Культура эпохи Античности (Древняя Греция, Рим)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:27, контрольная работа

Описание работы

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный», от лат. Antiguus –древний, для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………............. 3
1. Древнегреческая цивилизация…………………………………................ 4
1.1. Религия………………………………………………………………..…….. 8
1.2. Литература………………………………………………………..………… 9
1.3. Архитектура……………………………………………..………………… 10
1.4. Скульптура…………………………………………………..…………….. 11
1.5. Письменность и язык………………………………………..……………. 11
1.6. Костюм……………………………………………………………………...12
2. Древнеримская цивилизация…………………………….…………….... 13
2.1. Истоки римской цивилизации……………………………..…………...… 14
2.2. Религия………………………………………………………...…………... 14
2.3. Искусство……………………………………………………...………..…. 15
2.4. Литература, поэзия и театр……………………………………..……….... 16
2.5. Архитектура…………………………………………………..………….... 17
2.6. Письменность и язык………………………………………..…………..…18
2.7. Наука…………………………………………………………..…………… 18
Список литературы………………………………….……………….………… 20

Работа содержит 1 файл

Культура эпохи Античности (Древняя Греция, Рим).doc

— 116.00 Кб (Скачать)

      Для  религиозного  греческого  сознания,  особенно  на  этой  стадии  развития, не характерна  идея  всемогущества  божества,  над  миром  олимпийских  богов  царила  безликая  сила — Судьба (Ананка).  Из-за  политической  раздробленности  и  отсутствия жреческого  сословия  у  греков  не  сложилась  единая  религия.  Возникло  большое количество  очень  близких,  но  не  идентичных  религиозных  систем.  По  мере  развития полисного  мировоззрения  оформлялись  представления  об  особой  связи  отдельных божеств  с  тем  или  иным  полисом,  покровителями  которого  они  выступали.

      Для  греческого  мировоззрения  характерен  не  только  политеизм,  но  и  представление  о  всеобщей  одушевленности  природы.  Каждое  природное  явление, каждая  река,  гора,  роща  имели  свое  божество.  С  точки  зрения  грека,  не  было непреодолимой  грани  между  миром  людей  и  миром  богов,  посредствующим  звеном между  ними  выступали  герои.  Такие  герои,  как  Геракл,  за  свои  подвиги  приобщались  к  миру  богов.  
 
 
 
 
 

                                 1.2. Литература 

      В  классическую  эпоху  греческая  литература  переживает  расцвет.  Последний  и самый  выдающийся  певец  греческой  аристократии  Пиндар  слагал  торжественные  оды  в  честь  победителей  на  всеэллинских  спортивных  состязаниях — Олимпийских, Пифийских (в Дельфах)  и  др.  Пиндар  не  описывает  самих  состязаний.  Победа  интересует  его  как  возможность  для  прославления  доблести  в  лице  победителя. Доблесть  не  есть  личное  качество  победителя,  она  передается  по  наследству  в  знатных  родах  в  силу  их  божественного  происхождения.

      С  начала  VI  века  уже  наблюдается  начало  упадка  литературы.  Большое  развитие  в  этот  период  получают  те  литературные  жанры,  которые  непосредственно отвечали  на  вопросы,  выдвигаемые  частным  и  общественным  бытом:  продолжает развиваться  красноречие  и  создается  философский  диалог.

      V век  до  н. э. — время   расцвета  драматического  искусства.  Важнейшими драматическими  жанрами  были  трагедия,  сюжетами  которой  служили  мифы  о  богах  и  героях,  и   комедия,  чаще  всего  политическая.  Наиболее  острым  в  политическом отношении  жанром  являлась  аттическая  комедия,  которая  по  происхождению  и  по социальным  симпатиям  была  наиболее  близка  крестьянству.  Крупнейший представитель  этой  комедии — Аристофан,  расцвет  творчества  которого  падает  на  годы  Пелопоннесской  войны.  Особенностью  всех  древних  драм  был  хор,  который пением  и танцами сопровождал все действие.  Эсхил ввел  двух  актеров вместо  одного,  уменьшив  партии  хора  и,  сосредоточив  основное   внимание  на  диалоге, сделал  решительный шаг для превращения трагедии  из  мимической  хоровой  лирики  в  подлинную  драму.  Женские  роли  исполнялись  мужчинами.

      Древнегреческий  театр,  особенно  афинский,  был  тесно  связан  с  жизнью полиса,  будучи по  существу  вторым  народным  собранием,  где  обсуждались  самые животрепещущие  вопросы.  Сходство  с  народным  собранием  усиливалось  благодаря тому,  что  театральные  представления  давались  по  праздникам.  
 
