Культура и процесс глобализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:11, контрольная работа

Описание работы

Информационная революция конца ХХ века превратила в реальность идею о едином взаимозависимом и взаимосогласованном мире. Сегодня компьютеризация, интернет, спутниковые коммуникации связывают воедино экономику, науку, культуру всех стран и регионов мира. Создается ситуация коммуникативной прозрачности, свободного прохождения, перетекания информационных потоков, не знающих никаких границ и демаркационных линий.
Термин «глобализация» происходит от лат. Globus - Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер происходящих процессов. Под глобализацией понимают «усиливающуюся взаимозависимость национальных государств и регионов, образующих мировое сообщество, их постепенную интеграцию в единую систему с общими для всех правилами и нормами экономического, политического и культурного поведения».

Работа содержит 1 файл

Культура и процесс глобализации.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Американские влияния выражают себя в складе ума современного человека и в укладе современной жизни. В этом укладе американский труд господствует количественно и качественно. Последнее  надо понимать в том смысле, что американский тип труда является повсюду предметом подражания.

Но американский тип жизни господствует не только в труде, а что еще  важнее, и в отдыхе. Это американский тип рекреации, может быть, не Америкой целиком созданный, но только Америкой пущенный в широкое обращение, в массовый обиход, она его сделала обязательным для всех и доступным для каждого.

 

Западная Европа и Россия подверглась атаке американской массовой культуры после Второй мировой войны. США не были ареной боевых действий во время войны, страна не была разрушена, а американцам не пришлось пережить ни оккупации, ни голода, ни тех трудностей, которые выпали на долю народов Европы и Азии. США не столкнулись с трудностями послевоенного восстановления экономики и прежнего, мирного уклада жизни. Напротив, США развивали промышленность, страна богатела.

Претендуя на доминирующее положение  в мире, США стремились навязать западноевропейским странам свою идеологию, свой образ жизни. Массовая культура, созданная по американским стандартам и пропагандирующая американский образ жизни, как нельзя лучше могла послужить этим целям. Европейские же страны, разрушенные войной, не имели возможности в последние годы развивать собственную культуру. Европейской культуре в результате фашистской оккупации был нанесен огромный урон, сказывался недостаток технической и финансовой базы для развития собственной культуры. Часть творческой интеллигенции была истреблена нацистами или эмигрировала в США. Поэтому европейцам приходилось довольствоваться продукцией американской массовой культуры, которая после всех ужасов войны уводила массового потребителя от тяжелой действительности в призрачный мир благополучия, «красивой жизни», в мир «равных» для всех возможностей, «равных» для всех шансов на успех и счастье.

После принятия в 1948г. в США закона Смита–Мундта об обмене в области  информации и культуры, уполномочивавшего  американское правительство принимать  необходимые меры, призванные содействовать  росту взаимопонимания между  американским народом и народами других стран, в Европу потянулись американцы – военнослужащие, бизнесмены, советники и специалисты в различных областях, в том числе и представители пропагандистских и информационных служб, а также туристы. Они везли в Европу из-за океана и пропагандировали посредством «легкой» литературы, газет, развлекательных фильмов, рекламных проспектов продукцию массовой культуры.

 

Свое глобальное господство усиливает массовая, коммерческая, медийная американская культура. Голливуд выпускает большую часть фильмов для мирового проката. В США берут своё начало мировые корпорации: Microsoft, Intel, AMD, Coca-Cola, Procter&Gamble, Pepsi и многие другие. McDonald's из-за своей распространённости стал своеобразным символом глобализации. Сравнивая цены в разных странах на бутерброд BigMac из местного ресторана McDonald’s, журналом The Economist анализируется покупательная способность разных валют (Индекс Биг-Мака).

В основе своей глобализация –  это принятие норм, ценностей и  институтов западного бытия всем человечеством в качестве необходимости закона, “веления времени”.

Сегодня является очевидным, что “проверка” на значимость и значительность для  мира тех или иных национальных культур  заключается в соответствии их общечеловеческим ценностям, но на деле эти общечеловеческие ценности подменены ценностями западного мира – нормами демократического общества Запада, и потому именно “западный” человек выступает мерилом ценности национальных культур. По-настоящему Запад может принять только знакомое себе, не обязательно совпадающее, но сопоставимое; иное же себе Запад не приемлет.

Национальные культуры должны считаться  с требованиями западной культуры уже  потому, что глобализация, как всемирный  процесс, есть глобализация вокруг западных ценностей. Культурный стержень глобализации – западная культура.

 

Противостояние цивилизаций  Востока и Запада

Одним из результатов происходящей на наших глазах глобализации общества стало резкое обострение духовного  противостояния цивилизаций Востока  и Запада.

Новые колонизаторы XXI века навязывают народам покоряемых ими стран свою культуру и свою систему духовных ценностей, которая находится в противоречии с традиционными ценностями многих национальных культур.

Так, например, социологические исследования показали, что если для жителей  США приоритетными ценностями являются такие, как личная свобода и индивидуальные права, а также свобода самовыражения, то представителями восточных культур предпочтение отдается совсем другим ценностям. Для них важными являются приоритет нации перед общиной, а общества перед личностью, семья как базовый элемент общества, общественный порядок, дисциплина и уважение к старшим. В американской же культуре права личности существенно превалируют над ее обязанностями перед обществом. Ведь в США даже преступник рассматривается скорее как жертва общества, его репрессивной системы.

