Культура индейцев Южной Америки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:44, реферат

Описание работы

Когда 8 ноября 1519 года испанский авантюрист Эрнандо Кортес вместе с шестью сотнями воинов вступил на землю столицы ацтекского царства, они открыли не только новый город, но и совершенно новую неизвестную европейцам цивилизацию. Впервые в истории великих открытий прошлого человек христианского Запада стол¬кнулся не с остатками чужой цивилизации, которуюнадо было бы реконструировать, а с самой этой цивилиза¬цией во плоти и крови.

Работа содержит 1 файл

культорология.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

Тольтеки принесли на землю майя новые элементы культуры, отстроили заново столицу и возвели множест­во храмов: богов было много, и каждому богу, раститель­ного или животного происхождения, нужен был отдель­ный храм. Пришельцы не возделывали полей и жили за счет эк­сплуатации народа майя. Так продолжалась жизнь поко­ренных тольтеками майя до 1528 г., когда весь Юкатан был завоеван испанцами.

Если культура майя ко времени испанского завоева­ния давно миновала наивысший пункт своего развития, то тольтеки, обитавшие в горах, ко времени испанского завоевания еще находились на восходящей линии разви­тия своей культуры.

 

Государство тольтеков

 

Тольтеки создали свое государство в центре современ­ной Мексики со столицей Тула (Толлан), которая находи­лась недалеко от нынешней столицы Мехико. Пятый правитель тольтеков Цеакатль-Топльцин короновался в 977 г. в одном из храмов Тулы как священный импера­тор, присланный самим богом Кецалькоатлем. Все после­дующие несчастья, в частности разрушение Тулы, тольтеки объясняли кознями божества Тескатлипоки, кото­рый имел двойственную природу — и благодетельную, и зловредную. Так, однажды Тескатлипока выступил со­блазнителем старого Кецалькоатля, который, напив­шись соком агавы и опьянев, вступает в кровосмеситель­ную связь с сестрой. Протрезвев, Кецалькоатль наказы­вает себя добровольным изгнанием «в страну Востока». По одному из ацтекских — более поздних мифов, Ке­цалькоатль обещал вернуться. Изображался он в виде змея или бородатого человека в маске. Поэтому когда бо­родатые испанские завоеватели высадились на восточ­ном побережье в год, посвященный Кецалькоатлю, ацте­ки сначала приняли испанцев Кортеса за возвратившего­ся Кецалькоатля.

Новая волна воинственных племен с Запада достигла Мексики в XII в. Пришельцы разрушили столицу толь-теков Тулу, другие города. Племена, только еще выхо­дившие из стадии варварства и лишь отчасти цивилизо­ванные, разбили единое государство тольтеков на ряд племенных государств, во главе которых поставили сво­их вождей.

Нашествие ацтеков

Последнее из этих племен носило имя ацтеков, кото­рое и закрепилось впоследствии за всем народом, т. е. бывшими тольтеками, с которыми пришельцы смеша­лись.

Видимо, смешанные браки стали тогда традицион­ным явлением, тем более что в завоеваниях участвовали лишь воины-мужчины, которые тотчас же после победы брали себе в жены почти всех молодых женщин.

Вероятно, в долину Мехико ацтеки пришли с севера в XIII в. Легенда объясняет это пришествие фантастиче­ски, называя местом их происхождения остров Азтлан. Спасаясь от наводнения, ацтеки вместе с восемью други­ми племенами перебрались на гору Колхуакан. Здесь их посетил бог Уицилопочтли и напутствовал на дальнейшее переселение. Тогда ацтеки поселились на западном берегу озера Тескоко. Их вождь Теноч, легендарный ис­торический герой, приказал построить на острове посре­ди озера город, названный в его честь Теночтитланом, ко­торый стал столицей ацтеков. Этот город действительно существует: он был построен ацтеками примерно в 1325 г. и действительно был столицей их государства. Первые ацтекские цари были вассалами племени тепанеков и платили им дань. При четвертом своем царе Ицкоатле, который правил с 1428 по 1440 гг., они отстоя­ли свою независимость и перестали платить дань. Преем­ником Ицкоатля был царь Монтесума I.

 

Общественное устройство ацтеков

 

В период своих странствий ацтеки сохранили свое ро-доплеменное устройство. Сохранилось оно и тогда, когда они осели в горах вокруг Мехико. Только представители высшего слоя имели право жить в городе, простонародьежило в пригороде или в долинах между скалами. Кроме крестьян, в обществ ацтеков были и рабы — порабощен­ные люди из чужих племен. В обязанность каждого ацте­ка входило иметь личное оружие и уметь хорошо им по­льзоваться. Во время войны все мужское население ацте­ков считалось мобилизованным.

Теночтитлан жил за счет дани и налогов, взимаемых с покоренных провинций. Кроме столицы, на таком же со­держании существовали и другие города -  Текекоко, Тлаккопан. Особо снабжались царская семья и первосвя­щенник. Для упорядочения дела снабжения Монтесума II издал специальный податной кодекс -  «кодекс Мендоза», где были расписаны все повинности.

Воду город получал по акведукам с гор. На централь­ной площади стоял дворец военачальника, верховного и других жрецов и лежал огромный гранитный камень, к которому привязывали военнопленных, ожидавших, когда ацтекские воины убьют их в своего рода односто­роннем гладиаторском бою.

