Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:45, курсовая работа
Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы, не меняя по существу го-сударственных форм абсолютной монархии, в рамках этих форм, сверху проводить реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка. Наиболее углубленно монархическую концепцию просвещенного абсолютизма дал прусский король Фридрих II Великий (1712-1786), оставивший после себя 30-томное собрание сочинений.
Введение………………………………………………………………………...…3
1.Культура абсолютизма………………………………………………………….4
1.1. Условия и этапы развития культуры Нового времени………………….4
1.2. Культура Абсолютизма и её особенности……………………………….4
2.Культура Прсвещения………………………………………………………..…6
2.1. Культура Просвещения и её специфика……………………………….…6
2.2.Достижения и ценности культуры Нового Времени………………...…..9
Заключение…………………………………………………………………….…11
Список использованноий литературы……………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ
Альметьевский
государственный нефтяной институт
Кафедра
гуманитарного образования и
социологоии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Культурология»
на тему:
Культура эпохи абсолютизма и Просвещения.
Выполнил студент группы 40-83:
Кандалина А.М.
Проверил доцент к.соц.н.:
Бурханова Н.А.
Альметьевск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Культура
абсолютизма…………………………………………………
1.1. Условия и этапы развития культуры Нового времени………………….4
1.2. Культура Абсолютизма и её особенности……………………………….4
2.Культура
Прсвещения……………………………………………………
2.1. Культура Просвещения и её специфика……………………………….…6
2.2.Достижения и ценности культуры Нового Времени………………...…..9
Заключение……………………………………………………
Список
использованноий литературы…………
ВВЕДЕНИЕ
Во второй половине XVIII в. в связи с общеевропейским эко-номическим и демографическим подъемом в правящих кругах европейских государств все более нарастало осознание необходимости модернизации экономической и политической системы. Это общеевропейское явление традиционно именуется просвещенным абсолютизмом.
Суть политики
просвещенного абсолютизма состояла в
том, чтобы, не меняя по существу го-сударственных
форм абсолютной монархии, в рамках этих
форм, сверху проводить реформы в экономической,
политической, культурной областях, направленные
на модернизацию устаревших явлений феодального
порядка. Наиболее углубленно монархическую
концепцию просвещенного абсолютизма
дал прусский король Фридрих II Великий
(1712-1786), оставивший после себя 30-томное
собрание сочинений. Под влиянием идей
просветителей Фридрих II издал свод законов
– «Фридрихов кодекс», вводивший в Пруссии
равный для всех суд, установил полную
веротерпи-мость, отменил пытки. Однако
увлечение идеями Просвещения у Фридриха
II было неглубоким, о чем можно судить
по его практическим делам. Так, весь социальный
строй Пруссии, с преоблада-нием дворянства
над прочими сословиями, он оставил без
изменения.
1.Культура абсолютизма
1.1. Условия и этапы развития культуры Нового времени
На заключительной стадии развития феодализма в Европе в период Нового времени выделяют две культурные эпохи: культуру Абсолютизма (XVII в.) и культуру Просвещения (XVIII в.). Их можно рассматривать как относительно целостный этап в развитии культуры периода промышленных и политических революций в Европе, но можно усмотреть и самостоятельное культурное содержание у каждой из эпох.
Рассмотрим их в определённой целостности, единстве тенденций, подводящих к становлению новой, современной цивилизации.
Возрождение закончилось, не успев найти
Ответа на Вызов. Мануфактурное производство,
вначале обещавшее материальное освобождение
от нужды и бедствий повседневной жизни,
очень скоро исчерпало свои возможности.
Три политических силы - король, папа, сеньор
- справились со своими проблемами и общество
вместо свободы и гармонии увидело впереди
ещё больший гнёт и несвободу. Из противостояния
государства и церкви, государства и феодальных
кланов победителем выходит государство
в лице короля. Утверждается Абсолютизм
- политическое, а значит, и идеологическое,
культурное господство централизованных
империй и монархий. Это период торгово-колониальных
войн, меркантилизма в экономике, господство
метафизики в философии.
1.2. Культура Абсолютизма и её особенности
Абсолютизм - это период перехода от культуры Возрождения к культуре Просвещения, когда старая, Возрожденческая, культура показала свою утопичность, несостоятельность, несоответствие тенденциям развития общества и человека, а новая культура - ещё не приобрела своей ярко выраженной формы. Феодализм, устояв политически, экономически и морально деградирует, приходит в упадок, из сословия бюргеров, горожан, формируются два класса - буржуазии и пролетариата.
