Культура исламского мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 15:01, контрольная работа

Описание работы

Для многих из нас ислам ассоциируется с актами экстремизма, «джихадом», с нефтедолларами, униженным положением женщин в «парандже», многоженством, экзотикой сказок «Тысяча и одна ночь», судьбой английского писателя индийского происхождения С.Рушди, автора «Сатанинской поэзии», и религиозным фанатизмом. Такой набор стереотипов не способствует взаимопониманию разных народов во всем мире. Исламская культура своеобразна и неповторима.

Содержание

1. Специфика культуры ислама.
1.1 Понятие арабо-исламского мира 2
- Мечети и школы 5
- Исламские обряды 5
- Праздники в исламе 6
1.2 Коран как выдающийся памятник духовной культуры ислама 6
1.3 Художественные традиции мусульманской культуры 8
2. Поэтические произведения мусульманских поэтов
(газели и рубаи) Омара Хайама, Низами, Алишераи Навои 10
3. Тестовые задания 14
Литература

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

       Еще одна важная функция мечети – организация  обучения подрастающего поколения. Образование в исламских странах  всегда было религиозным и находилось под попечительством местных  духовных властей. Имам и мулла данной мечети были одновременно учителями  в мектебе, т.е. школе при мечети, куда принимали учиться мальчиков школьного возраста. При наиболее известных мечетях в больших городах существовали и медресе, где духовники различных рангов обучали будущих специалистов по исламу, богословов и законоведов, всей мудрости ислама.

       Успешно окончившие исламские школы и  университеты становились в ряды знатоков ислама, его истории, догматов, священных текстов. Все эти знатоки  и деятели ислама были призваны руководить жизнью и делами правоверных, направлять и поучать их, помогать им общаться с Аллахом, выполнять важнейшие предписанные исламом обряды. Главная цель этого повседневного руководства – обеспечение неукоснительного соблюдения всех тех предписаний и обрядов, которые по заповедям Корана и нормам шариата обязательны для мусульман. 

Исламские обряды.

       Один  из основных обрядов – суннат, т.е. обрезание. Мальчиков примерно в  семилетнем возрасте, когда они считались  уже выходящими из-под материнской  опеки, подвергали этой операции, корни  которой восходят, видимо, к обрядам инициации древних. В исламе обряд обрезания семилетних мальчиков служит, как и у иудеев, своего рода символом религиозной принадлежности и считается обязательным. Этот обряд символизирует взросление ребенка, переход его в новое «взрослое» состояние. После обрезания мальчик более уже не возвращается на женскую половину дома: его отделяют от сестер и приобщают к мужчинам семьи. Как и другие обряды, обрезание обычно сопровождается праздником (той), на который съезжается множество родственников с соответствующими подарками по случаю торжества.

       Еще один важный семейный обряд в жизни  мусульманина – свадьба. Молодых  обычно венчает один из служителей ислама, который, совершая церемонию, чаще всего читает четвертую суру Корана, где излагаются основные положения  ислама о месте, правах и обязанностях женщины в семье и обществе. Совершающий обряд имам или мулла от имени ислама как бы скрепляет союз молодых, превращая его в официально признанный и имеющий силу закона брак.

       Торжественно, со специальными ритуальными обрядами отмечается в семье мусульманина и рождение ребенка, особенно сына. И наконец, последний из серии обрядов, сопутствующих мусульманину на протяжении всей его жизни, - похороны. Этот обряд совершается обычно в день смерти и исполняется с участием духовных лиц, читающих заупокойные молитвы из Корана.

       Кроме этих важных обрядов, существует и много  других. Все они практикуются достаточно широко, как, например, обычай выплаты  калыма за невесту – деньгами или  отработкой в хозяйстве будущего тестя, что также уходит корнями в древние традиции семитских племен. 

Праздники в исламе.

       Как правило, все семейные обряды мусульман  сопровождаются праздниками. Однако кроме  семейных праздников существуют и общие, касающиеся всех и продолжающиеся подчас по нескольку дней. Один из таких всеобщих религиозных праздников – ураза-байрам, праздник разговенья, приходящийся на первый день месяца шавваль после месячного поста в рамазане. Этот праздник длится три дня, на протяжении которых каждый из правоверных отчитывается за месяц поста – насколько тщательно он соблюдал предписания, изучал текст Корана, умиротворял свою душу и укрощал страсти, раздавал милостыню и т.д.

