Культура эпохи Абсолютизма и Просвещения (XVΙΙ-XVΙΙΙ вв.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:48, контрольная работа

Описание работы

Крупнейшими мыслителями и идеологами этой эпохи стали Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Руссо и др., они разработали новые человеческие и общественные идеалы "просвещенной жизни" и оказали огромное влияние на развитие прогрессивной буржуазной идеологии.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3

Общий обзор Просвещения …………………………………………………..3

Основные доминанты культуры европейского просвещения ……………...8

Стилевые и жанровые особенности искусства ...…………………………….11

Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей …………………………………………………………………..14

Значение культуры эпохи Просвещения ……………………………………..19

Заключение ……………………………………………………………………..21

Список литературы …………………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

Культура эпохи Абсолютизма и Просвещения (XVΙΙ-XVΙΙΙ вв.).doc

— 116.00 Кб (Скачать)

    Одно  из самых глубоких и остросатирических  произведений Вольтера “Кандид, или Оптимист” в полной мере отразило как общие тенденции развития просветительской литературы, так и оригинальные идеи и новизну подхода к их выражению самого автора. Судьба главного героя Кандида складывается непросто, годы жестоких разочарований потребовались ему для того, чтобы прийти к собственному мировосприятию. Неудержимые искания истины приводят Кандида сначала к прекраснодушному оптимизму (“все к лучшему в этом лучшем из миров”), основные положения которого Вольтер вложил в уста ученого-всезнайки Панглосса, а затем к унынию и отчаянию пессимистических философствований Мартена. Но даже “традиционный” счастливый конец Вольтер наполняет более глубоким смыслом: потраченные на долгие поиски истины годы не проходят напрасно как для самого Кандида, так и для его любимой Кунигунды, успевшей за это время превратиться из юной прекрасной девушки в безобразную старуху.

    Всю житейскую мудрость, смысл и назначение человеческой жизни Вольтер формулирует  так: “надо возделывать наш сад” - работать, чтобы не случилось. Именно работа, по его мнению, избавляет от “трех великих зол: скуки, порока и нужды”. Интересно, что в этом романе Вольтер также прибегает к излюбленному приему просветительской эстетики - обращается к описанию идеального государства. Пребывание Кандида в сказочной стране Эльдорадо, на первый взгляд, всего лишь эпизод в романе, но смысловая нагрузка его весьма велика. Эльдорадо - воплощенное “царство разума”, основные элементы которого - просвещенная монархия, философская религия (деизм), единство цивилизации и природы, культ наук и искусств, свободный и разумный труд всех жителей страны. Но, увы, Эльдорадо почти недоступно для людей: путь туда неведом, долог и полон опасностей.

     Основоположник  просветительского романтизма в  литературе Руссо в разработанной им эстетике пошел значительно дальше Вольтера в ниспровержении рационалистических принципов аристократического классицизма, отвергая всякие формальные излишества. В искусстве он отстаивал простоту и естественность языка, обращение к жизненной правде, “чувствительность доброго сердца” простых людей. Как и Дидро, он считал, что в любом произведении искусства, если оно подлинно, красота неизменно переплавляется в моральные ценности. Однако, личные чувства и эмоции неизменно должны быть подчинены высшему моральному долгу. Вот почему положительные герои Руссо всегда приносят в жертву себя и свою жизнь неким моральным принципам. Отвергая рассудочную логику “здравого смысла”, Руссо противопоставляет ей интуицию живого чувства. Весь смысл искусства для него - это трогать простые человеческие сердца и воспитывать при помощи “чувствительности” истинно добродетельного человека и гражданина. Человек, по его мнению, велик именно своим чувством, а литература должна отражать его и воздействовать на него. Морально-эстетические идеалы Руссо в полной мере отразились в наиболее известном и значительном романе “Новая Элоиза”.

     Это произведение явилось образцом сентиментального романа в письмах, в котором Руссо  удалось совместить изображение  глубоких и тонких лирических переживаний главных героев - учителя Сен-Пре и его воспитанницы Юлии - с критикой общественного порядка, лживых нравов столичных аристократических салонов, хищничества буржуа. Основная тема романа - конфликт страстной любви и сословной морали, культивируемых в “высшем обществе” предрассудков. Юлия подчиняет свои чувства холодному велению долга перед отцом, мнением света, предпочитая брак по расчету разрыву с родителями, оберегая их от боли и разочарования. Но чувство “подлинного долга” не может заглушить “голос природы”, зов любви, и главная героиня романа погибает.

     Талантливое и проникновенное произведение Руссо  оказало огромное влияние на литературу эпохи Просвещения. Последователями  руссизма были Карамзин (“Бедная Лиза”), Гете (“Страдания юного Вертера”), Шадерло де Лакло (“Опасные связи”) и многие другие известнейшие литераторы той поры.

     Эпоха Просвещения явилась важнейшим  поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав, политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной, прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум. 

Значение  культуры эпохи Просвещения 

     Новый образ жизни и мышления создавал новый тип культуры, новое художественное видение, которое радикально изменило эстетические установки художественной деятельности.

     Усиливался обмен идеями и творческими достижениями между европейскими странами. В них расширялся круг образованных лиц, складывалась национальная интеллигенция. Развивающийся культурный обмен способствовал распространению представлений о единстве культуры человеческого общества.

     В искусстве XVIII века не существовало единого общего стиля - не было стилевого единства художественного языка и приемов, присущего предшествующим эпохам. В этот период острее, чем раньше проявлялась борьба идейно-художественных направлений. Одновременно продолжалось формирование национальных школ.