Период Абсолютизма - это период утверждения единства культуры. В основе этого единства лежит слабость, неразвитость буржуазии, пролетариата, с одной стороны, а с другой - шаткость позиций старых феодальных кругов. В этой ситуации все слои, сословия видели своё спасение, свою будущность в едином государственном начале, в сильной, ничем не ограниченной, абсолютной, власти короля.
Впоследствии, в период Просвещения, буржуазия укрепит свои позиции, а аристократия - окончательно разорится. Абсолютизм уже не будет удовлетворять интересам ни тех, ни других. Произойдёт раскол всей нации на два больших лагеря и, в конце концов, революция.
Особенно отчётливо эти тенденции проявили себя во Франции. Некоторые страны - Испания, Италия, Германия - отставали в своём развитии и становление централизованных государств здесь замедлилось. Германия вынуждена была осмысливать в философии политический опыт развития своей соседки Франции. Поэтому просветительские тенденции в этих странах реально сохраняют своё влияние и в XIX веке, хотя период Просвещения как целостной культурной эпохи завершается в XVIII в. Для европейских государств этого периода были характерны две тенденции, оказавшие своё влияние на культуру, придавшие ей своеобразие. Это абсолютизм и либерализм.
Абсолютизм - это идеологическая доктрина и политическая тенденция развития культуры, своеобразно проявляющая себя в различных областях жизни.
В философии создаются рационалистические философские системы, призванные оправдать бюрократические системы управления. В искусстве, художественной культуре оформляется классицизм. Утверждается официальная, государственно-разрешённая и государственно-регулируемая культура. Это уже вторая разновидность официальной культуры. Первая была связана с религией, церковью. До этого по сути государство поддерживало идеологию, разрабатываемую церковью, религиозную идеологию. Господствовал политически единый государственно-церковный тоталитарный (всепроникающий) тип культуры. Теперь государство впервые высказывает претензии на создание внерелигиозной, внецерковной идеологии.
Для государственно-организованной культуры,
в частности, абсолютизма, были характерны:
стремление к однозначности трактовок;
отсутствие двусмысленности, амбивалентности;
стремление к складыванию канона, законченной
нормативной системы; традиция, передача
по наследству канонических форм культуры;
подкрепление норм культуры ссылкой на
авторитет (авторитаризм), превалирование
государственно-закреплённых форм (этатизм)
над содержанием (формальность).
2.Культура Прсвещения
2.1. Культура Просвещения и её специфика
XVIII век вошёл в историю культуры как век
Просвещения. Это период промышленного
переворота и перехода политической власти
в руки нового класса - буржуазии. Заканчивается
длительная полоса господства традиционной
аграрной культуры. В результате промышленной
революции утверждается новая индустриальная
культура. Но это и период политических
революций в Европе, отдающих власть в
руки промышленной буржуазии.
Существенным содержанием промышленной культуры является трёхзвенная система машин и механизированные технологии. Изменения в технической, технологической культурах требуют обновления в областях экономической, социальной, политической. Волна инноваций охватывает всё здание культуры. Изменяется прежде всего наука, меняется её место и роль в обществе. Аграрное производство покоится на практических знаниях, получаемых человеком опытным путем. Оно фактически нейтрально, безразлично к научному знанию. Но механическое производство, машины как технические устройства перерастают эмпирические знания, ручное производство, ремесло. Они требуют технологического применения науки. Наука превращается объективно и субъективно в непосредственную производительную силу. Более того, вложения в науку стали приносить прибыль, стали экономически целесообразными. Отражением изменяющейся роли науки в производстве и в обществе и выступает культура Просвещения. Если предшествующие этапы культуры знаменовали переход от мифа к религии, переход к Логосу (разуму) был лишь исключением античной Греции, то Просвещение демонстрирует переход от религии к науке.
Прежде всего, культура задумалась о своих собственных основаниях: что лежит в основе - добро или зло, разум или чувство, гармония или конфликт - с выяснения этих вопросов начинаются культурные подвижки.
"Просвещать", то есть устранять "темноту" сознания, - означало не только обучать, передавать, распространять знания, но и искоренять невежество, бороться со злом с помощью добра, "света", знания. В 1726 г. выходит книга Джонатана Свифта "Путешествия Гулливера". Но к тому времени имя Свифта уже приобрело широкую известность. В 1708 г. в Лондоне был очень популярен предсказатель, астролог Партридж. Свифт, под именем Исаака Бикерстафа, выпустил альманах "предсказаний", в котором указал день и час, в который смерть настигнет Партриджа. А затем все газеты Лондона сообщили о состоявшейся смерти и похоронах известного астролога Партриджа. Все в Лондоне заговорили о необычайной точности предсказаний и о появлении нового предсказателя - Бикерстафа. В католической Португалии колдуна Бикерстафа приговорили к сожжению. В это время Партридж, живой и здоровый, тщетно пытался опубликовать своё заявление о том, что он жив. А через некоторое время лондонские журналисты опубликовали эту историю, в которой разоблачался обман, суеверия, "темнота" обывателя, церкви, широкой публики. Это пример того, к каким методам предлагали прибегать просветители в борьбе против мракобесия и шарлатанства.