 
 
 

1.3. Архитектура

        Архаическая  эпоха — время   становления  греческой  архитектуры.  Жилища  того времени  просты  и  примитивны,  все  силы  общества  обращены  на  монументальные сооружения,  прежде  всего  храмы.  Среди  них  первенствовали  храмы  богов — покровителей  общины.  Характерная  особенность  греческой  архитектуры — применение  ордеров,  т.е.  особой  системы  построения,  которая  подчеркивает архитектонику  здания,  придает  выразительность  несущим  и  несомым  элементам конструкции,  выявляя  их  функцию.  Ордерное  здание  обычно  имеет  ступенчатое основание,  на  него  ставился  ряд  несущих  вертикальных  опор — колонн, поддерживавших  несомые  части — антаблемент,  который  отражал  конструкцию балочного  перекрытия  и  крыши.  Храм  как  институт  способствовал  развитию различных видов искусства. Рано установился обычай приношения даров в храм,  ему жертвовали  часть  добычи,  захваченной  у  врагов,  оружие,  подношения  по  случаю избавления  от  опасности  и  т.д.  Значительную  часть  таких  даров  составляли произведения  искусства.

      В  классическую  эпоху  в  греческом  градостроительстве  хорошо прослеживаются  новые  тенденции.  Большинство  греческих  городов  сохраняло традиционную  хаотическую  систему  застройки  с  узкими  кривыми  улицами, отсутствием  удобств.  Однако  родившаяся  в  эпоху  греческой  колонизации  регулярная система  планировки  начинает  оказывать  влияние  на  градостроительную  теорию  и практику.  Основным  типом  общественного  здания  по-прежнему  оставался  храм.  В  первой  половине  V  в.  до  н.э.  были  созданы  наиболее  значительные  произведения дорийского  зодчества:  величественные  храмы  в  г. Посейдонии  в  Южной  Италии  и  храм  Зевса  в  Олимпии.  Последний  считался  самым  замечательным  среди  всех эллинских  святилищ.  Особое  место  в  истории  древнегреческого  зодчества  занимает комплекс  сооружений  на  афинском  акрополе.  Разрушенный  персами  в  480 г.  до н.э., он  заново  отстраивался  в  течение  всего  V  в.  до н.э.  Ансамбль  Акрополя  считается вершиной   древнегреческой  архитектуры.  

      1.4. Скульптура

      Скульптура  и  живопись  Греции  в  V  в.  до н.э.  развивали традиции предшествующего времени.  Основными оставались  изображения богов и героев — покровителей  полиса  и “идеальных” граждан.  В архаическую эпоху возникает монументальная  скульптура — вид искусства,  ранее неизвестный  Греции.  Древнейшие скульптуры  представляли  собой  изображения,   грубо  вырезанные  из  дерева,  часто инкрустированные  слоновой  костью  и  покрытые  листами  бронзы.  Монументальная греческая  живопись  известна  намного  хуже,   чем  вазопись.  В  греческой  вазописи     V в.  до  н.э.  преобладает  краснофигурный  стиль.  Очертания   фигур  обводились  черным  лаком,  после  чего  лаком   закрашивали  весь  фон,  а  фигуры  сохраняли естественный  цвет  глины.  

      1.5. Письменность и язык

      Величайшим  достижением  греческой  культуры  архаической  эпохи  стало создание  алфавитного  письма.  Преобразовав  финикийскую  слоговую  систему,  греки создали  простой  способ  фиксации  информации.  Для  того  чтобы  научиться  писать  и считать,  теперь  не  нужны  были  годы  упорного  труда,  произошла  “демократизация” системы  обучения,  позволившая   постепенно  сделать  практически  всех  свободных жителей  Греции  грамотными.

      В классическом виде греческий алфавит, состоявший из 24 букв, сложился к концу V в. до н. э. В древнейших надписях направление письма шло справа налево, затем в течение некоторого времени использовался способ письма под названием бустрофедон (буквально «поворот быка») — направление письма чередовалось от строки к строке. В IV в. до н. э. окончательно утвердилось современное направление — слева направо. В эллинистическую эпоху в надписях стали применяться надстрочные знаки, обозначавшие три типа ударения и два типа придыхания.

      Древнегре́ческий язы́к — язык индоевропейской семьи, предок греческого языка, распространённый на территории греческой ойкумены в эпоху с конца 2 тысячелетия до н. э. до V века нашей эры.

      Выделяют  различные периоды развития языка: протогреческий (XX-XVII века до н. э.), микенский (XVI-XII века до н. э.), постмикенский (XI-IX века до н. э.), архаический (VIII-VI века до н. э.), классический (V-IV века до н. э.), эллинистический (III век до н. э. — IV век н. э.); на каждом этапе развития языка существовали значительно различающиеся диалекты.

      Древнегреческий язык — язык поэм «Илиада» и «Одиссея»  Гомера, философии и литературы времени  золотого века Афин, Нового Завета. На нём говорили в полисах классической эпохи, империи Александра Македонского и царствах диадохов, древнегреческий язык был вторым официальным языком Римской империи и основным на ранних этапах существования Восточной Римской империи (постепенно перерождаясь в средневековый (византийский) греческий). В средние века стал образцом литературного языка Византии, получил статус классического в Западной Европе в эпоху Возрождения и повлиял на развитие нового греческого языка — кафаревусу (в отличие от противопоставляемой последней димотики).

