Культура ислама

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 01:56, контрольная работа

Описание работы

Ислам — вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. Общая численность мусульман на земном шаре составляет порядка 900 миллионов человек, из которых более двух третей живет в зарубежной Азии.

Содержание

Введение 3
1 Мусульманская картина мира. Система мусульманских ценностей 4
2 Теократическая идея социального мира 13
3 Художественные традиции исламского мира 17
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

контрольная-ислам.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

     Первым  подается хлеб. Лепешки, лаваш нельзя резать ножом — надо ломать руками. Запрещено пить вино, играть в азартные игры. Нельзя есть свинину. Если хлеб упал на землю, его надо обязательно поднять и отдать птицам или животным. Гостеприимство свято. Если умер человек, его надо похоронить в течение суток. Особое отношение должно быть у мусульман к вопросам веры. Коран говорит: “О, вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны, пока не будете понимать, что вы говорите, или оскверненными — кроме как, будучи путешественниками, в дороге — пока не омоетесь. А если вы больны или в путешествии, или кто-нибудь из вас пришел из нужника, или вы прикасались к женщинам и не нашли воды, то омывайтесь чистым песком и обтирайте ваши лица и руки. Поистине, Аллах извиняющий и прощающий.

     Во  многих правилах поведения, особенно запретах прослеживается их связь с природными условиями и образом жизни  арабов. Например, запрещение резать хлеб связано с тем, что арабы не знали другого вида хлеба, кроме  лепешек, которые удобнее ломать, чем резать. Запрет на питье воды большими глотками совершенно понятен в безводных землях. Особенно строги запреты на употребление вина, хотя они появились далеко не сразу. В Коране есть суры, восхваляющие вино: “И из плодов пальм и лоз вы берете себе напиток пьянящий и хороший удел. Поистине, в этом — знамение для людей разумных!”.

     Особое  место занимает в исламе отношение  к женщинам. В Коране существует отдельная сура с названием “Женщина”. Ислам, как и иные религии, запретил браки между прямыми родственниками, но зато у мусульман принято многоженство: “...женитесь на тех, что приятны вам, женщинах — и двух, и трех, и четырех». Для ислама безбрачие — преступление перед обществом и сородичами. “Худший из взрослых — тот, кто умер холостым”. В V11I веке имам Медины Малик ион Анас (708—795) писал: “Человек, сочетавшийся браком, имеет перед Аллахом больше заслуги, чем самый набожный мусульманин, оставшийся холостым”. Мухаммед завещал мусульманам хорошо обращаться с женщинами, хотя и считал, что женщины не могут участвовать ни в каких делах, даже решать собственную судьбу, тем более советовать или учить.

     Надо  заметить, что дискриминационный  взгляд на женщин был характерен не только для ислама. В Европе в период средневековья велись дискуссии о том, обладает ли женщина душой. Постановлением Вселенского собора в 585 году все-таки решили, что она является человеком и, как и все люди, душу имеет. Но ее возможности, тем не менее, считались ограниченными.

     Многоженство  в исламе своими корнями уходит в  древний племенной уклад, когда женщин не было принято отдавать на сторону: ведь они выполняли необходимую работу. Кроме того, так обеспечивалось сохранение рода, его языка, традиций, уклада. Мужчины же могли приводить иноплеменных женщин. Поэтому впоследствии, особенно у правителей, было довольно много жен и наложниц.

     Исследователи исламской культуры (Еремеев, Массэ  и др.) обращают внимание на то, что  обычай носить чадру (паранджу) возник не в исламе. В Месопотамии, например в Ассирии и Вавилоне, женщины носили на голове покрывала, скрывающие лицо. Греческая женщина чаще всего тоже накрывала голову краем паллы (плаща) или вуалью. Но при кочевом образе жизни, когда единственное жилище — шатер или палатка, для женщины скрываться от мужского взгляда или жить на отдельной, женской половине было невозможно. Этот обычай связывают с городской жизнью и городскими нравами. Поэтому существует турецкая пословица: “Чадра — убор белоручки!”

     Однако  на Востоке и особенно в мусульманских  странах считается, что мужчина  может испытывать по отношению к женщине только половое влечение. “В уме мусульманина, воспитанного в духе этой традиции, просто не укладывается мысль о том, что между мужчиной и женщиной могут существовать какие-либо иные взаимоотношения, кроме половых, например, коллег по работе или учебе... Сексуальная мораль в исламе предельно строга. Добрачные связи — пятно бесчестия, которое бросает тень не только на семью “грешницы”, но и на всю деревню, на весь квартал в городе. Нарушение норм половой морали — действительное или мнимое — часто влечет за собой самосуд толпы”.