       Другой  большой мусульманский праздник на 70-й день после окончания поста. Это – курбан-байрам, великий  праздник жертвоприношения. Совершающие хадж обычно прибывают в Мекку именно в дни этого праздника, когда они и приносят свои жертвы Аллаху в священном городе мусульман.

       Еще один праздник приходится на 27-й день месяца рамазана, т.е. на конец поста. В честь этого праздника обильные пиршества не устраиваются – все-таки пост. Мусульмане в этот день усиленно молятся, обращаясь к Аллаху и читая Коран; они полагают, что ежегодно в этот день решается судьба каждого человека на год вперед.  
 
 
 
 

1.2 Коран как выдающийся  памятник духовной культуры ислама. 

       Ислам характеризуется большой простотой  принципов: Бог, единый и всемогущий, ниспослал людям текст- Коран, который  Он передал с помощью человека по имени Магомет.

       Признать  всемогущество Бога – значит повиноваться его воле. Смысл слова «ислам»- «повиновение». Повиновение Богу заключается в том, чтобы повиноваться Его слову, то есть строго соблюдать предписания Корана.

       Наиболее  фундаментальные из этих предписаний - «пять столпов ислама»: символ веры (шахада), молитва пять раз в день, пост, милостыня (закят) и паломничество (хадж). Однако благочестивый мусульманин должен хорошо знать весь Коран, так как вся его общественная и частная жизнь должна соотносится с ним. Коран рекомендует верующим рассказывать его всякий раз, когда это возможно. Тысяча верующих знают его наизусть от корки до корки.

       Если  прибегнуть к юридическому сравнению, Коран - это закон, исходящий от высшей власти, а хадисы - юриспруденция, то есть метод трактовки закона.

       Верование мусульман касается всего, что написано в Коране.

       Как и другие религии ислам не призывает  к активному социальному переустройству. Напротив, он учит смирению и послушанию. Частная собственность священна – на этот счет указания Корана строги и недвусмысленны, а законы шариата  строго карают преступников (вору отрубают кисть правой руки).

Как и  Библия, Коран призывает человека трудиться – этим в первую очередь  он обеспечит себе царство небесное. Человек должен быть скромен и  терпелив, мужественно сносить все  невзгоды этого мира и уповать  на спасение в загробной жизни.

       В Коране зафиксированы и определенные права женщины – как гражданские, так и имущественные. Так, женщину, в том числе и рабыню, нельзя лишить ее ребенка, если последний нуждается  в ее уходе. Практически это означает, что до семи лет ребенок при любых условиях остается с матерью, в дальнейшем он может быть взят отцом, но не безоговорочно, не при любых обстоятельствах. За женщиной признаются определенные права при разделе имущества, наследовании, разводе.

       Кроме запретов, обращенных к женщине Коран налагает ряд ограничений на всех правоверных. Так, мусульманам запрещается употреблять вино, и в этом запрете есть своя логика: пьяный не может совершать намаз, ибо молитву нельзя начинать нечистым, к числу которых всегда относились и пьяные. Хотя этот запрет соблюдался не очень строго, он все же оказывал свое воздействие и является регулирующей нормой и по сей день. Существуют и пищевые запреты: мусульмане не должны есть свинину, употреблять в пищу кровь и падаль. Запрещены также азартные игры: азарт сжигает человека и отвлекает его от обязанностей, в том числе и от обязанностей пятикратной молитвы.

       К числу запретов относится изображение  людей и даже животных. И хотя в живописи он соблюдался не очень  строго (в шиитском Иране существовало высокое искусство миниатюры с изображением небольших фигурок людей и животных), он оказал свое влияние на характер исламского искусства, где живопись и особенно скульптура почти всецело вытеснены архитектурой и орнаментом. Зато архитектура и орнамент достигли высокого развития: мавзолей Тадж-Махал, многие знаменитые мечети – подлинные шедевры мировой культуры.

       Некоторые положения Корана, несомненно, прогрессивные  для арабского общества VIIв., сегодня  кажутся анахронизмом, по крайней  мере для человека западной культуры. Например, Коран регламентирует отношения между хозяином и рабом и допускает применения закона возмездия. Что касается правил в отношении женщин, то они задуманы для защиты ее в обществе, в котором господствует мужчина, и кажутся отсталыми, если рассматривать их с точки зрения равноправия мужчины и женщины.

       Строгое соблюдение Корана в нынешнюю эпоху  неизбежно вступает в противоречие с современным развитием нравов. Поэтому мусульманские фундаменталисты  отвергают западное общество, которое  развращает человечество, поскольку отдаляет его от Корана.