     Условно в искусстве XVIII в. выделяют два этапа. Первый - до середины 1740-50-х годов. Он связан с завершением поздних форм барокко и выделением стилистического направления рококо. Второй этап - возвращение видоизмененных идеалов классицизма и зарождение предромантического движения и сентиментализма, получивших развитие в следующем столетии. Классицизм стал господствующим стилем в зодчестве, отчасти в скульптуре и живописи, но не в литературе, театре, музыке, где развивалось предромантическое направление.

     Постепенно  литература и музыка становились  ведущими видами искусства. Художественный язык этих форм соответствовал запросам времени в эстетическом осознании  жизни. В XVIII веке картина мира впервые  была дана в житейски достоверных образах, в музыке впервые зазвучали простые человеческие чувства.

     Драматургия в середине века постепенно перешла  от традиции классицизма к реалистическим и предромантическим направлениям. Театр получил новую общественно-воспитательную роль.

     Именно  в эпоху Просвещения, когда главной  ценностью был объявлен человек  и его разум, само слово «культура» впервые стало определенным, общепризнанным термином, о смысле которого рассуждали не только мыслители века и верхушки образованного общества, но и простая публика. Вслед за философами, признавшими в основе мироздания триаду идей - «истина», «добро», «красота»,- представители различных течений общественной мысли и художественного творчества развитие культуры связывали с разумом, нравственно-этическим началом или искусством.

     В науке об обществе XVIII века культура впервые выступила в качестве основы теоретических концепций  понимания истории развития человечества. Она стала средством отбора и  группировки исторических явлений, их осмысления.

     Из  боязни и неприятия действительности родилось новое направление - романтизм. Противопоставление частной жизни социальной действительности выражалось в проявлениях сентиментализма. И все же эти направления стали возможны благодаря гуманистической атмосфере эпохи Просвещения, ее общему стремлению к гармоничной личности, обладающей не только разумом, но и чувствами. Век Просвещения создал свое видение мира, оказавшее сильное влияние на последующее развитие культуры.

     Философия, наука и искусство вышли из национальных рамок, все общечеловеческое было понятно всем народам. Французскую революцию, как возвращение человеку его естественных природных прав, с воодушевлением приветствовало все образованное общество Европы. Значительные явления более поздней европейской культуры не могут быть поняты без учета последствий Французской революции. Казалось, наступило время разума, но это суждение быстро переросло в свою противоположность. Неудачные попытки построить общество и государство на началах разума, насилие, революционные войны, перешедшие в войны. Первой империи, поколебали веру в просветительские идеи.

     Новые буржуазные отношения мало отвечали идеалам просветителей. В духовной атмосфере испуга, смятения, разочарования  складывалась антипросветительская реакция. Культурная жизнь конца века отражала эти настроения общества. 

Заключение

    Итак, к концу 18 века возможности абсолютизма  для поддержания устоев «старого порядка» заметно сузились. Жить по-старому, ничего не меняя, становилось всё  сложнее. Чтобы держать ситуацию под контролем, приходилось содержать огромный государственный аппарат, с помощью льгот покупать лояльность аристократии, увеличивать расходы на армию как главный гарант безопасности страны.  Но всё это требовало всё больших и больших денег. Обеспечить их приток могла только динамично развивающаяся экономика. Однако «старый порядок» с его жестокой, мелочной регламентацией всех сторон хозяйственной деятельности, многочисленными ограничениями, сковывавшими всю социально-экономическую сферу, препятствовал формированию рыночной экономики, которая только и способна обеспечить качественный скачок в развитии общества.

    Попытки представителей просвещенного абсолютизма  найти развязку накопившихся проблем  за счёт проведения отдельных  реформ также не приносили желаемого результата. Жестокие каноны, на которых основывалось средневековое общество, плохо поддавалось реформированию: в нём всё было предельно взаимосвязано и взаимообусловлено, и любая попытка как-то видоизменить какую-либо из несущих конструкций сразу же заметно подрывала устойчивость всей системы. В силу этого, реформы просвещенных монархов, снимая наиболее жесткие и устаревшие ограничения, несколько расширяя возможности для общественного прогресса, одновременно расшатывал основы того миропорядка, в который они пытались вдохнуть новую жизнь. Таким образом, и этот вариант развития пусть и не столь очевидно, как откровенно-охранительный, но тоже во многом исчерпал свои возможности.   

    Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту революционных настроений в обществе. Ярким свидетельством назревающего общественного кризиса являлась великая Французская революция, главной причиной которой стало широкое недовольство слоёв населения господствующим феодально-абсолютистским строем и его несоответствием задачам экономического, социального и политического развития страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Культура  эпохи Просвещения. М., 1993. 2. Радугин  А. А. 
  2. Французское просвещение и революция. АН СССР, Институт философии, М:Наука, 1989.
  3. Западно-европейская философия XVIII века. М., 1988 г. Кузнецов
  4. История философии, изд-во “Мысль”.  М.,1995 г. Богута  И. И.
  5. Мир философии, изд-во политическая литература. М.,1991 г.
  6. Западно-евпопейская философия  XVIII века. М., 1973 г. Нарский  И. С.
  7. Культура эпохи Просвещения. М., 1993

Информация о работе Культура эпохи Абсолютизма и Просвещения (XVΙΙ-XVΙΙΙ вв.)