Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:27, контрольная работа
Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный», от лат. Antiguus –древний, для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию.
Введение…………………………………………………………………............. 3
1. Древнегреческая цивилизация…………………………………................ 4
1.1. Религия………………………………………………………………..…….. 8
1.2. Литература………………………………………………………..………… 9
1.3. Архитектура……………………………………………..………………… 10
1.4. Скульптура…………………………………………………..…………….. 11
1.5. Письменность и язык………………………………………..……………. 11
1.6. Костюм……………………………………………………………………...12
2. Древнеримская цивилизация…………………………….…………….... 13
2.1. Истоки римской цивилизации……………………………..…………...… 14
2.2. Религия………………………………………………………...…………... 14
2.3. Искусство……………………………………………………...………..…. 15
2.4. Литература, поэзия и театр……………………………………..……….... 16
2.5. Архитектура…………………………………………………..………….... 17
2.6. Письменность и язык………………………………………..…………..…18
2.7. Наука…………………………………………………………..…………… 18
Список литературы………………………………….……………….………… 20
Для религиозного греческого сознания, особенно на этой стадии развития, не характерна идея всемогущества божества, над миром олимпийских богов царила безликая сила — Судьба (Ананка). Из-за политической раздробленности и отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая религия. Возникло большое количество очень близких, но не идентичных религиозных систем. По мере развития полисного мировоззрения оформлялись представления об особой связи отдельных божеств с тем или иным полисом, покровителями которого они выступали.
Для
греческого мировоззрения характерен
не только политеизм, но и
представление о всеобщей одушевленности
природы. Каждое природное явление,
каждая река, гора, роща имели
свое божество. С точки зрения
грека, не было непреодолимой
грани между миром людей
и миром богов, посредствующим
звеном между ними выступали
герои. Такие герои, как Геракл,
за свои подвиги приобщались
к миру богов.
В классическую эпоху греческая литература переживает расцвет. Последний и самый выдающийся певец греческой аристократии Пиндар слагал торжественные оды в честь победителей на всеэллинских спортивных состязаниях — Олимпийских, Пифийских (в Дельфах) и др. Пиндар не описывает самих состязаний. Победа интересует его как возможность для прославления доблести в лице победителя. Доблесть не есть личное качество победителя, она передается по наследству в знатных родах в силу их божественного происхождения.
С начала VI века уже наблюдается начало упадка литературы. Большое развитие в этот период получают те литературные жанры, которые непосредственно отвечали на вопросы, выдвигаемые частным и общественным бытом: продолжает развиваться красноречие и создается философский диалог.
V век до н. э. — время расцвета драматического искусства. Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая. Наиболее острым в политическом отношении жанром являлась аттическая комедия, которая по происхождению и по социальным симпатиям была наиболее близка крестьянству. Крупнейший представитель этой комедии — Аристофан, расцвет творчества которого падает на годы Пелопоннесской войны. Особенностью всех древних драм был хор, который пением и танцами сопровождал все действие. Эсхил ввел двух актеров вместо одного, уменьшив партии хора и, сосредоточив основное внимание на диалоге, сделал решительный шаг для превращения трагедии из мимической хоровой лирики в подлинную драму. Женские роли исполнялись мужчинами.
Древнегреческий
театр, особенно афинский, был
тесно связан с жизнью полиса,
будучи по существу вторым народным
собранием, где обсуждались
самые животрепещущие вопросы.
Сходство с народным собранием
усиливалось благодаря тому, что
театральные представления давались
по праздникам.
1.3. Архитектура
Архаическая эпоха — время
становления греческой
В
классическую эпоху в греческом
градостроительстве хорошо прослеживаются
новые тенденции. Большинство
греческих городов сохраняло традиционную
хаотическую систему застройки
с узкими кривыми улицами, отсутствием
удобств. Однако родившаяся
в эпоху греческой колонизации
регулярная система планировки
начинает оказывать влияние
на градостроительную теорию
и практику. Основным типом общественного
здания по-прежнему оставался
храм. В первой половине V
в. до н.э. были созданы
наиболее значительные произведения
дорийского зодчества: величественные
храмы в г. Посейдонии в Южной
Италии и храм Зевса в
Олимпии. Последний считался
самым замечательным среди всех
эллинских святилищ. Особое
место в истории древнегреческого
зодчества занимает комплекс сооружений
на афинском акрополе. Разрушенный
персами в 480 г. до н.э., он
заново отстраивался в течение
всего V в. до н.э. Ансамбль
Акрополя считается вершиной
древнегреческой архитектуры.
1.4. Скульптура
Скульптура
и живопись Греции в V
в. до н.э. развивали традиции предшествующего
времени. Основными оставались
изображения богов и героев — покровителей
полиса и “идеальных” граждан.
В архаическую эпоху возникает монументальная
скульптура — вид искусства, ранее
неизвестный Греции. Древнейшие
скульптуры представляли собой
изображения, грубо вырезанные
из дерева, часто инкрустированные
слоновой костью и покрытые
листами бронзы. Монументальная
греческая живопись известна
намного хуже, чем вазопись.
В греческой вазописи
V в. до н.э. преобладает краснофигурный
стиль. Очертания фигур обводились
черным лаком, после чего
лаком закрашивали весь фон,
а фигуры сохраняли естественный
цвет глины.
