Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 16:43, реферат
Юго-западную часть Ирана занимал Элам (совр. провинция Хузистан), где были благоприятные условия для быстрого развития производительных сил. Равнинная часть Элама (Сузиана) орошалась водами рек Карун и Керха, впадавших в древности в Персидский залив. Эта аллювиальная долина – одна из древнейших областей земледельческой культуры. Уже на рубеже IV – III тыс. до н. э. там выращивали обильные урожаи ячменя, эммера и фруктов. Тогда же здесь возникло и ремесло.
Введение…………………………………………………………………………..3
Эламская империя…………………………………………………………5
Империя Ахеменидов……………………………………………………..5
Парфянское царство……………………………………………………….6
Государство Сасанидов…………………………………………………...8
Арабский халифат………………………………………………………..10
Иран в IX - XI вв………………………………………………………….14
Сефевидская династия…………………………………………………...18
Искусство ХVIII—ХIХ вв……………………………………………….22
Выводы………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………..26
Содержание
Введение…………………………………………………
Выводы………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..26
Введение
Иран - одна из интереснейших и загадочных стран мира, интересен он своей древнейшей историей, начинающейся с 1500 года до н.э, своей мощью, покорявшей народы и территории, своим интересным народом и государственностью, берущими начало из глубины веков.
Иран
– страна древней и высокоразвитой
цивилизации. Его обитатели еще
в начале III тыс. до н. э. создали свою
письменность и оригинальную культуру,
которую затем и
Древнеиранские религии (зороастризм, зерванизм и манихейство) оказали значительное влияние на разработку философских воззрений античного мира и на возникновение эсхатологических учений в христианстве и исламе. Многие произведения древней и раннесредневековой иранской литературы были переведены на арабский, сирийский, армянский и другие языки, а затем – в эпоху Возрождения и позднее – дали сюжеты для литературных памятников Запада и Востока. Произведения искусства, созданные мастерами Древнего Ирана, прочно вошли в сокровищницу мировой культуры.
Исконным населением юго-западной части Ирана были эламиты, родственные, как полагают многие ученые, дравидийским племенам, жившим к востоку от них, в Белуджистане. В западных предгорьях Загроса и на территории северо-западного Ирана жили племена неиндоевропейского происхождения, в том числе хурриты, маннеи, луллубеи и др. На рубеже XII – XI вв. до н. э. на территории Западного Ирана стали селиться индийские и персидские племена, которые впоследствии заняли все Иранское нагорье и ассимилировали автохтонное население.
Юго-западную часть Ирана занимал Элам (совр. провинция Хузистан), где были благоприятные условия для быстрого развития производительных сил. Равнинная часть Элама (Сузиана) орошалась водами рек Карун и Керха, впадавших в древности в Персидский залив. Эта аллювиальная долина – одна из древнейших областей земледельческой культуры. Уже на рубеже IV – III тыс. до н. э. там выращивали обильные урожаи ячменя, эммера и фруктов. Тогда же здесь возникло и ремесло. Особенно значительного расцвета достигло гончарное дело. Горная часть Элама (совр. Бахтиарские горы) была богата строительным лесом и полезными ископаемыми (медь, свинец и др.). Основным занятием жителей горных районов было скотоводство.
В начале III тыс. до н. э. появились раннегосударственные объединения племен. Столицей одного из этих объединений стали Сузы, крупный город в долине Каруна и Керхи, расположенный на месте скрещения важнейших путей, соединявших Элам с Двуречьем, а также с Северным и Восточным Ираном. Кроме того, в Эламе существовали государства Аван, Аншан, Кимаш и Симаш.
Постепенно выработалась характерная система государственного управления, существовавшая с середины III до середины II тыс. до н. э. Наряду с верховным правителем, который носил титул суккалмах («великий посланец») и пребывал в Сузах, большую роль играл его заместитель, обычно младший брат и будущий преемник верховного правителя. Он назывался суккалом (посланцем) Симаша.
В
истории Древнего Ирана четко
выделяются следующие этапы: время
возникновения и расцвета эламской цивилизации
(с конца IV тыс. до конца VII в. до н. э.); индийская
эпоха (VIII – середина VI в. до н. э.); ахеменидский
период (с середины VI в. до 330 г. до н. э.);
парфянское время (середина III в. до н. э.
– приблизительно 224 г. н. э.).
1. Эламская империя
Юго-западную часть Ирана занимал Элам (совр. провинция Хузистан), где были благоприятные условия для быстрого развития производительных сил. Равнинная часть Элама (Сузиана) орошалась водами рек Карун и Керха, впадавших в древности в Персидский залив. Эта аллювиальная долина – одна из древнейших областей земледельческой культуры. Уже на рубеже IV – III тыс. до н. э. там выращивали обильные урожаи ячменя, эммера и фруктов. Тогда же здесь возникло и ремесло. Особенно значительного расцвета достигло гончарное дело. Горная часть Элама (совр. Бахтиарские горы) была богата строительным лесом и полезными ископаемыми (медь, свинец и др.). Основным занятием жителей горных районов было скотоводство.
