Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:44, реферат
Когда 8 ноября 1519 года испанский авантюрист Эрнандо Кортес вместе с шестью сотнями воинов вступил на землю столицы ацтекского царства, они открыли не только новый город, но и совершенно новую неизвестную европейцам цивилизацию. Впервые в истории великих открытий прошлого человек христианского Запада стол¬кнулся не с остатками чужой цивилизации, которуюнадо было бы реконструировать, а с самой этой цивилиза¬цией во плоти и крови.
Тольтеки принесли на землю майя новые элементы культуры, отстроили заново столицу и возвели множество храмов: богов было много, и каждому богу, растительного или животного происхождения, нужен был отдельный храм. Пришельцы не возделывали полей и жили за счет эксплуатации народа майя. Так продолжалась жизнь покоренных тольтеками майя до 1528 г., когда весь Юкатан был завоеван испанцами.
Если культура майя ко времени испанского завоевания давно миновала наивысший пункт своего развития, то тольтеки, обитавшие в горах, ко времени испанского завоевания еще находились на восходящей линии развития своей культуры.
Государство тольтеков
Тольтеки создали свое государство в центре современной Мексики со столицей Тула (Толлан), которая находилась недалеко от нынешней столицы Мехико. Пятый правитель тольтеков Цеакатль-Топльцин короновался в 977 г. в одном из храмов Тулы как священный император, присланный самим богом Кецалькоатлем. Все последующие несчастья, в частности разрушение Тулы, тольтеки объясняли кознями божества Тескатлипоки, который имел двойственную природу — и благодетельную, и зловредную. Так, однажды Тескатлипока выступил соблазнителем старого Кецалькоатля, который, напившись соком агавы и опьянев, вступает в кровосмесительную связь с сестрой. Протрезвев, Кецалькоатль наказывает себя добровольным изгнанием «в страну Востока». По одному из ацтекских — более поздних мифов, Кецалькоатль обещал вернуться. Изображался он в виде змея или бородатого человека в маске. Поэтому когда бородатые испанские завоеватели высадились на восточном побережье в год, посвященный Кецалькоатлю, ацтеки сначала приняли испанцев Кортеса за возвратившегося Кецалькоатля.
Новая волна воинственных племен с Запада достигла Мексики в XII в. Пришельцы разрушили столицу толь-теков Тулу, другие города. Племена, только еще выходившие из стадии варварства и лишь отчасти цивилизованные, разбили единое государство тольтеков на ряд племенных государств, во главе которых поставили своих вождей.
Нашествие ацтеков
Последнее из этих племен носило имя ацтеков, которое и закрепилось впоследствии за всем народом, т. е. бывшими тольтеками, с которыми пришельцы смешались.
Видимо, смешанные браки стали тогда традиционным явлением, тем более что в завоеваниях участвовали лишь воины-мужчины, которые тотчас же после победы брали себе в жены почти всех молодых женщин.
Вероятно, в долину Мехико ацтеки пришли с севера в XIII в. Легенда объясняет это пришествие фантастически, называя местом их происхождения остров Азтлан. Спасаясь от наводнения, ацтеки вместе с восемью другими племенами перебрались на гору Колхуакан. Здесь их посетил бог Уицилопочтли и напутствовал на дальнейшее переселение. Тогда ацтеки поселились на западном берегу озера Тескоко. Их вождь Теноч, легендарный исторический герой, приказал построить на острове посреди озера город, названный в его честь Теночтитланом, который стал столицей ацтеков. Этот город действительно существует: он был построен ацтеками примерно в 1325 г. и действительно был столицей их государства. Первые ацтекские цари были вассалами племени тепанеков и платили им дань. При четвертом своем царе Ицкоатле, который правил с 1428 по 1440 гг., они отстояли свою независимость и перестали платить дань. Преемником Ицкоатля был царь Монтесума I.
Общественное устройство ацтеков
В период своих странствий ацтеки сохранили свое ро-доплеменное устройство. Сохранилось оно и тогда, когда они осели в горах вокруг Мехико. Только представители высшего слоя имели право жить в городе, простонародьежило в пригороде или в долинах между скалами. Кроме крестьян, в обществ ацтеков были и рабы — порабощенные люди из чужих племен. В обязанность каждого ацтека входило иметь личное оружие и уметь хорошо им пользоваться. Во время войны все мужское население ацтеков считалось мобилизованным.
Теночтитлан жил за счет дани и налогов, взимаемых с покоренных провинций. Кроме столицы, на таком же содержании существовали и другие города - Текекоко, Тлаккопан. Особо снабжались царская семья и первосвященник. Для упорядочения дела снабжения Монтесума II издал специальный податной кодекс - «кодекс Мендоза», где были расписаны все повинности.
Воду город получал по акведукам с гор. На центральной площади стоял дворец военачальника, верховного и других жрецов и лежал огромный гранитный камень, к которому привязывали военнопленных, ожидавших, когда ацтекские воины убьют их в своего рода одностороннем гладиаторском бою.
