Культура и обычаи словян

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 00:53, реферат

Описание работы

Работа содержит презентацию об обычаях славян, их богов и другое

Работа содержит 1 файл

Язычество у В. славян.ppt

— 1.04 Мб (Скачать)

райская птица  

алконост 

гамаюн 

сладкозвучно  поющая птица с женским лицом  и грудью 

сирин 

дух, несущий  смерть 

вий 

мнимое пугало, которым пугают детей 

бука 

оборотень 

вурдалак 

древний женский  дух, обитающий в водах  

русалка 

злой дух, живущий в доме за печкой  и занимающаяся прядением и  тканьем. 

кикимора 

хозяин вод 

водяной 

Деятельность 

Имя

Домовой 

  • В этимологических  словарях славянских языков к  этому слову даны два основных, связанных между собою значения:
  • 1) «Относящийся к дому, семье, хозяйству;
  • 2) «Сверхъестественное существо, добрый или злой дух, якобы живущий в доме и охраняющий его». Наши предки не могли представить себе дома без чудесного покровителя. У каждого жилища был свой домовой. Каждый домовой жил сам по себе: домовые-соседи не дружили, а нередко враждовали.
  • Внешность  домового описывали по-разному. Чаще  всего он изображался глубоким  стариком с седой бородой. На  его добродушном лице выделялись  фосфорическим блеском глаза. Обычно  домовой похож на хозяина дома, и даже носит хозяйскую одежду  и перенимает хозяйские привычки. При всем том кое-какие признаки  необыкновенности проглядывают  в облике домового вполне отчетливо: отчасти это заметно по одежде, но главное – тело его, даже  ладони и подошвы покрыты мягкой  шерстью, он весь ею зарос, у  него длинные торчащие уши. Самое  же необычайное – это способность  домового менять облик: принимать  вид кошки, собаки, зайца, медведя  с человеческой головой, превращаться  в ворох сена или мешок с  хлебом.
 

Домовой

  • Домовой  всегда живет в доме, его присутствие  сказывается во всем, но он  невидим. Считалось, что глядеть  на него ни в коем случае  нельзя – можно ослепнуть или  вовсе умереть.
  • Семья, перебираясь в новый дом, должна была взять с собою и своего домового. Ни в коем случае нельзя было допустить, чтобы в новом жилище оказался другой домовой, т.к. от него, кроме беды, ничего ждать не приходилось. Чтобы предохранить себя от чужого, над воротами втыкали ветку чертополоха.
 

    Домовой

Водяной  

  • Водяной  дедушка - хозяин вод. Командует русалками, ундинами и прочими водными  жителями. Вообще он добрый, но  иногда любит водяной побаловаться  и затащить на дно какого-нибудь  зазевавшегося человека, чтобы он  его развлекал. Утопленники кстати  тоже ходят в услужении у  водяного. 
  • Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с  рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду,  зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное. 

Леший 

  • Место  жительства духа — глухая лесная  трущоба, но иногда и пустырь. Однако этот дух обитает в  лесу не постоянно, а только  в тёплое время года. «На Ерофея», — считали крестьяне, — «лешие  с лесом расстаются». В этот  день дух проваливается под  землю, где зимует до весны, но  перед зимовкой леший беснуется: поднимает бурю, ломает деревья, разгоняет зверей по норам  и свирепствует. По польскому  поверью леший любит сидеть  на старых сухих деревьях в  образе совы, поэтому крестьяне  опасаются рубить такие деревья. По русскому поверью леший  любит сидеть не на ветвях, а в дуплах таких деревьев. На этот счёт есть поговорка: «Из пустого дупла либо сыч, либо сова, либо сам Сатана».
  • Шествие  лешего сопровождается ветром, который  заметает его следы. По причине  любви лешего к ветру, люди, находясь  в лесу, избегают свиста, чтобы  не привлечь этим духа. Духи  леса живут в малоизвестном  лесу, представляются путешественниками, часто их сопровождают пара  собак. Если Ваш пёс в лесу  прячется или шугается других  собак - как правило, двух - значит, он  рядом. У лешего зелёные глаза  и, как правило, он стар и рассказывает  вам страшную историю, главное - не  смотреть ему долго в глаза, они у него, как правило, зелёные! Поделитесь с ним чаем или  сахаром. Не бойтесь его, просто  не смотрите ему в глаза, соглашайтесь. Дайте, что есть, и он будет  доволен, уйдёт, не потревожит. Ваш  пёс не заметит его ухода.
 