Самый
крупный памятник эламской архитектуры
– это зиккурат (культовая башня), построенный
непосредственно в ДурУнташ (ныне Чога-Замбил),
в 30 км от Суз, при царе Унташ-Напирише
в XIII в. до н. э. От р. Карун в город для снабжения
водой был проведен канал длиной 50 км.
У входа в зиккурат стояли скульптурные
изображения львов, быков, грифов, статуи
богов и царей, изваянные из золота и серебра.
Длина сторон нижнего этажа зиккурата
равнялась 105 м. Зиккурат имел семь ворот
и был четырехэтажным. Общая высота строения
составляла 42 м. На его сооружение были
израсходованы миллионы кирпичей и сотни
тысяч камней.
2. Империя Ахеменидов
Привлекает
внимание такая специализированная
сфера культуры, как сфера политики,
где изумительное сочетание традиций
и инноваций позволило
Строгость и парадная пышность сохранялись и в памятниках прикладного искусства, среди которых особый интерес представляют изделия древних торевтов (искусство рельефной обработки изделий из металла). В музейной коллекции находится тонкостенный сосуд из кованого серебра яйцевидной формы с высоким горлом. Небольшой по размеру сосуд украшен гравированным орнаментом в горизонтальных поясах, включающим стилизованные цветы лотоса, чешуйки и изображение льва, преследующего травоядное животное. Фигурки животных подчеркнуто репрезентативны — их легко можно представить и на скальных рельефах. Те же образы, как бы сошедшие с Бехистунского рельефа, встречаются и на монетах этого времени. На одной из сторон серебряного сикля Дария III изображен коленопреклоненный царь в зубчатой короне, со стрелой и луком в руках.
Ахеменидское искусство явилось одной из первых попыток введения имперского единомыслия на огромной разноязычной территории. И оно действительно создавало впечатление единства и несокрушимой мощи.
3. Парфянское царство
Во
второй половине III века до н. э. Иран оказывается
под властью парфян — Аршакидов,
династии восточно-иранского
Парфянская серебрянная чаша
Другие
дошедшие до нас памятники парфянского
искусства — скальные рельефы, монеты,
печати — дают представление о придворном
искусстве Ирана III века до н. э.— III века
н. э. На парфянских монетах обычно изображался
портрет правителя, а на реверсе — фигура
лучника, героизированного предка династии.
В легенде (надписях на монете), часто на
греческом языке, указывалось родовое
имя парфянских царей «Аршак» и их титулы.
Изображения на монетах следовали определенному
канону, по стилю и иконографическим деталям
соответствуя скульптурным изображениям
и рельефам, служившим образцами для резчиков
монетных штемпелей.
4. Государство Сасанидов
Парфянская держава просуществовала более 500 лет. В III веке к власти в Иране приходит династия Сасанидов (227—651). Наступает блестящий расцвет культуры — ведется градостроительство, создаются величественные памятники дворцовой и храмовой архитектуры. Среди сохранившихся произведений художественного мастерства — скальные рельефы, штуковый (специальный состав) архитектурный декор, шелковые и шерстяные ткани, резные камни, прекрасные произведения торевтики.
Сасанидское серебрянное блюдо
Сасанидская
культура была тесно связана с
культурой предшествующего
Зороастризм. В основе этой религии лежит вечная борьба добра и зла — двух начал мироздания. Согласно зороастризму, пространство и время бесконечно. Пространство заключает в себе «царство добра» и «царство зла». Одно из основных понятий учения — понятие цикличности. Ахура Мазда в бесконечном времени выделил период в двенадцать тысяч лет, который он разделил на отрезки по три тысячи лет. Сначала происходило творение идеального мира, затем создание материального мира. Все это время не прерывалась борьба добра и зла, сил света и сил тьмы. Наступают последние три тысячи лет — в это время появляется Зороастр, силы зла терпят поражение, мир очищается огнем.
Основателем зороастризма считается легендарный пророк Заратустра.
До реформы Заратустры религия Ирана представляла собой воинственный обрядовый культ, имевший в то же время общие черты с ведическим культом Индии.
Важнейшая особенность зороастризма – сочетание монотеизма и ярко выраженного дуализма В дозороастрийский период (период индоиранской общности) дэвы и ахуры представляли собой божества. В зороастризме они эволюционируют, причем в другом отношении, чем в Индии: ахуры становятся богами Аша, а дэвы - демонами Друдж.
Зороастризм предписывает поклонение огню, который рассматривается как очищающая сила. Считается, что тела людей нельзя ни предавать земле, ни сжигать, так как трупы оскверняют землю и огонь. Покойников хоронят в особых "башнях молчания".
Зороастрийцы верят в бессмертие души, загробный мир и конец мира.
Искусство Сасанидов. В искусстве обращение к прошлому проявлялось в использовании древних образов ахеменидского наследия. Иллюстрировались авестийские мифы, часто изображались различные животные — воплощения или символы зороастрийских божеств. В целом выбор тем определялся официальным, прокламативным характером искусства. Ведущими сюжетами становятся сцены охот, пиров, триумфов, битв, божественной инвеституры царя («венчание на царство»).