       Однако  ислам признает, что Коран не регламентирует все детали жизни в обществе: то, что не запрещено или не рекомендуется, оставляется на свободное суждение каждого. Следовательно, по аналогии с  вредом алкоголя может, например, осуждаться потребление наркотиков. Подобные неизбежные толкования могли бы привести к современному прочтению всего Корана, к чему мусульманский мир, по-видимому, еще не готов. 

1.3 Художественные традиции мусульманской культуры. 

       Исламская культура богата философскими и художественными традициями. Философия (фалсафа) представленная Фараби, Ибн-Синой, Ибн Рушдом и другими внесла весомый вклад в мировую мысль.

       Фараби (870-950) развивал идеи Аристотеля. Также  он разрабатывал учение об идеальном обществе, которое должно основываться на принципах, общих и человеческой душе, и отдельному индивиду, и жизни в целом, космосу.

       Ибн-Сина (Авиценна) жил в XI веке. Он автор  фундаментальных трудов, в которых  систематизировались все современные  ему научные знания.

       Ибн Рушд (Аверроэс, 1126-1198) – арабо-испанский  философ. Большинство его трудов – комментарий к сочинениям Аристотеля. Он утверждал, что истина постигается  лишь учеными, так как только они  оперируют доказательствами, но отнюдь не теологами.

       В целом философия мусульманского средневековья ориентирована на античные модели. Основное содержание фалсафы составляли идеи единства бытия, безначальности и вечности мира и  подчинения его действию естественных законов. Нацеленная на земную жизнь  человека, философия Востока была связана с развитием наук о природе, выработкой научных методов исследования и утверждением рационалистического мировоззрения, выдвижением разума в качестве мерила истины, а логики – в качестве способа ее получения и обоснования.

       В философии Востока существует и несколько иная традиция, связанная с возникновением в IX веке в Аббасидском халифате суфизма – мистико-аскетического течения внутри ислама.

       Суфизм  конкурировал с ортодоксальной мусульманской  философией, доказывая, что божество порождает мироздание путем излияния и что цель человеческой жизни – в полном растворении в божестве. Суфизм оказал огромное воздействие на исламскую поэзию и художественную культуру Востока.

       Художественная  культура исламского мира своеобразна. В ней нет живописи, так как запрещалось изображать Аллаха и все божественное. Но в ней получает самое широкое распространение поэзия. В стихотворной форме автору было гораздо легче выразить себя через поэтические вольности, полунамеки, нарочито сложные и туманные образы. Кроме того, стихи, особенно короткие и легкозапоминающиеся были прекрасным средством распространения вольнодумных идей.

       Основная  композиционная форма арабской поэзии – знаменитая «касыда» - сложилась  во второй половине VIII века. Это небольшая  поэма из 80-10 стихотворных строк – «бейтов». Касыда состоит из нескольких поэтических частей, различных по жанру и не связанных между собой, но образующих в сознании слушателя целостную картину. Другая стихотворная форма – «кыта» - короткое стихотворение из 8-12 строк с единым содержанием. В форме кыт слагались погребальные плачи, «самовосхваления» и «поношения» во время поэтических перебранок. В это же время происходит становление и других жанровых форм – героического эпоса, философских рубаи, возвышенных од, лирических газелей.

       Поэтическое творчество было строжайше канонизировано. Арабо-мусульманский поэтический  канон включал три основных раздела: метрику – «аруз», рифму –  «кафийю», поэтические тропы и  фигуры – «бади». Канонизация дала мощный толчок развитию искусства мусульманского Востока, сделала его художественно активным на протяжении многих столетий.

       Ограниченная  строгими рамками традиционной композиции и жанров, арабская поэзия развивалась  «вглубь», за счет усложнения поэтической  техники, становясь, все более изощренной и утонченной. Поэты увлекаются чисто формальными задачами: уснащают свои стихи сложными поэтическими фигурами, многостепенными метаморфозами, изысканной игрой слов, заботясь не только о звуковом, но и о зрительном эффекте.

       Показательно  в этом отношении творчество Абулькасима Фирдоуси (934-1030), великого персидского поэта, создавшего бессмертную эпопею «Шахнаме». В ней он воспевал иранских царей, но в центре находится эпический герой Рустам, сын своего народа. Славя человека, Фирдоуси писал: 

Информация о работе Культура исламского мира