Культура Ирана

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 16:43, реферат

Описание работы

Юго-западную часть Ирана занимал Элам (совр. провинция Хузистан), где были благоприятные условия для быстрого развития производительных сил. Равнинная часть Элама (Сузиана) орошалась водами рек Карун и Керха, впадавших в древности в Персидский залив. Эта аллювиальная долина – одна из древнейших областей земледельческой культуры. Уже на рубеже IV – III тыс. до н. э. там выращивали обильные урожаи ячменя, эммера и фруктов. Тогда же здесь возникло и ремесло.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Эламская империя…………………………………………………………5
Империя Ахеменидов……………………………………………………..5
Парфянское царство……………………………………………………….6
Государство Сасанидов…………………………………………………...8
Арабский халифат………………………………………………………..10
Иран в IX - XI вв………………………………………………………….14
Сефевидская династия…………………………………………………...18
Искусство ХVIII—ХIХ вв……………………………………………….22
Выводы………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

Культура Ирана.doc

— 908.50 Кб (Скачать)

        Последний сюжет наиболее ярко  воплощается в наскальных рельефах. На рельефе в Накш-и Рустам (III век), наглядно передающем идею  божественной власти, в центре композиции помещены два всадника: сасанидский шаханшах (царь царей) Арташир I и Ахура Мазда, вручающий царю венец власти. При Арташире Ахура Мазда впервые изображается в образе человека, в зубчатой короне и одежде царя. Сюжеты, воспроизводившиеся на скальных рельефах, в торевтике, на монетах, создавались по новым канонам, выработанным для «официального портрета» царей, жрецов, для образов основных зороастрийских божеств — Ахура Мазды, Митры, Анахиты. Композиции усложняются, обогащаются новыми образами и орнаментальными мотивами.

      Тщательно передаются детали одежды персонажей, украшения, головные уборы. Так, на монетах  этого времени чеканятся изображения  царей, увенчанных каждый своей короной. Именно особенности короны помогают отнести одну из монет с портретом царя на аверсе ко времени Шапура II (309—379). На реверсе монеты изображен алтарь и стражи огня. Алтарь огня олицетворял «царский храм» огня — специальный храм, который закладывался в честь коронации сасанидского шаханшаха и получал его имя. С момента основания храма начиналось летоисчисление царствования шаханшаха.

      5. Арабский халифат

      Во  второй четверти VII века происходят события, значительно повлиявшие на дальнейший ход истории. В эти годы, когда  государство Сасанидов потеряло былую мощь, начинаются завоевания арабов. Проиграна битва при Кадисии (636 г.) и решающий бой при Нехавенде (642 г.). Арабы заполонили всю страну, назначая военных представителей во все крупные города и оставляя в них арабские гарнизоны. При первых халифах Омейядах (661—750) ослабевают связи между отдельными областями Ирана. Падение державы Сасанидов не означало прекращения художественных традиций. Под влиянием сасанидских идей и образов находилась культура всего халифата, особенно со второй половины VIII века, с приходом к власти династии Аббасидов (750 — 1258). С переносом столицы халифата из Дамаска в Багдад центр художественной жизни перемещается в Ирак и Иран. Халифы стремились подражать пышности сасанидских монархов, возрождали обычаи их двора. Первые мусульманские монеты чеканились по сасанидским образцам. Сасанидские сюжеты и стиль сохранялись в произведениях искусства — в торевтике, в рисунках на шелковых тканях.

       На завоеванных землях арабы утверждали новую религию — ислам. Язык мусульманской архитектуры богат, весьма разнообразен и достаточно сложен, поскольку она всегда была связана с мировоззрением и идеями исламского общества, с представлениями мусульман о пользе и красоте. Ее главной движущей силой является высокая исламская духовность, непоколебимая вера в единство и могущество Аллаха.

      Большое значение в мусульманской архитектурной  композиции придается ритму, то есть четкому распределению повторяющихся  в определенном порядке отдельных  элементов и деталей здания - выступов, колонн, окон, плоскостей стен. Применяя симметричную и асимметричную композицию, используя главные художественные средства – формы зданий и их элементов, мусульманский архитектор может по своему усмотрению сделать эти формы тяжелыми или легкими, спокойными или динамичными, однотонными или цветными, добиваясь при этом, чтобы отдельные части здания согласовывались между собой и со всем архитектурным ансамблем в целом. Проектируя, мусульманский архитектор ищет наилучшее, наиболее гармоничное сочетание основных частей будущего архитектурного произведения и его деталей с учетом назначения здания и характера происходящих в нем процессов. Учитывая климат местности, в которой ведется строительство и ее географическую широту, он старается, как можно полнее использовать увлекательную игру света и тени, которая подчеркивает композиционные особенности сооружения, придает ему более живописный вид.

       Архитектура ислама не отвергает воздействия  любой культуры и не воспрещает заимствовать формы культовых зданий других религий (христианские, иудейские, буддийские, вплоть до использования символики этих религий во внешнем декоративном убранстве зданий).

