Языческие верования
Восточных славян
Язычество
- Язычество -
это система первобытных верований, основанных
на обожествлении окружающей среды и политеизме.
Характерные черты язычества
- политеизм –
многобожие
- анимизм - вера
в существование духов
- теротеизм (зоолатрия)
- поклонение животным
- тотемизм -
воображаемый родственный союз человека
с тем или иным природным объектом – тотемом:
животным, растением, неодушевленным предметом,
природным явлением.
Характерные черты язычества
- фетишизм -
поклонение фетишам, т.е. неодушевлённым
предметам, наделяемым, сверхъестественными
свойствами.
- магия -
набор обрядов и ритуальных практик, которые
основываются на вере в возможность воздействия
через сверхъестественные силы на людей,
животных и явления природы.
- культ
предков
Характерные черты язычества
- шаманизм -
совокупность представлений и действий,
вызванных верой в способность особых
лиц (шаманов, волхвов) быть посредниками
между людьми и духами
- одушевление
и олицетворение природы
- цикличность
сознания - т.е. вера в круговорот
явлений
Характерные черты язычества
- мифическое
мировоззрение - воображения коллективной,
общенародной или индивидуальной фантазии,
обобщённо отражающее действительность
в виде существ, которые преломляются
в сознании как вполне реальные.
Этапы язычества
- 1 этап - представления
об упырях и берегинях
- 2 этап - культ Рода и Рожаниц
(Лады и Лели) - земледельческий этап
- 3 этап - многобожие и впоследствии
культ Перуна
1
этап
- Упыри - это вампиры, фантастические
существа, оборотни, олицетворявшие зло.
- Берегини же, связанные со
словом беречь, оберегать, - добрые, помогающие
человеку духи.
2
этап
- Культ
Рода и Рожаниц, божеств плодородия,
связан с земледелием. Эти божества
связывались с понятиями брака,
любви и деторождения. Род принимал
участие в создании Вселенной:
он посылает с небес на Землю
души рождающимся детям.
- Рожаниц
было две: Мать и Дочь. Мать связывалась
славянами с периодами летнего плодородия,
когда созревает и тяжелеет урожай. Имя
ей было Лада. Лада считалась также матерью
двенадцати месяцев, на которые делится
год.
- Леля -
дочь Лады, младшая Роженица. Леля - богиня
трепетных весенних ростков, первых цветов,
юной женственности, нежности. Славяне
считали, что именно Леля заботится о весенних
всходах - будущем урожае.
3
этап
- Официальных
культов было два: культ Перуна
и культ Велеса. Теперь Перун
стал во главе целого пантеона
из шести богов, а Велес, почитание
которого было повсеместным, в
пантеон не попал. Новые идолы
поставлены не в отдалении "на
холме", как стоял Перун во
времена Игоря, а непосредственно
рядом с княжеским дворцовым
комплексом, но не внутри его,
что замыкало бы богослужение
в узком придворном кругу, а "вне
двора теремного", в самом центре
киевской крепости.
Языческая реформа Владимира Красное Солнышко в
980 г
- Первая
религиозная реформа Владимира
– попытка унифицировать язычество
и ввести культ языческого
бога Перуна в качестве единой
общегосударственной религии
- Языческая
реформа преследовала две цели: во-первых,
она подчеркивала суверенность молодого
русского государства по отношению к христианской
Византии; во-вторых, она укрепляла положение
великого князя, главного военачальника
державы, так как во главе пантеона стал
бог грозы и воинских успехов.
Языческие праздники
- Коляда
- Масленица
- Ивана
Купала
- В славянском
календаре крупные праздники были связаны
в первую очередь с круговоротом солнца.
Весеннее и осеннее равноденствие, летнее
и зимнее солнцестояние символизировали
цикличность природы и начало нового периода
в жизни человека.
Коляда
- В день
зимнего солнцестояния отмечался
праздник Коляда. Было принято
переодеваться в звериные шкуры,
что символизировало о связи
с божественным началом. Людей
в масках петуха и козы возглавлял
человек, переодетый в медведя
или быка, в образах которых
воплощался бог Велес. В эти
дни на земле появлялся Велес
и боролся с зимним богом
Мороком, после чего быстро наступала
весна. На коляду принято было
ходить по домам и за небольшие
дары восхвалять хозяев. Каждый
хозяин открывал таким колядовщикам
дверь, иначе весь год он мог
терпеть бедствия и неудачи. Колядные
гуляния праздновались практически
неделю. На колядки можно было
гадать не только на будущий
урожай, но и на суженого и
свою судьбу. Считалось, что все,
что было нагадано в этот
день, сбывалось.
Масленица
- До
Крещения Руси Масленица (Комоедицы)
отмечалась в течение 7 дней, предшествующих
дню Весеннего Равноденствия, и 7
дней после этого дня. Масленица
— это время, когда пробуждается
Природа и Солнце-дитя Коляда
становится юношей Ярилой. Главными
атрибутами масленицы являются блины
и народные гуляния. Древние считали блин
символом солнца, поскольку он, как и солнце,
жёлтый, круглый и горячий, и верили, что
вместе с блином они съедают частичку
его тепла и могущества. Последний день
Масленицы — прощёное воскресенье.
Иван Купала
- Народный
языческий праздник, отмечаемый
в дни летнего солнцестояния.
Иван Купала празднуется 24 июня.
Главная особенность купальской
ночи — очищающие костры. По поверьям
крестьян, в купальскую, самую короткую
ночь, нельзя спать, так как оживает и становится
особенно активной всякая нечисть. Главным
героем растительного мира становился
в Иванов день папоротник. С цветком папоротника,
раскрывающимся всего на несколько мгновений
в полночь на Иванов день, можно видеть
все клады.
Сказочные персонажи, унаследованные с языческих времён
- Кощей
бессмертный
- Баба-Яга
- Змей-Горыныч
- Дед Мороз
- Снегурочка
Во что верили славяне
Боги
Духи
Ярило
Перун
Сварог
Велес
Мокошь
и
др.
Леший
Домовой
Водяной
Лихо
Банник
и
др.
Неведомая и нечистая сила
- В нижних
сферах языческой религии встречаются
совсем другие персонажи: в науке их
часто называют существами «низшей мифологии».
Они не принадлежали ни подземному миру,
ни небу, место их было рядом с людьми –
в близлежащих лесах, в распаханных полях,
в знакомых всем водоемах, в жилищах, дворах,
в хозяйственных постройках.
- Каждое
такое мифологическое существо было представлено,
в отличие от богов, не в единственном
числе, но в массовом количестве: леших
на Руси было столько, сколько и лесов
.
- Если власть
богов распространялась, по языческим
понятиям, на весь свет, то существа «низшей
мифологии» хозяйничали на ограниченных
участках. Домовой за пределами «своего»
дома никакой силой почти не обладал; ни
леший, ни водяной не покидали своих владений.
Зато в этих пределах они обладали немалой
властью и могли оказывать людям поддержку
или причинять им зло.
Характеристика духов
хозяин леса
леший
запрещала
работать в полдень
полудица
болотник
существо, олицетворяющее
плодородие
каравай
жировик
хозяин овина
овинник
хозяин бани
банник
хозяин полей,
пастбищ
полевой
хозяин двора
дворовой
хозяин дома
домовой
Деятельность
Имя
Характеристика духов