Культура эпохи Абсолютизма и Просвещения (XVΙΙ-XVΙΙΙ вв.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:48, контрольная работа

Описание работы

Крупнейшими мыслителями и идеологами этой эпохи стали Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Руссо и др., они разработали новые человеческие и общественные идеалы "просвещенной жизни" и оказали огромное влияние на развитие прогрессивной буржуазной идеологии.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3

Общий обзор Просвещения …………………………………………………..3

Основные доминанты культуры европейского просвещения ……………...8

Стилевые и жанровые особенности искусства ...…………………………….11

Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей …………………………………………………………………..14

Значение культуры эпохи Просвещения ……………………………………..19

Заключение ……………………………………………………………………..21

Список литературы …………………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

Культура эпохи Абсолютизма и Просвещения (XVΙΙ-XVΙΙΙ вв.).doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение  ……………………………………………………………………….3

Общий обзор Просвещения  …………………………………………………..3

Основные  доминанты культуры европейского просвещения ……………...8

Стилевые  и жанровые особенности искусства  ...…………………………….11

Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей …………………………………………………………………..14

Значение  культуры эпохи Просвещения  ……………………………………..19

Заключение  ……………………………………………………………………..21

Список литературы  …………………………………………………………….23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Просвещение явилось политической идеологией, философией и культурой эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества.

    Глубокие  изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные  с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII века. Особое место этой исторической эпохи отразилось и в полученных ею эпитетах: “век разума”, “эпоха Просвещения”. Секуляризация общественного сознания, распространение идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интереса к научному и философскому знанию за пределами кабинетов и лабораторий ученых — это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. XVIII столетие громко заявляет о себе, выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Богу, обществу, государству, другим людям и, в конце концов, новое понимание, самого Человека.

    Крупнейшими мыслителями и идеологами этой эпохи  стали Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Руссо и др., они разработали новые человеческие и общественные идеалы "просвещенной жизни" и оказали огромное влияние на развитие прогрессивной буржуазной идеологии.  

    Общий обзор Просвещения 

      Эпоху Просвещения в Западной  Европе предваряет широко развернувшийся в XVII веке общественный прогресс реальных знаний, необходимых для нужд материального производства, торговли и мореплавания. Научная деятельность Г.Гоббса, Р.Декарта, Г.В.Лейбница, И.Ньютона, Б.Спинозы и голландских картезианцев знаменовала новый этап в освобождении науки от духовной власти религии, буржуазный рост точных и естественных наук физики, математики, механики, астрономии, становления материализма Нового времени.

      Возникнув в XVII веке в Англии (Локк), просветительская идеология  получает широкое распространение во Франции XVIII века (Монтескье, Гельвеций, Вольтер, Гольбах, Руссо). Во второй половине XVIII века и первых десятилетиях XIX века антифеодальная идеология Просвещения развивается в Северной Америке (Франклин, Купер, Пейн), Германии (Мессинг, Кант), России (Радищев, Новиков, Козельский) и странах Восточной и Юго-Восточной Европы (Польша, Югославия, Румыния, Венгрия). Развитие просветительской идеологии стран Востока в XIX веке - начале XX века, несмотря на национальное своеобразие, свидетельствует о теоретическом единстве основных идей Просвещения.

      Составной частью Просвещения  была передовая буржуазная философия  XVIII века - начала XIX века, теоретически  обосновавшая необходимость буржуазно-демократических  социальных преобразований. Конкретной разновидностью философии Просвещения явилась "дейстская форма материализма", представители которой (Вольтер, Вольф, Д.Г.Аничков) исходили из метафизической онтологии конечного мира, абсолютного дуализма причины и следствия, материи и движения, эволюции и целесообразности. В гносеологии деисты, как правило, разделяли идеалистическую теорию врожденных идей, рационалистическую концепцию совпадения логического и реального следования, идеи субстанциональности души и некоторые положения агностицизма. Деисты рассматривали бога в качестве разумной первопричины мира, а "естественную религию" в качестве социального регулятора исторического процесса. Критика феодализма привела деистов к отрицанию теологического объяснения исторического процесса и утверждению рационалистической теории общественного договора (Руссо, Джефферсон, В.В. Попугаев).

      Другая историческая форма философии  Просвещения - материализм XVIII века - формировалась путем философской  критики теоретических основ  деизма на базе материалистического естествознания. В решении основного вопроса философии материалисты эпохи Просвещения (Мелье, Дидро, Гольбах, Форстер, Радищев) отвергли субъективный идеализм Беркли и предприняли естественнонаучное обоснование концепции материи как объективной реальности. Они считали жизнь и сознание функцией определенной организации материи, сформировавшейся в результате длительного исторического развития. В теории познания материалисты отвергли агностицизм, картезианскую концепцию врожденных идей, включая идею бога, и последовательно развивали основные положения материалистического сенсуализма, утверждавшего, что источники человеческого знания - это ощущения и восприятия.

      В соответствии с разделением  философских взглядов сформировалось  два "поколения" французских  просветителей.

      Идейными вождями "старшего  поколения" были Вольтер и  Монтескье. Веря в исторический  прогресс, они обычно не связывали  его с политическим развитием  масс, возлагая надежды на "просвещенного  монарха" (Вольтер) или пропагандируя  конституционную монархию по английскому образцу и теорию "разделения властей" (Монтескье).

      Деятели второго этапа французских  просветителей - Дидро, Гельвеций,  Гольбах и др. - были в своем  большинстве материалисты. Центральным  событием этого этапа можно  считать выпуск "Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" в 1751-1780 годах. Эта работа давала людям некоторое общее представление об окружающем мире, на основе которого уже должна была формироваться самостоятельная способность суждения у каждого человека, делающая его суверенной личностью.

