Культура индейцев Южной Америки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:44, реферат

Описание работы

Когда 8 ноября 1519 года испанский авантюрист Эрнандо Кортес вместе с шестью сотнями воинов вступил на землю столицы ацтекского царства, они открыли не только новый город, но и совершенно новую неизвестную европейцам цивилизацию. Впервые в истории великих открытий прошлого человек христианского Запада стол¬кнулся не с остатками чужой цивилизации, которуюнадо было бы реконструировать, а с самой этой цивилиза¬цией во плоти и крови.

Работа содержит 1 файл

культорология.doc

— 78.50 Кб (Скачать)


9

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального обучения

Тульский Государственный Университет

 

 

 

Кафедра истории и культурологи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

«Культура индейцев Южной Америки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы 820542

Кузнецова Александра

                                                                     Проверила: Касаткин В.А.

 

 

 

 

Тула 2005 г.

Вступление.

 

Когда 8 ноября 1519 года испанский авантюрист Эрнандо Кортес вместе с шестью сотнями воинов вступил на землю столицы ацтекского царства, они открыли не только новый город, но и совершенно новую неизвестную европейцам цивилизацию. Впервые в истории великих открытий прошлого человек христианского Запада стол­кнулся не с остатками чужой цивилизации, которуюнадо было бы реконструировать, а с самой этой цивилиза­цией во плоти и крови.

Не прошло и года, как царь ацтеков — Монтесума - был мертв, а блистательный город Теночтитлан разру­шен. Кортес не просто разрушил варварско-языческую державу, он обезглавил целую цивилизацию. Дальней­шие исследования показали, что цивилизация ацтеков сама была наследницей более древних культур — толь-теков, сапотеков, майя, живших примерно в одних мес­тах, но в разные эпохи.

Однако еще задолго до майя на мексиканском побере­жье Центральной Америки уже существовали высокие цивилизации. С севера район распространения этих культур ограничивала пустыня, на юге он простирался далеко за границы теперешней Мексики, вплоть до Ни­карагуа. Южнее жили примитивные племена индейцев. Природа этого района поражает своим разнообразием: покрытые снегом вершины вулканических гор, равнины с реками и тропическими лесами, каменные плоского­рья, базальтовые скалы. В каждой из этих местностей развивался своеобразный стиль жизни, однако все пле­мена объединяло единое культурное поле. Их далекие предки пришли, как предполагают, из Сибири и Аляски в те времена, когда Берингова пролива еще не существо­вало; по пути к ним присоединялись племена индейцев. От европейских, азиатских и африканских народов аме­риканский континент отделяли великие океаны, поэто­му развитие культуры мексиканских племен носило вполне самостоятельный характер.

Железо и сталь этим племенам не были известны, и даже бронза не употреблялась для изготовления орудий труда и оружия. Наконечники стрел и копий делались из кремня и обсидиана. Торговля была меновой, монет не существовало. Принцип колеса не был известен, да и не было домашних животных, обладавших достаточной си­лой, чтобы тянуть повозку. Древние американские пле­мена не знали плуга. Лошади, коровы, овцы, свиньи и козы были привезены сюда из Старого Света европейца­ми. Гончарный круг также не был известен. Земля, одна­ко, была плодородной. Тыква, кукуруза, бобы, карто­фель, помидоры, папайя и авокадо произрастали в изоби­лии. Возделывались какао и табак. Из различных расте­ний изготавливались одурманивающие напитки. Прежде чем перейти к более подробному рассмотре­нию культур майя и ацтеков, скажем несколько слов о культурах племен, им предшествовавших.

 

 

 

Ла-Вента. Культура ольмеков

 

Еще в XIII веке до н. э. на побережье Мексиканского залива в районе Ла-Венты существовала древнейшая культура, получившая название культуры ольмеков. Ее расцвет приходится на VIII—IV века до н.э. Ольмеки были искусными строителями. Они воздви­гали пирамиды и монументальные лестницы из земли и щебня и покрывали их толстым слоем глины и гипса. Прекрасными образцами монументальной скульптуры ольмеков являются колоссальные человеческие головы из базальта. Сохранилось также множество украшений из нефрита и рельефов на алтарях, стелах и саркофагах. Отличительная черта пластики ольмеков — стилизован­ные маски ягуара. Вероятно, ягуар был божеством оль­меков, покровителем полей и земледельцев. Впрочемягуароподобный облик имели все основные божества ольмеков. Влияние культры ольмеков ощущается в по­следующих цивилизациях Центральной Америки.

