Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 16:10, контрольная работа
Нет такой исторической эпохи, которая бы не отличалась своеобразием своей культуры. Эпоха Возрождения - один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры. Термин « Возрождение » впервые употребил известный живописец, архитектор и историк эпохи Возрождения Джорджо Вазари (1512-1574) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (XVIв.). Он имел в виду возрождение античности. Истоки такого толкования культуры Италии XIV-XV вв. берут начало в самой этой эпохе. Колюччо Салютати и Леонардо Бруни собственно ввели в обиход слово humanitas – человеческая природа, человеческое достоинство.
1.Понятие Возрождение. Социально-экономические предпосылки культуры Возрождения. Возрождение античности. Открытие мира и человека. Основные черты культуры Возрождения.
2.Хронология эпохи итальянского Возрождения. Основные представители Предвозрождения, Раннего Возрождения, Высокого возрождения, Позднего Ренессанса. Данте и Петрарка; Боккаччо и Боттичелли; Леонардо да Винчи и Рафаэль Санти; Микеланджело. Краткая оценка их творчества. Венецианское возрождение.
3.Окончание эпохи Ренессанса. Основные причины.
Среди
представителей культуры Возрождения
есть личности , наиболее полно выразившие
черты того или иного ее периода.
Величайшим шедевром поэта, обессмертившим его имя, стала « Божественная комедия», благодаря которой Данте вошел в историю культуры как создатель итальянского литературного языка. В ней великий поэт использует привычный для средневековья сюжет – изображает себя путешествующим по Аду, Чистилищу и Раю. Вместо ангелов проводником поэта по аду и чистилищу служит давно умерший римский поэт Вергилий, а по Раю – любимая женщина. Однако, несмотря на далекий от повседневности сюжет, произведение наполнено картинами жизни современной ему Италии и насыщено символическими образами и иносказаниями. Первое, что характеризует Данте, как человека новой культуры, это его обращение в самом начале творческой жизни к так называемому «новому сладостному стилю» - направлению ,полному искренности эмоций, но в то же время углубленного философского содержания. У Данте любая идея –« мысль Бога».
Все, что умрет, и все, что не умрет, -
Лишь отблеск мысли, коей Всемогущий
Своей любовью
бытие дает.
Если природа лишь в незначительной степени отражает божественное совершенство, то художник, по мысли поэта, призван уловить божественную идею, «гений чистой красоты», и максимально точно выразить ее в своем произведении. Весьма сложна структура «Божественной комедии». Каждая из трех частей поэмы содержит тридцать три песни. Содержание подчинено последовательной символике чисел. У Данте в «Божественной комедии» личностное отношение к грешникам расходится с принятыми нормами божественного правосудия. Великий поэт практичеки переомысливает средневековую, систему грехов и наказания за них. Данте обращается к аристотелевской классификации пороков и преступлений, согласно которой поступок объявляется греховным не по смыслу, а по действию. Данте удалось показать, что наказание таится , по сути, в самом преступлении, в общественном его осуждении. У Данте иной взгляд на гордость. Он не отрицает, что гордость – «проклятая гордыня сатаны», соглашаясь с христианским толкованием этой черты. Не выносит поэт и спеси. Он осуждает этот порок в аллегорическом образе льва:
« … Навстречу вышел лев с поднятой гривой,
Он наступил, как будто на меня,
От голода рыча свирепело
И самый воздух
страхом цепеня.»
Такое
внимание и сочувствие гордости знаменует
новый подход к личности, раскрепощение
ее от духовной тирании церкви. Гордый
дух был присущ всем великим художникам
Возрождения и самому Данте в первую очередь.
Вызывают у Данте сочувствие и грешники,
осужденные за чувственную любовь. Скорбя
над душами Паоло и Франчески, поэт говорит:
О знал ли кто-нибудь,
Какая нега и мечта какая
Их привела на этот горький путь!
Потом, к умолкшим слово обращая,
Сказал: «Франческа, твоей
Я со слезами внемлю, сострадая».
