Культура Итальянского Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 16:10, контрольная работа

Описание работы

Нет такой исторической эпохи, которая бы не отличалась своеобразием своей культуры. Эпоха Возрождения - один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры. Термин « Возрождение » впервые употребил известный живописец, архитектор и историк эпохи Возрождения Джорджо Вазари (1512-1574) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (XVIв.). Он имел в виду возрождение античности. Истоки такого толкования культуры Италии XIV-XV вв. берут начало в самой этой эпохе. Колюччо Салютати и Леонардо Бруни собственно ввели в обиход слово humanitas – человеческая природа, человеческое достоинство.

Содержание

1.Понятие Возрождение. Социально-экономические предпосылки культуры Возрождения. Возрождение античности. Открытие мира и человека. Основные черты культуры Возрождения.
2.Хронология эпохи итальянского Возрождения. Основные представители Предвозрождения, Раннего Возрождения, Высокого возрождения, Позднего Ренессанса. Данте и Петрарка; Боккаччо и Боттичелли; Леонардо да Винчи и Рафаэль Санти; Микеланджело. Краткая оценка их творчества. Венецианское возрождение.
3.Окончание эпохи Ренессанса. Основные причины.

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

                                                                                                                                                           

  1. Предвозрождение.
 

     Среди представителей  культуры Возрождения есть личности , наиболее полно выразившие черты того или иного ее периода.                                                                                                      Крупнейшим представителем периода Проторенессанса является Данте Алигьери            ( 1265-1321)  - легендарная фигура, человек, в творчестве которого проявились тенденции развития итальянской литературы и культуры в целом на два века вперед. Перу Данте принадлежат оригинальная лирическая автобиография «Новая жизнь», философский трактат  «Пир», трактат «О народном языке», канцоны и другие произведения.

     Величайшим  шедевром поэта, обессмертившим его  имя, стала « Божественная комедия», благодаря которой Данте вошел в историю культуры как создатель итальянского литературного языка. В ней великий поэт использует привычный для средневековья сюжет – изображает себя путешествующим по Аду, Чистилищу и Раю. Вместо ангелов проводником поэта по аду и чистилищу служит давно умерший римский поэт Вергилий, а по Раю – любимая женщина. Однако, несмотря на далекий от повседневности сюжет, произведение наполнено картинами жизни современной ему Италии и насыщено символическими образами и иносказаниями. Первое, что характеризует Данте, как человека новой культуры, это его обращение в самом начале творческой жизни к так называемому «новому сладостному стилю» - направлению ,полному искренности эмоций, но в то же время углубленного философского содержания.    У Данте любая идея –« мысль Бога». 

                    Все, что умрет, и все, что не умрет, -

                    Лишь отблеск мысли, коей Всемогущий

                    Своей любовью  бытие дает.    

     Если  природа лишь в незначительной степени  отражает божественное совершенство, то художник, по мысли поэта, призван уловить божественную идею, «гений чистой красоты», и максимально точно выразить ее в своем произведении. Весьма сложна структура «Божественной комедии». Каждая из трех частей поэмы содержит тридцать три песни. Содержание подчинено последовательной символике чисел. У Данте в «Божественной комедии» личностное отношение к грешникам расходится с принятыми нормами божественного правосудия. Великий поэт практичеки переомысливает средневековую, систему грехов  и наказания за них. Данте обращается к аристотелевской классификации пороков и преступлений, согласно которой поступок объявляется греховным не по смыслу, а по действию. Данте удалось показать, что наказание таится , по сути, в самом преступлении, в общественном его осуждении. У Данте иной взгляд на гордость. Он не отрицает, что гордость – «проклятая гордыня сатаны», соглашаясь с христианским толкованием этой черты. Не выносит поэт и спеси. Он осуждает этот порок в аллегорическом образе льва:

            «  … Навстречу вышел лев с поднятой гривой,

                   Он наступил, как  будто на меня,

                   От голода рыча свирепело

                   И самый воздух  страхом цепеня 

     Такое внимание и сочувствие гордости знаменует  новый подход к личности, раскрепощение  ее от духовной тирании церкви. Гордый дух был присущ всем великим художникам Возрождения и самому Данте в первую очередь. Вызывают у Данте сочувствие и грешники, осужденные за чувственную любовь. Скорбя над душами Паоло и Франчески, поэт говорит: 

                 О знал ли кто-нибудь,

                 Какая нега и мечта какая

                 Их привела на этот горький путь!

                 Потом, к умолкшим слово обращая,

                 Сказал: «Франческа, твоей

                Я со слезами внемлю, сострадая».

