарядную причудливую форму. Стены окрашиваются в светлые, воздушные тона и украшаются живописными панно, резными панелями, зеркалами в вычурных золоченых рамах. Крупнейшие французские зодчие рококо: Робер Декотт, Габриэль, Боффран, Оппенор, Дельмер, Мейссонье. Франция явилась законодательницей эстетики рококо; европейские страны были неравномерно захвачены этим веянием. Наибольшее распространение рококо получило в Германии, особенно в Пруссии при дворе Фридриха II. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Крупнейшие представители рококо в Германии — архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф, живописцы Цик, Маульберч, Дитрих, скульптор Доннер. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе); под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий.

    Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет  графики. Почти все большие живописцы 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур  во Франции, Ходовецкий в Германии). Оформление книги, мастерство переплета, мебель, бронза и т. п. достигли большой  художественной высоты. Королевская  мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных  шпалер. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили  художественную посуду, а также статуэтки  из бисквита и фарфора.

 

  1. Тест
  2. Х. Рембрандт                            а. «Мальчик с собакой»
  3. П. Рубенс                                  б. «Даная»
  4. Х. Де Рибера                             в. «Сватая  Инесса»
  5. Б.Э. Мурильо                            г. «Менины»
  6. А. Ванн Дейк                            д. «Союз земли и воды»
  7. Веласкес                                    е. «Отдых на пути в Египте»
 

    1 –  б

    2 –  д

    3 –  в

    4 –  а 

    5 –  е

     6 – г

 

  1. Список  литературы
      1. Учебный справочник школьника: - под редакцией Н.Е. Рудомазина, Т.Д. Дажина, Н.В. Павлова: - Дрофа 1999
      1. История России с древнейших времен до конца XVII века: - под редакцией А.Н. Сахарова, В.И. Буганов: - Москва «Просвещение» 2007 г.
      2. http://staratel.com/pictures/barokko/main.htm

Информация о работе Культура эпохи Просвещения