Конечно, так сострадать мог лишь человек новой эпохи, пусть еще только прорисовывавшейся, но уже отличающейся самобытностью и оригинальностью.
Все творчество Данте и его «Божественная комедия», и его канцоны, сонеты, философские произведения – свидетельствуют о том, что грядет новая эпоха, наполненная неподдельным глубоким интересом к человеку и его жизни. В творчестве Данте и в самой его личности – истоки этой эпохи.
В «Божественной комедии» Данте упоминает своего великого современника – художника, архитектора, скульптора Джотто.
С
именем Джотто ди Бондоне связан решительный
поворот к реалистическому искусству.
В живописи Джотто библейская сцена уже
превращается в нравственное действие,
хотя оно и проявляется пока только в противостоянии
двух сил. Ярким примером может служить
такое произведение, как « Поцелуй Иуды»,1306-1307гг.
Но уже теперь в живописи основным становится
замысел, появляются чисто светские мотивы
– святой Франциск у него историческая
личность. Мир теряет божественность,
становится лишь поводом для проявления
душевной красоты человека.
2.
Раннее Возрождение.
К периоду Раннего Ренессанса относится литературное творчество Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо. Вместе с Данте эти величайшие поэты Италии считаются создателями итальянского литературного языка. В 1292г. Данте создал насыщенную стихами повесть «новая жизнь», посвященную любовным переживаниям поэта и воспевающую его возлюбленную Беатриче. Второй классический образ возлюбленной Лауры возник в сонетах Ф. Петрарки, получившие всемирную известность на жизнь и смерть мадонны Лауры, вошедшие в сборник «Книга песен».
Петрарка прямо отождествлял себя со святым Франциском, а своим духовным отцом считал Августина ( «Моя тайна»,1342-1343гг.). Дуалистический вариант платонизма гуманисты воспринимали односторонне. Проблематику вешнего мира они почти игнорировали, их интересовала только душа, как непосредственное проявление божественного в человеке. Внешний порядок вещей для гуманистов – менее совершенное проявление Бога, всего лишь «фортуна» - судьба, с которой человек может и должен бороться. ( Ф.Петрарка. «О средствах против всякой фортуны» 1358-1366гг.).
Учеником и последователем Петрарки стал Джованни Боккаччо – автор известного сборника реалистических новелл «Декамерон». Новеллы Дж. Боккаччо поражают обилием забавных любовных историй, в которых не столько осуждается сластолюбие, сколько воспевается находчивость и ловкость влюбленных.Традиции народной карнавальной культуры позволяют стереть любые сословные разграничения: дворяне со служанками, аристократки с конюхами и лакеями успешно избегают самых скандальных ситуаций на пути к удовлетворению страсти. Произведения Боккаччо насыщены тонкими наблюдениями, великолепным знанием психологии, юмором и оптимизмом, что остается весьма поучительным и сегодня в наши дни.
Наследие
выдающегося мастера кисти
Выдающийся архитектор и скульптор Раннего Возрождения Филиппа Брунеллески – один из основоположников архитектуры Ренессанса. Ему удалось возродить элементы античной архитектуры, которым художник придал несколько иные пропорции.
В украшении зданий использовались вначале скупо, с поразительным чувством меры ордерные элементы: колонны розетки, карнизы. Эти античные мотивы производили сильное впечатление. Одна из самых значительных построек, выполненная в этом стиле – Флорентийский баптистерий. Брунеллески воздвиг свой восьмигранный купол над собором флорентийской республики (1420-1436гг.), что воспринимается, как символ единения, также внес большой вклад в фундаментальную науку - теория линейной перспективы.
Искусство раннего Возрождения полно неповторимого очарования. Научное и художественное познание идут рука об руку - художник как бы проверяет алгеброй гармонию. Живописец этого времени восхищается открывавшейся ему красотой и гармонией человека и природы.
3. Высокое Возрождение.