     Конечно, более чем за тысячелетнее существование  ислама многие нормы постепенно менялись, особенно в тех странах мусульманского мира, в которые проник научно-технический прогресс, но и до сих пор мусульманская женщина ограничена в праве на образование, в выборе профессии, в участии в общественной и, тем более, политической жизни.

 

2 Теократическая идея социального мира

      

     В отличие от христианства ислам никогда не был религией угнетенных. Он формировался как идеология религиозно-политической организации арабских племен, вынужденных отстаивать свои экономические, торговые интересы. Поэтому в исламе сразу же сформировалось жесткое представление о власти и политической организации уммы. Можно сказать, что ислам оказался идеальной религиозно-политической основой для централизованного государства и ведения военных действий против неверных. Не случайно, что под зеленым знаменем Аллаха воинственные арабские племена быстро домчались до границ Франции и Индии. В X в. многие воинственные тюркские племена нашли в исламе адекватную своим настроениям идеология и культуру. Под зеленым знаменем Аллаха сначала сельджуки, а затем османы вели захватнические войны в Византии. Воины Османской империи штурмовали Вену. Кровавыми походами прославился Тамерлан. В XVI в. на завоеванной территории Индии Бабур основал исламскую империю Великих Моголов.

     В силу своей специфики ислам буквально  с момента своего возникновения оказался втянутым в постоянные политические распри и разногласия. Уже говорилось, что после смерти Мухаммеда появились шииты, которые претендовали на то, что власть в исламском государстве должна принадлежать родственникам, потомкам пророка. Так в мусульманской культуре сложилась проблема халифата и имамата.  

     Халифат - концепция исламской государственности, разработанная суннитами. Средневековые правоведы (факихи) истолковали Коран таким образом, что государственная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину в силу особого договора (мубайи).  Такой договор заключается между уммой (вернее, ее [признанными представителями) и претендентом на  халифат. Условия, которым должен удовлетворять будуший халиф, сформулировал средневековый правовед Аль-Маварди, и они сводятся к следующему: халиф должен быть муджтахидом, (Муджтахид - представитель высшей категории мусульманских  богословов - законоведов. Высшие ранги муджтахидов у шиитов - аятолла (знамение аллаха), аятолла аль-узма (величайший аятолла),  ходжат оль-ислам (доказательство ислама)) происходить из  племени курейшитов, быть справедливым, мудрым,  смелым, физически здоровым и заботиться о благе подданных.

     Халиф не обладает полномочиями монарха и  не может передать власть по наследству или своей волей назначить преемника. Умма смотрит на него как на своего  представителя. Халиф обязан выполнять предписания  Корана и может быть привлечен к ответственности за  нарушение сунны и шариата. (Шариат (шариа - надлежащий путь) - свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений.)

     Исламская культура высоко оценивает институт халифата, полагая, что его отличает духовно-нравственная направленность, ставящая  его выше западной демократии.  От суннитов более демократическим настроем отличаются хариджиты (от арабского слова «хаваридж» -  вышедшие, возмутившиеся). Они стоят за равенство  всех мусульман, за выборность имама-халифа. Главой  уммы может быть избран любой ее член. За свои радикальные взгляды хариджиты подверглись разгрому, и в настоящее время их можно встретить главным образом в  Омане и странах Северной Африки.

          Сторонники имамата полагают, что  государственная власть имеет  божественную природу и должна принадлежать лишь родственникам пророка: потомкам Али, Фатимы, то есть святым имамам, а также их родственникам по боковой линии (алиды, фатимиды, сеиды, шерифы). Имам - лицо исключительно духовное, и власть его носит теократический характер.

          Шииты исмаилитского толка рассорились со своими единомышленниками из-за имама Исмаила, которого шестой имам Джафар, прямой наследник Али и Фатамы, лишил права на имамат. Исмаилиты не ограничились протестами против несправедливости. В X в. имам Убейд-аллах, объявивший себя потомком Фатимы, провозгласил себя халифом и создал исмаилитский халифат Фатимидов, который, правда, просуществовал относительно недолго, чуть более двух с половиной веков.

          В XI - XIII вв. на территории Ирана  активно действовала исмаилитская  секта ассасинов. Взбодренные гашишем, готовые идти на смерть во имя веры, воины- смертники (федаины) образовали ударную силу этой секты. Федаины создали свое исмаилитское государство. Но и оно просуществовало недолго. Вторгнувшиеся в Иран монголы разрушили государство ассасинов. В настоящее время исмаилиты сосредоточены главным образом в Индии и Иране, а также в Таджикистане.