      По мере приближения революции  росло влияние произведений, содержащих  более радикальную критику феодального  строя. Это, прежде всего, трактат  Ж.Ж.Руссо "Об общественном  договоре" (1762).

      Важнейшие идеи Просвещения - идея знания, просвещения и идея здравого смысла. С культом здравого смысла, разума связано стремление просветителей подчинить идеальному началу и общественный строй, государственные учреждения, которым, по их словам, надлежало заботиться об "общем благе". Против феодально-абсолютистского государства была направлена теория общественного договора, согласно которой государство представляло собой институт, возникший путем заключения договора между людьми; эта теория давала право народу лишить власти государя, нарушившего условия договора.

      Некоторые из просветителей возлагали  надежды на " просвещенного монарха  ", рассчитывая в дальнейшем  на проведение необходимых реформ, - так возникла идея посвященного абсолютизма.

      Оружием борьбы с феодальным  мировоззрением была для просветителей и история, которую они рассматривали как " школу морали и политики". Для просветительских взглядов на историю наиболее характерно следующее: изгнание теологии из объяснения исторического процесса, резко отрицательное отношение к средним векам, преклонение перед античностью, вера в прогресс, признание закономерного характера развития, подчиненного определенным "естественным законам".

      В области экономики большинство  просветителей считали нормальным  соревнование частных интересов,  требовали введения свободы торговли, правовых гарантий частной собственности от феодальных ограничений и произвола.

      В соответствии со всей системой  взглядов просветителей, с верой  в великую преобразующую силу  разума находилось и их особое  понимание проблем воспитания. Они не только беспощадно критиковали пережитки средневековой системы воспитания, но и внесли новые принципы в педагогическую науку (Локк, Гельвеций, Дидро, Руссо и другие) - идеи решающего влияния среды на воспитание, природного равенства способностей, необходимости соответствия воспитания человеческой природе, естественным способностям ребенка, выдвигали требования реального образования.

      Деятели Просвещения противопоставляли  христианско-религиозной морали  с присущей ей идеей отрешения  от мирских благ идеи эмансипации личности, индивидуалистические теории "разумного эгоизма", мораль, основанную на здравом смысле. Но в эту же эпоху, особенно накануне Великой Французской революции, получили развитие и иные принципы - возникла идея новой гражданственности, требовавшей самоограничения личности. Благо государства, республики ставится выше блага отдельного человека.

      Идеология Просвещения находила  выражение и в разных художественных  направлениях литературы, изобразительного  искусства: просветительском классицизме, просветительском реализме, сентиментализме.

      Для писателей эпохи Просвещения  характерно стремление приблизить  литературу к жизни, превратить  ее в действенный фактор, преобразующий  общественные права. Литературу  Просвещения отличало ярко выраженное публицистическое пропагандистское начало; она несла высокие гражданские идеалы, пафос утверждения положительного героя и т.д.

      Яркие образы просветительской  художественной литературы дали  Вольтер, Руссо, Дидро, Бомарше  во Франции; Г.Месинг, И.Гете, Ф.Шиллер в Германии; С.Ричардсон, Г.Филдинг, Т.Смоллетт, Р.Шеридан в Англии и другие.

      Основными направлениями в изобразительном  искусстве этой эпохи были  классицизм, обретший отчетливо  просветительский оттенок в творчестве  архитектора К.Н.Леру и живописца Ж.Л.Давида во Франции, и просветительский реализм, распространившийся преимущественно в живописи и графике У.Хогарта в Англии, Д.Н.Ходовецкого в Германии и др.

      Идеи просвещения оказали существенное  влияние и на музыку, особенно  во Франции, Германии, Австрии. Новая система эстетических взглядов просветителей на заделы музыкально-драматического искусства непосредственно подготовила оперную реформу К.В.Глюка, провозгласившего "простоту, правду и естественность" единственными критериями красоты для всех видов искусства.

      Общественно-политические, этические  и эстетические идеи просветителей  явились духовной основой формирования  Венской классической школы, ярко  проявившись в творчестве ее  крупнейших представителей - Й.Гайдна, В.А.Моцарта, в музыке которых  главенствует оптимистическое, гармоничное мировосприятие, и Я.Бетховена, в творчестве которого, проникнутом духом героики, нашли отражение идеи Великой французской революции.

     Таким образом, Просвещение явилось не только этапом в истории европейской философской мысли, но и заложило основы для формирования свободного человека Нового времени, провозгласило новые идеалы в области искусства и культуры.  

Основные  доминанты культуры европейского просвещения 

    Эпоха Просвещения по праву  может быть названа  “золотым веком утопии”. Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, “рационально” преобразовывая, политические и социальные устои. Приписывая все свойства человеческой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды (политических институтов, систем образования, законов), философия этой эпохи подталкивала к размышлениям о таких условиях существования, которые способствовали бы торжеству добродетели и вселенского счастья. Никогда ранее европейская культура не рождала такого количества романов, трактатов, описывающих идеальные общества, пути их построения и установления. Даже в самых прагматических сочинениях того времени проглядывают черты утопии. Например, знаменитая “Декларация независимости”, включала в себя такое утверждение: “все люди сотворены равными и наделены Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу, стремление к счастью”.

    Ориентиром  для создателей утопий XVIII века служило “естественное” или “природное” состояния общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не “искусственным” законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию выдающегося философа и писателя эпохи Просвещения Жан Жака Руссо, возможно, никогда и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности. Предложенный мыслителями XVIII века идеал общественного устройства использовался для сокрушительной критики существующего порядка вещей.

Информация о работе Культура эпохи Абсолютизма и Просвещения (XVΙΙ-XVΙΙΙ вв.)