 

Теотиехуакан

 

Около 300 года до н. э. высоко в горах возникла само­бытная культура Теотиехуакана (в 30 км от современно­го Мехико), города, «в котором приносятся молитвы богу». В период своего наивысшего расцвета в пер­вые века нашей эры в этом городе-государстве жило око­ло 40 тыс. жителей. Сравнительно недавние исследова­ния показали, что большая часть населения Теотиехуа­кана относилась к языковой группе нахуа, т.е. была род­ственна этнически тольтекам и ацтекам. Город был стро­го геометрически спланирован. Внутренние стены мно­гих домов покрывали фрески, нанесенные красками, со­став которых (кроме лазурита и обсидиана) нам не изве­стен. Вдоль двухкилометровой каменной дороги, кото­рая называлась «Дорога смерти», стояли многочислен­ные святилища, в том числе пирамиды Солнца и Луны — колоссальные строения, не уступающие по своим разме­рам знаменитым гробницам фараонов. Пирамида Солнца вздымается ввысь на 60 с лишним метров. Каждая сторо­на ее основания имеет в длину более 200 м. Лунная пира­мида была несколько меньше. Рядом с этими двумя пи­рамидами стояла пирамида-цитадель, в которой должен был жить дух одного из трех главных божеств — творца мира и человека, владыки стихий бога Кецалькоатля (его имя означает: «змея, покрытая зелеными перья­ми»). Фризы и цоколь этой пирамиды были покрыты рельефами змей, сбросивших старую кожу. Имя свое он получил случайно, когда однажды вместо сброшенной змеиной кожи он надел оперение птицы кецаль. Вероят­но, в VII или VIII веке город Теотиехуакан постигла ката­строфа, о чем свидетельстует грандиозный слой пожари­ща, открытый при раскопках.

 

 

 

 

Культура майя

 

Культура майя существует примерно с V века до н. э. Многие ученые различают ее классический период -Древнее царство, расцвет которого приходится на IV—V века, а упадок на VIII—IX века, и постклассиче­ский период — Новое царство (X—XVI вв.) Таким обра­зом, майя достигли наивысших успехов в области куль­туры и политики за несколько столетий до того, как ис­панцы высадились на восточном побережье их страны. Время же расцвета культуры ацтеков, пришедших в до­лину Мехико с севера в XIII веке, — XIV—XVI века.

Племена майя жили на полуострове Юкатан, на тер­ритории современных Мексики, Гватемалы, Гондураса и Сальвадора. В культуре земледелия тогда еще не было практики вывозить навоз на поля. Поэтому плодородие почвы быстро истощалось и приходилось выжигать в джунглях новое место для занятий сельским хозяйст­вом. В Европе эта система называлась подсечным земле­делием.

Города Юкатана были религиозными центрами; в них находились храмы, которые строились на вершине сту­пенчатых пирамид.

 

Религия майя

 

Религия играла у майя очень большую роль. У рав­нинных майя главное место в пантеоне занимал владыка и творец мира, основатель жречества и письменности бог неба Ицамна, старик с беззубым ртом и морщинистым лицом. Видную роль играл также бог ветра Кукулькан — получеловек-полузмея, близкий к образу Кецалькоатля ацтеков.

Интересен также один из богов-создателей пантеона горных майя, тоже бог ветра Хуракан. По одному из ва­риантов мифа, боги-творцы — Великая мать и Великий отец — последовательно создавали мир: землю, живот­ных и потом людей. Последних вначале сделали из глины, но их творение расплылось и не могло двигаться. Де­ревянные люди оказались непочтительными и непо­слушными. После двух неудачных попыток боги создали людей из расколотых початков кукурузы. Те не понрави­лись своей проницательностью, и Хуракан навеял им на глаза туман, после чего многое в мире стало тайным и не­ясным.

Богам приносились жертвы. Жертвовать можно было домашнюю птицу, зерно, букеты цветов, корзины ово­щей. Когда боги требовали кровавой жертвы, на жерт­веннике убивали какое-либо дикое животное. Пролитие крови, по понятиям майя, способствовало пробуждению энергии. Жертвоприношения открывали врата в мир бо­гов. Иногда приносились человеческие жертвы, хотя у майя они не играли той роли, которую получили позже в кровавом культе религии ацтеков.

Обряд человеческой жертвы был разработан жрецами и строго исполнялся ими: жертву заставляли выпить дурманящий напиток, затем связывали специальными ремнями и как бы растягивали ее блоками на жертвен­ном камне. Убивали или золоченой стрелой, или камен­ным ножом, вырезали трепещущее сердце и клали его у подножия изваяния бога.

Пирамиды майя

Храмовая архитектура майя величественна, но про­ста и лишена всякой помпезности. Основной тип соору­жения — четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усеченной вершине которых находился небольшой храм. От подножия пирамиды к двери святилища шла крутая лестница. Все величие храма заключалось в его внешнем облике - - устремленность ввысь, громадные размеры, множество пирамид, рельефные украшения на стенках, художественно исполненные картины на каменных пли­тах. Внутреннее помещение храмов было темным и тес­ным, окон в них не было. Стены храма изнутри также были расписаны, но эти росписи были не столь величественны, как внешнее украшение храмов. Наибольшей из­вестностью пользуется Храм Солнца в Паленке (вторая половина VII в.). Самая болыня пирамида Кастильо в Чи-чен-Ице величественная, массивная, с четырьмя лестни­цами по сторонам, имеет девять уступов; на ее вершине расположен храм Пернатой змеи. Большой интерес пред­ставляют обширные колоннады у Храма воинов в Чи-чен-Ице и Дворец правителя в Ушмале, состоящий из 24-х помещений и облицованный более чем двадцатью тысячами резных каменных пластин.

