Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 09:02, реферат
Взаимоотношение культуры и общества часто видится как противостояние жизни и смерти, прекрасного и безобразного, добра и зла. Очень показательна характеристика “культурности” государства, данная поэтом М. Волошиным, который отмечал, что ˙цель общественного бытия – процесс пищеварения, мерило же культуры – чистота отхожих мест.
Постепенно общество приобрело вид сложной системы отношений между многообразными социальными институтами: государством, партиями, средствами массовой информации и т. д. ˙
Введение
1. Культура: понятие и сущность.
2. Культура в социологическом смысле.
3. Элементы культуры
4. Функции культуры
5. Изменения в культуре
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
˙ Взаимоотношение
культуры и общества часто видится как
противостояние жизни и смерти, прекрасного
и безобразного, добра и зла. Очень показательна
характеристика “культурности” государства,
данная поэтом М. Волошиным, который отмечал,
что ˙цель общественного бытия – процесс
пищеварения, мерило же культуры – чистота
отхожих мест.
Постепенно
общество приобрело вид сложной системы
отношений между многообразными социальными
институтами: государством, партиями,
средствами массовой информации и т. д.
˙Главным назначением этой системы стала
интеграция общества, обеспечение эффективности
общезначимой деятельности и реализации
задач, которые со временем стали называть
национальными интересами. ˙Платой за
возможность достижения такого согласия
и является превращение властных отношений
в отношения господства и подчинения.
М. Вебер видел специфику такого рода отношений
в возможности господствующей стороны
проводить внутри общества собственную
волю даже вопреки сопротивлению. ˙
Нарастание
масштабов человеческой деятельности
и усложнение социальной организации
общества (дифференциация социальных
интересов) неизбежно порождают потребность
во власти публичной, т. е. стоящей над
всеми и выступающей от лица всего общества.
˙Происхождение политической власти было
обусловлено необходимостью объединить
действия многих людей, преодолеть стихию
внутригрупповых и межгрупповых конфликтов.
По подсчетам американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона в настоящее время имеют место свыше 500 определений слова «культура». Латинское слово «cultura» первоначально означало обработку земли, возделывание почвы. Цицерон в 45 г. до н.э. применил его в переносном смысле как cultura anima, что переводится как «возделывание, взращивание души, духа». Культуру стали понимать как нечто, противостоящее природе, созданное самим человеком. Культуру также называют созданной человеком «второй природой».
В ХХ в. крупнейший социолог мира П.А. Сорокин характеризовал культуру как систему ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов. Поясняя свое понимание культуры как совокупности значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие люди, П.А. Сорокин писал: «В классной комнате преподаватель и студенты являются личностями, совокупность этих личностей, вместе с нормами их отношений, составляет общество классной комнаты; не только научные, но и другие идеи, которыми они обладают и обмениваются, но и книги, доска, мебель, лампы и сама комната представляют собой культуру этого общества». Он же подчеркнул: «Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать ... без культуры».
Культура проявляется и в предметных результатах человеческой деятельности, и в способах, методах самого осуществления этой деятельности, и в субъективных силах и способностях людей, и в разнообразных (правовых, моральных, религиозных, эстетических и др.) нормах, выполнения которых общество требует от входящих в него индивидов. Чтобы быть полноправным членом своего общества («быть культурным»), каждый человек должен овладевать культурой этого общества, формировать свой внешний облик и внутренний мир в духе ее требований.
Каково же содержание понятия "культура"?
• Во-первых, культура включает и себя лишь то, что создано или создается человеком: виды и формы человеческой деятельности, возникающие в ее результате продукты (артефакты) и отношения. Следовательно, в этом плане культура выступает как противоположность природы, как противопоставленность искусственного естественному.
• Во-вторых, культура и совпадает с обществом как таковым, и не совпадает, хотя бы потому, что в жизнедеятельности человека и общества немалое место занимают факторы именно природного характера.
• В-третьих, содержанием культуры является именно "возделывание'', воспитание, формирование человека, а значит таких отношений, в которых человек биологический становится личностью (человеком социальным).
Следовательно, только тот способ, форма и результат деятельности, целью которых является развитие человека, его индивидуальности, его творческих возможностей, имеют подлинно культурное содержание. Только те системы деятельности, которые созданы для саморазвития человека в этом процессе, относятся к культуре.
Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителю - выделять мировую и национальные культуры. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур народов, населяющих нашу планету. Национальная культура в свою очередь выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее известная не повторяемость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции быта, труда и производства) сферах жизни и деятельности.
Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функции в жизни человека и общества. Охарактеризуем основные:
• главная функция культуры - гуманистическая (гуманный - человечный, отзывчивый). Эта функция "возделывания" духа, гуманного отношения между людьми. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.
• важнейшая функция культуры - передача социального опыта. Она способствует исторической преемственности между поколениями людей. эпохами. Культура - это социальная память человечества.