      1.6. Костюм

      Эллинское представление о прекрасном в  полной мере воплотилось в костюме. Его гармония определялась симметрией и подчинением естественным линиям человеческого тела.

      На  протяжении веков греческий костюм неоднократно менялся — от простых  одежд архаического периода до сложных  изысканных нарядов эпохи эллинизма. Но главное в нём оставалось неизменным: одежда никогда не кроилась и почти не сшивалась. Красоту и «фасон» ей придавала драпировка, в которой жители Эллады за долгие века достигли исключительного мастерства. Складки то эффектно подчёркивали формы тела, то скрывали его недостатки. Для сохранения драпировок в края полотнищ вшивали маленькие свинцовые грузики, нередко замаскированные сверху кисточками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Древнеримская цивилизация 

    По  вопросу о месте возникновения  Римской цивилизации существует две точки зрения, одни исследователи, такие как немецкий философ Освальд Шпенглер и английский историк Арнольд Тойнби, полагали, что Римская цивилизация не является самостоятельным цивилизационным этапом, это всего лишь кризисный период в развитии античной цивилизации, последняя стадия греко-римской цивилизации. Согласно их концепции цивилизация-это в первую очередь культура. Римская культура, с их точки зрения, не достигла тех высот, на которые поднялась греческая культура, они считали, что та цивилизация очень утилитарна. В этой цивилизации духовность и нравственность отодвинуты на второй план, а в первую очередь развивались прикладные науки, техника, все то, что нужно человеку в сиюминутной жизни. Они считали, что духовная культура римлян носит подражательный характер. Существует, также и другое мнение, которое доминирует в настоящее время в мировой историографии, оно сводится к тому, что именно те недостатки, которые отмечали Тойнби и Шпенглер, являются ее индивидуальностью, тем, что дает ей полную характеристику. Что же особенное есть в этой цивилизации? Во-первых, установление демократической формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями, во-вторых—непрерывные войны. Именно эти два фактора и стимулировали развитие цивилизации, определяли весь ее исторический облик.

    Определим хронологические рамки существования  Римской цивилизации, она уникальна  тем, что период ее существования  мы можем назвать не только с точностью  до столетия и даже до года, но и даже с точностью до дней. Условно, днем основания Рима и всей Римской цивилизации считается 21 апреля 753 года до н. э., финал наступил тогда, когда был свергнут последний Римский император Ромул Августул., это произошло 23 августа 476 г н.э. Таким образом, Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода: 

    • царский 8-6 вв. до н.э.,
    • период римской республики 4-1 вв. до н.э.,
    • период римской империи 1 в. до н.э.- 5 в. н. э.

 Этот  последний период делится на  два этапа: принципата 30 г. до  н.э-.284 г н.э. и доминиата- 284- 476г н.э. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1. Истоки Римской цивилизации. 

      Важнейшим центром Средиземноморской империи  был город Рим, население которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных  частях огромной державы возникли в I—III вв. н.э. другие большие города. Столицу империи и другие большие города украшали великолепные крупные здания — храмы местных и общеимперских божеств, дворцы, “базилики”, портики для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли представления — травля зверей, бои гладиаторов, публичные казни. В цирках происходили скачки на запряженных четверками лошадей колесницах — “квадригах”.   Полы и стены храмов, дворцов, базилик, домов богатых рабовладельцев были украшены тонко выполненными мозаичными орнаментами и даже целыми картинами. В северных провинциях многие дома имели отопление. Из печей горячий воздух направлялся по глиняным трубам под полом различных помещений и создавал в них теплую атмосферу. Однако если общественные здания и дома богачей блистали роскошью отделки и удобствами, то жилища большинства свободного населения были убоги и неудобны. Сельские жители ютились в деревянных хижинах, крытых черепицей и отапливавшихся очагом, находившимся в середине помещения.

2.2. Религия

      В повседневной жизни римлян религия играла очень важную роль. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления природы и общественной жизни. Римская религия зародилась еще в недрах родового строя и к концу республиканского периода прошла длительный путь развития. В римской религии долгое время сохранялись остатки религиозных первобытных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма. Особенно долго сохранялся в римской религии анимизм, вера в безличных и абстрактных духов, обитающих во всех окружающих человека материальных предметах.

      В силу консервативности мышления и медленного развития, свойственных идеологии города-государства, в религии долгое время сохранялись  родовые и семейные культы. Каждая семья находилась под покровительством своих божеств, имела свои святыни и свой культ: центром семейного культа был очаг, а его главным жрецом был отец семейства.

Информация о работе Культура эпохи Античности (Древняя Греция, Рим)