Культура и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:09, доклад

Описание работы

Ни общество, ни человек не могут существовать вне культуры, роль которой всегда была и остается фундаментальной. Однако история приводит примеры критического отношения к культуре. Так, в Древней Греции возникла философская школа киников, выступившая с позиций полного отрицания общепринятых ценностей, норм и правил поведения, явившаяся первой формой цинизма. Французский философ Ж.-Ж. Руссо, выдвинул идею о моральном превосходстве "естественного человека", не испорченного, культурой и цивилизацией.

Работа содержит 1 файл

Культура и общество 2.docx

— 39.36 Кб (Скачать)

Между этими явлениями  имеется много общего, они неразрывно связаны между собой. Немецкие романтики  отмечали, что культура "прорастает”  цивилизацией, а цивилизация переходит  в культуру. Цивилизованность с необходимостью предполагает наличие некоего уровня культуры, которая в свою очередь  включает в себя цивилизованность. Некоторые ученые как бы растворяют культуру в цивилизации, другие же делают обратное, придавая последней предельно широкое значение.

В то же время, при более  строгом подходе, культура и цивилизация  могут рассматриваться как относительно самостоятельные явления, поскольку  в каждом из них можно выделить специфические, только ему принадлежащие  черты и особенности. Это дает основание для существования двух отдельных научных дисциплин — культурологии и цивилизациологии, каждая из которых имеет свой предмет изучения. Именно такой подход становится преобладающим в Современной литературе.

Эволюция цивилизации  позволяет выделить в ней три основные стадии:

аграрно-традиционную, характерную для рабовладельческого и феодального общества;

индустриальную, связанную с капитализмом;

постиндустриальную, вызванную научно-технической революцией и высокими технологиями, которым соответствует постиндустриальное, информационное общество.

В зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может  быть:

глобальной, то есть мировой;

континентальной (например, европейская);

национальной (французская, английская);

региональной (североафриканская).

Ученые-востоковеды полагают, что изначально она распалась  на два "древа" — Запад и  Восток, обладающие своими, неповторимыми  путями развития, из которых "естественным”  и "нормальным" признается восточный, тогда как западный рассматривается  как мутация, отклонение.

Другие ученые также предлагают разделить все цивилизации на два типа, но дают им иное толкование: техногенная — объявляется характерной для Западной Европы; психогенная — для восточных стран, примером которой может служить индийская цивилизация прошлого.

Наконец, иногда к цивилизации  относят материальную культуру, а  под собственно культурой имеют  в виду духовную культуру. Наиболее важными признаками и чертами цивилизации при всем разнообразии существующих точек зрения считаются:

образование государства;

возникновение письменности;

отделение земледелия от ремесла;

расслоение общества на классы;

появление городов.

При этом наличие первых двух признаков практически всеми  признается обязательным, а необходимость  остальных нередко ставится под  сомнение.

В цивилизации особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой.

Для цивилизации характерны следующие черты'.

устойчивая организация;

малоподвижность;

инерционность;

порядок и дисциплина.

Она стремится к всеобщности  и универсальности, что особенно заметно проявляется в последние  годы, когда на наших глазах на основе новейших технологий создается единая всемирная цивилизация.

В культуре первостепенное значение имеют:

национальная самобытность и оригинальность;

неповторимость и уникальность;

изменчивость и новизна;

критическое начало;

творческое начало;

самоценность;

стремление к возвышенному идеалу.

Относительная независимость  культуры и цивилизации, и вместе с тем их тесное взаимодействие могут приводить к нарушению равновесия и противоречию между ними. Преобладание цивилизации и сведение к ней культуры означало бы стагнацию общественного развития, ослабление и угасание в нем духовного и нравственного начала. Именно такая ситуация наблюдается в современном обществе, когда цивилизация все больше преобладает над культурой.


Информация о работе Культура и общество