Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:09, доклад
Ни общество, ни человек не могут существовать вне культуры, роль которой всегда была и остается фундаментальной. Однако история приводит примеры критического отношения к культуре. Так, в Древней Греции возникла философская школа киников, выступившая с позиций полного отрицания общепринятых ценностей, норм и правил поведения, явившаяся первой формой цинизма. Французский философ Ж.-Ж. Руссо, выдвинул идею о моральном превосходстве "естественного человека", не испорченного, культурой и цивилизацией.
В самом широком смысле
под культурой нередко
Культура и общество.
Ни общество, ни человек не могут существовать вне культуры, роль которой всегда была и остается фундаментальной. Однако история приводит примеры критического отношения к культуре. Так, в Древней Греции возникла философская школа киников, выступившая с позиций полного отрицания общепринятых ценностей, норм и правил поведения, явившаяся первой формой цинизма. Французский философ Ж.-Ж. Руссо, выдвинул идею о моральном превосходстве "естественного человека", не испорченного, культурой и цивилизацией. Он также провозгласил лозунг о "возврате в природу". Ф. Ницше свое критическое отношение к западной культуре объяснял тем, что в современной ему культуре господствуют наука и техника, не оставляющие места для искусства. Культура, согласно концепции Фрейда, своими нормами, ограничениями и запретами подавляет сексуальный инстинкт и потому заслуживает критической оценки. Движение контркультуры приобрело широкие масштабы на Западе в 60 - 70-е гг. Одной из главных целей движения провозглашалась "сексуальная революция", из которой должна возникнуть "новая чувственность", как основа подлинно свободного человека и общества.
Резко отрицательное отношение к культуре демонстрируют некоторые тоталитарные идеологии. В качестве примера в этом отношении можно указать на фашизм. Широкую известность приобрела фраза одного из героев нацистского писателя Йо- ста, который заявлял: "Когда я слышу слово "культура”, я хватаюсь за свой пистолет". Для обоснования подобной позиции обычно используется уже знакомая ссылка на то, что культура якобы подавляет здоровые инстинкты человека.
Культура выполняет несколько жизненно важных функций:
социализации, или человекотворчества, то есть формирования и воспитания человека. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением все новых элементов культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком;
познавательная, информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества;
регулятивная, или нормативная, с помощью которой культура устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через системы норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых составляет необходимые условия для нормального существования общества; •
коммуникативная — осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей;
ценностная, или аксиологическая — способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок выступают прежде всего нравственные и эстетические ценности;
творческая — находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры;
развлекательная, или компенсаторная, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т. д.
Все названные и другие функции культуры могут быть сведены к двум: функции накопления и передачи опыта и критически- творческой функции. Они также тесно, неразрывно связаны между собой, поскольку накопление включает в себя критический отбор из всего имеющегося наиболее ценного и полезного, а передача и освоение опыта происходят не пассивно и механически, но предполагают опять же критическое, творческое отношение. В свою очередь, творческая функция означает прежде всего совершенствование всех механизмов культуры, что неизбежно приводит к созданию чего-то нового.
Традиции в культуре не исключают обновления и творчества (иконопись Андрея Рублева, Феофана Грека, Даниила Черного, Дионисия), и порой выступают как непреложное условие для воспроизводства и выживания людей (запрещение инцеста, правила гигиены и другое).
История показывает, что все выдающиеся личности были высококультурными людьми. Многие из них являлись универсальными личностями: их знания были энциклопедическими, а все сделанное ими отличалось исключительным мастерством и совершенством (Леонардо да Винчи — ученый, инженер и гениальный художник эпохи Возрождения).
Сегодня стать универсальной личностью весьма трудно, поскольку объем знаний необъятен. В то же время возможности быть культурным человеком необычайно возросли.
Основные характеристики культурного человека:
знания, объем и глубина которых должны быть значительными;
умения, отмеченные высокой квалификацией и мастерством;
нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения и создание собственного "воображаемого музея”, в котором присутствовали бы лучшие произведения всего мирового искусства.
Сегодня культурный человек должен владеть компьютером и иностранными языками, быть экологически воспитанным.
Соотношение культуры и природы.
Отношения между природой и культурой зависят в первую очередь от культуры, от ее характера и особенностей, которые в свою очередь во многом обусловлены своеобразием религии. Так, имеются существенные различия между западной культурой, основанной на христианстве, и восточной, основанной на исламе и других восточных религиях.
Согласно концепции К. Юнга, восточный человек — интраверт, его сознание направлено внутрь себя, он ищет спасения в самом себе, в совершенствовании своей духовности. Мусульманин не смотрит на природу как на "профанную" вещь» то есть на то, что можно присвоить, подчинить и тем более разрушить. Для него характерно смирение, преклонение и обожествление природы. В еще большей степени показательны в этом плане индийские религии, в особенности джайнизм, в котором характерный для этих религий принцип непричинения вреда всему живому доведен до крайней точки. Так, последователи джайнизма не могут заниматься земледелием, ибо вспашка земли может привести к убийству живых существ - червей и насекомых.
