Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 09:02, реферат
Взаимоотношение культуры и общества часто видится как противостояние жизни и смерти, прекрасного и безобразного, добра и зла. Очень показательна характеристика “культурности” государства, данная поэтом М. Волошиным, который отмечал, что ˙цель общественного бытия – процесс пищеварения, мерило же культуры – чистота отхожих мест.
Постепенно общество приобрело вид сложной системы отношений между многообразными социальными институтами: государством, партиями, средствами массовой информации и т. д. ˙
Введение
1. Культура: понятие и сущность.
2. Культура в социологическом смысле.
3. Элементы культуры
4. Функции культуры
5. Изменения в культуре
Заключение
Список литературы
Современное общество все дальше отходит от прежних национальных, религиозных и прочих традиций, становясь все более социально однородными. Поэтому возник термин «традиционное общество», применяемый к социальным общностям, где продолжают господствовать традиции.
6.Ритуалы. Ритуал – это фиксированная последовательность действий, жестов и слов, выполняемых и произносимых в строго определенное время, в строго определенном месте и в строго определенных обстоятельствах. По содержанию ритуал тесно связан с традицией. Именно традиция требует от членов общества или социальной группы в конкретных жизненных ситуациях совершать тот или иной ритуал. Обычно ритуалы совершают специально предназначенные для этого люди – жрецы, шаманы, священнослужащие – при участии всей общины или какой-то ее части. Ритуал предполагает произнесение особых словесных формул – молитв, заклинаний, заговоров, чтение или пение отрывков из эпических сказаний, танцы и пантомиму, драматические представления, в которых изображаются ключевые эпизоды базисного мифа этой традиции. Ритуалы очень разнообразны, от примитивных ритуалов первобытных обществ, направленных на то, чтобы обеспечит удачную охоту или прекратить засуху, до сложных обрядов и таинств мировых религий, таких, как причастие, крещение или обрезание, религиозная церемония заключения брака, погребальные обряды, чтение поминальных молитв. Основная функция ритуала – сохранить в памяти членов общины события принципиальной важности, реально происходившие когда-то в истории или мифологические, по отношению к которым члены общины ощущают свое единство и солидарность, т.е. на основе которых происходит их самоидентификация с группой.
7.Модели поведения. Это идеальные представления о том, как надо себя вести в той или иной ситуации. В основе моделей поведения, предлагаемых той или иной культурой, лежит присущее ей специфическое ведение мира с конкретными ценностями, символами и традициями. Под такие модели мы подстраиваем свое собственное поведение в различных ситуациях и на основании их оцениваем поступки окружающих и свои собственные. Модели поведения стабильны и мало подвержены изменениям в повседневной жизни: для того чтобы они изменились, нужен длительный исторический интервал.
4. Функции культуры
Как комплекс всех перечисленных элементов культура выполняет в обществе ряд важных функций. Первая и главная функция культуры – коммуникативная. Культура – это универсальная система общения людей на всех уровнях, от межиндивидуального до уровня поколений. Посредством нашей национальной культуры, к примеру, через классическую литературу, мы продолжаем и сейчас общаться с поколениями Пушкина и Блока.
Еще одна функция культуры – прогностическая. Поскольку культура предполагает определенные модели поведения и ценности, то исходя из требований культуры можно предсказать, как поведет себя средний носитель этой культуры в той или иной жизненной ситуации. Общение с другими людьми было бы очень затруднено и даже невозможно, если бы мы не могли относительно прогнозировать их поступки, ответные реакции и т.д. Культура играет у человека ту же роль, что и у животных – инстинкт. В отличие от животных, поведение которых целиком инстинктивно, человек не обладает врожденными моделями поведения. Он научается им, воспитываясь в культуре.
Третья
функция культуры – идентификационная.
Культура дает возможность индивиду
ощутить свою принадлежность к группе
через общие с группой
Наконец,
четвертая функция –
5.Изменения в культуре
Понятие «культура» является основанием производных понятий.
Аккультурация. Этим термином принято называть процесс усвоения индивидом чужой культуры в результате эмиграции в другую страну или привнесения чужеродных культурных влияний в его собственную среду. Например. Индустриальная и западная культура радикально изменила культуру американских индейцев, а русские эмигранты первой волны и их дети вполне освоились в европейской культуре и внесли в нее свой вклад.
Этноцентризм. Этноцентризм – это мировоззрение, утверждающее превосходство одной культуры над другими. Так, долгое время в западном обществе господствовал европоцентризм: считалось, что культура европейцев и белых людей вообще намного выше культуры стран Востока, а тем более Африки и индейской Америки. На этом мировоззрении основывалось явление колониализма. Идеологией колониализма служила вера в то, что белый колонизатор несет другим народам культурный прогресс и блага цивилизации.
Культурный релятивизм. Другая форма отношения к чужим культурам, культурный релятивизм, основана на том, что все культуры рассматриваются как в равной степени достойные уважения. Само слово»релятивизм»напоминает о том, что не существует культуры-абсолюта, все культуры относительны, то есть соизмеримы друг с другом. Просто их нельзя сравнивать на основе одних и тех же критериев. Если страны Запада более развиты в техническом и экономическом отношении, то страны Востока хранят тысячелетние и до сих пор не вполне понятные европейцу духовные традиции и учения.
Глобализация
культуры. Термин «глобализация»означает
установление в масштабах мира культурных
связей глобального характера, разрушение
самоизоляции отельных традиционных культур
и многократное усиление их взаимовлияния
и взаимопроникновения. Причинами глобализации
культуры являются рост экономических
связей между странами и континентами,
нарастающая доступность туристических
поездок в другие страны, возможности
телевидения, прессы и т.д. Этот безусловно
позитивный процесс несет в себе и негативные
моменты. Они сводятся к появлению на рынке
стандартной культурной продукции, распространяемой
про всему миру. Где бы мы не находились,
сообщения, которые мы получаем, телевизионные
программы или фильмы, которые мы смотрим,
и компьютерные программы, которые мы
используем, в большинстве своем берут
начало в гигантских промышленных объединениях
США, Европы или Японии. Эти экономические
группы ведут друг с другом борьбу за контроль
над выпускаемой продукцией, за рынки
сбыта, и за приоритет в распространении
информации, фильмов, книг и игр. Глобализация
культуры, проистекающая из глобализации
отношений, приводит к введению стандартизированной
культуры по американскому образцу, что
ведет к исчезновению культурных ориентиров
в каждой национальной культуре и связывает
свободу культуры со свободой коммерции.
Заключение
Проблемы современного общество все острее ставят перед каждым человеком задачу самоопределения, выработки своей активной жизненной позиции, нравственного выбора. Определение собственных ценностных ориентации, отношения к своим традициям и культуре, прошлому и будущему — все это становится не абстрактной теорией, а насущной потребностью сегодняшнего дня, от чего зависит выживание всего человечества. Необходим новый тип культуры, ориентированный на человека, на гуманные ценности общества. Необходимо новое образование, сохраняющее все лучшее из накопленных традиций и создающее адекватные принципы вхождения молодого поколения в новую эпоху.
Культура
в любом обществе — это результат
его истории. Она отражает отношение человека
к нравственным нормам, идеалам, целям
и ценностям. Бездумное, безответственное
отношение к общечеловеческим ценностям,
разрушение вековых устоев подрывает
самый фундамент нашего общества. Культура,
по словам Г. Померанца, "живой след
достойно прожитой жизни». По словам Г.И
Петровой, «Культура в отличие от цивилизации,
это развитие Духа и совершенствование,
преображение души через приобщение к
Богу».
Список литературы