Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:44, реферат
Когда 8 ноября 1519 года испанский авантюрист Эрнандо Кортес вместе с шестью сотнями воинов вступил на землю столицы ацтекского царства, они открыли не только новый город, но и совершенно новую неизвестную европейцам цивилизацию. Впервые в истории великих открытий прошлого человек христианского Запада стол¬кнулся не с остатками чужой цивилизации, которуюнадо было бы реконструировать, а с самой этой цивилиза¬цией во плоти и крови.
9
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального обучения
Тульский Государственный Университет
Кафедра истории и культурологи.
Реферат на тему:
«Культура индейцев Южной Америки».
Выполнила: студентка группы 820542
Кузнецова Александра
Тула 2005 г.
Вступление.
Когда 8 ноября 1519 года испанский авантюрист Эрнандо Кортес вместе с шестью сотнями воинов вступил на землю столицы ацтекского царства, они открыли не только новый город, но и совершенно новую неизвестную европейцам цивилизацию. Впервые в истории великих открытий прошлого человек христианского Запада столкнулся не с остатками чужой цивилизации, которуюнадо было бы реконструировать, а с самой этой цивилизацией во плоти и крови.
Не прошло и года, как царь ацтеков — Монтесума - был мертв, а блистательный город Теночтитлан разрушен. Кортес не просто разрушил варварско-языческую державу, он обезглавил целую цивилизацию. Дальнейшие исследования показали, что цивилизация ацтеков сама была наследницей более древних культур — толь-теков, сапотеков, майя, живших примерно в одних местах, но в разные эпохи.
Однако еще задолго до майя на мексиканском побережье Центральной Америки уже существовали высокие цивилизации. С севера район распространения этих культур ограничивала пустыня, на юге он простирался далеко за границы теперешней Мексики, вплоть до Никарагуа. Южнее жили примитивные племена индейцев. Природа этого района поражает своим разнообразием: покрытые снегом вершины вулканических гор, равнины с реками и тропическими лесами, каменные плоскогорья, базальтовые скалы. В каждой из этих местностей развивался своеобразный стиль жизни, однако все племена объединяло единое культурное поле. Их далекие предки пришли, как предполагают, из Сибири и Аляски в те времена, когда Берингова пролива еще не существовало; по пути к ним присоединялись племена индейцев. От европейских, азиатских и африканских народов американский континент отделяли великие океаны, поэтому развитие культуры мексиканских племен носило вполне самостоятельный характер.
Железо и сталь этим племенам не были известны, и даже бронза не употреблялась для изготовления орудий труда и оружия. Наконечники стрел и копий делались из кремня и обсидиана. Торговля была меновой, монет не существовало. Принцип колеса не был известен, да и не было домашних животных, обладавших достаточной силой, чтобы тянуть повозку. Древние американские племена не знали плуга. Лошади, коровы, овцы, свиньи и козы были привезены сюда из Старого Света европейцами. Гончарный круг также не был известен. Земля, однако, была плодородной. Тыква, кукуруза, бобы, картофель, помидоры, папайя и авокадо произрастали в изобилии. Возделывались какао и табак. Из различных растений изготавливались одурманивающие напитки. Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению культур майя и ацтеков, скажем несколько слов о культурах племен, им предшествовавших.
Ла-Вента. Культура ольмеков
Еще в XIII веке до н. э. на побережье Мексиканского залива в районе Ла-Венты существовала древнейшая культура, получившая название культуры ольмеков. Ее расцвет приходится на VIII—IV века до н.э. Ольмеки были искусными строителями. Они воздвигали пирамиды и монументальные лестницы из земли и щебня и покрывали их толстым слоем глины и гипса. Прекрасными образцами монументальной скульптуры ольмеков являются колоссальные человеческие головы из базальта. Сохранилось также множество украшений из нефрита и рельефов на алтарях, стелах и саркофагах. Отличительная черта пластики ольмеков — стилизованные маски ягуара. Вероятно, ягуар был божеством ольмеков, покровителем полей и земледельцев. Впрочемягуароподобный облик имели все основные божества ольмеков. Влияние культры ольмеков ощущается в последующих цивилизациях Центральной Америки.