1.5. Письменность и язык
Величайшим достижением греческой культуры архаической эпохи стало создание алфавитного письма. Преобразовав финикийскую слоговую систему, греки создали простой способ фиксации информации. Для того чтобы научиться писать и считать, теперь не нужны были годы упорного труда, произошла “демократизация” системы обучения, позволившая постепенно сделать практически всех свободных жителей Греции грамотными.
В классическом виде греческий алфавит, состоявший из 24 букв, сложился к концу V в. до н. э. В древнейших надписях направление письма шло справа налево, затем в течение некоторого времени использовался способ письма под названием бустрофедон (буквально «поворот быка») — направление письма чередовалось от строки к строке. В IV в. до н. э. окончательно утвердилось современное направление — слева направо. В эллинистическую эпоху в надписях стали применяться надстрочные знаки, обозначавшие три типа ударения и два типа придыхания.
Древнегре́ческий язы́к — язык индоевропейской семьи, предок греческого языка, распространённый на территории греческой ойкумены в эпоху с конца 2 тысячелетия до н. э. до V века нашей эры.
Выделяют различные периоды развития языка: протогреческий (XX-XVII века до н. э.), микенский (XVI-XII века до н. э.), постмикенский (XI-IX века до н. э.), архаический (VIII-VI века до н. э.), классический (V-IV века до н. э.), эллинистический (III век до н. э. — IV век н. э.); на каждом этапе развития языка существовали значительно различающиеся диалекты.
Древнегреческий язык — язык поэм «Илиада» и «Одиссея» Гомера, философии и литературы времени золотого века Афин, Нового Завета. На нём говорили в полисах классической эпохи, империи Александра Македонского и царствах диадохов, древнегреческий язык был вторым официальным языком Римской империи и основным на ранних этапах существования Восточной Римской империи (постепенно перерождаясь в средневековый (византийский) греческий). В средние века стал образцом литературного языка Византии, получил статус классического в Западной Европе в эпоху Возрождения и повлиял на развитие нового греческого языка — кафаревусу (в отличие от противопоставляемой последней димотики).
1.6. Костюм
Эллинское представление о прекрасном в полной мере воплотилось в костюме. Его гармония определялась симметрией и подчинением естественным линиям человеческого тела.
На
протяжении веков греческий костюм
неоднократно менялся — от простых
одежд архаического периода до сложных
изысканных нарядов эпохи эллинизма.
Но главное в нём оставалось неизменным:
одежда никогда не кроилась и почти не
сшивалась. Красоту и «фасон» ей придавала
драпировка, в которой жители Эллады за
долгие века достигли исключительного
мастерства. Складки то эффектно подчёркивали
формы тела, то скрывали его недостатки.
Для сохранения драпировок в края полотнищ
вшивали маленькие свинцовые грузики,
нередко замаскированные сверху кисточками.
2.
Древнеримская цивилизация
По вопросу о месте возникновения Римской цивилизации существует две точки зрения, одни исследователи, такие как немецкий философ Освальд Шпенглер и английский историк Арнольд Тойнби, полагали, что Римская цивилизация не является самостоятельным цивилизационным этапом, это всего лишь кризисный период в развитии античной цивилизации, последняя стадия греко-римской цивилизации. Согласно их концепции цивилизация-это в первую очередь культура. Римская культура, с их точки зрения, не достигла тех высот, на которые поднялась греческая культура, они считали, что та цивилизация очень утилитарна. В этой цивилизации духовность и нравственность отодвинуты на второй план, а в первую очередь развивались прикладные науки, техника, все то, что нужно человеку в сиюминутной жизни. Они считали, что духовная культура римлян носит подражательный характер. Существует, также и другое мнение, которое доминирует в настоящее время в мировой историографии, оно сводится к тому, что именно те недостатки, которые отмечали Тойнби и Шпенглер, являются ее индивидуальностью, тем, что дает ей полную характеристику. Что же особенное есть в этой цивилизации? Во-первых, установление демократической формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями, во-вторых—непрерывные войны. Именно эти два фактора и стимулировали развитие цивилизации, определяли весь ее исторический облик.
Определим
хронологические рамки
Этот
последний период делится на
два этапа: принципата 30 г. до
н.э-.284 г н.э. и доминиата- 284- 476г
н.э.
2.1.
Истоки Римской цивилизации.
Важнейшим
центром Средиземноморской
2.2. Религия
В повседневной жизни римлян религия играла очень важную роль. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления природы и общественной жизни. Римская религия зародилась еще в недрах родового строя и к концу республиканского периода прошла длительный путь развития. В римской религии долгое время сохранялись остатки религиозных первобытных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма. Особенно долго сохранялся в римской религии анимизм, вера в безличных и абстрактных духов, обитающих во всех окружающих человека материальных предметах.
В силу консервативности мышления и медленного развития, свойственных идеологии города-государства, в религии долгое время сохранялись родовые и семейные культы. Каждая семья находилась под покровительством своих божеств, имела свои святыни и свой культ: центром семейного культа был очаг, а его главным жрецом был отец семейства.
Информация о работе Культура эпохи Античности (Древняя Греция, Рим)