Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:09, доклад
Ни общество, ни человек не могут существовать вне культуры, роль которой всегда была и остается фундаментальной. Однако история приводит примеры критического отношения к культуре. Так, в Древней Греции возникла философская школа киников, выступившая с позиций полного отрицания общепринятых ценностей, норм и правил поведения, явившаяся первой формой цинизма. Французский философ Ж.-Ж. Руссо, выдвинул идею о моральном превосходстве "естественного человека", не испорченного, культурой и цивилизацией.
Между этими явлениями имеется много общего, они неразрывно связаны между собой. Немецкие романтики отмечали, что культура "прорастает” цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Цивилизованность с необходимостью предполагает наличие некоего уровня культуры, которая в свою очередь включает в себя цивилизованность. Некоторые ученые как бы растворяют культуру в цивилизации, другие же делают обратное, придавая последней предельно широкое значение.
В то же время, при более
строгом подходе, культура и цивилизация
могут рассматриваться как
Эволюция цивилизации позволяет выделить в ней три основные стадии:
аграрно-традиционную, характерную для рабовладельческого и феодального общества;
индустриальную, связанную с капитализмом;
постиндустриальную, вызванную научно-технической революцией и высокими технологиями, которым соответствует постиндустриальное, информационное общество.
В зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть:
глобальной, то есть мировой;
континентальной (например, европейская);
национальной (французская, английская);
региональной (североафриканская).
Ученые-востоковеды полагают, что изначально она распалась на два "древа" — Запад и Восток, обладающие своими, неповторимыми путями развития, из которых "естественным” и "нормальным" признается восточный, тогда как западный рассматривается как мутация, отклонение.
Другие ученые также предлагают разделить все цивилизации на два типа, но дают им иное толкование: техногенная — объявляется характерной для Западной Европы; психогенная — для восточных стран, примером которой может служить индийская цивилизация прошлого.
Наконец, иногда к цивилизации относят материальную культуру, а под собственно культурой имеют в виду духовную культуру. Наиболее важными признаками и чертами цивилизации при всем разнообразии существующих точек зрения считаются:
образование государства;
возникновение письменности;
отделение земледелия от ремесла;
расслоение общества на классы;
появление городов.
При этом наличие первых двух признаков практически всеми признается обязательным, а необходимость остальных нередко ставится под сомнение.
В цивилизации особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой.
Для цивилизации характерны следующие черты'.
устойчивая организация;
малоподвижность;
инерционность;
порядок и дисциплина.
Она стремится к всеобщности
и универсальности, что особенно
заметно проявляется в
В культуре первостепенное значение имеют:
национальная самобытность и оригинальность;
неповторимость и уникальность;
изменчивость и новизна;
критическое начало;
творческое начало;
самоценность;
стремление к возвышенному идеалу.
Относительная независимость культуры и цивилизации, и вместе с тем их тесное взаимодействие могут приводить к нарушению равновесия и противоречию между ними. Преобладание цивилизации и сведение к ней культуры означало бы стагнацию общественного развития, ослабление и угасание в нем духовного и нравственного начала. Именно такая ситуация наблюдается в современном обществе, когда цивилизация все больше преобладает над культурой.