Культура эпохи Античности (Древняя Греция, Рим)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:27, контрольная работа

Описание работы

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный», от лат. Antiguus –древний, для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………............. 3
1. Древнегреческая цивилизация…………………………………................ 4
1.1. Религия………………………………………………………………..…….. 8
1.2. Литература………………………………………………………..………… 9
1.3. Архитектура……………………………………………..………………… 10
1.4. Скульптура…………………………………………………..…………….. 11
1.5. Письменность и язык………………………………………..……………. 11
1.6. Костюм……………………………………………………………………...12
2. Древнеримская цивилизация…………………………….…………….... 13
2.1. Истоки римской цивилизации……………………………..…………...… 14
2.2. Религия………………………………………………………...…………... 14
2.3. Искусство……………………………………………………...………..…. 15
2.4. Литература, поэзия и театр……………………………………..……….... 16
2.5. Архитектура…………………………………………………..………….... 17
2.6. Письменность и язык………………………………………..…………..…18
2.7. Наука…………………………………………………………..…………… 18
Список литературы………………………………….……………….………… 20

Работа содержит 1 файл

Культура эпохи Античности (Древняя Греция, Рим).doc

— 116.00 Кб (Скачать)

      Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно заботиться. Римляне  верили, что умершие жили в том  месте, где их похоронили, и так же, как и живые, нуждались в пище. Обычно на могилы регулярно приносили немного пищи и цветы. Умершие предки считались богами покровителями — манами. Но, если об умерших не заботились их потомки, они преследовали живущих, становились злыми и мстительными лемурами. Семейный культ был одним важнейших и наиболее почитаемых в римской религии.

      Древним и почитаемым был культ богов, олицетворявших разные стороны земледелия, главного занятия римлян. Представления  о богах, первоначально как о  безликих и абстрактных духах, постепенно развивались, и уже в V в. до н.э. римляне изображали многих своих богов в человеческом образе. Начиная       с III в до н.э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, божество входа и выхода, всякого начала.

      Для того чтобы боги заботились о людях  и о государстве, им нужно было приносить жертвы и возносить  молитвы-просьбы, производить особые ритуальные действия. При жертвоприношении зачитывалась молитва, причем особенно следили за тем, чтобы молитва была произнесена точно, так как малейшее искажение делало ее недействительной.

2.3. Искусство

        Искусство древнего Рима развивалось  в рамках рабовладельческого  общества, поэтому именно эти  два основных компонента имеют в виду, когда говорят об “античном искусстве”. Искусство Рима считают завершением художественного творчества античного общества. Искусство древнего Рима - явление самостоятельное, определявшееся ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими факторами. 

      В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с  иллюзорной трактовкой объемов и форм — фреска, мозаика, станковая живопись. Архитектура достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым было у римлян и их понимание взаимосвязи художественной формы и пространства. В римской архитектуре предпочтение отдавалось замкнутым формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в стену.

      Тот же принцип проявлялся и в скульптуре. Пластичные формы греческих атлетов  всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину, набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе. 

      Конец римского искусства формально и  условно может быть определен  падением Империи. Периодизация римского искусства — одна из самых сложных  проблем его истории. В отличие  от принятой и широко распространенной периодизации древнегреческого искусства, обозначающей годы становления архаикой, время расцвета — классикой и кризисные века — эллинизмом. Историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами императорских династий.

      Если  наметить основные этапы истории  древнеримского искусства, то в общих  чертах их можно представить так: древнейшая VII - V вв. до н.э. и республиканская  эпохи V в.  до н.э. - I в.  до н.э. — период становления римского искусства. В этих широких временных границах медленно формировались принципы  римского творчества.     Расцвет римского искусства приходится на I-II вв. н.э. В рамках этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить: ранний период — время Августа, первый период — годы правления Юлиев - Клавдиев и Флавиев, второй — время Траяна; поздний период — время позднего Адриана и последних Антонионов.

2.4. Литература, поэзия и театр

      У римлян литературному творчеству отдельных  писателей предшествовало устное народное творчество. К сожалению, произведения римского народного творчества не были записаны и не сохранились, за исключением маленьких отрывков. На этом случайном основании некоторые ученые считали римлян неспособными к поэтическому творчеству.

      Однако и те отрывки народной поэзии, которые дошли до нашего времени, и косвенные указания говорят о том, что римляне, как и другие народы, выражали свои чувства в поэтической форме.

      Народные  поэтические произведения были написаны особым стихотворным размером, так  называемым сатурническим стихом, близким  по своей ритмике к былинным стихам других народов.

      Наряду  с поэзией делает первые шаги и  римская проза. Велись коллегией  понтификов погодные записи наиболее крупные события, летописи, заключались договоры, тексты которых записывались на латинском языке

      На  становление и развитие римской  литературы оказало большое влияние  не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература.

      Первые  собственно литературные произведения были произведениями подражательными. Да и трудно было первым римским  поэтам и писателям создать оригинальные произведения на латинском языке.

      Не  удивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом был Ливий Андроник, грек из города Тарента. Римская комедия и трагедия развивались в значительной степени под влиянием греческих образцов и считались жанрами не исконно римскими. Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры. Как литературный жанр, сатура получила большое развитие в творчестве Гая Луцилия.