                                                                                                                                              

     Конечно, так сострадать мог лишь человек новой эпохи, пусть еще только прорисовывавшейся, но уже отличающейся самобытностью и оригинальностью.

     Все творчество Данте и его «Божественная комедия», и его канцоны, сонеты, философские произведения – свидетельствуют о том, что грядет новая эпоха, наполненная неподдельным глубоким интересом  к человеку и его жизни. В творчестве Данте и в самой его личности – истоки этой эпохи.

     В «Божественной комедии» Данте упоминает своего великого современника – художника, архитектора, скульптора Джотто.

     С именем Джотто ди Бондоне связан решительный поворот к реалистическому искусству. В живописи Джотто библейская сцена уже превращается в нравственное действие, хотя оно и проявляется пока только в противостоянии двух сил. Ярким примером может служить такое произведение, как « Поцелуй Иуды»,1306-1307гг. Но уже теперь в живописи основным становится замысел, появляются чисто светские мотивы – святой Франциск у него историческая личность. Мир теряет божественность, становится лишь поводом для проявления душевной красоты человека. 

     2. Раннее Возрождение. 

     К периоду Раннего Ренессанса относится литературное творчество Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо. Вместе с Данте эти величайшие поэты Италии считаются создателями итальянского литературного языка. В 1292г. Данте создал насыщенную стихами повесть «новая жизнь», посвященную любовным переживаниям поэта и воспевающую его возлюбленную Беатриче. Второй классический образ возлюбленной Лауры возник в сонетах Ф. Петрарки, получившие  всемирную известность на жизнь и смерть мадонны Лауры, вошедшие в сборник «Книга песен».

     Петрарка  прямо отождествлял себя со святым Франциском, а своим духовным отцом  считал Августина ( «Моя тайна»,1342-1343гг.). Дуалистический  вариант платонизма гуманисты воспринимали односторонне. Проблематику вешнего мира они почти игнорировали, их интересовала только душа, как непосредственное проявление божественного в человеке. Внешний порядок вещей для гуманистов – менее совершенное проявление Бога, всего лишь «фортуна» - судьба, с которой человек может и должен бороться. ( Ф.Петрарка. «О средствах против всякой фортуны» 1358-1366гг.).

     Учеником  и последователем Петрарки стал Джованни Боккаччо – автор известного сборника реалистических новелл «Декамерон». Новеллы Дж. Боккаччо поражают обилием забавных любовных историй, в которых не столько осуждается сластолюбие, сколько воспевается находчивость и ловкость влюбленных.Традиции народной карнавальной культуры  позволяют стереть любые сословные разграничения: дворяне со служанками, аристократки с конюхами и лакеями успешно избегают самых скандальных ситуаций на пути к удовлетворению страсти. Произведения Боккаччо насыщены тонкими наблюдениями, великолепным знанием психологии, юмором и оптимизмом, что остается весьма поучительным и сегодня в наши дни.

     Наследие  выдающегося мастера кисти Раннего  Возрождения Сандро Боттичелли отличают тонкий колорит и настроение грусти. Сандро Боттичелли – художник другого периода эпохи Возрождения, он острее выразил духовное содержание позднего кватроченто. В его творчестве пленяют неровность линий, порывистость движений, изящество и хрупкость образов, характерное изменение пропорций, выраженное в чрезмерной худощавости и вытянутости фигур, особым образом падающие волосы, характерные движения краев одежды. О глубочайшем психологизме свидетельствуют картины « Весна» и «Рождение Венеры». Трагизм мироощущения – несоответствие замысла, грандиозного и великого, результату творчества, прекрасному для современников и потомков, но мучительно недостаточному для самого художника – делает Боттичелли истинным Возрожденцем. Именно трагизм мироощущения и тончайшая духовность делают Боттичелли удивительно близким художникам и поэтам XIX в.

     Выдающийся архитектор и скульптор Раннего Возрождения Филиппа Брунеллески – один из основоположников архитектуры Ренессанса. Ему удалось возродить  элементы античной архитектуры, которым художник придал несколько иные пропорции. 

     В  украшении зданий использовались вначале скупо, с поразительным чувством меры ордерные элементы: колонны розетки, карнизы. Эти античные мотивы производили сильное впечатление. Одна из самых значительных построек, выполненная в этом стиле – Флорентийский баптистерий. Брунеллески воздвиг свой восьмигранный купол над собором флорентийской республики (1420-1436гг.), что воспринимается, как символ единения, также внес большой вклад в фундаментальную науку - теория линейной перспективы.

