Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:11, контрольная работа
Информационная революция конца ХХ века превратила в реальность идею о едином взаимозависимом и взаимосогласованном мире. Сегодня компьютеризация, интернет, спутниковые коммуникации связывают воедино экономику, науку, культуру всех стран и регионов мира. Создается ситуация коммуникативной прозрачности, свободного прохождения, перетекания информационных потоков, не знающих никаких границ и демаркационных линий.
Термин «глобализация» происходит от лат. Globus - Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер происходящих процессов. Под глобализацией понимают «усиливающуюся взаимозависимость национальных государств и регионов, образующих мировое сообщество, их постепенную интеграцию в единую систему с общими для всех правилами и нормами экономического, политического и культурного поведения».
Американские влияния выражают себя в складе ума современного человека и в укладе современной жизни. В этом укладе американский труд господствует количественно и качественно. Последнее надо понимать в том смысле, что американский тип труда является повсюду предметом подражания.
Но американский тип жизни господствует не только в труде, а что еще важнее, и в отдыхе. Это американский тип рекреации, может быть, не Америкой целиком созданный, но только Америкой пущенный в широкое обращение, в массовый обиход, она его сделала обязательным для всех и доступным для каждого.
Западная Европа и Россия подверглась атаке американской массовой культуры после Второй мировой войны. США не были ареной боевых действий во время войны, страна не была разрушена, а американцам не пришлось пережить ни оккупации, ни голода, ни тех трудностей, которые выпали на долю народов Европы и Азии. США не столкнулись с трудностями послевоенного восстановления экономики и прежнего, мирного уклада жизни. Напротив, США развивали промышленность, страна богатела.
Претендуя на доминирующее положение в мире, США стремились навязать западноевропейским странам свою идеологию, свой образ жизни. Массовая культура, созданная по американским стандартам и пропагандирующая американский образ жизни, как нельзя лучше могла послужить этим целям. Европейские же страны, разрушенные войной, не имели возможности в последние годы развивать собственную культуру. Европейской культуре в результате фашистской оккупации был нанесен огромный урон, сказывался недостаток технической и финансовой базы для развития собственной культуры. Часть творческой интеллигенции была истреблена нацистами или эмигрировала в США. Поэтому европейцам приходилось довольствоваться продукцией американской массовой культуры, которая после всех ужасов войны уводила массового потребителя от тяжелой действительности в призрачный мир благополучия, «красивой жизни», в мир «равных» для всех возможностей, «равных» для всех шансов на успех и счастье.
После принятия в 1948г. в США закона Смита–Мундта об обмене в области информации и культуры, уполномочивавшего американское правительство принимать необходимые меры, призванные содействовать росту взаимопонимания между американским народом и народами других стран, в Европу потянулись американцы – военнослужащие, бизнесмены, советники и специалисты в различных областях, в том числе и представители пропагандистских и информационных служб, а также туристы. Они везли в Европу из-за океана и пропагандировали посредством «легкой» литературы, газет, развлекательных фильмов, рекламных проспектов продукцию массовой культуры.
Свое глобальное господство усиливает массовая, коммерческая, медийная американская культура. Голливуд выпускает большую часть фильмов для мирового проката. В США берут своё начало мировые корпорации: Microsoft, Intel, AMD, Coca-Cola, Procter&Gamble, Pepsi и многие другие. McDonald's из-за своей распространённости стал своеобразным символом глобализации. Сравнивая цены в разных странах на бутерброд BigMac из местного ресторана McDonald’s, журналом The Economist анализируется покупательная способность разных валют (Индекс Биг-Мака).
В основе своей глобализация – это принятие норм, ценностей и институтов западного бытия всем человечеством в качестве необходимости закона, “веления времени”.
