Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:11, контрольная работа
Информационная революция конца ХХ века превратила в реальность идею о едином взаимозависимом и взаимосогласованном мире. Сегодня компьютеризация, интернет, спутниковые коммуникации связывают воедино экономику, науку, культуру всех стран и регионов мира. Создается ситуация коммуникативной прозрачности, свободного прохождения, перетекания информационных потоков, не знающих никаких границ и демаркационных линий.
Термин «глобализация» происходит от лат. Globus - Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер происходящих процессов. Под глобализацией понимают «усиливающуюся взаимозависимость национальных государств и регионов, образующих мировое сообщество, их постепенную интеграцию в единую систему с общими для всех правилами и нормами экономического, политического и культурного поведения».
Санкт-Петербургский
факультет искусств
заочное отделение
Контрольная работа
по культурологии
КУЛЬТУРА И ПРОЦЕСС ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Санкт-Петербург
2011 год
Содержание
Введение
Информационная революция
Термин «глобализация» происходит от лат. Globus - Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер происходящих процессов. Под глобализацией понимают «усиливающуюся взаимозависимость национальных государств и регионов, образующих мировое сообщество, их постепенную интеграцию в единую систему с общими для всех правилами и нормами экономического, политического и культурного поведения».
Глобализация, сущностной основой которой является информационная революция, оказывает решающее влияние на все сферы человеческой жизни – экономику, политику, культуру, язык, образование, духовно-нравственное развитие, межэтнические и межконфессиональные отношения. Все эти сферы, вовлекаясь в убыстряющийся темп освоения и обмена информацией, приобретают качественно новые черты.
Данная работа посвящена влиянию процессов глобализации на существование и развитие культуры разных народов и регионов мира, рассмотрены основные причины, тенденции, противоречия и последствия происходящих изменений в мировом пространстве.
История глобализации
Некоторые черты глобализации проявились уже в эпоху античности. В частности, Римская империя была одним из первых государств, которое утвердило свою гегемонию над Средиземноморьем и привело к глубокому переплетению различных культур и появлению межрегионального разделения труда в Средиземноморье.
Истоки глобализации находятся в XII-XIII вв., когда одновременно с началом развития рыночных (капиталистических) отношений в Западной Европе начался бурный рост европейской торговли и формирование «европейской мировой экономики». После некоторого спада в XIV-XV вв. этот процесс продолжился в XVI-XVII вв. В эти столетия устойчивый экономический рост в Европе сочетался с успехами в мореплавании и географическими открытиями. В результате португальские и испанские торговцы распространились по всему миру и занялись колонизацией Америки. В XVII веке Голландская Ост-Индская компания, торговавшая со многими азиатскими странами, стала первой подлинной межнациональной компанией. В XIX веке быстрая индустриализация привела к росту торговли и инвестиций между европейскими державами, их колониями и США.
XIX век, несомненно, стал свидетелем значительного распространения и активизации торговли, а также завоевания и оккупации крупных территорий в Африке, Азии и Латинской Америке европейскими державами, "дравшимися за колонии".
Изобретение телеграфа и прокладка кабелей через океаны соединили континенты мгновенной связью. В сфере коммуникаций произошла революция. Строительство очень быстрых океанских лайнеров позволило сократить время, затрачиваемое на пересечение Атлантики, до менее чем одной недели. Таким образом, вокруг света теперь постоянно путешествовала не только информация, но и люди.
В первые десятилетия XX века процессы глобализации продолжались, чему не смогла помешать даже Первая мировая война. В целом за период с 1815 г. по 1914 г. объемы совокупного экспорта стран Европы выросли приблизительно в 40 раз. Резкий обвал международной торговли и свертывание глобализации произошли в 1930-е годы, после начала Великой депрессии и введения ведущими западными державами в 1930-1931 гг. высоких импортных пошлин.
После Второй мировой войны глобализация возобновилась в ускоренном темпе. Ей способствовали улучшения в технологии, которые привели к быстрым морским, железнодорожным и воздушным перевозкам, а также доступности международной телефонной связи. Однако поистине революционный перелом произошел в 70-х годах и связан он с появлением персональных компьютеров и их широком распространении.
Информатизация и глобализация
Характерными особенностями
Информационная революция, базирующаяся на соединении компьютера с телекоммуникационными сетями, коренным образом преобразует человеческое бытие. Она сжимает время и пространство, открывает границы, позволяет устанавливать контакты в любой точке земного шара. Она превращает индивидов в граждан мира. И если раньше связь с людьми из других стран была возможна только с помощью телефонов, писем, телеграмм и т.д., то теперь благодаря интернету общение стало возможным и в режиме "реального времени". В 2010 году количество пользователей Интернета достигло 2 миллиардов человек.
По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году. Сегодня объем человеческих знаний удваивается каждые 10 лет. Мощность компьютера - каждые 18 месяцев. За последнюю половину XX в. человечество узнало о мире больше, чем за все время своего существования.
В процессе глобализации огромную роль играют средства массовой информации. Сегодня ни одна страна мира не может в подлинном смысле оградить себя от их влияния. Любая тенденция, получающая свое развитие в одном регионе земного шара, быстро находит свой отклик в других, удаленных на десятки тысяч километров. СМИ делают каждого жителя планеты сопричастным к любым событиям в любой точке земного шара.
Новые технологии информационных коммуникаций стремительно развиваются и кардинальным образом изменяют наши привычные представления о пространстве и времени.
Мировое сообщество людей становится
все более мобильным и
Глобализация культуры
Культура - исторически определенный
уровень развития общества и человека,
выраженный в типах и формах организации
жизни и деятельности людей. Понятие
культуры употребляется для характеристи
Глобализация культуры продолжает и дополняет экономическую и политическую глобализацию, но вместе с тем имеет существенные особенности. Многие процессы и тенденции принимают в ней более острые формы. Конфликты и столкновения различных культур и цивилизаций – главный фактор современного многополярного мира.