Леший

Характеристика богов 

прародитель  богов и творец мира  

Рожаница 

бог скота, богатства и материального благополучия  

Велес 

бог-кузнец  

Сварог 

бог плодородия, солнечного света и живительной  силы  

Даждьбог 

бог солнца  

Ярило  

бог подземного  мира  

Семаргл 

богиня земли, судьбы 

Мокошь  

бог грома, молний, войны 

Перун  

Деятельность 

Имя

Характеристика богов 

бог обилия  

Купала 

богиня плодородия, жатвы и смерти 

Мара 

бог солнечного  диска  

Хорс 

богиня плодородия  

Ляля 

богиня любви, брака 

Лада 

бог зла, тьмы  

Чернобог 

бог белого  света  

Белобог  

бог ветров  

Стрибог 

Деятельность 

Имя

                        Перун 

  • Перуна  не без оснований считают главным  божеством языческого пантеона  восточных славян. Его имя впервые  встречается в летописи под 907 годом. После победоносного похода  князя Олега на греков греческие  цари Леон и Александр вынуждены  были заключить с ним мир, и  обязались уплачивать дань. Договор  был скреплен, по обычаю, клятвами  обеих сторон. Греки-христиане «целовали  крест, а Олега с мужами его  водили в клятве по закону  русскому, и клялись те своим  оружием и Перуном, их богом, и  Волосом, богом скота, и утвердили  мир».
  • Перун  – это, прежде всего, бог грозы. В весенней грозе древний человек  усматривал животворящий источник  обновления земли, природы, отсюда  – первостепенная роль Перуна. В белорусском и украинском  языках слово «Перун» означает  «гром», «удар грома». Если молния  зажигала какую-то постройку, то  говорили: «Перуном спалило». Такой  пожар тушить было нельзя. Известно  проклятие, ходившее в народе: «Чтоб  тебя Перун убил!»
 

                        Перун

  • Перун  был вооружен палицей, луком со  стрелами, топором. Топор считался  одним из главных символов  бога. Молния в небе воспринималась  не только как стрела, но и  как летящий огненный топор  Перуна. Археологи нашли множество  миниатюрных бронзовых и железных  топориков, датируемых X – XIII веками: им  приписывались сверхъестественные  свойства оберегов. Орнаменты на  них имели символический смысл: зигзаги означали молнии, кружок  с точкой – солнце. Считалось  также: гром возникал, когда Перун  трет один о другой два гигантских  небесных жернова.
 

    Перун

Велес  

  • Имя  этого бога встречается в летописных  рассказах о клятвах русских  князей: Волос упоминается здесь  вслед за Перуном. В языческих  святилищах стояли его изваяния.
  • Ключ к пониманию Волоса-Велеса надо искать в наименовании его богом скота, «скотьим богом», то есть покровителем домашних животных. Именно к нему следовало обращаться с просьбами о благополучии скотины, об избавлении ее от болезней. Ему приносили в жертву коней, быков, овец. Он играл какую-то роль в обряде сжигания «коровьей смерти», совершавшемся для прекращения падежа скота.
  • Однако  слова «скот», «скотий» имели  в древнем русском языке и  другое значение: чем больше у  хозяина скота, тем больше достатка, богатства. Волос-Велес был богом  богатства, материального благополучия. Похоже, в княжеских клятвах он  выступал именно в этой роли: если Перун воплощал мощь оружия, то Волос – силу золота. Отсюда  понятен и смысл клятвы Святослава: если они предадут Перуна –  пусть их посечет их же оружие, если предадут Волоса – пусть  пожелтеют как золото.
  • А вот еще загадочная подробность: автор «Слова о полку Игореве» называет великого слагателя песен Бояна внуком Велеса.
 

      Велес

  • Некоторые  свойства и приметы языческого  Волоса позднее оказались у  христианского святого Власия. Здесь  можно упомянуть засвидетельствованный  этнографами XIX века на юге России  обычай: перед началом жатвы старые  женщины в поле «завивали бороду  Волосу», то есть, не вырывая колосьев  из земли, сплетали их в узел  и оставляли в знак надежды  на богатый урожай. По другим  данным, жертвовали «Волосу на  бороздку» последнюю горсть колосьев  или последний сноп. Этот обычай  заставляет взглянуть на Волоса  как на божество, связанное с  земледелием, с надеждами на хороший  урожай.
 

     Велес

Двоеверие 

  • Религиозные  верования наших дней напрямую  восходят к прошлому. Как известно, современное православное христианство  в России соседствует и переплетается  с языческими поверьями и обрядами, которые зачастую совершаются  людьми, считающими себя истинными  христианами.
  • Например: оставление на могиле умершего стаканчика водки, конфет, печенья и прочего съестного ассортимента, праздничный стол с обильной едой сразу после погребения человека, устраиваемый его родственниками и некоторые другие обычаи настоящего времени.
  • Культ Велеса был заменен культом св. Власия Мокошь была заменена св. Параскевой Пятницей.

Двоеверие  

  • В рамках  русской православной традиции  явление «двоеверия» проявляется  в отождествлении у народа  некоторых христианских святых  с языческими божествами (например, Илья Пророк — Перун, Святой  Николай — Велес) и в языческом  происхождении некоторых признанных  православием особо почитаемых  народом языческих аграрных праздников (например, масленица). Также большое  количество чисто православных  церковных праздников умышленно  было приурочено к основным  языческим славянским с целью  постепенной подмены традиционных  языческих верований на христианские. Такая практика осуществлялась  и в отношении других объектов  дохристианской культуры. В частности, православные храмы зачастую  строились на местах бывших  языческих святилищ, «святых рощ»  и т. п.

Информация о работе Культура и обычаи словян