      Вертикальная  структура мусульманской мечети включает в себя три символические  зоны: четверик – символ нижнего  мира, купол – символ мира верхнего и барабан – своеобразная зона перехода от мира земного к миру небесному. Внутри мечетей в обращении к Мекке ниша — михраб, украшенная резьбой по дереву, камню, узорочным кирпичом, керамикой, инкрустацией, мозаикой, росписью.

      Михраб - (араб. – святилище, букв. – место  борьбы; однокоренное со словом «копье»; у ранних мусульман воткнутое в землю копье указывало сутру – место и киблу – направление молитвы) – в культовых зданиях ислама священная стрельчатая плоская арка или ниша в стене кибилы, к которой молящийся должен быть обращен лицом; самый ранний (около 691 г.) образец плоского михраба (в форме накладной арки) сохранился в Куббат ас-Сахра («Купол Скалы») в Иерусалиме: арка с узорным архивольтом в орнаментированной квадратной раме на витых колонках. Плоский михраб получил преимущественное развитие как переносной – деревянный, керамический либо изображенный на молитвенном ковре. Вогнутый михраб (в форме глубокой сводчатой ниши) впервые был устроен около 709 г. в мечети Хаарам в Медине (основана в 656 г. на территории дома Мухаммада), заново сооруженной в 707-709 гг. коптскими и византийскими мастера-ми; предположительно обозначал местонахождение пророка во время ведения им ритуала молитвы. После 709 г. михраб стал обязательным признаком мечети. Обычно он выделялся в интерьере освещением и нарядным декором, снаружи – выступом ниши; нередко перед михрабом возводился купол с фонарем или с окнами в барабане. Центральный вход и михраб непременно украшаются графическими изображениями. В помещении ниша - михраб, около нее ставится кафедра проповедника - минбар. Обычно он располагается справа от михраба и является привилегией только пятничной мечети (джами). В небольших населенных пунктах мечети могли его не иметь. Минбар обычно похожая на трон кафедра (иногда под балдахином) открыта на спускающуюся в зал лесенку с перилами и декоративным порталом или дверцей. Деревянные (реже каменные или кирпичные) минбары украшены (в соответствии с художественным стилем эпохи и региона) орнаментальной резьбой, инкрустацией, росписью, иногда глазурованными облицовками или фаянсовой мазаикой.

       Рядом с мечетью ставился или  включался в ее композицию минарет (от араб. – минара – сигнальная световая башня, маяк) – высокая  башня, предназначенная для азана, совершаемого муэдзином с кругового  балкона, галереи или верхней площадки башни, обычно увенчаний фонарем. Он бывает двух типов: четырехугольный (наиболее ранний архитектурный тип, первоначально получил развитие в Сирии, затем в странах Магриба – территории к западу от Египта) и круглоствольный (такой тип получил более широкое распространение и многочисленные варианты архитектурной формы и декора, в том числе на высоком четырех- или восьмигранном основании, с гладким, многогранным, каннелированным или «гофрированным» стволом, звездчатые в плане, тонкие стреловидные и др.), украшается узорами, резьбой, ажурными балконами, глазурованной керамикой.

      6. Иран в IX - XI вв

      В IX веке усиливаются центробежные политические процессы в арабском халифате, и  он распадается на фактически независимые  государства. Территория Ирана была разделена между династиями Саманидов на севере, а затем Газневидов на востоке и Буидов на западе. Правители этих областей, считая себя преемниками царей Ирана, стремились следовать пышным традициям шаханшахского двора. В это время создаются крупные культурные Центры в Бухаре, Газне, Ширазе. Последний являлся столицей Буидов, располагаясь на той же территории, что и древние иранские города Персеполь и Истахр.

      Архитектура. IX-Х века стали временем бурного роста городов и связанного с этим строительства, в том числе и культовых зданий. Следует отметить, что только к XI веку большинство населения страны становится мусульманским. Старая иранская традиция наложила отпечаток на архитектуру культовых зданий. В Х веке мечети арабского типа (с большим внутренним двором) дополняются элементами иранской архитектуры, восходящими к квадратному зороастрийскому храму, перекрытому куполом. Основной квадратный объем включал нишу (михраб), обращенную в сторону священной Мекки. В архитектурный ансамбль входил минарет, первоначально в виде восьмигранной башни, позже — в виде вытянутого и сужающегося кверху цилиндра. Появляются и парные минареты, фланкирующие главный портал мечети. С возникновением и развитием культа мусульманских святых связано и широкое распространение мемориальных сооружений - мавзолеев.

      Монументально-декоративное искусство. Развивается монументально-декоративное искусство, тесно связанное с архитектурой. Широко используется кладка из простого или специально формованного фигурного кирпича. Здания украшаются терракотовыми резными плитками и резьбой по штуку. В этом материале мастера-резчики создавали удивительно пластичные композиции. Сначала штуковый декор использовался для внутренней отделки, а позднее и для фасадов зданий. Искусные штуковые декорации сочетали растительные мотивы: листья, цветы, розетки, и геометрические, включающие, например, восьмиконечные звезды — мотив, распространенный в иранском искусстве.

