Культура ислама

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 01:56, контрольная работа

Описание работы

Ислам — вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. Общая численность мусульман на земном шаре составляет порядка 900 миллионов человек, из которых более двух третей живет в зарубежной Азии.

Содержание

Введение 3
1 Мусульманская картина мира. Система мусульманских ценностей 4
2 Теократическая идея социального мира 13
3 Художественные традиции исламского мира 17
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

контрольная-ислам.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

        Суфизм конкурировал с с отодоксальной мусульманской  философией, доказывая, что божество порождает  мироздание путем излияния (эманации) и что цель чевовеческой жизни - в полном растворении в божестве. Суфизм оказал огромное воздействие на исламскую поэзию и художественную культуру Востока.

         Художественная культура исламского мира своеобразна. В ней нет живописи, так как запрещалось изображать Аллаха и все божественное. Но в ней получает самое широкое распространение поэзия. Халифы,  шахи и султаны содержали армию придворных поэтов  и  не жалели средств, чтобы приблизить к себе поэтическую знаменитость. На поэзию они смотрели как на средство прославления собственной персоны и собственных деяний и хорошо понимали, что прекрасные  стихи сразу же становятся достоянием базара - средоточия религиозно-культурной и политической жизни того времени.

           Показательно в этом отношении  творчество Абуль-касима Фирдоуси (934-1030), великого персидского поэта, создавшего бессмертную эпопею «Шах-намэ»; («Книга царей»). В ней он воспевал иранских  царей - мифических и исторических, но в центре находится  эпический герой Рустам, сын своего народа.

          Всемирно известно творчество  Омар Хайяма (1040- 1123), ученого, философа  и бессмертного поэта, создавшего  незабываемые рубаи. Каждое четверостишие Хайяма - это маленькая поэма с философским подтекстом.

     Много лет размышлял я над жизнью земной.

     Непонятного нет для меня под луной.

     Мне известно, что мне ничего не известно! -

     Вот последняя правда, открытая мной.

          О.Хайяма приглашали многие тогдашние  правители мусульманского мира. Правитель Бухары, беседуя с Хайямом,  «сажал его с собой рядом  на престол в знак наивысшего уважения». Султан сельджукской империи Низам-ул-мульк пригласил Хайяма в Исфаган и даже предложил ему в управление одну из своих областей. Ноf Хайям никогда не писал хвалебных од правителям, никогда не был придворным льстецом. Он отклонил предложение сельджукского султана. Ему были милей поэзия, математика и философия.

               Погиб от ножа Низам-ул-мульк,  как это часто бывало на  исламском Востоке, и жизнь  Хайяма круто изменилась. Чтобы  не погибнуть от рук завистников, он совершает хадж. После этого поэт возвращается в  свой родной Нишапур и там умирает в окружении искренних почитателей его философско-поэтического таланта.

                  Современник Хайяма пишет: «Однажды  в городе Балхе, на улице  работорговцев, во дворце эмира, на пиру за веселой беседой наш учитель Омар Хайям сказал: «Меня похоронят в таком месте, где всегда в дни весеннего равноденствия свежий ветер будет осыпать цветы плодовых ветвей». Через двадцать четыре года я побывал в Нишапуре, где был похоронен этот великий человек, и попросил указать мне его могилу. Меня привели на кладбище Хайры, и я увидел могилу у подножия садовой стены, осененную грушевыми и абрикосовыми деревьями и осыпанную лепестками цветов так, что она была совершенно скрыта под ними. Я вспомнил слова, сказанные в Балхе, и заплакал. Нигде во всем мире до обитаемых его границ не бывало человека, подобного ему». (Омар Хайям. Душанбе, 1970. С. 3.  )

          Творчество Джами (1414-1492) является как бы логическим завершением замечательного поэтического движения, начатого Рудаки и Фирдоуси. Поэзию он сочетал с философией, суфизмом, музыкой. Всю свою жизнь он провел в Герате.