У ацтеков была очень своеобразная игра в мяч, отдаленно напоминающая баскетбол. На площадке, разделенной пополам белой линией, игроки гоняли каучуковый мяч. Причем играющий мог передвигаться лишь на коленях. Задача состояла в том, чтобы запихнуть мяч в каменное кольцо, укрепленное на границе поля противника. Победитель получал богатое вознаграждение и становился героем — сроком на целый год. Эта игра имела, разумеется, и магический характер, поскольку мяч считался воплощением солнца, луны и планет Теночтитлан нельзя сегодня увидеть даже в развалиразвалинах: они погребены под самым центром города Мехико. Это был небольшой город, площадью всего три кв. км, насчитывающий 75 тыс. жителей. Через город проходили три двусторонние дамбы, которые образовывали каналы, связывавшие небольшие, но глубокие озера между со бой. Эти каналы между озерами служили средством сообщения и перевозки грузов. Ведь ни лошадей, ни быков, ни повозок, ни даже колеса ацтеки не знали; все это появилось лишь в XV в., завезенное испанцами и португальцами из Европы.
В центре города Теночтитлан стояла пирамида с двумя храмами, посвященными богу Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Вместе с Кецалькоатлем они составляли главную тройку богов. В храмах приносились жертвы, в том числе и человеческие. Некоторых богов необходимобыло питать кровью ежедневно, без этого боги погибли бы. А смерть богов означала бы всемирную катастрофу.
Согласно мифам ацтеков, вселенная прошла четыре этапа развития. Первая эра под названием «Четыре ягуар», когда в образе солнца выступал Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших Землю. Во вторую эру («Четыре ветер») солнцем стал Кецалькоатль, и ее конец ознаменовался ураганами и превращением людей в обезьян. Третья эра («Четыре дождь», солнце - Тлалок) закончилась всемирным пожаром, а четвертая (« Четыре вода », солнце — богиня вод) — потопом, когда люди превратились в рыб. Пятая, текущая, эра («Четыре землетрясение») должна была закончиться страшными катаклизмами. Ацтеки, перенявшие мифологические представления у майя, тольтеков и других предшественников, считали, что каждые 52 года вселенная подвергается опасности. Поэтому окончание этого цикла сопровождалось особо значительными обрядами.
Но и внутри коротких циклов обряды носили кровавый и, с современной точки зрения, жестокий характер. Так например, ежегодно избирался «воплощенный Тескатлипока», которому поклонялись, выполняли все его желания, а в конце года его торжественно приносили в жертву.
Во время празднеств во славу богини маиса на центральную площадь города выходили десять девушек и ис-поняли ритуальный танец, во время которого им, одной за другой, отсекали головы, что должно было быть символом удачной жатвы маиса. Или во время религиозной церемонии во славу бога дождя Тлалока на площадь выгоняли детей 5—8-летнего возраста и пытали их при стечении народа; слезы детей должны были символически изображать дождь, при этом действовало правило: чем больше детских слез, тем больше будет долгожданного дождя.
Человеческие жертвоприношения практиковались почти всеми племенами Центральной Америки, но у ацтеков они имели регулярный и массовый характер. Так, в 1487 году, когда происходило освящение нового храма, посвященного богу Уицилопочтли, двадцать тысяч пленных окончили свою жизнь на мраморной плите жертвенника. Один из спутников Кортеса насчитал 136 тыс. черепов, разложенных на подмостках около только что построенного храма. Жертвами по большей части становились рабы, преступники и военнопленные. Правда, были у ацтеков божества пьянства, которые за плату прощали пьяницам все их бесчинства. Культура ацтеков весьма своеобразна. Мастерски исполненные образцы ювелирного произодства, умелая обработка драгоценных и полудрагоценных камней, портретная скульптура, цветная мозаика, живопись, великолепная планировка городов, величественные пирамиды и храмы — все это, несомненно, составляет бесценный вклад майя и ацтеков в сокровищницу мировой культуры.
В 1521 году испанцы, вооруженные мушкетами, сравнительно легко победили армию ацтеков, вооруженных луками и стрелами. Тогда же испанцы захватили всю страну, начался ее грабеж. Так было прервано развитие многовековой истории культуры индейцев Центральной Америки. Память о ней жива: половина населения сегодняшней Гватемалы индейского происхождения и говорит на диалектах майя. В народных преданиях живы многие древние обычаи индейцев, есть еще люди, которые знают старинный календарь и соблюдают старинные обычаи, например, курят фимиам.
Список литературы.
Карпушина С.В., Карпушин В.А. Мировая художестивенная культура. Древний мир. 10класс. – М.:ОЛМА ПРЕСС,2002. – 510с.
Керрам. К. Боги, гробницы, ученые / Пер. с нем. – издательство «КЭМ», СПб., совместно с издательством «Нижегородская ярмарка», Н.Новгород, 1994г. – 367 с., ил.