Теотиехуакан
Около 300 года до н. э. высоко в горах возникла самобытная культура Теотиехуакана (в 30 км от современного Мехико), города, «в котором приносятся молитвы богу». В период своего наивысшего расцвета в первые века нашей эры в этом городе-государстве жило около 40 тыс. жителей. Сравнительно недавние исследования показали, что большая часть населения Теотиехуакана относилась к языковой группе нахуа, т.е. была родственна этнически тольтекам и ацтекам. Город был строго геометрически спланирован. Внутренние стены многих домов покрывали фрески, нанесенные красками, состав которых (кроме лазурита и обсидиана) нам не известен. Вдоль двухкилометровой каменной дороги, которая называлась «Дорога смерти», стояли многочисленные святилища, в том числе пирамиды Солнца и Луны — колоссальные строения, не уступающие по своим размерам знаменитым гробницам фараонов. Пирамида Солнца вздымается ввысь на 60 с лишним метров. Каждая сторона ее основания имеет в длину более 200 м. Лунная пирамида была несколько меньше. Рядом с этими двумя пирамидами стояла пирамида-цитадель, в которой должен был жить дух одного из трех главных божеств — творца мира и человека, владыки стихий бога Кецалькоатля (его имя означает: «змея, покрытая зелеными перьями»). Фризы и цоколь этой пирамиды были покрыты рельефами змей, сбросивших старую кожу. Имя свое он получил случайно, когда однажды вместо сброшенной змеиной кожи он надел оперение птицы кецаль. Вероятно, в VII или VIII веке город Теотиехуакан постигла катастрофа, о чем свидетельстует грандиозный слой пожарища, открытый при раскопках.
Культура майя
Культура майя существует примерно с V века до н. э. Многие ученые различают ее классический период -Древнее царство, расцвет которого приходится на IV—V века, а упадок на VIII—IX века, и постклассический период — Новое царство (X—XVI вв.) Таким образом, майя достигли наивысших успехов в области культуры и политики за несколько столетий до того, как испанцы высадились на восточном побережье их страны. Время же расцвета культуры ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера в XIII веке, — XIV—XVI века.
Племена майя жили на полуострове Юкатан, на территории современных Мексики, Гватемалы, Гондураса и Сальвадора. В культуре земледелия тогда еще не было практики вывозить навоз на поля. Поэтому плодородие почвы быстро истощалось и приходилось выжигать в джунглях новое место для занятий сельским хозяйством. В Европе эта система называлась подсечным земледелием.
Города Юкатана были религиозными центрами; в них находились храмы, которые строились на вершине ступенчатых пирамид.
Религия майя
Религия играла у майя очень большую роль. У равнинных майя главное место в пантеоне занимал владыка и творец мира, основатель жречества и письменности бог неба Ицамна, старик с беззубым ртом и морщинистым лицом. Видную роль играл также бог ветра Кукулькан — получеловек-полузмея, близкий к образу Кецалькоатля ацтеков.
Интересен также один из богов-создателей пантеона горных майя, тоже бог ветра Хуракан. По одному из вариантов мифа, боги-творцы — Великая мать и Великий отец — последовательно создавали мир: землю, животных и потом людей. Последних вначале сделали из глины, но их творение расплылось и не могло двигаться. Деревянные люди оказались непочтительными и непослушными. После двух неудачных попыток боги создали людей из расколотых початков кукурузы. Те не понравились своей проницательностью, и Хуракан навеял им на глаза туман, после чего многое в мире стало тайным и неясным.
Богам приносились жертвы. Жертвовать можно было домашнюю птицу, зерно, букеты цветов, корзины овощей. Когда боги требовали кровавой жертвы, на жертвеннике убивали какое-либо дикое животное. Пролитие крови, по понятиям майя, способствовало пробуждению энергии. Жертвоприношения открывали врата в мир богов. Иногда приносились человеческие жертвы, хотя у майя они не играли той роли, которую получили позже в кровавом культе религии ацтеков.
Обряд человеческой жертвы был разработан жрецами и строго исполнялся ими: жертву заставляли выпить дурманящий напиток, затем связывали специальными ремнями и как бы растягивали ее блоками на жертвенном камне. Убивали или золоченой стрелой, или каменным ножом, вырезали трепещущее сердце и клали его у подножия изваяния бога.
Пирамиды майя
Храмовая архитектура майя величественна, но проста и лишена всякой помпезности. Основной тип сооружения — четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усеченной вершине которых находился небольшой храм. От подножия пирамиды к двери святилища шла крутая лестница. Все величие храма заключалось в его внешнем облике - - устремленность ввысь, громадные размеры, множество пирамид, рельефные украшения на стенках, художественно исполненные картины на каменных плитах. Внутреннее помещение храмов было темным и тесным, окон в них не было. Стены храма изнутри также были расписаны, но эти росписи были не столь величественны, как внешнее украшение храмов. Наибольшей известностью пользуется Храм Солнца в Паленке (вторая половина VII в.). Самая болыня пирамида Кастильо в Чи-чен-Ице величественная, массивная, с четырьмя лестницами по сторонам, имеет девять уступов; на ее вершине расположен храм Пернатой змеи. Большой интерес представляют обширные колоннады у Храма воинов в Чи-чен-Ице и Дворец правителя в Ушмале, состоящий из 24-х помещений и облицованный более чем двадцатью тысячами резных каменных пластин.