Перелом в настроении эпохи наступает после появления во Флоренции провозвестника протестантского аскетизма Савонаролы (1452-1498гг.). Отказываются от своих взлядов некоторые гуманисты, мрачнеет палитра Боттичелли Период высокого Ренессанса был связан прежде всего с именами трех гениальных мастеров, титанов Возрождения. – Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти. В творчестве представителей Высокого Возрождения достигли вершины реалистические и гуманистические основы культуры Ренессанса.
Леонардо
да Винчи, имя этого величайшего ученого
знает любой наш современник, живущий
уже в XXI веке. Многие ученые, кинематографисты
разгадывают загадки кода Винчи, в частности,
дошедшие до нас зашифрованные Записные
книжки и рукописи титана Возрождения,
насчитывающие около 7 тысяч листов, сочетая
научный смысл с художественным вымыслом
и фантастикой кинематографа.
Поэт
стоит ниже художника
по представлению
видимых вещей
– и много ниже
музыканта по представлению
вещей невидимых.
И не мудрено – сложно назвать отрасль, в которой бы он не достиг непревзойденного мастерства. Леонардо одновременно был художником, скульптором, архитектором, математиком, механиком, астрономом и еще многим и многим. Леонардо да Винчи действительно есть Гений в самом истинном понимании этого слова. В его художественном наследии особо выделяются такие шедевры, как «Тайная вечеря» и наверно самый знаменитый портрет не только эпохи Возрождения, но и всей мировой истории «Джоконда» или «Мона Лиза», над улыбкой которой, не думал только «ленивый».
Леонардо наследует дух готики, а не ее форму, как Боттичелли. Не дворцовая изысканность, а живая одухотворенность наполняет творения Леонардо растворенным в тяжелом воздухе божественным светом. Непосредственное присутствие божества не только в человеке, но и в природе, изображенной Леонардо, делает его подлинным католиком.
Младший современник Леонардо великий живописец Италии Рафаэль Санти вошел в историю мировой культуры, как создатель ряда живописных шедевров. Рафаэль стремится к той же цели, что и Леонардо, - к проникновению в природу, но непосредственно, а изучая творения великих мастеров. Красота – это очищенная совершенная форма самой природы. Она доступна глазам человека, и задача художника – демонстрация ее. Рафаэль, таким образом, формирует мировоззрение и метод классицизма, становится эталоном этого стиля и образцом католического благочестия. Изучая творения человеческого гения, он считал, что в них может блеснуть идеал – божественное откровение. Весь флорентийский период своей жизни он посвятил такой попытке прозрения – поиску прообраза Мадонны. Это и ранняя работа мастера « Мадонна Конестабиле», проникнутая изяществом и мягким лиризмом, и величайшее творение Рафаэля – «Сикстинская мадонна».
Рафаэль пытается объединить мир реальный и мир божественный. Перспектива фрески «Диспут» объединяет два крыла спорящих: деятелей церкви реальной – с восседающими на облаках монолитными рядами персонажей церкви небесной, торжествующей, возглавляемой Христом. Правда, в этой композиции можно увидеть и протестанский мотив – осуждение применения человеческого разума в делах веры.
Поскольку идейные позиции Рафаэдя и Микеланджело частично совпадают, то после открытия Сикстинской капеллы влияние Микеланджело на Рафаэля становится несомненным. Однако смелость живописи Микеланджело усилила лишь внешнюю динамичность и экспрессивность фресок Рафаэля («Изгнание Элиодора из храма»,1511-1514гг.). Вместо микеланджеловской внутренней напряженности движения на фреске Рафаэля видим эстетически выверенный боттичеллевский полет ангела в развевающихся одеждах, который можно отнести ко всем временным и пространственным планам изображения.
Последним титаном Высокого Возрождения был Микеланджело Буонарроти – великий скульптор, живописец, архитектор, поэт. В скульптуре и живописи меланхолия Микеланжело воспринимается, как трагедия; стремление души , закованной в могучее тело, к идеалу представляется попыткой безнадежной, а жизнь-борьба – затянувшимся жертвоприношением, начавшемся с сотворения мира. Тяжесть тела, усталость от самого себя, почти отчаяние, свойственные всем образам Микеланджело, обретают зловещий смысл в сцене «Страшного суда»