Культура и обычаи словян

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 00:53, реферат

Описание работы

Работа содержит презентацию об обычаях славян, их богов и другое

Работа содержит 1 файл

Язычество у В. славян.ppt

— 1.04 Мб (Скачать)

Языческие верования  

Восточных славян

Язычество 

  • Язычество - это система первобытных верований, основанных на обожествлении окружающей среды и политеизме.

Характерные черты язычества 

  • политеизм – многобожие
  • анимизм - вера в существование духов
  • теротеизм (зоолатрия) - поклонение животным
  • тотемизм - воображаемый родственный союз человека с тем или иным природным объектом – тотемом: животным, растением, неодушевленным предметом, природным явлением.

Характерные черты язычества 

  • фетишизм - поклонение фетишам, т.е. неодушевлённым предметам, наделяемым, сверхъестественными свойствами.
  • магия - набор обрядов и ритуальных практик, которые основываются на вере в возможность воздействия через сверхъестественные силы на людей, животных и явления природы.
  • культ предков

Характерные черты язычества 

  • шаманизм - совокупность представлений и действий, вызванных верой в способность особых лиц (шаманов, волхвов) быть посредниками между людьми и духами
  • одушевление и олицетворение природы
  • цикличность сознания - т.е. вера в круговорот явлений

Характерные черты язычества 

  • мифическое  мировоззрение - воображения коллективной, общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде существ, которые преломляются в сознании как вполне реальные.

Этапы язычества 

  • 1 этап - представления об упырях и берегинях
  • 2 этап - культ Рода и Рожаниц (Лады и Лели) - земледельческий этап
  • 3 этап - многобожие и впоследствии культ Перуна

1  этап 

  • Упыри - это вампиры, фантастические существа, оборотни, олицетворявшие зло.
  • Берегини же, связанные со словом беречь, оберегать, - добрые, помогающие человеку духи.

2  этап 

  • Культ  Рода и Рожаниц, божеств плодородия, связан с земледелием. Эти божества  связывались с понятиями брака, любви и деторождения. Род принимал  участие в создании Вселенной: он посылает с небес на Землю  души рождающимся детям.
  • Рожаниц было две: Мать и Дочь. Мать связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. Имя ей было Лада. Лада считалась также матерью двенадцати месяцев, на которые делится год.
  • Леля - дочь Лады, младшая Роженица. Леля - богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности, нежности. Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах - будущем урожае.

3  этап 

  • Официальных  культов было два: культ Перуна  и культ Велеса. Теперь Перун  стал во главе целого пантеона  из шести богов, а Велес, почитание  которого было повсеместным, в  пантеон не попал. Новые идолы  поставлены не в отдалении "на  холме", как стоял Перун во  времена Игоря, а непосредственно  рядом с княжеским дворцовым  комплексом, но не внутри его, что замыкало бы богослужение  в узком придворном кругу, а "вне  двора теремного", в самом центре  киевской крепости.

Языческая реформа Владимира Красное Солнышко в 980 г 

  • Первая  религиозная реформа Владимира  – попытка унифицировать язычество  и ввести культ языческого  бога Перуна в качестве единой  общегосударственной религии
  • Языческая реформа преследовала две цели: во-первых, она подчеркивала суверенность молодого русского государства по отношению к христианской Византии; во-вторых, она укрепляла положение великого князя, главного военачальника державы, так как во главе пантеона стал бог грозы и воинских успехов.

Языческие праздники 

  • Коляда
  • Масленица
  • Ивана Купала
  • В славянском календаре крупные праздники были связаны в первую очередь с круговоротом солнца. Весеннее и осеннее равноденствие, летнее и зимнее солнцестояние символизировали цикличность природы и начало нового периода в жизни человека.

Коляда 

  • В день  зимнего солнцестояния отмечался  праздник Коляда. Было принято  переодеваться в звериные шкуры, что символизировало о связи  с божественным началом. Людей  в масках петуха и козы возглавлял  человек, переодетый в медведя  или быка, в образах которых  воплощался бог Велес. В эти  дни на земле появлялся Велес  и боролся с зимним богом  Мороком, после чего быстро наступала  весна. На коляду принято было  ходить по домам и за небольшие  дары восхвалять хозяев. Каждый  хозяин открывал таким колядовщикам  дверь, иначе весь год он мог  терпеть бедствия и неудачи. Колядные  гуляния праздновались практически  неделю. На колядки можно было  гадать не только на будущий  урожай, но и на суженого и  свою судьбу. Считалось, что все, что было нагадано в этот  день, сбывалось.

Масленица  

  • До  Крещения Руси Масленица (Комоедицы) отмечалась в течение 7 дней, предшествующих  дню Весеннего Равноденствия, и 7 дней после этого дня. Масленица  — это время, когда пробуждается  Природа и Солнце-дитя Коляда  становится юношей Ярилой. Главными атрибутами масленицы являются блины и народные гуляния. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. Последний день Масленицы — прощёное воскресенье.

Иван Купала  

  • Народный  языческий праздник, отмечаемый  в дни летнего солнцестояния. Иван Купала празднуется 24 июня. Главная особенность купальской  ночи — очищающие костры. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть. Главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады.

Сказочные персонажи, унаследованные с языческих времён 

  • Кощей  бессмертный
  • Баба-Яга
  • Змей-Горыныч
  • Дед Мороз
  • Снегурочка

Во что верили славяне 

Боги 

Духи 

Ярило

Перун

Сварог

Велес

Мокошь

и  др. 

Леший

Домовой

Водяной

Лихо

Банник

и  др.

Неведомая и нечистая сила 

  • В нижних сферах языческой религии встречаются совсем  другие персонажи: в науке их часто называют существами «низшей мифологии». Они не принадлежали ни подземному миру, ни небу, место их было рядом с людьми – в близлежащих лесах, в распаханных полях, в знакомых всем водоемах, в жилищах, дворах, в хозяйственных постройках.
  • Каждое такое мифологическое существо было представлено, в отличие от богов, не в единственном числе, но в массовом количестве: леших на Руси было столько, сколько и лесов .
  • Если власть богов распространялась, по языческим понятиям, на весь свет, то существа «низшей мифологии» хозяйничали на ограниченных участках. Домовой за пределами «своего» дома никакой силой почти не обладал; ни леший, ни водяной не покидали своих владений. Зато в этих пределах они обладали немалой властью и могли оказывать людям поддержку или причинять им зло.

Характеристика духов 

хозяин леса 

леший 

запрещала  работать в полдень 

полудица 

болотник 

существо, олицетворяющее  плодородие 

каравай 

жировик 

хозяин овина 

овинник 

хозяин бани 

банник 

хозяин полей, пастбищ 

полевой 

хозяин двора  

дворовой 

хозяин дома 

домовой 

Деятельность 

Имя

Характеристика духов 

Информация о работе Культура и обычаи словян