Скульптура майя
Высокого уровня достигла у майя скульптура. Первоначальным ее материалом было дерево, позднее его заменили в монументальных памятниках известняк и песчаник. Назначение монументальной скульптуры было культовым — стелы и рельефы, украшавшие стены зданий, возвеличивали правителей городов-государств и утверждали их божественное происхожение. Стелы обычно имели вид четырехгранных столбов с изображением правителя на лицевой стороне и иероглифическими надписями на другихЖивопись майя
Замечательна живопись майя: настенные росписи, изображения на сосудах и в рукописях. Основной памятник монументальной живописи майя — росписи храма в Бонампаке (вторая половина VIII в.). Их сюжетом служит крупная битва, в память которой, вероятно, и был выстроен храм.
Тайна письменности майя
Фрески и картины в храмах сопровождались обычно надписями — краткими или пространными. Еще в I веке До н. э. майя умели писать и читать, имели свою азбуку и оставили много надписей, высеченных на камне. В XVII веке были найдены древние рукописи майя, которые, к сожалению, были сожжены. Сохранились четыре манускрипта, представляющие собой полосы бумаги до3 м длиной, сложенные в виде гармошки с деревянной
или кожаной обложкой. Бумагу выделывали из коры дикого фигового дерева и покрывали тонким слоем извести. Иероглифы выписывали кисточкой, рядом с текстом помещали разноцветные рисунки. Письменность майя до
сих пор полностью не расшифрована. Установлено, что отдельные иероглифы не обозначают ни букв, ни слогов. Очевидно, они означают целые или корневые слова. Но какие? Словарь иероглифики майя пока не составлен. Лучше всего поддающиеся расшифровке астрономические открытия майя, поскольку их содержание может быть сегодня проверено.
Астрономия и математика
Майя были хорошими математиками, геометрами и астрономами. Они не имели никаких оптических приборов и тем не менее совершенно точно вычислили продолжительность года, знали и предсказывали фазы луны, изучали циклы Венеры, предсказывали затмения Солнца, рассчитывали движения светил на ночном небе в прошлом и будущем. Их астрономические расчеты поражают своей точностью. Все эти открытия были сделаны майя несмотря на то, что они не знали, что Земля - это шар и что она обращается вокруг Солнца, а не наоборот.
Математики майя владели всеми четырьмя действиями арифметики. Десятичной системы счета у них не было. Их система счета была построена на трех принципах: цифры 1, 2, 3 и 4 обозначались точками (например, 4 - ....), для цифры 5 имелся особый знак — горизонтальная черта, ноль обозначался завитушкой раковины. Из этих знаков состояла вся система счисления.
Календарь майя
На основе своей системы счисления математики и астрономы майя создали очень точный, но с нашей точки зрения довольно сложный календарь. Он состоял из нескольких циклов. Первый, «цолькин», был 260-дневным и равнялся 13 месяцам или 20 неделям (т. е. месяц был 20-дневным, а неделя --13 дневной). Второй цикл был четырехлетним (год майя состоял из 365 дней, т. е. 18 месяцев и 5 добавочных дней). Наконец, третий цикл, так называемый «календарный круг», равнялся 52-м годам, или тринадцати 4-летним циклам. Кроме этого «длинного счета», очень важного в жизни майя, был еще «короткий счет» по двадцатилетиям. Началом летосчисления у майя, согласно одной из гипотез, служил 3113 или 3373 г. н.э. Что означает эта мифологическая дата, никто не знает. Сохранилась лестница надписей в Копа-не, где на камне выбиты сведения о важных событиях в жизни майя. Это свидетельствует о том, что они обладали историческим сознанием. Около 200 г. до н. э. первый владыка майя оставил свое имя на камне. Последняя надпись относится к 799 г. н. э.
Одежда и украшения майя были строго регламентированы - каждому сословию полагалась своя одежда, особенные украшения. Канон этот нарушать не разрешалось.
Гибель древнего царства майя
Почти шесть столетий продолжался период расцвета культуры майя. Примерно в VIII—IX вв. происходит упадок цивилизации майя. По одной из гипотез, майя по неизвестной причине покинули свои города и переселились на север, на полуостров Юкатан. Дворцы и храмы пришли в упадок и заросли джунглями. Новое царство майя возникло на новой почве на севере Юкатана.
Существуют различные гипотезы, объясняющие это странное событие в истории майя. Согласно одной из них, в X в. на народ майя напали пришельцы с Запада, тольтеки, предводитель которых Кукулькан — это означает оперенная (пернатая) змея — считал себя воплощением бога Кецалькоатля. (Позже историческое лицо смешалось в представлениях индейцев с мифологическим одноименным персонажем.) Исторический Кукулькан завоевал весь Юкатан и основал свою резиденцию в городе Чичен-Ице, основанном майя еще ранее.