 

Скульптура майя

 

Высокого уровня достигла у майя скульптура. Перво­начальным ее материалом было дерево, позднее его заме­нили в монументальных памятниках известняк и песча­ник. Назначение монументальной скульптуры было культовым — стелы и рельефы, украшавшие стены зда­ний, возвеличивали правителей городов-государств и утверждали их божественное происхожение. Стелы обычно имели вид четырехгранных столбов с изображе­нием правителя на лицевой стороне и иероглифическими надписями на другихЖивопись майя

Замечательна живопись майя: настенные росписи, изображения на сосудах и в рукописях. Основной памят­ник монументальной живописи майя — росписи храма в Бонампаке (вторая половина VIII в.). Их сюжетом слу­жит крупная битва, в память которой, вероятно, и был выстроен храм.

 

Тайна письменности майя

 

Фрески и картины в храмах сопровождались обычно надписями — краткими или пространными. Еще в I веке До н. э. майя умели писать и читать, имели свою азбуку и оставили много надписей, высеченных на камне. В XVII веке были найдены древние рукописи майя, кото­рые, к сожалению, были сожжены. Сохранились четыре манускрипта, представляющие собой полосы бумаги до3              м длиной, сложенные в виде гармошки с деревянной
или кожаной обложкой. Бумагу выделывали из коры дикого фигового дерева и покрывали тонким слоем извести. Иероглифы выписывали кисточкой, рядом с текстом по­мещали разноцветные рисунки. Письменность майя до
сих пор полностью не расшифрована. Установлено, что отдельные иероглифы не обозначают ни букв, ни слогов. Очевидно, они означают целые или корневые слова. Но какие? Словарь иероглифики майя пока не составлен. Лучше всего поддающиеся расшифровке астрономические открытия майя, поскольку их содержание может быть сегодня проверено.

 

Астрономия и математика

 

Майя были хорошими математиками, геометрами и астрономами. Они не имели никаких оптических прибо­ров и тем не менее совершенно точно вычислили продол­жительность года, знали и предсказывали фазы луны, изучали циклы Венеры, предсказывали затмения Солн­ца, рассчитывали движения светил на ночном небе в прошлом и будущем. Их астрономические расчеты по­ражают своей точностью. Все эти открытия были сдела­ны майя несмотря на то, что они не знали, что Земля - это шар и что она обращается вокруг Солнца, а не на­оборот.

Математики майя владели всеми четырьмя действия­ми арифметики. Десятичной системы счета у них не было. Их система счета была построена на трех принци­пах: цифры 1, 2, 3 и 4 обозначались точками (например, 4 - ....), для цифры 5 имелся особый знак — горизон­тальная черта, ноль обозначался завитушкой раковины. Из этих знаков состояла вся система счисления.

 

Календарь майя

 

На основе своей системы счисления математики и астрономы майя создали очень точный, но с нашей точки зрения довольно сложный календарь. Он состоял из не­скольких циклов. Первый, «цолькин», был 260-днев­ным и равнялся 13 месяцам или 20 неделям (т. е. месяц был 20-дневным, а неделя --13 дневной). Второй цикл был четырехлетним (год майя состоял из 365 дней, т. е. 18 месяцев и 5 добавочных дней). Наконец, третий цикл, так называемый «календарный круг», равнялся 52-м го­дам, или тринадцати 4-летним циклам. Кроме этого «длинного счета», очень важного в жизни майя, был еще «короткий счет» по двадцатилетиям. Началом летосчисления у майя, согласно одной из гипотез, служил 3113 или 3373 г. н.э. Что означает эта мифологическая дата, никто не знает. Сохранилась лестница надписей в Копа-не, где на камне выбиты сведения о важных событиях в жизни майя. Это свидетельствует о том, что они обладали историческим сознанием. Около 200 г. до н. э. первый владыка майя оставил свое имя на камне. Последняя надпись относится к 799 г. н. э.

Одежда и украшения майя были строго регламенти­рованы - каждому сословию полагалась своя одежда, особенные украшения. Канон этот нарушать не разреша­лось.

Гибель древнего царства майя

 

Почти шесть столетий продолжался период расцвета культуры майя. Примерно в VIII—IX вв. происходит упадок цивилизации майя. По одной из гипотез, майя по неизвестной причине покинули свои города и пересели­лись на север, на полуостров Юкатан. Дворцы и храмы пришли в упадок и заросли джунглями. Новое царство майя возникло на новой почве на севере Юкатана.

Существуют различные гипотезы, объясняющие это странное событие в истории майя. Согласно одной из них, в X в. на народ майя напали пришельцы с Запада, тольтеки, предводитель которых Кукулькан — это озна­чает оперенная (пернатая) змея — считал себя воплоще­нием бога Кецалькоатля. (Позже историческое лицо сме­шалось в представлениях индейцев с мифологическим одноименным персонажем.) Исторический Кукулькан завоевал весь Юкатан и основал свою резиденцию в горо­де Чичен-Ице, основанном майя еще ранее.

Информация о работе Культура индейцев Южной Америки