Для культурной глобализации характерно сближение культурных традиций разных стран мира и рост международного общения. Используя те возможностями, какие предоставляет глобализация, национальная культура может тиражировать свой образ и «прийти в каждый дом». С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальных культур по всему миру, с другой – к вытеснению их или превращению в интернациональные.
В условиях глобализации в мире резко выросло ощущение собственной уникальности и самобытности многих народов и регионов. Крайне актуальным становится вопрос о сохранении языковой и культурной идентичности.
Первейшим условием для самосохранения является безусловная значимость национальной культуры для мирового сообщества; для этого данная культура должна быть не только внутренне богатой, но и воспринимаемой миром, нужной миру – тогда мировое сообщество нерефлекторно заинтересовано в ее сохранении, как общем достоянии.
Культурная идентичность является главной и всеобъемлющей; она в значительной мере определяет человеческую ментальность, психологию и жизненный уклад в целом.
Проанализируем как различные культуры относятся к процессу создания всемирного общества. Самым ярым противником глобализационных процессов является мусульманская культура. В сознании индивида или народов-носителей этой культуры специфическим является то обстоятельство, что глобализационные процессы воспринимаются ими как триумф их традиционных противников — христиан. Каждая политическая, экономическая, культурная и, тем более, военная акция направленная в их сторону, воспринимается как крестовый поход. Историческая память этой культуры на протяжении веков формировалась, в основном, в противостоянии с христианами, которое и определило внесение такого радикального пункта в священную книгу Коран, который выражается в существовании религиозной войны — джихада; каждый из мусульман, кто отдал жизнь за веру, гарантированно получает место в раю. Мусульманская культура не подвергала модернизации религию, и она поныне является главной составной ее частью, осью культуры, и, следовательно, оценка событий определяется именно религиозным сознанием.
Своеобразный характер сопротивления
проявляют и представители
Что касается стран западной Европы, где и родилась глобалистская идея, их положение весьма драматично. На первый взгляд, они выглядят партнерами США в глобализационных процессах, но очевидно, что попрано их национальное достоинство. Реабилитировать его пытаются в защите языка и художественной культуре. Это ясно заметно при близком рассмотрении французской, немецкой и итальянской культур; создание новой единой валюты может быть интерпретировано таким же образом. Что же касается Англии, то она удовлетворяет свои амбиции уже тем, что языком мира в результате глобализации становится английский.
Более сдержанное противостояние глобализации
проявляют представители
Индийская культура и сегодня не предает принципы буддистского мировоззрения и, как будто бы, находится в стороне от мировых процессов. Она ни за, ни против; да и ни одна страна-гегемон не старается беспокоить ее, словно спящего ребенка.
Япония же, на основании своего уникального опыта, который выражается в своеобразном синтезе традиции и европейских ценностей, считает, что глобализация не сможет подточить основы ее культуры, и старается использовать глобализационные процессы для укрепления собственных традиций.
Глобализация вместо того, чтобы быть средством обогащения каждой культуры всеми иными в процессе их равноправного диалога, превратилась в форму обезличивания практически всех культур. Самое опасное во всех этих процессах заключается в построении культуры, к которой никто не может сказать: “Это моя культура”. Тем самым строится ничья культура, у нее нет субъекта, за нее никто не несет ответственности. Поэтому она может быть какой угодно: бездуховной, низкой, злобной, разрушающей. Если эта культура ничья, то никто не обязан овладевать ею, развивать ее, улучшать ее. Культурные стереотипы фрагментарны, сиюсекундны, условны. Культура рассыпается, превращается в набор формализованных реакций на проблемные ситуации. Тем самым культура перестает выполнять свою сущностную функцию: вписывание человека в мир, придание смысла жизни и бытия человека.
Культурная глобализация ведет к дальнейшему вытеснению высокой культуры и полному господству массовой культуры, к размыванию культурного многообразия, униформизации и стандартизации. Все больше исследователей указывают на то, что Голливуд и Интернет празднуют победу по всей планете.
Американизация
Сегодня, когда говорят о процессе глобализации культуры, то обычно подразумевается распространение влияния культуры западной цивилизации, и в особенности американской культуры, на все остальные культуры мира.
В современном мире происходит переход от национальной культуры к глобальной культуре, языком которой служит английский язык. Американский доллар используется во всем мире, западная массовая культура стремительно проникает в нашу жизнь, модель либерально-демократического общества в той или иной степени реализуется во многих странах.
«Особенностью (и не слишком почетной) нашей эпохи является то обстоятельство, что страной, имеющей наибольшее влияние на жизнь современности, оказывается Америка – страна, не первенствующая над другими во всех тех областях, которые принято объединять понятием культуры»1.
Еще в самом начале XX века было высказано следующее мнение: «Американизм есть столь же устойчивый и кардинальный момент в истории, как Греция и Рим. «Мы будем торговать, а остальное - неважно». Мы живем в этом моменте мещанства, мы только что в него вступаем… Америка есть первая страна, даже часть света, которая, будучи просвещенною, живет без идей. Она не имеет религии иначе как в виде религиозности частных людей и частных обществ, не имеет в нашем смысле государства и правительства; не имеет национальных искусств и науки. Даже нельзя сказать, чтобы она имела нацию, ибо Соединенные Штаты не есть национальный организм, подобно России, или Германии, или Испании. Вот это-то существование без высших идей побеждает и едва ли не победит христианство, как христианство некогда победило классицизм»2.