"Мыслящий рассудок стал мерилом всего существующего". Если культура не устраивает человека, её надо изменить. Прошлая культура - плод "непросвещённой", неразумной, "ненаучной" деятельности. Во имя будущего надо строить сегодняшнюю культуру на принципах разума, добра, справедливости. Главный метод - это изменение человека, его сознания. Надо "просветить" духовный мир человека, а в этом процессе главный метод - убеждение, а не принуждение, обучение, а не революция.
Культура Просвещения не остаётся неизменной: меняются акценты, умонастроения, идеи. Обычно выделяют три этапа в развитии культуры Просвещения:
1. Просветительский классицизм. Он определял умонастроения до 30х гг. XVIII в.
2. Просветительский реализм. Он характерен для развития культуры вплоть до 80х гг. XVIII в.
3. Революционный классицизм, который охватывает 80е гг. XVIII в. вплоть до Великой Французской революции.
2.2.Достижения и ценности культуры Нового Времени
Впервые в истории культуры Новое время отбрасывает все и всяческие преграды на пути к одной цели - прибыли, наживы. Деньги превращаются в самоцель развития общества и культуры. Прибыль становится наиболее глубокой мотивацией культурной деятельности. Цель общества определяет и создание адекватной технической и технологической базы - производства машин с помощью машин, промышленной культуры с её механизированными процессами. Механическое производство пронизывает и материальную, и духовную культуру, последняя сама становится на поток, подвергается технологической обработке. Этому служит и метод, предлагаемый для отражения действительности, классицизм. Сам классицизм опирается на новый тип рациональности, новое понимание науки. Наука превращается в непосредственную производительную силу и также подчиняется необходимости получения прибыли, становится важнейшей ценностью культуры. Рационализм лежит в основании всего здания культуры. Само искусство рассматривается как особое приложение к научной деятельности. Сохраняется неравномерность в развитии разных сторон науки. Если для Возрождения было характерно развитие скульптуры и живописи, то Просвещение отдаёт приоритет другим областям культуры - литературе и науке.
Типичным примером просветительской культуры
в литературном творчестве может служить
творчество Сэмуэля Ричардсона (1689-1761),
оказавшего значительное влияние и на
последующие культурные эпохи. С. Ричардсон
получил известность, выпустив роман "Кларисса,
или история молодой леди...показывающая
бедствия, происходящие из непредусмотренного
отношения как родителей, так и детей к
браку". В центре романа - судьба героини
Клариссы Гарлоу, дочери богатых родителей.
Согласившись на уговоры Ловласа бежать
с ним, Кларисса совершает ошибку, попадает
в притон, где подвергается унижениям.
Не в силах вынести несчастий, Кларисса
умирает. Ловлас покидает Англию, но его
настигает мстительный двоюродный брат
Клариссы и убивает на дуэли. Роман приобрёл
грандиозную популярность. Но молодые
люди вместо того, чтобы усвоить разумные
ценности добродетельного поведения,
стали поступать как Кларисса и Ловлас,
а не так, как предполагал наставить её
Ричардсон. Все требуют, чтобы Кларисса
осталась жить. Ричардсон пишет ещё один
роман для того, чтобы нейтрализовать
неблагоприятный эффект от первого. Новый
роман "История сэра Чарльза Грандисона"
(1754 г.) должен дать пример положительных
ценностей, которым бы могло следовать
общество. Грандисон совершает много подвигов,
защищая бедняков и несчастных. Его полюбили
две героини - англичанка Гарриет Байрон
и итальянка Клементина делла Паретта.
После длительных колебаний Грандисон
делает разумный выбор в пользу англичанки.
В конце и итальянка также выходит замуж
за англичанина. Герои романа вошли в текст
мировой культуры. Имя "Ловлас" ("ловелас")
стало нарицательным. "Грандисон"
иронически упоминается А. С. Пушкиным
на страницах "Евгения Онегина". Героев
романа отличает строгий рационализм
поступков, рассудочность. Рационализм
сказывается и на художественной форме
романа, он выполнен в эпистолярном жанре,
при котором герои ведут диалог, обмениваясь
письмами. Они любят всяческие договора,
взаимные обязательства, на страницах
романа даются подробные характеристики
персонажам, приводится их описание, применяются
и другие приемы рационального характера.
Информация о работе Культура эпохи абсолютизма и Просвещения