У ацтеков была очень своеобразная игра в мяч, отда­ленно напоминающая баскетбол. На площадке, разде­ленной пополам белой линией, игроки гоняли каучуко­вый мяч. Причем играющий мог передвигаться лишь на коленях. Задача состояла в том, чтобы запихнуть мяч в каменное кольцо, укрепленное на границе поля против­ника. Победитель получал богатое вознаграждение и ста­новился героем — сроком на целый год. Эта игра имела, разумеется, и магический характер, поскольку мяч счи­тался воплощением солнца, луны и планет Теночтитлан нельзя сегодня увидеть даже в развалиразвали­нах: они погребены под самым центром города Мехико. Это был небольшой город, площадью всего три кв. км, на­считывающий 75 тыс. жителей. Через город проходили три двусторонние дамбы, которые образовывали каналы, связывавшие небольшие, но глубокие озера между со бой. Эти каналы между озерами служили средством сооб­щения и перевозки грузов. Ведь ни лошадей, ни быков, ни повозок, ни даже колеса ацтеки не знали; все это по­явилось лишь в XV в., завезенное испанцами и португа­льцами из Европы.

В центре города Теночтитлан стояла пирамида с дву­мя храмами, посвященными богу Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Вместе с Кецалькоатлем они составляли главную тройку богов. В храмах приносились жертвы, в том числе и человеческие. Некоторых богов необходимобыло питать кровью ежедневно, без этого боги погибли бы. А смерть богов означала бы всемирную катастрофу.

Согласно мифам ацтеков, вселенная прошла четыре этапа развития. Первая эра под названием «Четыре ягу­ар», когда в образе солнца выступал Тескатлипока, за­кончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших Землю. Во вторую эру («Четыре ветер») солнцем стал Кецалькоатль, и ее конец ознаменовался ураганами и превращением людей в обезьян. Третья эра («Четыре дождь», солнце - Тлалок) закончилась все­мирным пожаром, а четвертая (« Четыре вода », солнце — богиня вод) — потопом, когда люди превратились в рыб. Пятая, текущая, эра («Четыре землетрясение») должна была закончиться страшными катаклизмами. Ацтеки, перенявшие мифологические представления у майя, тольтеков и других предшественников, считали, что каждые 52 года вселенная подвергается опасности. Поэ­тому окончание этого цикла сопровождалось особо зна­чительными обрядами.

Но и внутри коротких циклов обряды носили крова­вый и, с современной точки зрения, жестокий характер. Так например, ежегодно избирался «воплощенный Тес­катлипока», которому поклонялись, выполняли все его желания, а в конце года его торжественно приносили в жертву.

Во время празднеств во славу богини маиса на цент­ральную площадь города выходили десять девушек и ис-поняли ритуальный танец, во время которого им, одной за другой, отсекали головы, что должно было быть сим­волом удачной жатвы маиса. Или во время религиозной церемонии во славу бога дождя Тлалока на площадь вы­гоняли детей 5—8-летнего возраста и пытали их при сте­чении народа; слезы детей должны были символически изображать дождь, при этом действовало правило: чем больше детских слез, тем больше будет долгожданного дождя.

Человеческие жертвоприношения практиковались почти всеми племенами Центральной Америки, но у ацтеков они имели регулярный и массовый характер. Так, в 1487 году, когда происходило освящение нового храма, посвященного богу Уицилопочтли, двадцать тысяч плен­ных окончили свою жизнь на мраморной плите жертвен­ника. Один из спутников Кортеса насчитал 136 тыс. чере­пов, разложенных на подмостках около только что по­строенного храма. Жертвами по большей части станови­лись рабы, преступники и военнопленные. Правда, были у ацтеков божества пьянства, которые за плату прощали пьяницам все их бесчинства. Культура ацтеков весьма своеобразна. Мастерски исполненные образцы ювелирного произодства, умелая обработка драгоценных и полудрагоценных камней, портретная скульптура, цветная мозаика, живопись, великолепная планировка городов, величественные пи­рамиды и храмы — все это, несомненно, составляет бес­ценный вклад майя и ацтеков в сокровищницу мировой культуры.

В 1521 году испанцы, вооруженные мушкетами, сравнительно легко победили армию ацтеков, вооружен­ных луками и стрелами. Тогда же испанцы захватили всю страну, начался ее грабеж. Так было прервано разви­тие многовековой истории культуры индейцев Центра­льной Америки. Память о ней жива: половина населения сегодняшней Гватемалы индейского происхождения и говорит на диалектах майя. В народных преданиях живы многие древние обычаи индейцев, есть еще люди, которые знают старинный календарь и соблюдают ста­ринные обычаи, например, курят фимиам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

Карпушина С.В., Карпушин В.А. Мировая художестивенная культура. Древний мир. 10класс. – М.:ОЛМА ПРЕСС,2002. – 510с.

Керрам. К. Боги, гробницы, ученые / Пер. с нем. – издательство «КЭМ», СПб., совместно с издательством «Нижегородская ярмарка», Н.Новгород, 1994г. – 367 с., ил.

 

 

 



Информация о работе Культура индейцев Южной Америки