     Искусство раннего Возрождения полно неповторимого очарования. Научное и художественное познание идут рука об руку - художник как бы проверяет алгеброй гармонию. Живописец этого времени восхищается открывавшейся ему красотой и гармонией человека и природы.

      

     3. Высокое Возрождение.

       

     Перелом в настроении эпохи наступает после появления во Флоренции провозвестника протестантского аскетизма Савонаролы (1452-1498гг.). Отказываются от своих взлядов некоторые гуманисты, мрачнеет палитра Боттичелли Период высокого Ренессанса был связан прежде всего с именами трех гениальных мастеров, титанов Возрождения. – Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти,  Микеланджело Буонарроти. В творчестве представителей Высокого Возрождения достигли вершины реалистические и гуманистические основы культуры Ренессанса.

     Леонардо  да Винчи, имя этого величайшего ученого знает любой наш современник, живущий уже в XXI веке. Многие ученые, кинематографисты разгадывают загадки кода Винчи, в частности, дошедшие до нас зашифрованные Записные книжки и рукописи титана Возрождения, насчитывающие около 7 тысяч листов, сочетая научный смысл с художественным вымыслом и фантастикой кинематографа. 

     Поэт  стоит ниже художника  по представлению  видимых вещей  – и много ниже музыканта по представлению вещей невидимых. 

     И не мудрено – сложно назвать отрасль, в которой бы он не достиг непревзойденного мастерства. Леонардо одновременно был художником, скульптором, архитектором, математиком, механиком, астрономом и еще многим и многим. Леонардо да Винчи действительно есть  Гений в самом истинном понимании этого слова. В его художественном наследии особо выделяются такие шедевры, как «Тайная вечеря» и наверно самый знаменитый портрет не только эпохи Возрождения, но и всей мировой истории «Джоконда» или «Мона Лиза», над улыбкой которой, не думал только «ленивый».

     Леонардо  наследует дух готики, а не ее форму, как Боттичелли. Не дворцовая изысканность, а живая одухотворенность наполняет творения Леонардо растворенным в тяжелом воздухе божественным светом. Непосредственное присутствие божества не только в человеке, но и в природе, изображенной Леонардо, делает его подлинным католиком.

     Младший современник Леонардо великий живописец  Италии Рафаэль Санти вошел в историю мировой культуры, как создатель ряда живописных шедевров. Рафаэль стремится к той же цели, что и Леонардо, - к проникновению в природу, но непосредственно, а изучая творения великих мастеров. Красота – это очищенная совершенная форма самой природы. Она доступна глазам человека, и задача художника – демонстрация ее. Рафаэль, таким образом, формирует мировоззрение и метод классицизма, становится эталоном этого стиля и образцом католического благочестия. Изучая творения человеческого гения, он считал, что в них может блеснуть идеал – божественное откровение. Весь флорентийский период своей жизни он посвятил такой попытке прозрения – поиску прообраза Мадонны. Это и ранняя работа мастера « Мадонна Конестабиле», проникнутая изяществом и мягким лиризмом, и величайшее творение Рафаэля – «Сикстинская мадонна».

     Рафаэль пытается объединить мир реальный и  мир божественный. Перспектива фрески  «Диспут» объединяет два крыла спорящих: деятелей церкви реальной – с восседающими на облаках монолитными рядами персонажей церкви небесной, торжествующей, возглавляемой Христом. Правда, в этой композиции можно увидеть и протестанский мотив – осуждение применения человеческого разума в делах веры.

     Поскольку идейные позиции Рафаэдя и  Микеланджело частично совпадают, то после  открытия Сикстинской капеллы влияние  Микеланджело на Рафаэля становится несомненным. Однако смелость живописи Микеланджело усилила лишь внешнюю динамичность и экспрессивность фресок Рафаэля («Изгнание Элиодора из храма»,1511-1514гг.). Вместо микеланджеловской внутренней напряженности движения на фреске  Рафаэля видим эстетически выверенный боттичеллевский полет ангела в развевающихся одеждах, который можно отнести ко всем временным и пространственным планам изображения.

     Последним титаном Высокого Возрождения был  Микеланджело Буонарроти – великий скульптор, живописец, архитектор, поэт. В скульптуре и живописи меланхолия Микеланжело воспринимается, как трагедия; стремление души , закованной в могучее тело, к идеалу представляется попыткой безнадежной, а жизнь-борьба – затянувшимся жертвоприношением, начавшемся с сотворения мира. Тяжесть тела, усталость от самого себя, почти отчаяние, свойственные всем образам Микеланджело, обретают зловещий смысл в сцене «Страшного суда»

Информация о работе Культура Итальянского Возрождения