Сегодня является очевидным, что “проверка” на значимость и значительность для мира тех или иных национальных культур заключается в соответствии их общечеловеческим ценностям, но на деле эти общечеловеческие ценности подменены ценностями западного мира – нормами демократического общества Запада, и потому именно “западный” человек выступает мерилом ценности национальных культур. По-настоящему Запад может принять только знакомое себе, не обязательно совпадающее, но сопоставимое; иное же себе Запад не приемлет.
Национальные культуры должны считаться с требованиями западной культуры уже потому, что глобализация, как всемирный процесс, есть глобализация вокруг западных ценностей. Культурный стержень глобализации – западная культура.
Противостояние цивилизаций Востока и Запада
Одним из результатов происходящей на наших глазах глобализации общества стало резкое обострение духовного противостояния цивилизаций Востока и Запада.
Новые колонизаторы XXI века навязывают народам покоряемых ими стран свою культуру и свою систему духовных ценностей, которая находится в противоречии с традиционными ценностями многих национальных культур.
Так, например, социологические исследования показали, что если для жителей США приоритетными ценностями являются такие, как личная свобода и индивидуальные права, а также свобода самовыражения, то представителями восточных культур предпочтение отдается совсем другим ценностям. Для них важными являются приоритет нации перед общиной, а общества перед личностью, семья как базовый элемент общества, общественный порядок, дисциплина и уважение к старшим. В американской же культуре права личности существенно превалируют над ее обязанностями перед обществом. Ведь в США даже преступник рассматривается скорее как жертва общества, его репрессивной системы.
Именно этими коренными
Культурная политика государств
Сохранение культурного своеобразия в современном обществе стало оцениваться как высшее достижение цивилизации. Раньше на это не обращали внимания, поэтому одна нация поглощала другую, растворяя в себе без остатка культуру покоренного народа. Так было во времена европейской колонизации в странах Латинской Америки и Африки.
Выражения «социальная политика»
и «культурная политика» для
большинства людей
Культурная политика - это система практических мероприятий, финансируемых, регулируемых и в значительной мере осуществляемых государством (наряду с частными лицами), направленных на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации.
В области культурной политики чаще
всего возникают следующие
Культурная политика во многих странах сегодня переориентируется с модели ассимиляции, в которой меньшинства отказываются от своих культурных традиций и ценностей, заменяя их теми традициями, которых придерживается большинство, на мультикультурную модель, где индивид социализируется и к доминирующей, и к этнической культурам. Так, в США миллионы людей разговаривают на английском и на своем этническом языках, отмечают общенациональные и этнические праздники, изучают историю страны и своей нации. Глобальная международная миграция стимулируется структурной перестройкой хозяйства слаборазвитых стран: под воздействием механизации и индустриализации, проникших из развитых стран, аграрный сектор сокращается и миллионы сельских жителей вынуждены мигрировать в города в поисках работы. Их притягивает городской образ жизни. Одновременно средний класс горожан, ориентированный на западные стандарты жизни, склонен искать более квалифицированную и престижную работу не у себя на родине, а, скажем, в США или Западной Европе.
Заключение
Феномен глобализации часто преувеличивается западной интеллектуальной элитой, которая не всегда осознает, что глобальные процессы, включая и взаимообмен культур, будь то, к примеру, спагетти, системы здравоохранения, науки, технологии, одежда и прочее, возникли очень давно и являлись существенными элементами мировой истории со времен первых цивилизаций Древнего мира. Можно сказать, что явления, с которыми мы сталкиваемся сегодня, происходили бесчисленное множество раз в прошлом, и их вызывали те же процессы. Это интеграция огромного количества населения в имперские системы, их культурная гегемония и последующая их дезинтеграция с культурной фрагментацией, воспринимаемой как локальное возрождение в гибнущих империях, - все это древние и часто сопровождаемые насилием явления.
Самая главная проблема человечества
- проблема его выживания как
Список использованной литературы
Справочная литература
1 Муратов П.П. Россия и Америка. // Человек, 1999, № 4, С 72-76.
2 Розанов В.В. Итальянские впечатления. Пестум // Собр. Соч. М.,1994. с.111 – 112.