          В силу своей внутренней сплоченности, устойчивости к внешним переменам и преданности исламским ценностям, мусульманская умма оказалась способной противостоять западноевропейскому колониализму. Мусульманская культура нашла в себе силы для содействия национально-освободительному движению. Огромный авторитет Корана и политических лидеров, одновременно выступавших в качестве проповедников ислама, магически действовал на умы и сердца верующих.

          Но исламской культуре пришлось  обнаружить свои потенциальные  силы в различных условиях. Колонизация  Египта сопровождалась его относительной европеизацией. К 1923 г. он стал независимой конституционной монархией. В 1936 г. англичане вывели 8 войска из страны, а в 1956 г. произошла национализация Суэцкого канала. Европеизация Египта встречает  сопротивление исламских фундаменталистов («братья- мусульмане»). Еще дальше по пути европеизации ушла Турция. Ислам отделен от государства, но тюрка- исламская культура полностью сохранила свои позиции. В стране буржуазно-демократические порядки сочетаются с исламскими традициями в духовной жизни и быту.

          Наиболее влиятелен ислам как  религия в Иране. Здесь абсолютно господствует шиитское религиозное мировоззрение. Непримиримость шиитского духовенства и ведомого им народа к переменам, угрожающим  позициям ислама, - направляющий политический  вектор силы в Иране.

          Проблема мусульманского культурного  наследия -  одна из ключевых в национально-освободительном движенин стран исламского мира. Неоднозначное понимание особенностей и специфики мусульманской культуры  обусловливает острую полемику вокруг этой проблемы,  столкновение различных социально-политических сил -  от прогрессивных деятелей культуры до представителей  панисламизма и мусульманского национализма. Тезис о  единой мусульманской культуре нередко используется  реакционными силами для разжигания национализма,  противопоставления мусульманских народов немусульманским, при этом игнорируется специфика национальных культур отдельных народов, исповедующих ислам.

 

    

 

3 Художественные традиции исламского мира

 

 

             Исламская культура богата философскими  и художественными традициями. Философия (фалсафа), представленная Фараби, Ибн Синой, Ибн Рушдом и другими, внесла весомый вклад в мировую мысль. Фараби (870-950) развивал идеи Аристотеля. К нему восходит распространенное в средневековой арабо-исламской философии деление рассуждений на пять типов, исходя из которого, решался вопрос о соотношении философии, теологии и религии. Фараби разрабатывал учение об идеальном обществе. Оно должно основываться на принципах, общих и человеческой душе, и отдельному индивиду, и жизни в целом, космосу. Естественно, что это учение отличалось энциклопедичностью.

          Ибн-Сипа (Авиценна) жил в XI в. Он, автор фундаментальных трудов, в которых систематизировались все современные ему научные здания. В этой систематизации он - последователь Аристотеля. Философское и медицинское наследие Ибн-Сины оказало большое влияние на развитие науки в странах Востока и Запада.

          Ибн Рушд (Аверроэс, 1126-1198) - араба-испанский  философ. Большинство его философских трудов - комментарии к сочинениям Аристотеля. Он утверждал, что истина постигается лишь учеными, так как только они оперируют доказательствами, но отнюдь не теологами. Ибн Рушд доказывал извечность мира, отвергал чудеса, индивидуальное бессмертие, первоначало сущего (бога) отождествлял с природой вещей.

          В целом философия мусульманского средневековья ориентирована на античные модели. Отдавая должное Платону и другим древнегреческим философам, представители фалсафы главным достижением считали учение Аристотеля. Основное содержание фалсафы составили идеи единства бытия, безначальности и вечности мира и подчинения его действию естественных законов. Нацеленная на земную жизнь человека, философия Востока была связана с развитием наук о природе, выработкой научных методов исследования и утверждением рационалистического мировоззрения, выдвижением разума в качестве мерила истины, а логики - в качестве способа ее получения и обоснования.

       Но в философии Востока существует и несколько иная традиция, связанная с возникновением в IX в. в Аббасидском халифате суфизма. Суфизм - мистико-аскетическое течение внутри ислама. В нем переплетаются идеи зороастризма, пантеизма, неоплатонизма м мистики каббалы. Зороастризм предшествовал исламу на территории Ирана. Назван по  имени пророка Зороастра. Священный канон - «Авеста». В зороастризме противопоставляется  добро и зло, борьба между которыми составляет основное содержание исторического процесса. Неоплатонизм - учение последователей Платона. Каббала- мистическое течение в иудаизме, заимствовавшее у неоплатонизма   учение об эманации и дополнившее это учение верой в то, что можно при помощи особых ритуалов вмешиваться в божественно-космический процесс.

Информация о работе Культура ислама