      2.5. Архитектура

      Развитие  римской архитектуры было тесно  связано с ходом римской истории, усложнением общественных отношений, ростом римского города; оно происходило под греческим и этрусским влиянием. Ранний город строился без плана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные жилища из дерева и сырцового кирпича. Крупными общественными зданиями были лишь храмы. Внутри города сохранились пустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады.         Рост населения Рима привел к застройке пустырей, уплотнению построек. Некоторые улицы были вымощены булыжником.

      В результате римских завоеваний разного  рода богатства потекли в Рим. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть  в своих зданиях и архитектурных  сооружениях идею силы, мощи и величия, которое подавляет человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые поражают воображение своими размерами. Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, множеству украшений, больший (чем у греков) интерес к практической стороне дела, созданию преимущественно не храмовых комплексов, а практических зданий и сооружений (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли при сооружении зданий арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры.

      Римская архитектура в период IV—I вв. до н.э. прошла два периода своего развития. Первый период обнимает IV—III вв. до н.э. Римская архитектура этого времени развивалась под сильным влиянием этрусской архитектуры. Ведущим типом сооружений являются военно-инженерные (оборонительные стены). Второй период — это I – II в. до н.э. Он характеризуется широким применением бетона и сводчатых конструкций.

      По  преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии.           С конца III в. до н.э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй.

      2.6. Письменность и язык

      Римляне были частью латинского племени, населявшего  область Лациум, и говорили на латинском  языке. Латинский язык принадлежал  к индоевропейской семье языков и был родственен греческому, иранскому, санскриту, германским и славянским языкам. При завоевании Римом италийских племен латинский язык распространился по всей Италии, вытесняя местные языки и наречия.

      По  мере распространения латинского языка  и вытеснения им местных языков и  наречий в него проникли многие элементы этих языков (буквы, слова, словосочетания и т.д.). Особенно большое влияние на развитие латинского языка оказал родственный ему греческий язык и, вероятно, этрусский язык.

      Заимствованный  алфавит от греков или этрусков, римляне приспособили его к звуковым особенностям своего языка и несколько изменили. Они, например, не употребляли ряд букв необходимых для изображения звуков, существующих в греческом или этрусском языках, но отсутствующих в латинском.

      Латинский алфавит известен с VII в. до н.э., и с этого времени начинается латинская письменность. Писчими материалами были камень (для надгробий, монументальных памятников), медные пластины, специально обработанная кожа — пергамент, покрытые тонким слоем воска деревянные дощечки, папирус.

2.7. Наука

      Важнейшей чертой развития науки являлось происходившее  в V в. до н.э. выделение из натурфилософии отдельных наук. Показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с деятельностью Гиппократа.

      Математика  развилась, прежде всего, под влиянием пифагорейских ученых. В V в. до н.э. она превращается в самостоятельную научную дисциплину. Прогресс математического знания особенно заметен в арифметике, геометрии, стереометрии. К V в. до н.э. относятся также значительные успехи в астрономии.

      Большое развитие получила наука о праве, правоведение, или юриспруденция. В I в. до н.э. зародилась и римская филология. Появились специальные исследования по грамматике, об употреблении букв, возникновении латинского языка, филологические комментарии к комедиям и трагедиям писателей II в. до н.э. Наиболее крупными специалистами в области римской филологии были Нигидий Фигул и его ученик Теренций Варрон. Римская наука унаследовала ряд греческих изысканий, но в отличие от них (особенно в сфере математики и механики) имела в основном прикладной характер. По этой причине всемирное распространение получили именно римская нумерация и юлианский календарь. В то же время её характерной чертой было изложение научных вопросов в литературно-занимательной форме. Особенного расцвета достигли юриспруденция и сельскохозяйственные науки, большое число трудов было посвящено архитектуре и градостроительной и военной технике. Крупнейшими представителями естествознания были учёные-энциклопедисты Гай Плиний Секунд Старший, Марк Теренций Варрон и Луций Анней Сенека. 

Древнеримская философия развивалась преимущественно  в фарватере греческой, с которой  она была в значительной мере связана. Наибольшее распространение в философии  получил стоицизм. 

Замечательных успехов достигла Римская наука  в области медицины. Среди выдающихся медиков Древнего Рима можно отметить: Диоскорида — фармаколога и одного из основателей ботаники, Сорана Эфесского — акушера и педиатра, Клавдия Галена — талантливого анатома, раскрывшего функции нервов и головного мозга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

  1. Андре Боннар Греческая цивилизация Ростов-на-Дону, "Феникс", 1994.
  2. История древнего Рима / Под ред. Бокщанина А. Г. — М., Высшая школа, 1971.
  3. Древние цивилизации / Под общей ред. Бонгард-Левина Г. М. — М., Мысль, 1989.
  4. Казимеж Куманецкий История культуры Древней Греции и Рима М., "Высшая школа", 1990.
  5. Лев Любимов  Искусство Древнего Мира М., "Просвещение", 1971.

Информация о работе Культура эпохи Античности (Древняя Греция, Рим)