Именно этими коренными различиями во взглядах на роль человека в обществе, на его права и обязанности  перед ним и обусловлено то духовное противостояние цивилизаций  Востока и Запада, которое мы наблюдаем  уже сегодня и которое, вероятнее всего, в ближайшие десятилетия будет только усиливаться. Наглядными свидетельствами этого процесса являются многочисленные и все учащающиеся факты проявления международного терроризма.

 

 

 

Культурная политика государств

Сохранение культурного своеобразия в современном обществе стало оцениваться как высшее достижение цивилизации. Раньше на это не обращали внимания, поэтому одна нация поглощала другую, растворяя в себе без остатка культуру покоренного народа. Так было во времена европейской колонизации в странах Латинской Америки и Африки.

Выражения «социальная политика»  и «культурная политика» для  большинства людей цивилизованных стран давно стали привычными. Целенаправленное, основанное на взвешенной концепции управление социальной и культурной сферами общества являются отличительными признаками цивилизованной страны. Привычными они являются, по крайней мере, с середины XX века. Именно тогда начался плановый, глубоко эшелонированный подход к сохранению культурного генофонда всего человечества и каждой отдельной страны в рамках ООН.

Культурная политика - это система практических мероприятий, финансируемых, регулируемых и в значительной мере осуществляемых государством (наряду с частными лицами), направленных на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации.

В области культурной политики чаще всего возникают следующие вопросы: как сохраняется культурное наследие нации и доступно ли оно всем этническим и социальным группам? Все ли используемые языки имеют равный статус и нет ли в данной стране культурной и языковой дискриминации?

Культурная политика во многих странах  сегодня переориентируется с  модели ассимиляции, в которой меньшинства  отказываются от своих культурных традиций и ценностей, заменяя их теми традициями, которых придерживается большинство, на мультикультурную модель, где индивид социализируется и к доминирующей, и к этнической культурам. Так, в США миллионы людей разговаривают на английском и на своем этническом языках, отмечают общенациональные и этнические праздники, изучают историю страны и своей нации. Глобальная международная миграция стимулируется структурной перестройкой хозяйства слаборазвитых стран: под воздействием механизации и индустриализации, проникших из развитых стран, аграрный сектор сокращается и миллионы сельских жителей вынуждены мигрировать в города в поисках работы. Их притягивает городской образ жизни. Одновременно средний класс горожан, ориентированный на западные стандарты жизни, склонен искать более квалифицированную и престижную работу не у себя на родине, а, скажем, в США или Западной Европе.

 

 

 

Заключение

Феномен глобализации часто преувеличивается западной интеллектуальной элитой, которая не всегда осознает, что глобальные процессы, включая и взаимообмен культур, будь то, к примеру, спагетти, системы здравоохранения, науки, технологии, одежда и прочее, возникли очень давно и являлись существенными элементами мировой истории со времен первых цивилизаций Древнего мира. Можно сказать, что явления, с которыми мы сталкиваемся сегодня, происходили бесчисленное множество раз в прошлом, и их вызывали те же процессы. Это интеграция огромного количества населения в имперские системы, их культурная гегемония и последующая их дезинтеграция с культурной фрагментацией, воспринимаемой как локальное возрождение в гибнущих империях, - все это древние и часто сопровождаемые насилием явления.

Самая главная проблема человечества - проблема его выживания как биологического вида на нашей планете - будет решаться не в сфере политики или экономики, а в сфере культуры. Ведь именно от того, какая культура будет доминировать на Земле, и будет зависеть дальнейшая судьба человечества.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Байдаров Э.У. Влияние глобализации на культуру и ценности человека // Теоретический журнал «CREDO NEW», 2005. http://credonew.ru/content/view/510/57
  2. Иванова С.А. Реферат «Глобализация и культура» Санкт-Петербург, 2005г. http://student.km.ru
  3. Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и глобализация как американизация // Вопросы философии, 2004, №4. http://ec-dejavu.ru/g/Globalization.html
  4. Муратов П.П.  Россия и Америка. // Человек, 1999, №4.
  5. Негодаев И.А. На путях к информационному обществу. Ростов-на-Дону. 1999.
  6. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира // Сборник философских статей под ред. Маркова Б.В., Солонина Ю.Н., Парцвания В.В. СПб, 2001, выпуск №1.
  7. Реферат «Универсализация и глобализация в мировом культурном процессе». 2009. http://otherreferats.allbest.ru/international/00055749_0.html
  8. Розанов В.В. Итальянские впечатления // Собр. Соч. М.,1994.
  9. Устюгова Е.Н. Глобализация и культура // Глобализация и культура: аналитический подход. СПб. Янус, 2003, с. 25-46.

Справочная литература

  1. Свободная энциклопедия «Википедия». http://ru.wikipedia.org
      • Американизация
      • Глобализация
      • Культура

1 Муратов П.П. Россия и Америка. // Человек, 1999, № 4, С 72-76.

2 Розанов В.В. Итальянские впечатления. Пестум  // Собр. Соч. М.,1994. с.111 – 112.


Информация о работе Культура и процесс глобализации