• тесно связана с двумя первыми функциями познавательная функция. Культура, концентрируя лучший опыт поколений, имеет способность, накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создает благоприятные возможности для его познания и освоения.
• регулятивная (нормативная) функция связана прежде всего с регулированием различных сторон, видов общественной и личной деятельности. В сфере труда, быта межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, выбор тех или иных материальных и духовных ценностей.
• ценностная функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню судят о степени культурности человека.
•
знаковая функция. Она является важнейшей
в системе культуры. Без изучения
соответствующих знаковых систем овладеть
достижениями культуры не представляется
возможным. Так, язык является средством
общения людей, овладения национальной
культурой. Собственными знаковыми
системами располагает мир
Социология исследует общество на разных уровнях вплоть до самых конкретных, культура рассматривается более непосредственно, как система действующих в обществе или в рамках определенного социального класса общезначимых моделей поведения. Ф. Дюмон, современный социолог из Квебека, считает, что в культуре следует также выделять уровень первичной, или спонтанной, культуры – это непосредственные и не подлежащие обычно теоретическому осмыслению массовые навыки людей в быту, например, гигиенические навыки, этикет и т.п., и вторичной культуры – литература, кинематограф, живопись и т.д. С точки зрения социологии спонтанная культура как объект изучения продуктивнее, поскольку дает больше информации о непосредственной социальной жизни, в том числе и о жизни тех еще многочисленных социальных групп и индивидов, которые в значительной мере выпадают из радиуса действия вторичной культуры: не читают или мало читают книг, не интересуются искусством. Спонтанная культура разных обществ, социальных слоев и исторических эпох, христиан, мусульман, евреев и неверующих очень отличается.
Например,
простейшие гигиенические навыки, без
которых немыслима жизнь
Таким образом, спонтанная культура – это миллион больших и маленьких деталей, касающихся образа мыслей, взглядов и манеры поведения, присущих всем членам данного общества.
Понятие «культура» имеет и такое производное значение, как «цивилизация». Мы говорим: «исламская культура», «современная западная культура», «эллинистическая культура» и т.п. В этом контексте под культурой понимается система представлений и моделей поведения, локализованная в конкретном регионе в конкретную эпоху.
Влияние
культуры на индивида сильнее, чем это
может показаться. Вопреки тому,
что мы обычно считаем культуру чем-то
вторичным и эфемерным по отношению
к нашей физической природе, естественное
и воспитанное так тесно
Самым банальным примером может служить отношение к родовой боли. В современном обществе давно практикуются разнообразные методы обезболивания в родах, и все же роды считаются болезненным испытанием. Современная жительница западных стран в среднем рожает 2-3 раза за всю жизнь, а многие вообще не хотят иметь детей. Однако на Востоке, в первобытных и традиционных обществах роды не обезболивают, а рожают по десять и более детей.
Среди элементов, или компонентов, культуры, можно выделить следующие:
1.Ценности. Они являются основанием каждой культуры. Ценность – это то, что в рамках данной культуры является желательным и предпочтительным. Они передаются из поколения в поколение благодаря семейному и внесемейному воспитанию, а также воздействию литературы, науки, искусства.
2.Идеологии. Под идеологией следует понимать систему взглядов, убеждений, ценностей и установок, в которых осознаются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержаться цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений. Идеология представляет собой реальную силу, организующую и мобилизующую социальное действие.
3.Язык. Это система словесных кодов и символов, транслируемая из поколения в поколение и служащая основой вербального взаимодействия. Обычно язык является национальной, этнической принадлежностью и важнейшим средством этнической идентификации.
Язык служит важнейшим критерием, позволяющих отличать «своих» от «чужих». Более того, язык – это инструмент социальной дифференциации, поскольку передает мироощущение вместе с присутствующими в ней социальными установками.
4.Символы. Символы – важнейший элемент культуры. Наряду с языком они образуют систему кодов социального общения в рамках одной культурной системы. Как и слова, они отражают определенное миропонимание, присущее данной культуре. И символы, и слова – это знаки, выражающие определенные значения или смыслы.
5.Традиции. Под словом «традиция» понимается совокупность представлений и моделей поведения, характерных для данной культуры и передающихся из поколения в поколение. Это социальное и культурное наследие, которое родители оставляют своим детям не как индивидуумы, а как члены той или иной социальной группы, национальной и религиозной общности, класса и т.д. Каждый человек в силу рождения причастен к каким-то традициям. Традиции определяют уклад семьи и общества, отношения между родителями и детьми, мужем и женой, женихом и невестой, распределение семейных ролей, влияют социальное разделение труда, предписывают те или иные занятия, профессии, образ жизни, поведения по отношению к гостю, отношение к врагу. Короче говоря они регламентируют быт.