          И в поэзии Джами преобладают  темы любви и жизни, смерти  и страданий:  

     В огне страстей я сердце сжег,

     Искал я тщетно, сердце не берег.

     Лишь  под конец, вниманья недостойный,

     Истерзанный, пришел на твой порог.

     Я без тебя поднес бокал к губам,

     Но  пью вино с печалью пополам.

     Ты  черным оком дни мои смутила, -

     Расстались  мы, конца нет черным дням.

     (Любовная  лирика Востока. М., 1988- С. 422, 423.)

            Однако, восторгаясь поэтичностью, образностью, тонкостью описания любовных настроений и тоски ожидания встречи с любимой, социальное значение этой поэзии нельзя переоценивать. Это поэзия узкого круга эстетствующих интеллектуалов исламского мира. В жизни совершалось иное.

          В жизни женщина в мусульманском  мире - униженное существо. Мусульманин должен быть покорным Аллаху и, умирая в битве за веру, он становится шахидом и идет прямо в рай. Женщина должна быть покорной мужчине, и неизвестно, обладает ли она душой.

          Воспевая мельчайшие детали красавиц, поэты-мусульмане не отвергали многоженство, плату за невесту и обряд развода. Достаточно мужу трижды сказать жене в присутствии двух свидетелей «ты свободна» или три раза произнести слово «таляк» (развод), и жена должна безропотно покинуть дом мужа и очутиться на улице.

          «Луноликая», «кипарисоподобная»  жить должна только на своей  половине дома. Видеть ее могут муж, отец, свекор, сыновья, рабы и евнухи. Изменившую мужу забивали камнями. Бесплодие женщины считается наказанием Аллаха, огромным несчастьем. Намеренная бездетность, как и безбрачие, - тяжкий грех. Конечно, все это провозглашается лишь в Шариате.

          Тем не менее, исламская культура - одно из достижений человечества и заслуживает уважения и понимания. Что же касается исламской поэзии, то она стала достоянием различных немусульманских народов. Огромной популярностью и уважением эта поэзия пользуется в нашей стране. 
 
 
 
 

 

Заключение

 
 

     История восточной культуры начиналась с  культуры государств Месопотамии. На этой же территории сложилась и самая поздняя из них — культура ислама, в которой можно проследить и выделить некоторые элементы, восходящие к древним взглядам на мир, традициям, способам существования.

     Исламская культура впитала в себя многочисленные влияния не только народов, населявших эти земли в древности, но и тех, которые существовали параллельно с арабским миром и имели более высокое развитие. Так, на арабскую культуру и, соответственно, на исламский мир в целом оказывали воздействие греческая и римская культура, иудаизм с его монотеизмом и бытовыми обычаями и христианство.

     Исламский мир объединил в единой религиозной системе различные племена. Не все из них имеют общий язык, не все могут читать священную книгу — Коран. Но их объединяют не государственные или национальные связи — главной основой единства становится именно религия.

     Современная исламская культура в наше время  имеет обширную географию. Ее превращение в мировую религию способствовало приобщению к ней многих народов. Принадлежность к исламу как к религии предполагает и особый образ жизни, и особый образ мышления, поэтому мы можем говорить о том, что это состояние является также и принадлежностью к исламской культуре.

     Для исламской культуры в целом “характерна нерасчлененность многих сфер духовной и практической деятельности человека — неразделенность религиозной и светской власти, слитность законоположений и этики, юриспруденции и праведного образа жизни”.

 

Список использованной литературы

 
  1. Быстрова  А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002.— 712 с.
  2. Есин А. Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 216 с.
  3. Журавский А. Христиане и мусульмане: проблемы диалога. Хрестоматия. М., 2007. С. 576.
  4. Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология: Конспект лекций. - М.; МИЭМП, 2005. - 104 с.
  5. Ислам и исламская культура в Дагестане: Монография. М., 2001. С. 198.
  6. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н. Г. Багдасарьян. — 3-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк., 2001.-511 с.

Информация о работе Культура ислама