Западный христианин придерживается куда более прагматического отношения к природе. Согласно К. Юнгу, западный человек — экстраверт, его разум направлен вовне. Он ищет спасения не в самом себе, а в господстве над природой и окружающим миром. Он давно уже видит себя преобразователем и покорителем природы. Отсюда известное выражение: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней - работник". Такой подход во многом обусловлен тем, что труд в христианстве выступает как основной удел человека, одна из главных его ценностей. Однако и в западной культуре взгляды на природу не были одинаковыми. Они менялись от эпохи к эпохе.
Природа в античной культуре оценивалась очень высоко. Тем не менее именно из далекой античности берут свое начало в европейской культуре две тенденции во взглядах на природу, одну из которых условно можно назвать греческой, а вторую римской, которые по-особому ярко проявились применительно к земледелию.
Греки воспринимали труд земледельца как нечто героическое, требующее смелости, отваги и даже неистовства. Земледелие для них выступало как способ подчинения и господства над природой. Древние греки не столько пахали землю, сколько стремились вырвать из ее недр плоды, которые спрятали от них боги.
Римляне смотрели на это иначе. Для них труд земледельца выступал как самое мирное, спокойное и естественное занятие. Такой взгляд они распространяли и на искусство, считая, что оно должно рождаться столь же естественно, как рождаются и растут деревья, растения и все живые существа. Они стремились к гармонии, согласию культуры и природы, надеясь получить от нее за это щедрое вознаграждение.
В средние века господствовал религиозно-аскетический взгляд на природу, в свете которого она оценивалась не слишком высоко и воспринималась как источник соблазна и скверны. Природа являлась разделяющей преградой между Богом и человеком, а в нем самом она принимала форму физической плоти, тела, которое рассматривалось церковью как оковы, темница для души, воплощавшей Божественное начало в человеке.
В эпоху Возрождения вновь восстанавливается античная, преимущественно римская традиция во взглядах на природу. В творчестве итальянского поэта Ф. Петрарки природа предстает как любящая мать, родительница и воспитательница, "естественная норма" и благотворный закон для человека, в котором все от природы не только тело, но и разум. Природа начинает теснить самого Бога, как бы растворяя Его в себе, выступая не преградой, но посредником между Богом и человеком.
Искусство эпохи Ренессанса вновь начинает следовать античному принципу мимесиса (подражание), называя художника великим подражателем природы, провозглашая близость языка искусства и языка природы.
В Новое время, начиная с середины XVII века, в европейской культуре во взглядах на природу преобладающей становится древнегреческая тенденция. Западное общество с полной определенностью ставит целью покорение и подчинение себе природы. Существенные изменения происходят и в искусстве. Хотя не все, но многие художники начинают считать искусство выше природы. Так, немецкий поэт Гете утверждал, что "свободным духом художник стоит над природой и может ее трактовать сообразно своим целям". Еще более определенно заявляет английский писатель О. Уайльд: "Искусство начинается там, где кончается природа".
Эта тенденция достигает
наивысшей своей точки к
Проблема отношений природы и культуры может быть рассмотрена и применительно к человеку. Здесь она выступает как проблема соотношения в нем врожденного, то есть биологически передающегося по наследству, и приобретенного, то есть социокультурного, возникающего благодаря воспитанию. Исторически данная проблема также толковалась по-разному, но в целом приоритет обычно отдавался приобретенному, социокультурному фактору.
В XX столетии на передний план стал выходить фактор биологической наследственности. В середине 70-х годов в США возникла новая наука социобиология, в которой жизнь человеческого общества уподобляется по аналогии существованию некоторых насекомых (пчел, муравьев), а в самом, человеке роль генетической наследственности рассматривается в качестве определяющей и решающей. Некоторые представители данной науки считают, что жизнь человека на 80% предопределена генетической информацией и лишь на 20% социокультурной. Такой подход представляется далеко не бесспорным, однако он весьма показателен для наших дней.
Современный экологический кризис требует существенного пересмотра наших взглядов на природу. Мы должны отказаться от прежних установок на господство над природой, на безудержную ее эксплуатацию и безоглядное преобразование. Культура должна стремиться сделать природу не покоренной, но одухотворенной. Сегодня как никогда актуально звучат слова Ф. Тютчева о том, что "природа не бездушный лик, в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык".
Культура и цивилизация.
Цивилизация — высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости.
По времени термин "цивилизация" возник гораздо позднее термина "культура" — лишь в XVIII веке. Его автором, по одной версии, считается шотландский философ А. Фериоссон, который разделил историю человечества на дикость, варварство и цивилизацию, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития.
Согласно другой версии, термин "цивилизация" был придуман французскими философами - просветителями.
Первоначально термин "цивилизация" тесно переплетался с понятием "культура" и означал совокупность определенных качеств человека — незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т.д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVIII века.
Всё многообразие точек зрения можно свести к трем основным подходам на соотношение понятий культуры и цивилизации:
как синонимы. Так, историк А. Тойнби рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом;
как сходные, так и имеющие важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступающей в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений.
как противоположности. Примером может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге "Закат Европы" (1918 — 1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы, для творческого расцвета личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствуют техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.
Однако концепция, основанная на несовместимости культуры и цивилизации, вызвала вполне обоснованные и убедительные возражения и критику.