      В архитектурном декоре широко использовались многочисленные надписи, которые играли не только декоративную роль, но и подчеркивали принадлежность этих памятников именно к мусульманскому кругу. Выше уже отмечалось значение письма и графики для культуры ислама. В культовых зданиях графическими изображениями покрывали наиболее существенные с религиозной точки зрения зоны — барабан купола, центральный вход, михраб и т. д. Постепенно графика начинает трансформироваться в орнамент или превращается в псевдонадпись. Стилизованные изображения отдельных букв усложнялись растительными, зооморфными и даже антропоморфными элементами или просто растворялись среди растительного фона. Но в восприятии мусульман даже превращенная в орнамент надпись продолжала сохранять информативность арабской графики.

      Искусство орнамента. Орнаментальное искусство достигло необычайного расцвета в культуре ислама. Искусные мастера создавали виртуозные композиции из разнообразных растительных и геометрических узоров, надписей, покрывающих стены зданий, изделия прикладного искусства: керамику, ткани, металл, листы рукописных книг. В орнаментальные мотивы трансформировался целый мир зооморфных образов — изображений зверей, птиц, рыб. Появляется знаменитая восточная арабеска — сложный симметричный узор. Сложные композиции с их мерным ритмом, повторяемостью элементов обладали эмоциональной выразительностью. Недаром существовало выражение — «орнамент — это музыка для глаз!». Это искусство условно отражало мир действительности, служило зеркалом, в котором грубый облик реальной жизни «исправлялся» по законам идеальной красоты, носителем которой была природа — вечно прекрасный мир цветов и растений.

      Настенная живопись. В мусульманском Иране не исчезают традиции изобразительного искусства. При археологических раскопках в Нишапуре — крупном экономическом и культурном центре государства Саманидов, были открыты памятники настенной живописи из дворцовых построек. О зрелости стиля свидетельствуют памятники более позднего времени, XII—XIII веков, происходящие из Саве, Рея и других городов. Изобразительное искусство этого времени наполнено образами легенд и сказаний, сценами придворной жизни, сюжетами из классической поэзии: «Шах-наме» Фирдоуси, «Хамсе» Низами и др. Иранские мастера стремятся к синтезу разных видов творчества, в их произведениях гармонично сочетаются и изобразительные, и орнаментальные мотивы, включающие надписи. Ярким примером такого сочетания являются предметы прикладного искусства, в том числе и керамические изразцы, позднее широко применявшиеся для украшения интерьеров и фасадов зданий.

      Керамика. Интенсивное развитие культуры продолжается во второй половине XII века. Подлинный расцвет наступает в керамическом производстве, ведущими центрами которого становятся города Рей и Кашан. Здесь создавались великолепные изделия с темным рисунком, просвечивающим сквозь прозрачную бирюзовую глазурь и глазурь цвета слоновой кости. Встречаются изделия, покрытые бирюзовой глазурью с рельефным узором. Получает распространение поливная керамика с рисунком, углубленным по контуру. Среди различных приемов украшения керамических изделий наибольшей эффектностью обладают люстр и полихромная надглазурная роспись «минаи». Известен минералогический трактат 1300 года Абу-л-Касима Абд-Аллаха ал-Кашани, содержащий рецепты изготовления люстра («глазури о двух печах») и росписи «минаи».

      Люстр. Ремесленники Рея и Суз пользовались люстром еще в IX веке, с XV века люстр известен в Кашане, позднее этой техникой овладели керамисты Султанабада, Верамина, Саве. Люстром украшали различные изделия, включая посуду и изразцы. Золотисто-желтый, красноватый или коричневатый люстр (специальный состав) наносился на светлую глазурь с использованием техники резерва и после второго муфельного обжига приобретал светящуюся радужность и перламутровый блеск. Росписи, обладающие высокими художественными достоинствами, всегда удачно сочетались с формой изделий. На блюдах и чашах узор располагался концентрическими кругами вокруг центрального медальона. На предметах вертикальной формы (кувшинах, вазах) роспись членилась на горизонтальные фризы. Светлая золотисто-коричневатая люстровая роспись украшает один из кувшинов, тулово и высокое горло которого покрыты фризообразной композицией с фигурными изображениями. Всадники и сидящие фигурки людей чередуются с кипарисообразными деревьями.

      "Минаи". Только в Иране получила развитие техника надглазурной росписи легкоплавкими эмалевыми красками, "минаи" (перс.—эмалевый), применявшаяся сравнительно недолго, около двух столетий. Роспись наносилась в несколько приемов на изделия из высококачественной фарфоровидной массы, чередуясь с муфельным обжигом. Яркие, чистые краски выделялись на светлом фоне — слегка голубоватом или цвета слоновой кости. Контур рисунка обводился черной линией — «мертвым краем». Роспись по существу являлась изящной миниатюрной живописью на керамике. В центральном медальоне часто помещалось изображение всадника, как, например, на одной из чаш, композицию которой дополняют четыре пары сидящих фигурок людей и орнаментальные мотивы.

Информация о работе Культура Ирана